Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 03:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить социальную политику государства и определить её роль в экономике, изучить особенности социальной политики в зарубежных странах, а также осветить проблемы и пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и направления социальной политики;
-рассмотреть основные показатели результативности социальной политики
- рассмотреть социальную политику и её особенности в зарубежных странах

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
1Сущность, цели, принципы и направления социальной политики……...5
2 Основные показатели результативности социальной политики………...9
2.1 Уровень жизни, качество жизни…………………………………………9
2.2 Потребительская корзина и потребительский бюджет………………..11
2.3Социальная справедливость и кривая Лоренца………………………..13
3Особенности социальной политики в зарубежных странах………........16
4Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников ………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ГОТОВАЯ.docx

— 134.64 Кб (Скачать файл)

От минимального уровня потребления  следует отличать физиологический  минимум потребления, который необходим  для физического существования  человека.

Минимальный потребительский  бюджет и прожиточный минимум  рассчитываются на основе минимальной "потребительской корзины". Формирование минимального потребительского бюджета  осуществляется нормативным, статистическим или комбинированным методом.

Минимальная "потребительская  корзина" с учетом уровня инфляции определяет минимальный потребительский  бюджет (МПБ) для семьи из четырех  человек. Среднедушевой МПБ составляет 25 % от МПБ семьи из четырех человек. На основе этих данных рассчитывается среднемесячный среднедушевой МПБ за квартал, 60 % которого определяет прожиточный минимум (порог, черту бедности). [2, c.81]

При этом следует отметить, что в условиях постоянного роста  цен величина прожиточного минимума должна корректироваться ежемесячно. Кроме того, денежная величина прожиточного минимума приобретает абстрактный характер, когда при её определении исходят из набора дешевых и доступных товаров, а потребителю приходится сталкиваться с их дефицитом или покупать дорогие товары.

Величина минимального потребительского бюджета должна служить ориентиром для усиления социальной защиты населения, определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, в том числе по безработице. Необходимо помнить, что минимальный потребительский  бюджет касается всех членов общества, в том числе и не работающих, а минимальная заработная плата является формой вознаграждения за труд. Поэтому минимальная заработная плата должна быть выше минимального потребительского бюджета. Установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума дискредитирует труд как источник получения дохода, вследствие чего теряются экономические стимулы к труду.

 

2.3 Социальная справедливость и кривая Лоренца

Уровень благосостояния людей  характеризуется получением  доходов. Доходы населения - это сумма денежных средств и материальных благ, полученных в общественном производстве, произведенных домашним хозяйством или какой-либо другой деятельностью за определенный промежуток времени. К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов населения относят коэффициент концентрации доходов (индекс Джинни) и кривую Лоренца, характеризующие степень удаления от состояния равенства в распределении доходов. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1 или от 0 до 100%. При этом чем выше значение индикатора, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Согласно закону Парето, 80% ВВП присваивают 20% населения, а остальные 20% ВВП распределяются среди 80% населения. Поэтому закон Парето называют законом 80/20. [6, с.178]

Для построения кривой Лоренца  на обе оси координат наносят  процентную масштабную шкалу: суммарный  процент семей, получающих определенную часть доходов, откладывают на оси  абсцисс, а суммарный процент  доходов - на оси ординат (Рисунок 1):

 

                         

                            Рисунок 1-  Кривая Лоренца

                           Примечание  - Источник [4, с.178]

Она показывает, насколько  больше разрыв между абсолютным равенством и фактическим неравенством, т.е. указывает на степень неравенства  в распределении доходов. На графике  видно, что точка Е показывает абсолютно равное распределение  доходов (на 50% семей приходится 50% доходов), а точка С - фактическое распределение (на 50% семей приходится 25% доходов). Чем дальше кривая Лоренца находится  от прямой ОА, тем менее равномерно распределяются доходы в данном обществе, и наоборот. [5, с.472]

Полученный результат  и есть коэффициент Джини. Чем  меньше коэффициент Джини, тем более  равномерно распределяются доходы, и  напротив, чем выше величина коэффициента, тем выше неравенство в распределении  доходов.

