Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 01:07, курсовая работа
Цель написания курсовой на данную тему – изучение социальной политики государства, ее роли и места в современной рыночной экономике, раскрытие ее основных методов, а также изучение проблем проводимой в Республике Беларусь социальной политики, выделение направлений ее совершенствования, рассмотрение теоретических, методологических и практических проблем социальной политики.
Задачами исследования являются: определение понятия «социальная политика», ее функций, принципов, рассмотрение структуры и основных показателей результативности социальной политики, анализ особенностей реализации и результативности социальной политики в Республике Беларусь, обоснование направлений ее совершенствования.
Введение 5
1 Содержание и функции социальной политики 7
2 Методологические основы социальной политики 9
2.1 Показатели результативности социальной политики 9
2.2 Доходы населения. Механизм индексации доходов 12
2.3 Социальное регулирование рынка рабочей силы 15
3 Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь 18
Заключение 28
Список использованных источников: 30
Содержание:
Современная Беларусь – это стабильное государство, занимающее достойное место среди стран Европы и СНГ, сильная и эффективная власть которой работает во имя благосостояния народа. Четкое и последовательное развитие политики государства в соответствии с выбранным курсом позволило достичь высоких темпов экономического роста и укрепить социально-политическую стабильность общества.
Модель социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь доказала свою действенность и способность обеспечивать устойчивую макроэкономическую динамику даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
Основной целью функционирования любой экономической системы, несомненно, является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, устранение бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясности необходимости наличия такой политики, нужно решить, с помощью какой именно социальной политики, каких методов и механизмов общество может быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процессах, зависит ли стабильность общества от социальных проблем, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики. Именно эти вопросы и проблемы обусловливают актуальность выбора этой темы для курсовой работы.
Человек – ядро политической и экономической системы. Он правит страной, он создает ВВП, он разрабатывает программы государственного развития, он производит продукцию, оказывает услуги. Ему так необходим для высокопроизводительного труда достойный уровень и высокое качество жизни, справедливая оплата. Рассматривая человека в качестве объекта социальной политики, нужно понять, что конечной целью его экономической деятельности является создание материальной базы для улучшения условий собственной жизни. Также нужно учитывать, что поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов, что в свою очередь приводит к необходимости введения единообразных подходов к улучшению условий жизни. Данной деятельностью и занимается социальная политика.
Роль социальной политики в функционировании современной рыночной системы двояка. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровожда-ется ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Цель написания курсовой на данную тему – изучение социальной политики государства, ее роли и места в современной рыночной экономике, раскрытие ее основных методов, а также изучение проблем проводимой в Республике Беларусь социальной политики, выделение направлений ее совершенствования, рассмотрение теоретических, методологических и практических проблем социальной политики.
Задачами исследования
являются: определение понятия «
1 Содержание и функции социальной политики
Рыночный механизм формирования доходов населения без какого-либо государственного вмешательства означает, доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения и с учетом предельной полезности этих факторов. При этом не учитываются реальные возможности потребителя, острота нужды в конкретном благе и т. п. Важна лишь одна особенность потребителя – его платежеспособность. И, как следствие, товар не достается тому, кто в нем действительно нуждается, а попадает к тому, кто может заплатить за него большую цену, что не является социально справедливым. Поэтому с полной ответственностью можно утверждать, что рыночный механизм производства и распределения благ (как материальных, так и духовных) не может обеспечить гарантированного уровня благосостояния населения.
В такой ситуации наилучший выход – серьезная реакция со стороны государства. Таким образом, регулирование социально-экономических условий жизнедеятельности общества является одной из приоритетных задач проводимой государством политики, а социальная безопасность – важной составляющей национальной безопасности.
Суть социальной политики государства заключается в том, чтобы регулировать отношения как между различными социальными группами населения и слоями общества, так и внутри их в целях обеспечения необходимых условий для повышения уровня жизни членов общества и создания социальных гарантий для участия в процессе общественного воспроизводства. Таким образом, социальная политика – составная часть внутренней политики государства, представляющая собой совместную деятельность государства, профсоюзов, общественных объединений, партий, направленную на обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества, повышение благосостояния членов общества, предотвращения социальных конфликтов, обеспечения занятости, создание социальных гарантий, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве.
Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором отсутствуют резкие социальные контрасты, достигнут социально приемлемый уровень жизни, имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.
В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы её исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют её реальное содержания. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.
Выделим основной круг функций социальной политики: стабилизация достигнутого социального мира, сложившихся экономичес- ких отношений; стимулирование экономической активности населения; гарантия обеспечения минимально допустимого уровня жизни; обеспечение при возникновении неблагополучной ситуации адресной поддержки гражданам, в том числе и за счет выравнивания уровня личных доходов.
