Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 01:07, курсовая работа
Цель написания курсовой на данную тему – изучение социальной политики государства, ее роли и места в современной рыночной экономике, раскрытие ее основных методов, а также изучение проблем проводимой в Республике Беларусь социальной политики, выделение направлений ее совершенствования, рассмотрение теоретических, методологических и практических проблем социальной политики.
Задачами исследования являются: определение понятия «социальная политика», ее функций, принципов, рассмотрение структуры и основных показателей результативности социальной политики, анализ особенностей реализации и результативности социальной политики в Республике Беларусь, обоснование направлений ее совершенствования.
Введение 5
1 Содержание и функции социальной политики 7
2 Методологические основы социальной политики 9
2.1 Показатели результативности социальной политики 9
2.2 Доходы населения. Механизм индексации доходов 12
2.3 Социальное регулирование рынка рабочей силы 15
3 Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь 18
Заключение 28
Список использованных источников: 30
График 1 -Размер МПБ и БПМ в период с 01.11.2010г. по 30.04.2012г. в долларах США
Примечание: Источник: собственная разработка.
Такая тенденция
изменения показателей
Немаловажным индикатором уровня жизни населения являются доходы. На графике 2 отслеживается динамика доходов населения за последние 5 лет. Оценка доходов происходит на основании 4-х составляющих: реальный размер назначенных пенсий, реальная заработная плата, реальные располагаемые денежные доходы, реальные денежные доходы. На основании данных таблицы 3, а также графика 2 можно сделать вывод о том, что уровень доходов значительно снизился в 2011году в сравнении с 2010 годом и началом отчетного периода (2007год). При этом в самой тяжелой ситуации оказались пенсионеры: реальный назначенный размер пенсий в 2011 году снизился почти на 33% в сравнении с 2010 годом. Такое падение закономерное последствие кризиса и красный сигнал для
График 2 - Динамика основных показателей доходов населения за последние 5 лет
Примечание: Источник: собственная разработка.
государства, вынуждающий немедленно принимать меры по улучшению данного показателя. Что же касается первого квартала 2012 года, то здесь ситуация следующая. В январе-феврале 2012 г. общий объем денежных дохо-
Таблица 3. Динамика доходов населения в период с 2007 по 2011 гг.
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Денежные доходы в расчёте на душу населения, тыс. руб /мес. |
511,4 |
658 |
766,1 |
952,4 |
1451,3 |
Реальные денежные доходы, в % к предыдущему году |
13,2% |
11,8% |
2,7% |
15,1% |
-0,7% |
Реальные располагаемые денежные доходы в % к предыдущему году |
13,1% |
11,8% |
3,7% |
14,8% |
-0,6% |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб |
694 |
868,2 |
981,6 |
1217,3 |
1925,3 |
Реальная заработная плата, в % к предыдущему году |
10,0% |
9,0% |
0,1% |
15,0% |
1,3% |
Средний размер назначенных пенсий тыс. руб. |
328,2 |
389,4 |
429,5 |
584,7 |
940,4 |
Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году |
5,4% |
4,7% |
0,2% |
23,9% |
-32,9% |
Примечание: Источник: собственная разработка.
дов населения составил 40,6 трлн. рублей и по сравнению с аналогичным периодом 2011года увеличился в 2 раза, но при этом следует учитывать, что рост потребительских цен в этот период также увеличился в 2,1 раза. Реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом налогов, сборов, взносов, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе-феврале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года снизились на 2,4% при прогнозе роста на 3-3,5% [1].
График 3 - Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в % к аналогичному периоду предыдущего года.
Примечание: Источник:[20]
Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии), удельный вес которых (по данным Национального статистического комитета) в январе-феврале 2012г. составил 85,1%. Наглядно структура доходов в январе-феврале 2012 г отображена на диаграмме (диаграмма 1).
Диаграмма 1 - Структура доходов населения в январе - феврале 2012
Примечание: Источник:[20].
Проводя анализ эффективности социальной политики нельзя не затронуть такой индикатор уровня жизни как ВВП. В первом квартале 2012 года объем ВВП составил 105,6 трлн. рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых ценах в белорусских рублях на 3%.
Оценка перспектив сокращения бедности в Республике Беларусь осуществляется, главным образом, на основе анализа ситуации относительно увеличения доходов, доступности образования, здравоохранения. Безусловно, экономический кризис далеко не положительно отразился на данном показателе, вызвав существенное увеличение наименее обеспеченного слоя населения. В Республике Беларусь стабильно, на протяжении многих лет ставилась задача снижение доли наименее обеспеченных слоев населения, что вполне успешно претворялось в жизнь. Так, после гиперинфляции 2000 года, постепенно снижалась доля «бедного» населения. Так, по данным Национального статистического комитета, в 2010 году удалось достичь минимального за последние 12 лет уровня бедности – 5,2%. Снизить показатель в 2010 году удалось за счет значительного повышения зарплат (государство неоднократно на протяжении года поднимало тарифную ставку первого разряда). В первом квартале 2011 года, пока роста цен не наблюдалось, а курс белорусского рубля оставался стабильным, уровень бедности оставался на довольно низком уровне. Коренным образом меняется ситуация в трех остальных кварталах 2011 года.
По официальным статистическим данным, начиная со второго квартала 2011 года, удельный вес бедных слоев населения стал расти. На фоне высоких темпов инфляции стоимость товаров и услуг, включенных в бюджет прожиточного минимума, стала расти, и, как следствие, размер бюджета в денежном выражении увеличился, в то время как доходы выросли не настолько, чтобы компенсировать рост цен. Стоит отметить, что уровень бедности в больших городах ниже, а в малых городах и сельской местности – выше.
По уровню развития человеческого потенциала Беларусь входит в категорию стран с высоким ИРЧП, занимая в рейтинге 65 позицию из 169. Программой социально-экономического развития на 2011-2015 года запланировано вхождение в 50-ку стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
На основании
анализа показателей
На формирование рыночной социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости. В этой сфере существует ряд проблем: низкая эффективность использования трудовых ресурсов, неконкурентоспособность рабочей силы на рынке труда. Улучшение этих показателей становится первостепенной задачей политики занятости и рынка труда.
Важнейшим компонентом
рынка труда является заработная
плата. В качестве основных направлений
совершенствования механизма
Пенсионная
система Республики Беларусь выстроена
таким образом, что работающее население
финансирует потребности
Существуют проблемы в сфере предоставления социальной помощи. Переход к рыночной экономике предполагает кардинальные изменения в этой сфере: переход к адресному назначению социальной помощи на основе единых критериев, определение таких критериев. Эти критерии должны быть основаны на исчислении совокупного дохода семьи, изучения материально-бытовых условий жизни такой семьи. Такие критерии должны вводиться постепенно во все программы социальной помощи.
На основании главы можно сделать следующие выводы. За прошедшее десятилетие Беларусь довольно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса 90-х годов, значительно снизила уровень бедности, сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами, сохранила место в рейтинге стран с высоких уровнем развития человеческого потенциала. Тем не менее, наряду с видимыми положительными изменениями, в стране существуют реальные угрозы экономической безопасности государства. Главная причина, продолжающийся по сей день экономический кризис, который отбросил Республику Беларусь по уровню жизни населения на несколько лет назад. Однако, государство не остается безучастным к снижению уровня доходов населения, постоянно изыскивая пути для повышения пенсий и заработных плат. Хотя благо это или зло – покажет время.
Таким образом, социальная политика – зеркало экономики. В ее основу положен принцип социальной справедливости - удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Структура социальной политики представлена следующими направлениями: политикой обеспечения занятости; политикой регулирования доходов населения; политикой защиты здоровья и экологической безопасности населения и политикой социальной защиты и социальных гарантий. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Основой для формирования гибкой системы социальной защиты, которая позволит предупреждать возможные факторы социально риска и обеспечит соблюдение важнейших социальных прав членов общества, является система минимальных социальных стандартов. Формирование и применение социальных стандартов осуществляется на основе общедоступности социальной защиты и услуг; целевого и адресного финансирования; широкой информированности граждан о социальных стандартах. Результативность социальной политики можно оценить при помощи следующих параметров: уровня и качества жизни, которые достаточно сложны в расчете. Поэтому в последнее время рекомендуется использовать такой показатель, как ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП, определяемый как среднеарифметическая величина трех индексов: уровня образования; реального ВВП на душу населения; ожидаемой продолжительности жизни. Неравенство в распределении доходов населения можно измерить, используя кривую Лоренца, которая выражает зависимость между населением и получаемыми им доходами. Такое неравенство вызвано рядом причин.
Рассматривая политику регулирования доходов населения Республики Беларусь, отметим, что, во-первых, переход на рыночные отношения сопровождается трансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется круг их источников, наряду с оплатой труда появились доходы от собственности, продажи недвижимости, предпринимательской деятельности. Тем не менее, в современных условиях оплата труда пока еще остается основным источником доходов населения Республики Беларусь. Во-вторых, анализируя таблицы покупательной способности населения и оценки социально-экономических показателей, мы видим, что за последний год произошло снижение покупательной способности за счет снижения реальных денежных доходов населения. Однако своевременная реакция государства на сложную экономическую ситуацию, выражающаяся в оперативном принятии мер по стабилизации экономики, дает право ожидать постепенного улучшения благосостояния, качества жизни населения, повышения рейтинга Республики Беларусь на мировой арене.
Таким образом,
в настоящее время необходим
выбор таких приоритетов
Информация о работе Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь