Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:42, курсовая работа
Целью работы является анализ земельного рынка в современной России, его проблемы и перспективы развития. Из общей цели вытекают следующие задачи исследования:
Рассмотреть понятие, сущность и содержание права частной собственности на землю в РФ.
Узнать основания возникновения частной собственности на землю.
Проанализировать проблемы частной собственности на землю в России.
Определить основные перспективы решения проблемы частной собственности на землю в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы экономической категории частной собственности на землю 5
1.1 Понятие, сущность и содержание права частной собственности на землю в РФ 5
1.2 Виды и формы собственности на землю в РФ………………………………9
1.3 Основания возникновения частной собственности на землю. 14
Глава 2 Анализ проблем частной собственности на землю в России. 17
2.1 Особенности и динамика развития земельных отношений в РФ. 17
2.2 Проблемы приобретения и реализации права собственности на землю в РФ…………………………………………………………………………………21
2.2.1 Основные проблемы регулирования земельных отношений 21
2.2.2 Наиболее острые и актуальные проблемы права собственности 22
2.2.3 Проблемы собственности дачных участков 22
Глава 3 Перспективы решения проблемы частной собственности на землю в России. 25
3.1 Опыт и способы решения проблемы частной собственности на землю в России 25
3.2 Прогнозы развития частной собственности на землю в России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут установить условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством также как государственная, частная и иные формы собственности [ 12].
В частной собственности находятся земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. На равный доступ к приобретению земельных участков в собственность имеют право все граждане и юридические лица. Не существует никаких различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности данных субъектов, а также в содержании принадлежащих им правомочий.
В собственности граждан и юридических
лиц может находиться любое имущество,
за исключением отдельного вида, которое
в соответствии с законом не может им принадлежать,
например земли, изъятые из оборота
[1]. Количество и стоимость имущества,
находящегося в собственности граждан
и юридических лиц, не ограничиваются,
за исключением случаев, когда такие ограничения
установлены законом в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства. Подобные ограничения в отношении
земельных участков пока ни Земельным
кодексом, ни иными федеральными законами
не установлено, поэтому в собственности
гражданина или юридического лица может
быть любое количество земельных участков,
любой площади и любой стоимости.
Иностранные граждане, иностранные юридические
лица и лица без гражданства не могут обладать
правом собственности на земельные участки,
находящихся на территориях РФ, а также установлен запрет на приобретение в
собственность участков из земель сельскохозяйственного
назначения. Указанные лица могут владеть
и пользоваться земельными участками
сельскохозяйственного назначения только
на праве аренды [ 9. с. 62-63].
В коллективно-долевой собственности в настоящее время находится большинство земель сельскохозяйственных организаций. Земельная доля представляет собой рассчитанное в гектарах количество земельной площади, приходящейся на одного члена сельскохозяйственной организации. Земельные доли могут не отграничиваться, что и происходит в настоящее время.
Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрен Гражданский Кодекс РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью [ 3]
Государственная собственность на землю имеет сложный состав: она включает земельные участки, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. От имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции [9,с. 63]. Существует классификация форм собственности по форме присвоения и по форме права собственности (см. таблица 1.2.2).
Таблица 1.2.2 Классификация форм собственности по форме присвоения и по форме права собственности
Современное законодательство позволяет выделить такие виды частной собственности на землю как :
1)Собственность индивидуальная - земельные участки предоставляются в собственность для ведения огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и т. д. Собственникfми земельных участков могут выступать: а) граждане; б) граждане иностранных государств и лица без гражданства; в) юридические лица, включая иностранные, которые на основании ст. 36 Конституции РФ вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им земельными участками, использовать для бытовых, предпринимательских и иных целей, совершать различные сделки, но в пределах, предусмотренных законодательством.
2)Общая собственность - ее субъекты обладают правомочиями и несут юридическую ответственность. Субъектами выступают несколько граждан или юридических лиц. Выделяют: а) общую совместную собственность; б) общую долевую собственность; в) собственность юридического лица, при которой собственниками земли могут быть все коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений. Земельные участки могут быть переданы в собственность юридического лица в качестве вкладов их учредителями и приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям
[ 1].
1.3 Основания возникновения частной собственности на землю.
Основанием возникновения права частной собственности на земельные участки служит юридический договор купли продажи.
Основаниями возникновения права частной собственности на землю являются:
1) решения местной администрации о предоставлении земельного участка;
2) гражданско-правовые сделки с землей – наследование, дарение, мена, купля-продажа и др.
Право частной собственности на землю может быть предоставлено в собственность граждан и юридических лиц из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании решения соответствующего органа. Для того чтобы данное решение состоялось, необходимо соблюдение условий, закрепленных в законодательстве. Земли в Российской Федерации предоставляются из земель запаса и фондов перераспределения, а также из земель иных категорий. Предоставление земель является бесплатным и существует порядок предоставления, но из-за платности самого предоставления данное основание приближается к сделке купли-продажи.
Земли предоставляются гражданам и юридическим лицам для определенных целей. Такими целями являются: ведение сельского хозяйства, индивидуальное жилищное строительство, дачное, гаражное строительство. Предоставление осуществляется в рамках общего порядка, предусмотренного для предоставления и отвода земель. Лицо должно подать заявление в местную администрацию, в управлении которой находятся земли. Заявление должно содержать указание на цель использования земельного участка, предполагаемые размеры и его местоположение. Местная администрация направляет заявление в земельный комитет администрации для подготовки материалов по отводу земель, которые затем направляются обратно в администрацию для принятия окончательного решения.
Право частной собственности возникает также в случае закрепления гражданами и юридическими лицами в собственность земель, находившихся до этого в их пользовании. В данном случае основанием возникновения права собственности служит также решение, принимаемое местной администрацией. Законодательством установлено, что, если граждане пользовались земельным участком до 1 декабря 1991г., они могут закрепить его в собственность, в установленном порядке оформить право собственности на участок и получить
свидетельство, удостоверяющее это право. Имеют такую возможность и юридические лица. Во-первых, при приватизации зданий и сооружений передается в собственность земельный участок, необходимый для обслуживания приватизируемой недвижимости. Во-вторых, такую возможность имеют садово-огороднические товарищества и дачные кооперативы, которые вправе закрепить в собственность одновременно все земельные участки членов кооператива или товарищества, а также земли общего пользования
[ 10 с.166-174].
Выступая в качестве объекта права собственности, земля приобретает особенные правовые черты: она становится “имуществом” или “вещью” - тем предметом гражданского, а теперь и земельного права, который отличают особые юридические признаки.
Таким образом, в данной главе автор ознакомился с понятием право частной собственности, её видами, формами и основаниями возникновения. По проработанному материалу можно сделать вывод, что право частной собственности может возникнуть только в результате различного рода сделок – купли-продажи земельных участков, приватизации, дарения, мены, наследования, ипотеки. В российском законодательстве определено, что владение, пользование, а также распоряжение землей по общему правилу, должно осуществляться их собственниками свободно. Из этого правила есть исключения: собственник имеет право пользоваться своим имуществом свободно, но при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не
нарушает прав и законных интересов иных лиц. Дополняя это положение еще и тем, что условия, порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, можно сделать вывод о том, что предоставленная Конституцией свобода является относительной. Также существуют категории земельных участков, которые не подлежат передаче в собственность граждан и юридических лиц.
С 1855 года начинается процесс подготовки аграрной реформы, в связи с острой необходимостью в ней. В результате этого 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. По данному манифесту крестьянин признавался полноправным субъектом права собственности на землю и с согласия помещика он мог выкупать в собственность различные угодья, в том числе полевые земли в собственное пользование [13, c.153].
Следующим этапом является Столыпинская аграрная реформа 1906 года. Был совершен переход к подворному землевладению, а так же произошел переход от чересполосного землевладения крестьян к отрубному, появился единый земельный участок. При выходе из общины её член получал свой земельный надел для образования хутора. Можно обозначить основные положения права на надельные земли у крестьян:
— каждый владеющий надельной землей на общинном праве, может требовать закрепления за собой в личную собственность части обозначенной земли;
— владелец, за которыми закреплены в личную собственность участки общинной земли, сохраняют за собой право пользования в неизменной доле иными угодьями, а также право пользования угодьями, которые не подлежат;
— требования о закреплении в личную собственность части общинных земель предъявляются через сельского старосту обществу, которое в месячный срок большинством голосов определяет участки, подлежащие передаче в собственность;
— каждый владелец, за которым закреплены участки надельной земли, имеет право в любое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен этих участков соответствующий участок по возможности «к одному месту»[ 17, c.321 ].
15 октября 1908 г. были изданы «Временные правила о выделе надельной земли к одному месту», где наиболее совершенным типом земельного устройства считается хутор [7, c.378 ].
Проведенные земельные реформы с 1861 по 1917 кардинальным образом изменили земельно-правовой строй России.
Пришедшие к власти революционеры выступали за изъятие земли из частной собственности у отдельных групп и лиц. 26 октября 1917 г был принят крестьянский наказ о земле. Право частной собственности на землю отменялось; земля не могла быть ни покупаема, ни продаваема, ни сдаваема в аренду. Право пользования землей должны получать все граждане Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом с помощью своей семьи или в товариществе. При окончании пользования землей она поступает обратно в земельный фонд. Вся земля безвозмездно отчуждалась и переходила в собственность всего народа. Земля распределялась по трудовой или потребительской норме [ 18, с.76].
В 1919 г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию.
В начале 1918 г. был разработан проект Земельного кодекса РСФСР. Вся земельная политика была направлена на уничтожение права собственности на землю.
Первая Конституция СССР, 1924 г., закрепила право исключительной государственной собственности на землю.
15 декабря 1928 году ЦИК СССР утвердил общие начала землепользования и землеустройства. Определили цели и задачи земельного законодательства [ 4 c.591-592 ].
17 февраля 1935 г был принят Примерный
устав сельскохозяйственной
13 декабря 1968 г. в СССР были приняты Основы земельного законодательства.
22 октября 1970 г Верховным Советом РСФСР принят новый Земельный Кодекс РСФСР. Статьей 10 Земельного Кодекса закреплялся принцип бесплатности землепользования. Любые сделки касающееся купли - продажи, залога, завещания, дарения, аренды, самовольного обмена земельными участками, в прямой или скрытой признавались недействительными.
28 февраля 1990 года были приняты Основы законодательства о земле, пожизненное наследуемое владение землей [ 16, c.10-47 ]. .
12 декабря 1993 г принимается основной закон страны. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Ст. 35 право частной собственности охраняется законом. Ст. 36 граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Собственники земли, землевладельцы и арендаторы получали право самостоятельно хозяйствовать на земле, распоряжаться произведенной продукцией и доходами от ее реализации.
Собственники земельных участков имели право: самостоятельно хозяйствовать на земле; возводить строения и сооружения; участвовать в решении вопросов мелиорации их земель; передавать в аренду, а также дополнительно покупать у Советов народных депутатов земельные участки. Сделки по купли-продажи, самовольный обмен земельных участков без участия Совета народных депутатов считались недействительными [ 5, c.146].
Информация о работе Проблемы частной собственности на землю в России