Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:59, контрольная работа
Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса. Демографический прогноз – это расчет ожидаемой численности и половозрастной структуры населения мира, региона, страны или ее части на основе фактической структуры и существующих или предлагаемых уровней рождаемости и смертности в разных возрастах, а также тенденций миграции. Объектами демографических прогнозов являются показатели численности населения, темпы роста (снижения) численности населения; рождаемости, смертности, миграции, половозрастной структуры населения, а также трудовой, экономический, потребительский потенциалы, жизненный фонд населения и др.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..3
РАЗРАБОТКА ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ, ЕЕ СТАДИИ
И ВРЕМЕННЫЕ ГОРИЗОНТЫ ПРОГНОЗОВ………………………………………….7
3. ФАКТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………10
4. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ…………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………21
потенциала необходимо иметь информацию о средней продолжительности трудовой жизни отдельных возрастных групп населения (или поколений).
Длина поколения составляет около 30 лет. Это промежуток времени между рождением отца и сына, матери и дочери.
Теоретически
средняя продолжительность
Такое
уменьшение фактической продолжительности
трудовой жизни учитывается с
помощью соответствующих
На основе трудового потенциала населения рассчитывается его экономический потенциал. Он определяет возможные результаты реализации трудового потенциала населения и рассчитывается как произведение прогнозной производительности труда людей, занятых трудовой деятельности, на прогнозную численность с учетом того, что производительность труда лиц различных возрастных групп неодинакова.
Формула такого расчета следующая:
Опр = Ч1,… n
где Опр – объем ВВП, созданный населением в прогнозируемом периоде;
В1, ... , n – прогнозная величина ВВП, созданного одним человеком каждой возрастной группы;
Ч1, … , n – прогнозируемая численность населения каждой возрастной группы;
n – количество возрастных групп.
Показатель потребительского потенциала населения отражает объем продовольственных и непродовольственных товаров, который может быть потреблен населением в течение прогнозируемого периода. Он рассчитывается как произведение норм потребления товаров, дифференцированных по половозрастным, профессиональным, социальным и другим группам на прогнозируемую численность населения соответствующих групп. Формула расчета следующая:
ПП = Н1,…,n*Ч1,… n
где ПП – потребительский потенциал населения;
Н1,…, n- нормы потребления населения различных групп;
Ч1,…n- прогнозируемая численность населения различных возрастных групп;
n – количество групп.
Разница
между величинами экономического и
потребительского потенциала выражает
экономическую эффективность жи
Эж = Опр – ПП.
Содержание
экономической эффективности
Показатель жизненного фонда населения определяет то количество лет, которое возможно прожить различным возрастным группам и всему населению при социально-экономических условиях прогнозируемого периода.
4. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ
Для
социального и экономического планирования
важно знать перспективную
Для определения оптимальных вариантов воспроизводства в стране и в регионах, по мнению ученых РАГСа, необходимо: во-первых, составление многовариантных прогнозов населения и, во-вторых, оценка возможных режимов воспроизводства населения [5, с. 45].
В широком смысле слова под «демографическим прогнозированием» понимается предвидение будущего развития населения, т.е. предвидение как народонаселения в целом, так и изменения отдельных частных показателей движения населения. Под демографическим прогнозом понимают общую оценку будущей численности населения его компонентов.
Демографические прогнозы в зависимости от того, относятся они к стране в целом или к ее части, имеют свои методические особенности.
Демографы, социологи, экономисты за 90-е гг. XX в., т. е. за 10 лет, прошедших с начала депопуляции, разработали множество прогнозов. Все они, вне зависимости от расхождений в гипотезах, подтверждают, что генеральным вектором демографического развития России в XXI в. является дальнейшее сокращение численности населения. По средней оценке, только за ближайшие 15 лет оно составит 13—14 млн. человек, или более 9 % от уровня 2000 г.
Сокращение населения происходит за счет сужения его воспроизводственной базы (численности населения репродуктивных возрастов) и увеличения воспроизводственных издержек (чисел умерших) из-за резкой активизации процесса старения населения [11, с. 18].
Даже при огромных затратах на демографические программы, при условии их последовательной реализации эффект может проявиться не ранее чем через 30—50 лет. Но сегодня всем ясно, что целенаправленная демографическая политика — единственный путь, который делает осмысленными все осуществляемые в России реформы.
Одобренная Правительством РФ Концепция демографического развития на период до 2015 г. свидетельствует о том, что выбор в пользу этого пути сделан.
Целью этой политики
является постепенная стабилизация
численности населения и
По
оценкам Института социально-
В первой четверти XXI в. — по оценке — будет наблюдаться существенная диспропорция полов в сторону значительного роста женщин старших возрастов. Прогнозируются заметные перемены в миграционных процессах.
Во-первых, сократится иммиграционный приток из ближнего зарубежья (по расчетам примерное 10раз), а во-вторых, эмиграция в дальнее зарубежье сохранится на уровне 100 тыс. человек в год. Будет продолжаться отток населения из Сибири и Дальнего Востока (в европейскую часть России и в сопредельные государства).
Свой сценарий демографического развития предложили ученые Центра демографии и экологии человека ИНП РАН.
Как отмечают А. Вишневский и Е. Андреев, предлагаемый аналитический демографический прогноз для России до 2050 г. составлен не для того, чтобы с возможно большей точностью предсказать, как в действительности будут меняться численность и возрастная структура населения страны в ближайшие 50 лет [4, с. 7 ].
Задача
в другом: проанализировать, какими
могут быть траектории этих изменений
при различных более или менее
вероятных сценариях
Группа I — сценарии с нулевой нетто-миграцией. Они позволяют оценить возможности роста численности населения и потенциальные изменения его структуры только за счет процессов естественного движения населения — рождаемости и смертности.
Группа II — сценарии с неизменной численностью населения на протяжении всего периода 2000-2050 гг. Эти сценарии показывают, какой должна быть ежегодная положительная нетто-миграция в Россию, чтобы нейтрализовать последствия отрицательного естественного прироста и обеспечить стабильность численности населения страны до 2050 г.
Группа III — сценарии с растущей численностью населения. Они дают возможность оценить, какой должна быть ежегодная положи тельная нетто-миграция в Россию, чтобы на протяжении ближайших 50 лет ее население ежегодно увеличивалось на 0,5 %.
Во всех сценариях показатели рождаемости и смертности рассматриваются как независимые, эндогенные переменные, которые изначально задают условия демографической динамике.
А. Вишневский
и Е. Андреев представили таблицы,
характеризующие современное
Продолжительность жизни в России
в 1959-2000 гг. и прогнозные сценарии до 2050 г. (лет)
|
Сценарии с неизменной смертностью |
Сценарии со снижающейся смертностью | ||
|
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины |
1959 |
63,2 |
71,7 |
63,2 |
71,7 |
1975 |
62,6 |
73,2 |
62,6 |
73,2 |
2000 |
59,9 |
72,5 |
59,9 |
72,5 |
2025 |
59,9 |
72,5 |
68,6 |
77,9 |
2050 |
59,9 |
72,5 |
77,0 |
83,0 |
Таблица 2
Коэффициент суммарной рождаемости в России в 1959-2000 гг.
и прогнозные сценарии до 2050 г.
Годы |
Сценарии с неизменной рождаемостью |
Сценарии с растущей рождаемостью |
1959 |
2,60 |
2,60 |
1975. |
1,98 |
1,98 |
2000 |
1,30 |
1,30 |
2025 |
1,30 |
1,50 |
2050 |
1,30 |
2,00 |
По мнению демографов, при сценарии со снижающей смертностью (что в принципе вполне реально) продолжительность жизни женщин составит 83 года, мужчин — 77 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Концепции демографического развития России выделены основные приоритеты. К ним относятся: создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранение научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации; проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и агитацию иммигрантов в Российской Федерации; совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.
Необходимо разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации.
В целях
регулирования внутренней миграции
должны быть разработаны меры, направленные
на повышение территориальной
В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» определены задачи регионов в демографической сфере. Органы государственной власти субъектов Федерации (при активном участии федеральных органов власти) должны проводить активную политику, направленную на: противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения; предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах; сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах; регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами; регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны; регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для рационального размещения на территории Российской Федерации; осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и собственного прироста населения в регионах России.