Проблемы формирования рыночной инфраструктуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: Изучение формирования рыночной инфраструктуры в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Определение понятия рыночной инфраструктуры;
2.Изучение основных элементов рыночной инфраструктуры;
3.Определение роли государства в формировании рыночной инфраструктуры;
4.Оценка рыночной экономики России и выявление актуальных проблем.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и основные элементы рыночной инфраструктуры 4
1.1.Понятие и функции рыночной инфраструктуры 4
1.2.Основные элементы рыночной инфраструктуры 6
2.Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры 22
3.Актуальные проблемы инфраструктуры рыночной экономики 25
Заключение 27
Список литературы 28
Приложение 1: Рейтинг крупнейших страховых компаний России на 2012 год 30
Приложение 2: Рейтинг крупнейших банков России – итоги 2012 года 31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 459.86 Кб (Скачать файл)
    1. пользоваться клиенту имуществом без единовременного вложения собственных средств на его покупку, что особенно важно для мелких и средних предприятий;
    2. избежать потерь, связанных с моральным старением имущества;
    3. обеспечить 100%-ное финансирование сделки (тогда как обычное кредитование предусматривает, как правило, частичную оплату наличными);
    4. согласовать удобный порядок внесения арендных платежей;
    5. уменьшить часть облагаемой налогом прибыли на сумму арендных платежей, которые рассматриваются как текущие расходы;
    6. при международных лизинговых операциях пользоваться налоговыми льготами страны-арендодателя, что достигается снижением арендных ставок;
    7. пользоваться иными льготами и преимуществами, вытекающими из факта нахождения имущества на балансе лизинговой фирмы.

Изготовителю лизинг позволяет:

    1. расширить рынки сбыта своей продукции;
    2. оперативно (по мере отгрузки) получать полную оплату за реализованные технические средства, а также иное имущество от лизинговой фирмы.

Развитие современных лизинговых операций в России можно отнести  к 1988-1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования. Согласно книге Тома Кларка “Финансовый лизинг”, вышедшей в 1990 г., объемы лизинговых операций в СССР в 1989 г. составляли 400 млн. долл. в год и данный показатель соответствовал 32-й позиции на мировом рынке. Обратимся к данным последних  лет.

По итогам 2006 г. Российская Федерация  вошла в число первых TOP-6 Европы (таблица 2). По итогам уже 2007 г. Российская Федерация переместилась на 5ое место в Европе по объемам лизингового бизнеса. Стоимость новых заключенных в течение года договоров лизинга составила 33 млрд. долл, включая НДС. Таким образом, наблюдается почти двукратный рост по сравнению с предыдущим годом. Данная оценка получена в ходе анкетирования лизингодателей. Ежегодные среднегеометрические приросты объемов финансового лизинга в стране за период 1997-2007 гг. равнялись 42,4%. 

Если в 2002 году в России насчитывалось  всего 3 лизингодателя, объемы которых превышали 100 млн. долл., то в 2003 г. их было уже 7, в 2005г. – 24.

Российской ассоциацией лизинговых компаний представлен аналитический  отчет за 2008 г., согласно которому данный год стал самым тяжелым за последние 9 лет. При этом, несмотря на кризис, лизинг успешно развивается в регионах. Лидерами стали Центральный и Южный федеральные округа. [8, 21].

 

Таблица 2:  Европейский лизинг в 2005-2006 гг. в млн.евро без НДС

Страна

2005 г.

2006 г.

Прирост 20006г. к 2005 г.

1

Великобритания

55777

54299

-2,7

2

Германия

49270

49500

4,7

3

Италия

44160

48109

8,9

4

Франция

28776

30959

7,6

5

Испания

16543

18673

12,9

6

Россия

5810

11574

99,2

7

Австрия

6712

7112

6,0

8

Польша

4047

6677

65,0

9

Швеция

6450

6475

0,4

10

Португалия

4889

5676

16,1


 

Консалтинговые услуги. Консалтинг — деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности. Цель консалтинга — помочь менеджменту в достижении заявленных целей. Иными словами консалтинг - это любая помощь, по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности, оказываемая внешними консультантами, для решений той или иной проблемы. Консалтинговые компании специализируются по отдельным направлениям деятельности.

Основная задача консалтинга заключается  в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических  и организационно-экономических  решений с учётом предметной области  и проблем клиента.

Наиболее распространены следующие  виды консалтинговых услуг:

    • Финансовый консалтинг – это комплекс услуг  для компании, благодаря которым выстраивается эффективная и надежная система финансового управления.
    • Управленческий консалтинг – это комплекс услуг, предоставляемый топ-менеджерам в области стратегического планирования, а так же работающих в сферах финансового, хозяйственного, инвестиционного и т.п. управления, который помогает оптимизировать и повысить эффективность работы компании.  
  1. Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры

 

 Как правило, создание условий для развития рыночной инфраструктуры, без которой рынок не может существовать, во многом зависит от государства. Государство призвано корректировать те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно.

Государство берет на себя ответственность  за создание равных условий для соперничества  предпринимателей, для эффективной  конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится  о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так  как рыночный механизм не в состоянии  должным образом удовлетворять  коллективные потребности людей.

Участие государства в экономической  жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально  справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему  также принадлежит сфера фундаментальных  научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует  политические и социально-экономические  принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства:   

а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;

б) Функции перераспределения  доходов, корректировки распределения  ресурсов, обеспечения экономической  стабильности, экономического роста.

Основные регулирующие функции  государства состоят в следующем:

    • стимулирование сбалансированного экономического роста;
    • обеспечение занятости;
    • регулирование цен;
    • создание правовой основы;
    • распределение ресурсов;
    • обеспечение социальной защиты;
    • регулирование рынка труда;
    • сохранение и улучшение окружающей среды;
    • региональная политика;
    • реализация национальных интересов.

Перечень функций государства  этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные  рынку, осуществляет антимонопольную  политику с целью поддержания  конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

К исключительной прерогативе государства  относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.

Таким образом, основными  направлениями экономической деятельности государства являются:

1)  Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

2) Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

3) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

 

  1. Актуальные проблемы инфраструктуры рыночной экономики

Рынок представляет собой автономный элемент, сложное образование, поэтому проблемы рыночной инфраструктуры являются важной его частью, со своей спецификой функционирования.

Известно, что Россия унаследовала свою инфраструктуру от СССР. В предкризисные годы страна могла развиваться без значительных вложений в эту сферу. С начала 90-х годов среднегодовые расходы на строительство объектов инфраструктуры составляли 2,3% ВВП. Лишь в 2008 году стране удалось выйти на среднемировые объемы расходов на строительство инфраструктуры (4,7% ВВП). В 2009 году в связи с кризисом государственные расходы были вновь сокращены до 2,8% ВВП. В результате в последние годы ситуация обострилась. Об этом свидетельствуют, например, данные рейтинга конкурентоспособности Всемирного экономического форума: Россия опустилась с 52-го места в 2005 году на 56-е место в 2009 году. По качеству инфраструктуры Россия оказалась на 71 месте, а по качеству дорог –на 118. По оценкам Всемирного банка, состояние транспортной инфраструктуры России, неудовлетворительное, а финансирование недостаточное: в частности, в 2010 г. расходы на транспортную инфраструктуру составляли 1,8% ВВП, когда в 2009 г. они составляли 2,5% ВВП.

Если проанализировать ВВП постиндустриальных стран, то становится очевидным, что  самыми быстрыми темпами растет сфера  услуг. Расширяются секторы рекламы  и маркетинга, масс-медиа, финансовых услуг, а также сферы, связанной с государственным управлением.

Как следует из доклада  Международной  организации труда о положении  на рынке труда в мире в 2007 г. большинство  рабочих мест существовало в сфере  услуг, затем следует сельское хозяйство и промышленность. Та же тенденция характерна и для России(таблица 3). В этой связи следует отметить, что у нас структурный сдвиг в сторону сферы услуг произошел не в условиях экономического роста, а в условиях спада производства, особенно сильно ударившего по сельскому хозяйству и промышленности. В основном рост сферы услуг происходит  за счет увеличения финансовых и торговых операций, а также увлечения расходов на сферу управления.

Информация о работе Проблемы формирования рыночной инфраструктуры в России