Основными принципами социальной политики государства выступают: равенство перед законом всех членов общества; социальная солидарность – общность основных интересов и целей населения данной страны; социальная справедливость – обеспечение экономической симметричности и эквивалентности в жизни общества за счет соответствия прав и обязанностей, свободы и ответственности, вклада в национальное производство и реального социально-экономического положения человека [12, стр. 639].
Показателями результативности социальной политики являются уровень жизни и качество жизни населения.
Уровень жизни
(благосостояние) населения — сложная
социально-экономическая
В качестве индикаторов, характеризующих изменения в уровне жизни, используются: минимальный потребительский бюджет (МПБ); прожиточный минимум (корзина); уровень денежных (совокупных) доходов различных групп населения; уровень бедности; распределение населения по уровню душевых доходов; динамика децильных коэффициентов дифференциации населения и концентрация доходов у различных его групп; показатели динамики покупательной способности и потребительских расходов; реальный ВВП на душу населения [6, стр.235].
Чтобы иметь реальное представление о существующем уровне жизни, необходимо иметь какую-то точку отсчета, отталкиваясь от которой можно было бы проследить его. За такую точку отсчета принимают «потребительскую корзину». Она включает в себя типичные для потребления блага и услуги, которые обеспечивают определенный уровень потребления в той или иной стране. На основе сопоставления цен входящих в потребительскую корзину товаров и услуг за базовый и анализируемый периоды определяется динамика стоимости жизни (уровень благосостояния населения). При сопоставлении уровня жизни в различных странах соизмеряются цены товаров, входящих в потребительскую корзину.
Различают минимальную потребительскую корзину, которая обеспечивает минимально нормальный уровень потребления, и рациональную потребительскую корзину, отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления. Минимальная потребительская корзина по отдельным социально-демографическим группам рассчитывается по-разному и лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума. Минимальный потребительский бюджет есть стоимостная оценка минимальной потребительской корзины.
В процессе экономического анализа МПБ принято сравнивать со средней заработной платой по категориям работающих, а для пенсионеров - со средней пенсией. Чем ближе МПБ приближается к рациональному набору, чем выше средняя заработная плата и средняя пенсия по сравнению с соответствующим МПБ, тем выше уровень жизни населения страны [12, стр.632].
Денежные доходы распределятся между людьми неравномерно. С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности – состояния длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни [13, с.203]. Основным методом определения численности бедных является установление черты (границы) бедности – минимально допустимого критического уровня жизни, который правительство страны должно гарантировать своим гражданам [3, с.290]. В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом служит также для количественной оценки бедности.
Прожиточный минимум
– это минимальный набор
Имеются и другие показатели уровня жизни. В мировой статистике, начиная с 1990 года, по рекомендациям ООН стали использовать особый показатель, называемый ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП определяется как среднеарифметическая величина трех индексов: уровня образования; реального ВВП на душу населения; ожидаемой продолжительности жизни. Республика Беларусь с 1992 года входит в группу стран с высоким уровнем развития, и несмотря на то , что ее рейтинг снизился с 42-й позиции в 1992 г. до 68-й в 2007, в 2011 году по уровню развития человеческого потенциала Республика Беларусь поднялась на 3 позиции и стала 65-й из 169 государств.
Более сложным и трудно поддающимся количественным оценкам является показатель качества жизни - уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей [13, с.212]. Другими словами, качество жизни — это совокупность характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель включает в себя, помимо уровня жизни, условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие. При прочих равных условиях качество жизни зависит от результативности социальной политики государства, которая в свою очередь, определяется экономическим состоянием страны.
Доход - денежная сумма, поступающая в непосредственное распоряжение субъекта рыночной экономики при приобретении благ и услуг личного пользования. Он выступает в качестве денежной оценки результатов лица.
Чтобы судить о величине дохода, необходимо различать его номинальное и реальное выражение. Поэтому для оценки уровня доходов населения используют показатели номинального, реального и располагаемого доходов. Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в личное распоряжение за определенный период времени. Если из суммы номинального дохода вычесть налоги и другие обязательные платежи, то оставшаяся часть будет составлять располагаемый доход, который используется на личное потребление и личное сбережение. Реальный доход есть то количество товаров и услуг, которое можно приобрести за данный располагаемый доход. В условиях отсутствия инфляции располагаемый и реальный доходы совпадают. На практике реальный доход – это располагаемый доход с поправкой на инфляцию [9, стр.621].
В реальной жизни совокупный доход отдельной семьи формируется не за счет какого-либо одного источника (например, заработной платы), а за счет нескольких источников с преобладанием одного из них(заработная плата, доходы от собственности, социальные выплаты). Как правило, для различных групп населения значимость того или иного источника доходов различна и для различных этапов жизненного пути неодинакова. Однако, с определенной долей достоверности, можно выделить группу людей, для которых превалирующим источником дохода является доход от собственности, и группу, для которой основной источник заработная плата. В масштабах республики вторая группа самая многочисленная.
Информация о работе Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь