Проблемы "утечки умов" из России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:49, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение проблемы «утечки умов» из России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить сущность проблемы «утечки умов» и ее содержание; описать основные причины и последствия интеллектуальной миграции; оценить состояние миграции квалифицированных специалистов из России; предложить мероприятия по сдерживанию «утечки умов».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1 ИСТОРИЯ «УТЕЧКИ УМОВ» ИЗ РОССИИ……………………………..
2 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ «УТЕЧКИ УМОВ» ИЗ РОССИИ……………
3 ПОСЛЕДСТВИЯ «УТЕЧКИ УМОВ» ИЗ РОССИИ……………………...
4 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СДЕРЖИВАНИЮ «УТЕЧКИ УМОВ»…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат мировая экономика.docx

— 34.05 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Одна из самых острых и широко распространенных проблем современного российского общества – «утечка умов» в экономике, т. е. проблема утечки высококвалифицированных трудовых кадров за границу. Это одна из проблем, не разрешив которую, будет невозможным дальнейшее экономическое развитие нашей страны. И одна из главных задач государства состоит в том, чтобы разрешить эту непростую задачу путем разработки системы программ и проведении правильной политики по регулированию рынка труда квалифицированной рабочей силы и разрешению вопросов связанных с ним, а так же некоторых других вопросов.

Актуальность данной тематики заключается в глобальности происходящих процессов для экономики России и развития отечественной науки в целом. Ведь, уезжая работать по контракту, наши специалисты приносят огромную пользу зарубежным государствам, в частности, достижения наших ученых становятся достоянием принимающей их страны. Страны - реципиенты получают готовых ученых, не вкладывая в их образование никаких средств, а стране – донору, т.е. России остаются только расходы по обучению высококвалифицированных специалистов и упущенные возможности в развитии нашей науки.

Целью работы является изучение проблемы «утечки умов» из России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить сущность проблемы «утечки умов» и ее содержание; описать основные причины и последствия интеллектуальной миграции; оценить состояние миграции квалифицированных специалистов из России; предложить мероприятия по сдерживанию «утечки умов».

Объектом исследования является процесс «утечки умов», т.е. отток из России научных и преподавательских кадров высшей квалификации.

Предметом работы является воздействие данной проблемы на экономику России.

1 ИСТОРИЯ «УТЕЧКИ УМОВ» ИЗ РОССИИ

 

Термин «утечка умов» был введен в обиход британскими журналистами в начале 60-х гг. прошлого века. А само явление, т.е. эмиграция ученых и высококвалифицированных специалистов, возникло как минимум на 300 лет раньше. При этом первой страной-реципиентом «утекающих умов» стала Россия, а первым русским государем, ставшим проводить целенаправленную политику по «сманиванию» иностранных «спецов», принято считать Петра I. На самом деле это явление имеет еще более древнюю историю: к моменту воцарения Петра в Москве давно уже существовала Немецкая (Кукуйская) слобода, населенная в основном приехавшими в нашу страну европейскими учеными, военными, ремесленниками [7].

Тогда, в 17 веке, русские власти вели себя в целом так же, как и современные правительства западных стран: давали приехавшим иностранцам немалые подъемные, назначая им высокое жалование. Короче говоря, создавали европейцам условия наибольшего благоприятствования.

Что касается «царя-реформатора», то при нем «сманивание чужих умов» приобретает массовый характер и начинает проводиться в открытую. Так, сам Петр не скрывал, что одной из целей Великого Посольства 1697 года была именно вербовка нужных стране специалистов. И в одной лишь Голландии было нанято тогда более 900 человек, в основном корабельных мастеров. Привлечение иностранцев на русскую службу продолжилось и в последующие годы. И к концу петровского царствования общее их количество в России исчислялось десятками тысяч человек.

После Петра I, в 18-19 вв., приоритеты миграционной политики российских властей постепенно сместились в сторону привлечения больших крестьянских масс, в основном из Германии и Австро-Венгрии, с целью заселения и освоения южных окраин Империи. И все же вплоть до революции Россия оставалась, по сути, единственной страной, проводившей целенаправленную политику по привлечению иностранных специалистов высокого уровня в свою страну. Так, в середине 18-го века из 107 членов Академии Наук 73 были иностранцами, а в 1908 году в Академии было 50 иностранцев при общей ее численности в 189 человек. Правда, в те времена, в годы пореформенного промышленного подъема, в нашу страну приезжали главным образом не собственно ученые, а технические специалисты, преимущественно занятые в новых, интенсивно развивавшихся тогда отраслях: энергетике и электротехнике, химической промышленности и т.д.

После революции и гражданской войны характер миграционных потоков изменился кардинально. Начиная с 1917 г. Россия столкнулась с массовым, не имевшим прецедентов исходом интеллектуалов. Правда, потери, понесенные страной в результате массового оттока отечественной интеллектуальной элиты, удалось частично компенсировать как за счет привлечения иностранных специалистов, так и активного воспитания собственных. Поначалу это были преимущественно немецкие инженеры и техники, приехавшие в СССР после заключения Рапалльского договора в 1922 г., а с конца 20-х гг. для осуществления программы индустриализации в СССР в массовом порядке стали привлекать американских специалистов.

В те годы американцы ехали к нам, как принято говорить, за длинным рублем. В условиях «великой депрессии» ни в США, ни где-либо на Западе вообще, они не могли получить столь выгодных подрядов, как в СССР. Короче говоря, то была «утечка умов» в чистом виде [1].

Получается, что с «утечкой умов» в строгом смысле, т.е. с эмиграцией ученых и прочих специалистов по сугубо экономическим соображениям, наша страна столкнулась лишь в конце 80-х – начале 90-х гг. 20 века, после падения «железного занавеса» и с началом радикальных экономических преобразований.

Проблемы интеллектуальной миграции:

Интеллектуальная эмиграция из России стимулируется не только внутренними причинами: сокращением государственного финансирования науки, падением объемов наукоемких производств, коммерциализацией науки и т.д., но и целенаправленной политикой правительств западных стран по привлечению высококлассных специалистов.

Миграция специалистов обусловлена теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. В первую очередь надо отметить различный уровень экономического и социального развития стран. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод.

Миграция специалистов имеет отличные от миграции неквалифицированных рабочих последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих достаточно благоприятна для страны-донора, т. к. позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, а так же эмигранты, пересылая часть заработка на родину или привозя его, домой по возвращении, снабжают тем самым отечественную экономику валютными ресурсами [2].

При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях НТР. Таким образом, страна-донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются выигрышем для другой страны. По самым скромным подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам. Иными словами, в результате «перекачивания интеллектуального капитала» на Запад богатые становятся еще богаче, а бедные – еще беднее.

К сожалению, к числу «бедных» в данном случае относится и Россия, из которой, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, только в 90-е гг. уехало до 10-15% от общего числа ученых и инженеров, покинувших сферу науки за это время.

Большинство выехавших из России интеллектуалов – это мужчины в возрасте 30-45 лет, хорошо владеющие английским, как правило – теоретики в области естественных наук, с ученой степенью и большим количеством публикаций в научных изданиях, в том числе и в западных, преимущественно американских. Наилучшие шансы благополучно устроиться за рубежом имели физики, математики, программисты и специалисты по вычислительной технике. 20% наших ученых обосновались в США, которые в течение последних двух десятилетий удовлетворяли половину своих потребностей в математиках и физиках за счет эмигрантов из бывшего СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ «УТЕЧКИ УМОВ» ИЗ РОССИИ

 

Исторические причины:

Первый пик отъезда, приходится на 1991 год. Отъезд был спровоцирован одиозной политикой на государственном уровне - “утечка умов” проявила все политические ошибки. Правительственная реформа начала 90-х годов сделала нищим научного интеллигента, естественно, что активные сотрудники уехали. Именно 90-е годы для научных центров заменили их блестящее будущее на ужасное настоящее. А дальше начался "эффект домино", суть которого состояла в том, что сотрудники института связывались с коллегами за рубежом, те, в свою очередь обещали им помочь при устройстве на работу и обещали гранты с приличной зарплатой. Этот процесс, затухая, происходил до 1996 года.

Однако вскоре появился второй пик отъезда. Он пришелся на 1998-1999 год и был спровоцирован второй ошибкой Правительства РФ, породившей дефолт 1998 года с гигантской инфляцией. Таким образом, Правительство РФ дважды насильственно выталкивало ученых из собственной страны. Отсюда следует, что “Утечка умов” - это эхо политических ошибок [5].

Современные причины:

Основная причина и ведущий фактор – это нынешний кризис отечественной науки. В наличии проблемы в области финансирования науки сомневаться не приходиться. Обобщая, можно утверждать следующее:

- сокращаются объемные параметры научно-технического потенциала (по таким важнейшим показателям, как численность занятых и величина затрат);

- ухудшаются его качественные характеристики (происходит "вымывание" наиболее способных сотрудников, научной молодежи, социально-психологическая деградация работников, старение и потеря материально-технической базы научных институтов);

- сужаются возможности для воспроизводства научных кадров (трудности в системе аспирантуры и докторантуры, непривлекательность научной карьеры для молодежи, уменьшение строительства объектов науки, кризис научного приборостроения и т.п.).

Для ученых и высококвалифицированных специалистов весьма значимым является неудовлетворенность возможностями реализации своего творческого и научного потенциала из-за следующих причин:

- недостаточно  финансирования науки, материально  – технического обеспечения исследовательского  процесса, медленно внедрения результатов  научных исследований в производство, низкой материальной и моральной  оценки труда ученых;

- низкого  уровня научно – информационного  обеспечения теоретических исследований  и разработок, отсутствие современного  научного оборудования;

- незащищенности  прав собственности на продукт  интеллектуального труда;

- материальные, информационные и другие ограничения  возможностей общения с зарубежными  коллегами.

В итоге, становится, очевидно - "утечка умов" явление неизбежное, но на государственном уровне можно ограничить выезд ученых или найти другое решение сложившейся проблемы [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  ПОСЛЕДСТВИЯ  «УТЕЧКИ УМОВ» ИЗ РОССИИ

 

Процесс интеллектуальной эмиграции приобрел такие масштабы, что угрожает существованию и развитию целых направлений российской науки, вызывая целый ряд социальных и экономических последствий для российского общества.

Распад научных школ существенно деформирует и организационную структуру российской науки. В настоящее время в России происходит процесс переориентации с «классического» типа научных школ на «американскую» модель организации научных исследований, перераспределение научно- технического и кадрового потенциала, что связано с существенными издержкам. В условиях резкого сокращения государственного финансирования науки коллективы- получатели грантов для выполнения отдельных научных задач приобретают все большее значение. На первый план выступают нравственно – психологические проблемы, а не научные. Новые формы организации науки не являются в большинстве случаев адекватной заменой традиционных для отечественной науки, особенно в фундаментальных исследованиях [2].

      Несмотря на сохранение  значимости традиционных форм  утечки умов все большую актуальность  приобретают такие формы, как, например, утечка идей, не сопровождающаяся  физическим перемещением умов, их  генерирующих. Это работа по заказам  иностранных организаций, программы  предоставления грантов различных  зарубежных фондов. Подсчитано, что  от подобного сотрудничества, позволяющего  ученым сводить концы с концами, Россия ежегодно теряет 600-700 млн. долларов, а от того, что наши  производители интеллектуальной  продукции совершенно не могут  ее продавать и, в результате, обычно прибегают к услугам  европейских и американских посредников, ежегодные потери нашей страны  составляют 3-4 млрд. долларов. Кроме  того, около 8 тыс. живущих в России  ученых работают по более чем 40 научным программам, осуществляемым  в интересах таких зарубежных заказчиков как, например, Министерство энергетики США, помимо специалистов в области ядерной физики, ракетной технике и т.д., которые уезжают в страны третьего мира, наращивающие военную мощь. Если учесть, что примерно 20% российских специалистов подобного профиля обладают достаточными знаниями для того, чтобы наладить производство ядерного оружия, то, очевидно, что утечка российских умов за рубеж угрожает не только национальной, но и международной безопасности.

Информация о работе Проблемы "утечки умов" из России