Коэффициент Джини находится в прямой зависимости от степени неравенства в распределении произведенного дохода (с увеличением неравенства растет и коэффициент) или (что одно и то же) в обратной зависимости  от относительного равенства распределения доходов (с увеличением равенства коэффициент уменьшается). Если коэффициент приближается к нулю, то можно говорить о том, что общество находится в состоянии абсолютной "уравниловки", а если коэффициент равен единице, то налицо ситуация нищего большинства и сверхбогатого меньшинства. Ясно, что государство должно избегать подобных крайностей с помощью политики целенаправленного перераспределения доходов.

Таким образом, показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизни –  это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. В отличие от уровня жизни качество жизни оценить достаточно сложно, так как, во-первых, этот показатель выступает как своеобразная интегративная оценкам, а во-вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению. К основным показателям качества жизни относят: условия и безопасность труда; наличие и использование свободного времени; состояние экологии, здоровья; физическое развитие населения и т.д. Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека, в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики. Величина минимального потребительского бюджета должна служить ориентиром для усиления социальной защиты населения, определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, в том числе по безработице. К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов населения относят коэффициент концентрации доходов (индекс Джинни) и кривую Лоренца, характеризующие степень удаления от состояния равенства в распределении доходов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Особенности социальной политики в  зарубежных странах

    Каждая страна  с учетом своей специфики формирует  собственную модель социальной  политики. В то же время Комиссия  Европейского Сообщества, чьей задачей  является разработка унифицированной  модификации социальной политики  для "Общеевропейского дома", выделяет две основные модели:

    1. Первая модель, часто называемая "бисмарковской" (при имени ее родоначальника, канцлера Отто Бисмарка), устанавливает  жесткую связь между уровнем  социальной защиты и успешностью  (длительностью) профессиональной  деятельности. Социальные права  обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении  всей активной жизни, т. е.  социальные выплаты принимают  форму отложенных доходов (страховых  взносов). Страховые кассы, управляемые  на паритетных или разделенных  началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными  работниками), собирают в установленном,  как правило, через коллективные  договоры, размере отчисления, заработной  платы, из которых формируются  различные профессиональные страховые  фонды и осуществляются социальные  выплаты.

Ответственность за финансовое равновесие и сохранность средств  несут правления касс (фондов). Они  не должны субсидироваться из бюджета  любого уровня, так как налоговое  перераспределение, реализуемое через  универсальный бюджетный подход, противоречит логике трудового страхового участия. Здесь социальная защита должна быть принципиально независима от "финансовых инъекций" со стороны госбюджета. 

Конечно, для семей со слабыми возможностями активного  трудового участия существует национальная солидарность, реализуемая через  муниципальные службы для малообеспеченного  населения, или благотворительность. Но это вспомогательные механизмы, а не основополагающие принципы.

     2. Вторая модель, которую комиссия ЕС называет "бевериджской" (Beveridge), исходит  из того, что любой человек,  независимо от его принадлежности  к активному населению, имеет  право на минимальную защищенность  по отношению к заболеваниям, старости или иной причине  сокращения своих материальных  ресурсов. В тех странах, которые  выбрали эту модель, действуют  системы страхования по болезни,  прикрепление к которым является  автоматическим, а пенсионные системы  обеспечивают минимальные доходы  всем престарелым независимо  от их прошлых усилий по  отчислениям от заработной платы  (так называемые "социальные" пенсии  в отличие от "профессиональных"). Такие системы социальной защиты  финансируются через налоги из  государственного бюджета. В данном  случае преобладает принцип национальной  солидарности, строящийся на концепции  распределительной справедливости. Приверженцами этой системы являются  Англия и страны скандинавского  социализма, в первую очередь  Швеция, достигшие весьма различных  результатов в решении, например, проблем бедности.

Социальная политика в  странах европейского сообщества реализуется  по следующим основным направлениям.

Социал-демократическая  модель типична для скандинавских  стран (Дания, Швеция, Финляндия). Модель характеризуется тем, что социальные услуги определяются как гражданские  права, причем все граждане имеют  право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Работающее население получает дополнительные социальные льготы. От системы государственного социального обеспечения отделено только страхование по безработице, основанное на принципе добровольности. В целом уровень социального  обеспечения довольно высок и  финансируется в основном за счет налогов.

Как пример социал-демократической  модели можно рассмотреть социальную политику Швеции. Этой стране принадлежит  приоритет по многим важным начинаниям социально-экономического плана: в  проведении активной политики выравнивания доходов и высокой доли перераспределения  через госбюджет национального  продукта; организации социального  диалога; переходе от политики потребительского отношения к окружающей человека природной среде к экологически дружественной политике промышленного  развития через ужесточение норм загрязнения и других экологических  стандартов, запрет на строительство  АЭС.

Швеция первой на Западе перешла на путь развития на основах  принципов социально ориентированного рыночного хозяйства. Ее экономическая  система ориентирована на достижение следующих социальных целей: обеспечение  относительной эталитарности, понимаемой как уменьшение при помощи налогов  резкой дифференциации доходов, уменьшение бедности при обеспечении полной занятости. Более 50% ВВП страны проходит перераспределение через государственный бюджет, в том числе более 2/3 этой части валового продукта страны направляется на услуги социальной направленности, включая бесплатное здравоохранение, образование и др.

Гуманность шведской социальной политики проявляется и в том, что работодатели 43% фонда заработной платы отчисляют в фонды пенсионного  страхования, а пособия по болезни  или уходу за ребенком выплачиваются  в размере 90% заработка [1, с.85]. Государство в Швеции превратилось в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Новшеством, существенно продвигавшим Швецию по пути социализации, было предложение шведских профсоюзов (еще в 1970-х гг.) создать контролируемые профсоюзами и финансируемые за счет налогов инвестиционные фонды трудящихся, которые приняли бы на себя руководство шведскими корпорациями.

Швеция является пионером также и в отношении организации  действенной системы социального  партнерства, начало которому было положено еще в 1938 г., когда Шведская федерация  профсоюзов и Шведская федерация  работодателей заключили «Сальтшебаденское  соглашение» о мирном разрешении трудовых конфликтов и заключении трудовых соглашений. Особенностью шведской системы  социального диалога явилось  то, что на первых порах он функционировал без вмешательства правительства  вплоть до 1970-х гг., когда правительство  Швеции стало проводить активное вмешательство на рынке труда, усилив регулирование доходов через  увеличение налогов. Политическая и  экономическая элита Швеции научилась  уважать законные интересы всех социально  значимых слоев и групп населения  без войн и революций. Экономическая  политика работает на опережение острых социальных конфликтов, реагируя даже на слабые сигналы, свидетельствующие  о неблагополучии. Сложилась своеобразная политическая культура - культура мирного  разрешения конфликтов на основе консенсуса, исключающего подчинение одной стороны  другой [1, с.87].

Сравнение шведской модели с западноевропейской показывает, что  она не так уж оригинальна. Безусловно, эта страна является пионером в создании особой формы общества благоденствия, в то же время эта модель очень  близка в своих базовых характеристиках  и к германской "концепции социально  ориентированного рыночного хозяйства, и к идеям, положенным в принятую Евросоюзом стратегию достижения Социальной Европы. Не случайно, например, то, что  Швеция одной из первых стран-участниц Евросоюза полностью адаптировала свое социальное законодательство к  общему социальному законодательству ЕС, поскольку социальные стандарты  Евросоюза более низкие, чем в  Швеции и других скандинавских странах, обеспечивающих своим гражданам  более высокий уровень экономической  безопасности. Можно сказать, что  социально-экономические доктрины, лежащие в основе общественного  развития Евросоюза и стран Севера Европы, развиваются во встречном  направлении: ЕС идет по пути построения более справедливого в социальном плане общества при уменьшении неравенства  в доходах и борьбе с социальным отторжением и обеспечения относительной  эталитарности, а Скандинавские  страны, несколько либерализировали свою экономику, с тем чтобы уменьшить  перегруженность госбюджета социальными  расходами, сделав, ее более адресной, сохраняя высокий уровень социальных гарантий.

Корпоративная модель (Германия, Австрия, Франция и страны Бенилюкса). Предполагает развитие системы пособий  по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности, и, соответственно, интеграцию профсоюзного движения с государством. Данную модель называют «континентальной». В её основе социальное страхование, т.е. социальное обеспечение прямо или косвенно (для членов семьи) распространяется на работающее население. Услуги социального  страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости  от принадлежности к той или иной профессиональной группе [1, с.91].

Информация о работе Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь