Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 03:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить социальную политику государства и определить её роль в экономике, изучить особенности социальной политики в зарубежных странах, а также осветить проблемы и пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, цели и направления социальной политики;
-рассмотреть основные показатели результативности социальной политики
- рассмотреть социальную политику и её особенности в зарубежных странах

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
1Сущность, цели, принципы и направления социальной политики……...5
2 Основные показатели результативности социальной политики………...9
2.1 Уровень жизни, качество жизни…………………………………………9
2.2 Потребительская корзина и потребительский бюджет………………..11
2.3Социальная справедливость и кривая Лоренца………………………..13
3Особенности социальной политики в зарубежных странах………........16
4Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников ………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ГОТОВАЯ.docx

— 134.64 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в  республике формируется переходный смешанный рынок труда, включающий в себя как старые, так и новые  механизмы определения стоимости  рабочей силы, регулирования занятости  населения и возникновение безработицы в ходе структурной перестройки экономики. Характерными чертами этого рынка являются: низкая стоимость и низкая мобильность рабочей силы; неразвитость системы социального партнерства в результате недостаточного в экономическом, организационном и политическом плане оформления и отделения друг от друга основных субъектов рынка труда - наемных работников, нанимателей (предпринимателей) и государства; одновременное существование скрытой безработицы и неполной занятости; несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу, признаку пола, территориальному размещению свободных мест и безработных; низкие темпы обновления рабочих мест; снижение численности занятых в сфере частного предпринимательства; преимущественно пассивный характер политики государственной службы занятости; отсутствие реального страхования по безработице; невысокий уровень пособия по безработице. Анализ существующих проблем и обобщение опыта разнообразных моделей рынка труда в странах с рыночной экономикой позволяют сформулировать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости в следующих направлениях: разработка программ создания и сохранения эффективных рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки экономики; формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и занятости безработных, включая финансирование создания рабочих мест в сфере малого бизнеса; обеспечение мобильности рабочей силы, прежде всего, через развитие рынка жилья и ликвидации института прописки; внедрение гибких нестандартных форм занятости; переход к реальному страхованию по безработице; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, как с высшим, так и со средним специальным образованием.

Важнейшим компонентом рынка  труда является заработная плата.

В настоящее время в  Республике Беларусь политика оплаты труда основывается на принципах  государственного регулирования, установления государственных гарантий и самостоятельности  предприятий. Сегодня можно сказать, что прежняя система тотального государственного управления заработной платой разрушена, а новая, рыночная так и не создана. Реальная практика подтверждает это, так как свидетельствует  о росте заработной платы при  снижении объемных показателей, о складывающихся необоснованных, межотраслевых различиях  в заработной плате и в то же время об уравнительности в оплате труда различных профессионально-квалификационных групп работников, в особенности  в бюджетной сфере. [8, с.26]

В контексте социальной политики заработная плата должна выполнять  двойную функцию: стимулировать  опоры на собственные силы через  высокопроизводительный труд и способствовать сокращению бедности.

Ни одну из этих функций  заработная плата в республике в  полной мере не выполняет. Действующая  модель заработной платы не обеспечивает мотивацию высокопроизводительного  труда и трудовую активность работников, не стимулирует предприятия к  совершенствованию структуры рабочих  мест и не создает условий для  сокращения дифференциации доходов  и уменьшению бедности.

В качестве основных задач, которые должны быть решены в результате совершенствования механизма оплаты труда, следует выделить:

- восстановление воспроизводственной  функции заработной платы посредством  приближения тарифной ставки  первого разряда к величине  бюджета прожиточного минимума  и далее минимальному потребительскому  бюджету;

- усиление зависимости  роста заработной платы от  результатов производственно-хозяйственной  и финансово-экономической деятельности  предприятий и организаций, личного  вклада каждого работника в  эти результаты, то есть восстановление  мотивационной, стимулирующей функции  заработной платы.

