Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 02:58, реферат
Так, как рынок земельных участков, достаточно, молодое для нашей страны явление, которое еще недостаточно урегулировано законодательством. В следствии этого, возникает множество проблем с оформлением земли в частную собственность, а так же возникает масса проблем с распоряжением землей, которая уже находится в собственности. Данные проблемы имеют решение, но для урегулирования всех нюансов частнособственнических отношений на землю, потребуется не малое количество времени и усилий юристов и экономистов, которые должны будут учесть все возможные трудности в использовании земельных участков, как благ материального мира.
Введение 3
Глава 1.Теоретическое освещение понятия «частная собственность на землю» 5
1.1 Понятие частной собственности 5
1.2 Особенность земли, как товара 8
1.2.1 Понятие товара – земля 8
1.2.2 Потребительские свойства земли как товара 10
1.3 Содержание права частной собственности на землю 11
Глава 2. Анализ проблем собственности на землю в России 21
2.1 Опыт решения земельного вопроса в настоящее время 21
Заключение 28
Список использованной литературы. 29
При
изъятии земельных участков для
государственных и
Статья 63 ЗК РФ предусматривает гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Изъятие земельных участков осуществляется после:
-
предоставления по желанию лиц,
-
возмещения стоимости жилых,
-
возмещения убытков,
Собственник земельного участка не позднее чем за один год до предстоящего изъятия должен быть уведомлен об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии. Расходы, понесенные собственником земельного участка на осуществление его застройки зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии возмещению не подлежат (п. 3 ст. 63 ЗК РФ). Приведенная норма отличается от ст. 280 ГК РФ, согласно которой собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период. Оказалось, что норма п. 3 ст. 63 ЗК РФ существенно ограничила права частного собственника земельного участка. Кроме того, эта норма противоречит и ст. 62 ЗК РФ, которая предусматривает полное возмещение убытков, в том числе упущенную выгоду, при нарушении прав собственника земельного участка. Поэтому название ст. 63 ЗК РФ не отвечает ее содержанию.
Еще одним основанием принудительного изъятия земельного участка у собственника является реквизиция (ст. 51 ЗК РФ). Реквизиция земельного участка как способ прекращения права собственности регулируется и ст. 242 ГК РФ. Согласно ст. 51 ЗК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции: реквизиция носит временный характер. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок. Собственник земельного участка вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата реквизированного земельного участка в судебном порядке. От реквизиции следует отличать временное использование земельного участка гражданина или юридического лица в случае наступления обстоятельств, носящих чрезвычайный характер. Например, для ликвидации аварии на заводе используются близлежащие участки граждан или юридических лиц. В этих случаях частные собственники поврежденных участков, посевов на них вправе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с временным ограничением их прав, точнее было бы сказать - с нарушением права частной собственности.
ЗК РФ специально регулирует ограничение прав на землю. Ограничения права частной собственности на землю могут быть установлены по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, другими федеральными законами. В частности, п. 2 ст. 56 ЗК РФ предусматривает, что могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
2)
особые условия охраны
3)
условия начала и завершения
застройки или освоения
Ограничения
права частной собственности
на земельные участки по основаниям,
предусмотренным федеральными законами,
устанавливаются актами исполнительных
органов государственной
Ограничения права частной собственности на земельные участки сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Законом о госрегистрации недвижимости.
Анализ
норм ЗК РФ о праве частной собственности
на земельные участки, их сопоставление
с нормами главы 17 ГК РФ о праве
собственности и других вещных правах
на землю подтвердили
Представляется,
что институт ограничения прав на
землю, предусмотренный ЗК РФ, недостаточно
проработан. В ст. 216 ГК РФ предусмотрены
вещные права лиц, которые не являются
собственниками: право пожизненного
наследуемого владения, постоянного (бессрочного)
пользования земельным
Предусмотренные п. 2 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю должны быть заложены в самой категории земли, целевом назначении предоставленного земельного участка. Само по себе предоставление права исполнительным органам государственной власти или органам местного самоуправления ограничивать право частной собственности на земельные участки является нарушением ч. 2 ст. 36 Конституции РФ о том, что "владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц".
Проблемы
регистрации права собственности на земельные
участки (на примере Московской области)
Действующая Конституция РФ предусматривает многообразие форм собственности на землю - собственность публичную, федеральную, субъектов РФ, муниципальную и частную.
Одной из наиболее сложных проблем правового регулирования, как показал опыт Арбитражного суда Московской области, является разграничение собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В
этой связи рассмотрим цепочку принятых
и действующих законов и
Основополагающим
в данной области законом является
Конституция Российской Федерации.
При решении проблем правового
регулирования следует
Первоначально
вопросы разграничения
П. 1 данного правового акта установлено, что виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. В приложении 1 к Постановлению в качестве объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, земельные участки не указаны.
Указанное
выше Постановление принималось
во исполнение Закона РСФСР от 24.12.1990
N 443-1 "О собственности РСФСР"
(утратил силу с 01.01.1995), который не
предусматривал в качестве объекта
права государственной
Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 26.06.1999 N 694 была утверждена Федеральная
целевая программа "Развитие земельной
реформы в Российской Федерации
на 1999 - 2002 годы", в разделе 1.1 которой
были подведены основные итоги земельных
преобразований в России, где было
отмечено, что "до сих пор не проведено
разграничение земель на земли, находящиеся
в федеральной собственности, собственности
субъектов Российской Федерации
и в муниципальной
Впервые правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований были определены Федеральным законом от 17.03.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", в соответствии с ч. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно
нормам этого Закона в федеральной
собственности находятся
- которые признаны таковыми федеральными законами;
-
на которые право
-
которые приобретены
Согласно
ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2001
N 101-ФЗ "О разграничении
Информация о работе Проблемы частной собственности на землю в России