Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:13, курсовая работа
Структурная перестройка наряду с институциональными реформами является важнейшим направлением происходящей в России трансформации централизованно планируемой экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство. Эта перестройка призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйствования глубокие структурные деформации, обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил.
Введение 3
Глава 1. Понятие и перспективы структурной перестройки экономики 5
1.1 Структурная перестройка экономики: основные понятия, цели, причины…………………………………………………………………………5
1.2 Формы, факторы и направления структурных преобразований 14
Глава 2. Особенности экономического развития Российской экономики: современное состояние, проблемы и пути развития 24
2.1 Анализ российской экономики на современом этапе развития 24
2.2 Проблемы экономики России и пути их решения 39
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 49
Экономическая
структура имеет огромное значение для
сбалансированности народного хозяйства,
его эффективного и устойчивого роста.
Экономический рост большинства стран
Запада во многом объясняется глубокими
структурными изменениями, которые обеспечили
общий динамизм и качество национального
производства.
Преобразование административно-командной
хозяйственной системы в рыночную экономику
сопровождается сменой приоритетов в
формировании структуры народного хозяйства.
Прежде всего, такая смена диктуется необходимостью
преодоления структурных перекосов, унаследованных
от прошлого. Прежняя структура народного
хозяйства СССР характеризовалась высокой
степенью огосударствления всех экономических
процессов и монополизации производства,
искаженной структурой народно-хозяйственного
комплекса с высокой долей добывающих
отраслей, гипертрофированным военно-промышленным
комплексом при существенном отставании
отраслей, работающих на потребительский
рынок. Всесторонняя структурная перестройка
экономики - отраслевая, региональная,
управленческая, технологическая, организационная,
социальная - является необходимым условием
преодоления кризиса и выхода на траекторию
роста.
Эффективной признается
такая структура экономики, которая способна
обеспечить устойчивый и эффективный
экономический рост, выход национальной
экономики на передовые рубежи научно-технического
прогресса и на этой основе обеспечить
высокий уровень жизни населения.
Основными направлениями
структурной перестройки экономики являются[6]:
- развитие отраслей,
продукция которых пользуется спросом
на внутреннем и внешнем рынках;
- создание условий
для развития перспективных наукоемких
производств;
- свертывание и перепрофилирование
объективно ненужных и недееспособных
предприятий.
Как показывает практика
управления структурной перестройкой
национальной экономики, даже использование
селективного подхода на федеральном
уровне без учета субфедерального аспекта
структурной политики не позволило в полной
мере достичь целей ни одной из среднесрочных
программ социально-экономического развития
страны. Это связано как с идеологическими,
так и практическими проблемами формирования
разноуровневой структурной политики.
Так, целью федеральной структурной политики
является повышение общественного воспроизводства
за счет территориального разделения
труда и межрайонных связей, при этом под
регионом понимается территория размещения
производительных сил. Субфедеральная
структурная политика имеет дело с воспроизводственными
процессами, локализованными на конкретной
территории. Тогда регион является не
только подсистемой социально-экономического
комплекса страны, но и относительно самостоятельной
его частью с законченным циклом воспроизводства
и специфическими особенностями протекания
социальных и экономических процессов[7].
Структурная
политика в большей степени влияет на
долгосрочную динамику экономики и связана
с воздействием на совокупное предложение,
(совокупное предложение - уровень наличного
реального объема производства в стране
при каждом возможном уровне цен).
Объем задач российской
экономики в области структурной политики
очень велик. Это обусловлено несколькими
обстоятельствами.
Во-первых, решающее
влияние на экономику оказывает переход
от централизованной экономической системы
к рыночной. Каждая из этих систем требует
своей структуры экономики (хотя имеются
и общие производственно-технические
основы).
Второе условие связано
с распадом прежнего экономического комплекса
СССР, который привел к нарушению множества
хозяйственных связей между отраслями,
видами производства, к прекращению сложившегося
межотраслевого разделения труда. Из-за
этого Россия вынуждена срочно создавать
некоторые из них заново или импортировать
необходимую продукцию из других стран.
Кроме того, крайне
отрицательно на всю макроэкономику нашей
страны повлияли кризис 90-х гг, который
включал в себя разрыв производственных
связей и единого хозяйственного комплекса
в странах СССР, ошибки в приватизации
и аграрных преобразованиях, оставшуюся
России в наследство устаревшую морально
и изношенную физически материально-технической
базу, непомерные налоги, резкое повышение
цен, дефицит товаров первой необходимости.
Поэтому, как уже было сказано во введении,
для России необходимо грамотное проведение
структурной политики.
Поскольку рыночные
основы в экономике России созданы (проведено
разгосударствление крупных предприятий,
поддерживается, хотя и недостаточно,
малый и средний бизнес, создана налоговая
база, принимаются антимонопольные меры),
определенные шаги в области структурной
политики уже можно предпринимать.
Таким образом, проведя
исследование над данным вопросом, я полагаю,
что по своему содержанию структурная
перестройка должна преследовать цели:
изменения прежних отраслевых пропорций;
коренной технической модернизации производства;
обеспечения выпуска конкурентоспособной
продукции; формирования новой размерной
структуры экономики; рационализации
системы хозяйственных связей. Суть всех
этих преобразований, в конечном счете,
состоит в адаптации производительных
сил общества к требованиям рыночной экономики,
активно включенной в мирохозяйственные
связи.
1.2 Формы, факторы и
направления структурных преобразований
Структурные
адаптации, вызываемые научно-техническим
прогрессом, конкуренцией, изменениями
внешнеэкономической конъюнктуры, социально-политическими
сдвигами и множеством других факторов,
происходят в любой экономике. Они могут
осуществляться и в негативной, и в позитивной
форме[8]. Негативные адаптации проявляются
в сокращении производства и инвестиций,
остановке, закрытии и ликвидации предприятий,
отсечении наиболее слабых, нежизнеспособных
и просто оказавшихся ненужными сегментов
хозяйственной системы. Позитивная адаптация
обнаруживается в росте производства
и капитальных вложений, повышении эффективности
работы предприятий, в формировании и
утверждении конкурентоспособных хозяйственных
звеньев, состояние которых адекватно
требованиям изменяющейся среды[9].
Практика системной
трансформации плановой экономики в рыночную
показывает, что возможны две полярные
модели структурной перестройки, в которых
по-разному сочетаются процессы негативной
и позитивной адаптации. Первая из этих
моделей, характерная, в частности, для
Китая, отличается тем, что превалируют
процессы позитивной адаптации: растут
объемы производства, инвестиций, экспорта;
создаются современные предприятия, оснащенные
передовой технологией; происходит приток
крупных капиталовложений из-за рубежа;
повышается уровень реальных доходов
населения. Что касается России, то она,
как и другие европейские страны, демонстрирует
вторую модель. Здесь в ходе многолетних
реформ доминируют процессы негативной
адаптации, среди которых особенно важен
спад производства. В ряде постсоциалистических
государств он к настоящему времени уже
сменился постепенным ростом с выходом
из экономического кризиса. В нашей же
стране, в гораздо большей степени отягощенной
грузом структурных деформаций, экономический
спад продолжался, хотя в начале 1996 г. сменился
незначительным ростом с последующим
замедлением его темпов, а с 17 августа
1998 г. вообще принял отрицательное значение[10].
Среди факторов, определяющих
характер национальных моделей структурных
трансформаций, следует выделить[11]:
1. обусловливающее
их содержание институциональных реформ;
2. технологии
реформирования. К преобразованию
плановой экономики в рыночное
хозяйство существуют, как известно,
два принципиальных подхода: эволюционное
реформирование и «шоковая
По пути «шоковой терапии»
пошли вначале государства Восточной
Европы, а затем и наша страна. Смысл избрания
этого пути виделся в том, чтобы минимизировать
сроки перехода к рыночной экономике,
добившись одновременно его политической
необратимости. Однако за попытки быстрее
добиться поставленной цели приходится
расплачиваться резкой дестабилизацией
экономики, приводящей к глубокому общехозяйственному
кризису, который иногда называют трансформационным
спадом. В России он продолжался около
пяти лет.
За 1992-1995 гг. объем нашего
ВВП уменьшился на 42%, промышленной продукции
– на 43%, капитальных вложений – на 66%.
Резко ухудшилось финансовое положение
предприятий, огромных масштабов достигли
неплатежи. Катастрофически острой стала
проблема сбора в бюджет налогов. Стремительно
взлетевшие цены уничтожили сбережения
населения, оборотные средства и амортизационные
накопления предприятий. Снизился уровень
жизни россиян, особенно малообеспеченных
и лишенных сколько-нибудь надежной защиты
слоев. Над трудящимися висит угроза массовой
безработицы, особенно после августовского
кризиса.
Факты, таким образом,
свидетельствуют о том, что в нашей стране
произошел беспрецедентный для мирного
времени хозяйственный спад. Он не мог
не вызвать кардинальный сдвиг в системе
приоритетов государственной экономической
политики. К двум «штатным» задачам системной
трансформации экономики, связанным с
осуществлением институциональных реформ
и структурной перестройки, добавился
комплекс требующих самого безотлагательного
решения задач по достижению финансовой,
экономической и социальной стабилизации.
Понятно, что в данных условиях именно
этот комплекс стал для государства наиболее
важным; проблемы же институциональных
реформ отошли на второй план, а структурной
перестройки – уже на третий[12].
Ключом к возрождению
и новому развитию нашего народного хозяйства
являются, бесспорно, инвестиции. Они необходимы
как для преодоления спада и активизации
хозяйственной жизни в стране, так и для
структурной перестройки и последующего
экономического подъема. В сформировавшемся
в ходе реформ механизме оборота общественного
капитала важнейшими звеньями выступают
государство, финансовый и реальный сектора
экономики. Действие этого механизма до
последней поры было таково, что оно тормозило
рост сбережений и создавало труднопреодолимые
препятствия на пути их трансформации
в производительные капиталовложения.
Это проявляется в следующем.
Государство за годы
реформ резко сократило финансирование
инвестиций. К этому толкала, с одной стороны,
сама логика институциональных преобразований,
нацеленных на разгосударствление экономики,
а с другой, - крайняя необходимость решения
задач экономической стабилизации. Кроме
того, государство серьезно ослабило инвестиционный
потенциал финансового рынка своим массированным
вторжением на этот рынок посредством
высокодоходных государственных краткосрочных
облигаций и облигаций федерального займа.
Не способствовала росту капиталовложений
и налоговая политика государства, сосредоточенная
преимущественно на фискальных функциях
и в весьма малой степени стимулирующая
производителей и инвесторов.
Финансовый сектор
в процессе реформ быстро набирал обороты,
приумножая капиталы в результате расширения
операций в сфере краткосрочного кредитования
и торговли, купли-продажи валюты, ценных
бумаг и недвижимости, а также различного
рода посреднических услуг. Накапливаемые
в финансовом секторе значительные ресурсы,
однако, лишь в крайне малых дозах инвестировались
в реальный сектор с его вялотекущей деловой
активностью, высокими рисками и низкой
капиталоотдачей. Да и эти по сути мизерные
инвестиции направлялись в ограниченный
круг наиболее эффективных проектов, связанных
преимущественно с развитием экспортоориентированных
производств.
Инвестирование ресурсов
финансового сектора обычно осуществляется
двумя путями – через долгосрочное кредитование
при помощи портфельных инвестиций. Продвижению
по первому из этих путей препятствует
высокие процентные ставки по кредитам.
Портфельные же инвестиции осуществляются
путем сделок с ценными бумагами на фондовом
рынке. Его реальными и потенциальными
участниками являлись около 2600 коммерческих
банков, почти 600 инвестиционных фондов,
более 500 негосударственных пенсионных
фондов, около 3000 страховых компаний. Говоря
о возможностях российского фондового
рынка, нельзя не иметь в виду, что он сильно
перекошен: обороты государственных ценных
бумаг превосходили обороты корпоративных[13].
Реальный
сектор, столкнувшийся в процессе реформ
с клубком сложнейших проблем, находится,
как общепризнано, в состоянии глубокого
упадка. Главная беда здесь, очевидно,
в том, что большая часть предприятий,
получивших в результате приватизации
полную хозяйственную самостоятельность,
не ориентировалась на то, чтобы перестроиться
в соответствии с требованиями точной
экономики. Объясняется такое положение
серьезными просчетами в политике приватизации,
утратой контроля за деятельностью директората.
Новые собственники приватизированных
предприятий уже по чисто психологическим
причинам не могут ощущать себя их полноправными
и законными владельцами. А потому многие
из них вместо поиска инвестиций и путей
реорганизации систем управления и производства
используют активы подконтрольных предприятий
для занятий различными «теневыми» и «полутеневыми»
операциями. В результате ресурсы реального
сектора перекачиваются в финансовый
сектор или за границу.