- система социальной защиты  в республике представлена тремя  видами социальных программ: социального  страхования, социального обслуживания  и социальной помощи. Особенно  много проблем накопилось в  программах социального страхования,  включая пенсионное обеспечение  и социальной помощи.

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-октябре 2011 г. составила - 1780,6 тыс. руб., в том  числе в октябре - 2318,0 тыс. руб. В октябре 2011 г. её уровень у работников промышленности составил 2634,3 тыс. руб., строительства - 2474,3 тыс. руб., транспорта - 2509,6 тыс. руб., связи -  2482,0 тыс. руб., сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях - 1584,1 тыс. руб.

В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период составила 1509,9 тыс. руб., в том числе в  октябре - 1947,7 тыс. руб. [Приложение Г].

Минимальная заработная плата  является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Размеры  минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются ежегодно исходя из потребностей работника в  материальных благах и услугах, экономических  возможностей республиканского и местных  бюджетов, а также нанимателей. Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216 предусмотрено установление размера минимальной заработной платы на уровне не ниже размера минимального потребительского бюджета семьи из четырёх человек на начало года в целях обеспечения её уровня не менее трети от средней заработной платы за отчётный период.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 20 декабря 2010 г. № 1844 «Об установлении размера минимальной заработной платы» с 1 января 2011 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 460000 руб., часовая - 2710 рублей. По состоянию на 16 декабря 2011 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2011 г. № 1666 «Об установлении размера минимальной заработной платы» с 1 января 2012 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 1000000 руб., часовая – 5930 руб. В результате соотношение размеров минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета семьи из четырёх человек на начало 2012 года составит 112,8 процентов. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. № 99 минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек на период с 1 ноября 2011 г. по 31 января 2012 г. утвержден в размере 886450 рублей [9].

Система пенсионного обеспечения  в Республике Беларусь построена  по принципу текущего финансирования (солидарности), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых  отчислений от фонда заработной платы  работающих. Это значит, что работающее население финансирует потребность населения пенсионного возраста.

Большинство пенсионеров  республики являются получателями трудовых пенсий. Источником финансирования этих пенсий с 1991 года являются страховые  взносы нанимателей (в основном - 35 % фонда оплаты труда) и работников (1 % индивидуальной заработной платы). До 80 % общей суммы этих отчислений направляется на финансирование выплаты трудовых пенсий, а остальные средства - на выплату пособий по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с рождением ребенка, при наступлении других страховых случаев, предусмотренных законодательством, и на финансировании расходов, связанных с оздоровлением населения.

Пенсионное обеспечение  военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственных служащих, лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской  АЭС, а также лиц, получающих социальные пенсии, производится (полностью или  частично) за счет средств государственного бюджета.

Реальный размер пенсий, рассчитанных с учетом изменения  индекса потребительских цен  на товары и услуги, в ноябре 2011 года по сравнению с ноябрем 2010-го уменьшился на 21,9%. При этом в ноябре пенсии увеличились на 13,5% по отношению к октябрю. Средний размер назначенных в ноябре пенсий составил 941 тыс. рублей, что в два раза превышает определенный правительством бюджет прожиточного минимума для пенсионеров (463 тыс. 570 рублей). Средний размер пенсий по возрасту в ноябре составил 974,3 тыс. рублей, по инвалидности - 869,2 тыс., по случаю потери кормильца - 632 тыс., социальных пенсий - 531,9 тыс. рублей [15].

В последнее время наметился  ряд негативных тенденций, которые  отрицательно сказываются на стабильном финансировании пенсий. Это свидетельствует, что пенсионная система уже сегодня  не в состоянии в полной мере обеспечить взятые на себя обязательства перед  получателями пенсий. При этом необходимо учитывать, что если в 2001 году пенсионного  возраста (60 лет для мужчин и 55 лет  для женщин) достигли 83,8 тысячи человек, то в 2005 году численность таких лиц  увеличилась до 105,3 тысячи, а в 2010 увеличилось до 136,2 тысячи. Это приведет к тому, что страховые средства необходимо будет распределять между  большим числом получателей, что  может привести к снижению уровня пенсий. Поэтому нужно искать резервы  внутри самой пенсионной системы. Достижению этой цели должна способствовать Программа  реформирования пенсионного законодательства Республики Беларусь о построении многоуровневой пенсионной системы, которая будет  органично сочетать государственные (обязательные) и негосударственные (дополнительные) формы пенсионного  обеспечения граждан.

Преобразования пенсионной системы предполагается осуществлять по двум основным направлениям:

- упорядочение (оптимизация)  системы, касающееся изменений  отдельных ее принципов, схем  и элементов и направленное, главным  образом, на укрепление ее страховых  основ;

- формирование многоуровневой  системы, включающей разные формы  пенсионного обеспечения.

Много проблем накопилось и в программах социальной помощи. Среди них: высокий, неадекватный состоянию  экономики и бюджетов, уровень  расходов на развитие программы социальной помощи; неэффективная адресность в  помощи малообеспеченным семьям; отсутствие соответствующего показателя бедности для назначения пособий и четкого  механизма учета расходов получателей  социальной помощи, построенного на проверке состояния семьи и одиноко  проживающих граждан, оценки их нуждаемости; раздробленность программ, схем управления ими и финансирования.

Переход к рыночной модели социальной политики предполагает соответствующие  изменения в предоставлении социальной помощи. К числу таких изменений  следует отнести:

- поэтапный переход от традиционно сложившегося уравнительного принципа предоставления социальной помощи к адресному ее назначению на основе единых критериев, основанных на принципах нуждаемости;

- определение критерия оценки нуждаемости, основанного на исчислении совокупного дохода семьи, одиноко проживающих граждан и проведении обследования их материально-бытовых условий жизни, что позволяет обеспечить адресный охват малообеспеченного населения;

- постепенное введение унифицированных критериев во все программы социальной помощи;

- отмена неадресных пособий, льгот и субсидий;

- консолидация действующих программ в рамках единой программы адресной социальной помощи;

-усиление муниципализации предоставления социальной помощи.

Основными целями в области  социальной политики на ближайшие годы являются: сокращение масштабов бедности; повышение доли трудовых доходов  и их реального роста; улучшение  качества жизни. Стратегия государства  по улучшению качества жизни требует  принятия мер по укреплению здоровья населения, расширению возможностей получения  образования, улучшению условий  труда и проживания, расширению возможностей отдыха и др. В качестве основных механизмов реализации социальной политики предполагаются: рост денежных доходов  населения и повышение их реального  содержания; сокращение отставания минимальных  доходов от прожиточного минимума; сокращение имущественного расслоения населения, ликвидация массовой бедности. В Беларуси в 2010 году доля расходов на образование увеличена до 10% ВВП  с 6,9% ВВП в 2006 году. В 2006 году завершена  подготовка Кодекса об образовании. Наряду с этим Минобразования Беларуси разрабатывает программу "Кадры", в соответствии с которой будет  отслеживаться прибытие каждого  выпускника к месту работы в соответствии с обязательным распределением [8, с.19].

В Республике Беларусь функционирует  одна из наиболее масштабных систем социальной помощи в регионе, общий объем  расходов на которую составляет 2,7 процентов  ВВП при охвате почти половины населения страны. В программах социальной помощи преобладают категориальные трансферты, тогда как на долю программ, основанных на оценке нуждаемости, приходится незначительная часть расходов. В  результате, значительную часть пособий  получают домашние хозяйства, которые  не  являются малообеспеченными. В  системе социальной помощи необходимо перераспределение средств от неадресных на адресные программы [21].

На основании главы  можно сделать следующие выводы: Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов, значительно снизила уровень бедности и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости. Система социальной защиты в республике представлена тремя видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи.

Информация о работе Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь