Проблемы структурной перестройки национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Структурная перестройка наряду с институциональными реформами является важнейшим направлением происходящей в России трансформации централизованно планируемой экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство. Эта перестройка призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйствования глубокие структурные деформации, обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и перспективы структурной перестройки экономики 5

1.1 Структурная перестройка экономики: основные понятия, цели, причины…………………………………………………………………………5

1.2 Формы, факторы и направления структурных преобразований 14

Глава 2. Особенности экономического развития Российской экономики: современное состояние, проблемы и пути развития 24

2.1 Анализ российской экономики на современом этапе развития 24

2.2 Проблемы экономики России и пути их решения 39

Заключение 47

Список использованных источников и литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Гос. регулирование экономики 1.docx

— 332.76 Кб (Скачать файл)

Для обновления устаревшего основного капитала требуется гигантский объем инвестиций. Значительную их часть можно мобилизовать внутри страны. Но в нашей стране значительная часть валового сбережения уходит за рубеж, в том числе в погашение внешнего долга, и оседает в золотовалютных резервах государства. Одна из основных причин ухода капитала - недостаточно благоприятный инвестиционный климат. Это подтверждают и иностранные инвесторы. Также, они отмечают, что вложения в российские проекты сопряжены с более высокими, чем на других рынках, издержками и рисками, которые возникают вследствие наличия бюрократических барьеров, противоречивого законодательства и коррупции. 
 
У экономики России есть и проблемы, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Самые явные проблемы это зависимость от узкого круга товара, прежде всего от товаров топливно - сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров, такие как продукция машиностроения, автомобилестроения, различное оборудование и продовольствие. В целом же, истоки всех внешнеэкономических проблем находятся внутри национальной экономики. Так, сырьевая специализация страны - следствие деформированной структуры промышленного производства и отсталости всей производственной системы. Импортная зависимость - следствие недостаточной конкурентоспособности отечественных товаров. 
 
Путями решения таких задач как стабилизация роста национальной экономики и обеспечение равноправной интеграции России в мировое хозяйство может послужить решение следующих проблем: повышение конкурентоспособности российской экономики, сохранение и укрепление позиций страны на международных товарных рынках, расширение экспорта готовых услуг и продуктов с высокой добавленной стоимостью, обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, проведение такой таможенно - тарифной политики, которая смогла бы создать благоприятные условия для расширения национального производства, не вредя условиям конкуренции на внутреннем рынке, активизация мер по сокращению утечки капитала путем создания более благоприятных экономических условий и хорошего инвестиционного климата. Стоит отметить, что не смотря на высокий уровень либерализации внешнеторгового режима в нашей стране, торговые партнеры России не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, создавая различные искусственные барьеры и ограничительные меры, в большинстве своем в виде антидемпинговых пошлин или угроз к применению таковых, а иногда прибегая к политике «двойных стандартов».

Также хотелось бы отметить проблемы вступления России в ВТО. После присоединения к ВТО в силу неконкурентоспособности своих товаров Россия потеряет целые отрасли экономики, а с ними и миллионы рабочих мест. По данным союза российских товаропроизводителей, вступление России в ВТО и беспошлинная торговля приведет к половодью импорта, в результате чего разорится и закроется не менее 40 тыс. предприятий, лишатся работы 30 млн. человек, или почти половина рабочей силы страны. По экспертным оценкам, в наиболее тяжелом положении окажутся предприятия российского машиностроительного комплекса из-за того, что продукция отечественного машиностроения в большинстве случаев не соответствует требованиям мирового рынка, что подтверждается чрезвычайно низким уровнем ее экспортных поставок. Он составляет всего лишь 10,7% от общего объема экспорта, тогда как в США этот показатель в общем объеме экспорта составляет 93,2%. Такое положение обусловлено устаревшей производственной базой, отсталой технологией, низким уровнем производительности труда, громоздкой хозяйственной структурой, длительными сроками амортизации основного оборудования и многим др. Без структуризации и преобразования российского машиностроения и других отраслей при существенной государственной поддержке возможно конкурировать с Западом и Востоком, как на внешнем, так и на внутреннем рынках. 
 
Таким образом, для присоединения России к ВТО и интеграции в мировое экономическое пространство необходимо разработать специальные меры по реструктуризации и преобразованию отечественного машиностроения, военно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, продовольственной и других отраслей для обеспечения их устойчивого функционирования и развития. Иначе вхождение России в ВТО вызовет глубокий системный кризис и полную индустриализацию страны. 
 
Из-за сложностей, вызванных созданием Таможенного союза, импортеры не смогли растаможить иностранное вино и виноматериалы. Общие убытки от происходящего, по оценке специалистов, составили не менее $300 млн. При этом пострадали и производители российских вин, так как 70% российского вина изготовляется из импортного виноматериала. Начало работы Таможенного союза создало трудности и для поставщиков мобильных телефонов, ноутбуков, Bluetooth-гарнитур. Теперь все устройства, которые имеют функцию шифрования информации, должны пройти процедуру нотификации, то есть уведомить государство о поступлении товара. Однако участники рынка отмечают, что непонятно кому какие документы надо подавать, а при отсутствии нотификации ФТС имеет право не пропускать телефоны, поскольку, таким образом, нарушит правила Таможенного союза. Создание союза затруднило ввоз витаминов и гражданского оружия. Также приостановлено внедрение мобильной связи третьего поколения (3G), поскольку распространяющие операторы не могут ввезти оборудование для строительства сотовой сети. 
 
Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Россия находится на этапе переходной экономики, которому присущ ряд общих закономерностей стран с переходной экономикой: изменение экономической роли государства, приватизация, структурная перестройка экономики, смена инвестиционной стратегии: формирование новых рыночных субъектов экономики, рынка капитала и рынка труда; специфика ценообразования; изменение положения страны в мировой экономике. 
 
Несмотря на противоречивость происходящих процессов, в качестве положительного момента в рыночных преобразованиях экономики России можно отметить следующее: 
 
- подорван монополизм государственной собственности, начался, хотя и противоречиво, процесс формирования многоукладной экономики; 
 
- сломан, пусть не окончательно, аппарат административно-командного управления и распределения; 
 
- складывается инфраструктура рыночной экономики, особенно интенсивно в финансово-банковской сфере; достигнуто равновесие на потребительском рынке; 
 
- появился и расширяется слой предпринимателей новой волны, ориентированный на рыночные модели поведения. 
 
Российская экономика характеризуется тенденцией сужающегося воспроизводства в реальном секторе, ускоренным развитием торговли, финансово-банковских секторов, снижением эффективности использования ресурсов. Россия уже не может обеспечить себя продовольствием, товарами народного потребления, средствами производства. Страна живет только за счет своих природных ресурсов и стремительно превращается в сырьевой придаток развитых стран. Обвальное падение объемов производства и еще большее при этом падение объемов капиталовложений обусловливает дальнейшее падение уровня жизни. 
 
Важнейший критерий реформ - рост качества жизни. В стране сокращается занятость, расширяются зоны бедности, уменьшается платежеспособный спрос и, как итог всех процессов, снижение уровня и качества жизни большинства населения. В 1998 г. безработица в России составила 9,7 млн. чел. 
 
Низкий уровень жизни россиян - наглядное подтверждение того, что проводимый курс реформ сдерживает колоссальные возможности развития нашей страны. Сам по себе переход к рынку не может быть целью экономической реформы ни в одной стране. Реформы должны быть социально ориентированы. Пренебрежение интересами человека, возможно, является одной из коренных причин несостоятельности российских реформ. Люди должны быть уверены, что экономические преобразования в стране приведут к улучшению качества их жизни, тогда они будут заинтересованы в проведении реформы. 
 
Таким образом, мы выполнили все поставленные в начале нашего исследования задачи и можем сделать вывод, что цель данной работы - достигнута. 
 
Список использованных источников и литературы 
 
Анохин В. «Макроэкономика»- М..; Финансы, 2010. – 384 с. 
 
Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика - М.: 2012. - 398с.

Агабабьян, Э. М. Проблемы распределения и рост народного благосостояния: учебник / Э. М. Агабабьян. - М.: Наука, 2012. - 261 с. 
 
Андреев, Б. Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика: учебное пособие / Б. Ф. Андреев. – СПб.: Бизнес-пресса, 2010. – 412 с. 
 
Белоусов, А. Обзор макроэкономических тенденций: учебник / А. Белоусов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 246 с. 
 
Баликоев, В. З. Общая экономическая теория: учебник / В. З. Баликоев.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 679 с. 
 
Базылев, Н. И Экономической теории: учебное пособие / Н. И. Базылев, С. П. Гурко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 334 с. 
 
Бункина, М. К. Макроэкономика: учебник / М. К. Бункина, А. М. Семенов, В. А. Семенов. – М.: Дело и Сервис, 2012. – 298 с. 
 
Гайгер Л. Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с англ. Общая ред. В. А. Исаева. - М.: Инфра-М, 2012. - 600с. 
 
Долан Э. Дж, Линдсей Д. Макроэкономика (пер. с анг. В.Лукашевич и др.) Под общ. ред. Б. Лисовика и др. С-Петербург, 2010. - 547с. 
 
Зубко, Н. М., Экономическая теория: учебник / Н. М. Зубко.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 202 с. 
 
Козырев, В. М. Основы современной экономики: учебник / В. М. Козырев. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 289с. 
 
Камаев, В. Д. Экономическая теория: учебник / В. Д. Камаев. - М.: ВЛАДОС, 2013. – 347с. 
 
Луссе А.. Краткий курс – Макроэкономика. – СПб: Изд. «Питер», - 2012. - 298с. 
 
Малькевич, Н. Д. Ускорение роста ВВП и воздействия на инфляцию: учебник / Н. Д. Малькевич, Н. Ф. Зенчук, И. Н. Тихомиров. – М.: Компания спутник +, 2011. – 247с. 
 
Николаева И. П. Экономическая теория : учебник / И. П. Николаева. - М.: Кнорус, 2010. - 224 с. 
 
Николаевой, И. П. Основы экономической теории.: учебное пособие / И. П. Николаева. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 526 с. 
 
Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник / Р. М. Нуреев. - 2-е изд., изм. - М.: НОРМА, 2012. - 562 с. 
 
Семёнов В. А., Бункина М. Н. Макроэкономика. - М.:ЮНИТИ, 2013. - 240с. 
 
Туманов, Е. А. Макроэкономическая теория и анализ конкретных ситуаций: учебник / Е. А. Туманов. – М.: Норма, 2011. – 680 с. 
 
Фролова Т. А. Макроэкономика. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010. - 434с. 
 
Экономическая теория: учебник / В. Д. Камаев, Т. А. Борисовская, [ и др.].; под ред. В. Д. Камаева. М.: Владос, 2013. - 592с. 
 
Экономическая теория: учебное пособие / В. Н. Архангельский, А. В. Бударина, [ и др.].; под ред. В. И. Кушлина. - М.: Изд-во РАГС, 2012. - 668с. 
 
Экономическая теория: учебник / Н. И. Базылев, С. П.Гурко, М. Н.Базылева, [ и др.].; под ред. Н. И. Базылева. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 637с. 
 
Приложение 
 
(справочное) 
 
Таблица 1 - Официальный прогноз динамики роста ВВП России

 

 

 

Преобразование административно-командной хозяйственной системы в рыночную экономику сопровождается сменой приоритетов в формировании структуры народного хозяйства. Прежде всего, такая смена диктуется необходимостью преодоления структурных перекосов, унаследованных от прошлого. Прежняя структура народного хозяйства СССР характеризовалась высокой степенью огосударствления всех экономических процессов и монополизации производства, искаженной структурой народно-хозяйственного комплекса с высокой долей добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при существенном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.

Всесторонняя структурная перестройка экономики России -отраслевая, региональная, управленческая, технологическая, организационная, социальная - является необходимым условием преодоления кризиса и выхода на траекторию роста.

Эффективной признается такая структура экономики, которая способна обеспечить устойчивый и эффективный экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи научно-технического прогресса и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.

Основными направлениями структурной перестройки экономики являются:

  • развитие отраслей, продукция которых пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках;
  • создание условий для развития перспективных наукоемких производств;
  • свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий.

Решение проблем структурной перестройки облегчается наличием в стране уникальных природных ресурсов, высокого научно-технического и кадрового потенциала.

Однако пока позитивных изменений в структуре экономики не происходит, наоборот, наблюдаются негативные тенденции, прежде всего в промышленности. От развития промышленности в первую очередь зависят состояние производственного и научно-технического потенциала, эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов.

Негативные тенденции выражаются в росте доли добывающих и падении доли обрабатывающих отраслей. Это противоречит общемировой тенденции опережающего роста обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей топливно-энергетического комплекса и металлургических отраслей во многом ориентировано на внешний рынок вне пределов национальной экономики. Отечественная экономика все сильнее втягивается в худший вариант международного разделения труда в качестве поставщика топливных и сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий.

В 2000 г. удельный вес в российском экспорте топливных и сырьевых товаров составил 53,2%, а с учетом древесины, черных, цветных и драгоценных металлов и сырья для их производства -80,4%'. В результате формируется сырьевая ориентация российской экономики и утрачивается значительная часть научно-технического потенциала.

Тем не менее в стране имеются большие возможности в области высоких технологий, которых, по скромным оценкам специалистов, насчитывается более 3 тыс. В случае успешной "раскрутки" этих технологий можно повысить долю России на мировом рынке наукоемкой технологии с нынешних 0,3 до 10-12%, а это только по экспорту дало бы до 140-180 млрд долл. США в год2.

Усилия должны быть сконцентрированы в тех отраслях обрабатывающей промышленности, которые имеют конкурентные преимущества, позволяющие создавать экономические структуры, способные завоевывать мировые рынки. В первую очередь это касается авиационной и аэрокосмической промышленности, ядерной энергетики, ряда отраслей приборостроения, сферы высоких технологий.

B. Гpибoв, B. Гpyзинoв

Экономика предприятия, подробнее...

ВВЕДЕНИЕ 
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 
   1.1 Понятие и цели структурной экономики 
   1.2 Структура национальной экономики, ее виды 
2 АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 
   2.1 Анализ развития национальной экономики Республики Беларусь 
   2.2 Регулирование национальной экономики Республики Беларусь 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ввведение:

Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера. 
 
Важнейшей составной частью национальной экономики является материальное производство, в котором создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления. В материальное производство входят такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь. Крупнейшей отраслью материального производства является промышленность, состоящая из двух групп отраслей — добывающей и обрабатывающей. 
 
Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги. 
 
Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально- экономических процессов и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. 
 
Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.  
 
Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально- экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы. 
 
Актуальность темы обусловлена современным состоянием экономики Республики Беларусь, которая представляет собой ярко выраженную форму национальной экономики, и необходимостью ее реформирования с целью формирования рыночной экономики с соответствующими рыночными институтами и достижения рыночного равновесия. 
 
Объектом исследования курсовой работы является национальная экономика. 
 
Предметом исследования курсовой работы является взаимоотношение макроэкономических показателей в национальной экономике. 
 
Цель исследования – изучить теоретические аспекты национальной экономики и ее развитие в Республике Беларусь. 
 
Задачи исследования: 
 
1. Изучить структуру и цели национальной экономики; 
 
2. Проанализировать развитие национальной экономики в Республике Беларусь 
 
3. Рассмотреть государственное регулирование национальной экономики.

Информация о работе Проблемы структурной перестройки национальной экономики