Возможности использования
предприятиями реального сектора рынка
ценных бумаг для финансирования инвестиций
чрезвычайно малы, хотя в стране в ходе
реформ создано около 30 тыс. акционерных
предприятий. Причина проста: крайне узок
круг предприятий, акции которых были
ликвидны. В этот круг входят отдельные
предприятия нефтегазовой, металлургической
и автомобильной промышленности, связи,
а также электростанции, лесопромышленные
комбинаты. Кроме того, значительная часть
корпоративных акций приобретается не
стратегическими инвесторами, рассчитывающими
на долгосрочное деловое партнерство,
а финансовыми, полностью нацеленными
на получение спекулятивного дохода.
В нынешних кризисных
условиях процессы структурной перестройки
российской экономики, инициируемые в
первую очередь институциональными преобразованиями,
так или иначе, идут по следующим направлениям.
Прежде всего, происходят
существенные сдвиги в отраслевой структуре
общественного производства. Однако лидерами
при этом становятся не те отрасли, что
растут быстрее других, а те, в которых
спад производства меньше среднего. Такого
рода сдвиги, как свидетельствует мировой
опыт, не отражают глубинных тенденций
в развитии производительных сил и во
многих случаях носят временный, обратимый
характер. Именно так обстоит дело с рядом
произошедших за последние годы структурных
сдвигов в российской промышленности;
яркий пример – рост удельного веса добывающей
промышленности при снижении доли машиностроения
в общем объеме промышленного производства.
Вместе с тем
можно отметить и некоторые фундаментальные
структурные изменения, которые представляются
необратимыми. Одним из них является наблюдающийся
в последние годы рост доли услуг в валовом
внутреннем продукте страны, причем в
1994 г. доля услуг впервые превысила долю
товаров. Особенно динамично расширяются
позиции торговли и общественного питания,
финансов, кредита и страхования. Другим
важнейшим такого рода сдвигом следует
считать резкое сокращение объемов и удельного
веса в ВВП продукции военно-промышленного
комплекса[14].
К числу изменений,
которые могут считаться необратимыми,
есть основания отнести так же преобразования
в размерно-организационной структуре
производства. На одном ее полюсе формируется
быстро растущая сфера малого предпринимательства,
в составе которой на начало 1996 г. насчитывалось
более 900 тыс. предприятий с общим числом
занятых в 14 млн. человек. В 1995 г. на этих
предприятиях было произведено 9% общего
объема промышленной продукции, выполнено
около 1/3 подрядных работ строительных
организаций, реализовано 20% всего розничного
товарооборота. На противоположном полюсе
идет интенсивный процесс самоорганизации
российского капитала на базе интеграции
промышленных, финансовых, торговых и
других предприятий. Она основывается
на деловых связях, договорах и отношениях
собственности и приводит к созданию адекватных
крупных хозяйственных структур – финансово-промышленных
групп. К середине 1996 г. в России было официально
зарегистрировано 35 таких групп. Помимо
них в стране активно действуют сотни
ФПГ, участники которых предпочитают не
оформлять свои отношения официально.
Развитие ФПГ, должно было способствовать
значительному укреплению инвестиционного
потенциала российской экономики, осуществлению
в ней прогрессивных структурных сдвигов,
формированию рациональных связей, повышению
конкурентоспособности отечественного
производства[15].
Таким образом, при
всей значимости оправданных позитивных
перемен, происходивших до недавнего времени
в российской экономике под воздействием
реформ, нельзя утверждать, что уже нашли
решение основные задачи структурной
перестройки. Они связаны, прежде всего,
с необходимостью коренной модернизации
большей части предприятий, а таковая
может быть обеспечена только путем крупномасштабных
инвестиций, на что сегодня рассчитывать
опять не приходиться. Следовательно,
чтобы приступить к полноценной структурной
перестройке экономики, необходимо возобновить
нормальный инвестиционный процесс, а
именно восстановить к себе доверие у
мирового сообщества. Пока этого не произошло,
говорить об успехах подобного рода перестройки
преждевременно.
Информация о работе Проблемы структурной перестройки национальной экономики