Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:36, доклад

Краткое описание

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - прогноз) разработан на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, прогнозе долгосрочного социально-экономического развития российской Федерации на период до 2030 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Содержание

1. Основные тенденции социально-экономического развития в 2013 году
5
2. Факторы и условия социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 - 2016 годах
12
2.1. Мировая экономика
20
2.2. Основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 - 2016 годах
56
2.3. Условия экономического развития
61
2.4. Факторы экономического роста
73
2.5. Инвестиции в основной капитал
92
2.6. Демографические тенденции и социальное развитие
96
2.7. Макроэкономическая устойчивость
105
2.8. Риски базового варианта прогноза
109
3. Параметры инфляции. Цены производителей. Цены и тарифы на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора
113
3.1. Прогноз параметров инфляции
113
3.2. Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний и тарифов организаций ЖКХ в 2014 - 2016 годах
119
4. Структурная политика: развитие отраслей экономики и социальной сферы
135
4.1. Научно-техническая и инновационная сферы
135
4.2. Промышленность
145
4.3. Агропромышленный комплекс
261
4.4. Рыбохозяйственный комплекс
275
4.5. Транспорт
278
4.6. Связь
302
4.7. Торговля (потребительский рынок)
314
4.8. Малое и среднее предпринимательство
329
4.9. Отрасли социальной сферы
343
4.10. Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов
364
5. Институциональные преобразования в экономике. Посткризисные и модернизационные процессы
378
6. Внешнеэкономическая деятельность
405
7. Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации
419
8. Основные показатели системы национальных счетов
444

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкон.прогнозы..doc

— 4.52 Мб (Скачать файл)

Во втором полугодии 2013 г. будут исчерпаны и другие негативные факторы, связанные с очень сильным эффектом базы в результате неравномерной внутригодовой динамики в 2012 году. Прежде всего это касается инвестиций в газовую отрасль, которые резко снизились во второй половине 2012 г. в результате завершения ряда ключевых проектов. Эффект базы также был обусловлен существенным ускорением роста государственных расходов в первой половине 2012 года, связанных с ускоренным ростом заработной платы в бюджетном секторе и его резким замедлением во второй половине года. В результате низкая база второй половины 2012 года окажет позитивный эффект на показатели годового роста заработной платы и инвестиций во второй половине 2013 года.

Ожидается, что инвестиции в основной капитал возобновят рост во втором полугодии, который составит 4,4% против снижения на 1,4% за первые шесть месяцев года. В целом за год прирост инвестиций в основной капитал составит 2,5 процента.

Во втором полугодии ожидается замедление падения прибыли на фоне ослабления курса рубля, роста экономической активности, а также в связи с исчерпанием негативного эффекта базы, связанного с повышенной нормой прибыли в первом полугодии 2012 г. в результате переноса индексации регулируемых тарифов инфраструктурных отраслей.

Вместе с тем, учитывая низкий рост цен производителей при сохранении уверенного роста затрат на оплату труда и на энергоносители во втором полугодии, прогнозируется, что прибыль по итогам 2013 года окажется ниже прошлогоднего уровня: в промышленности на 7 - 10%, в целом по экономике - примерно на 5 процентов.

Прирост оборота розничной торговли по итогам 2013 года может составить 4,2%. Это означает некоторое ускорение динамики во второй половине года - до 4,6%. Тенденция восстановления роста розничных продаж уже обозначилась в июне-июле, когда динамика роста ускорилась до 3,5 - 4,3% с 2,9% в мае. Оборот розничной торговли будет поддержан сохранением устойчивого роста реальной заработной платы и розничного кредитования. По итогам года ожидается прирост реальных располагаемых доходов населения на 3,4%, реальной заработной платы - на 6,2%, кредитования населения - на 29 процентов.

Во втором полугодии ожидается ускорение роста промышленного производства до 1,2% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе обрабатывающих производств до 1,5%. Наиболее высокими темпами по сравнению с первым полугодием будут развиваться отрасли лесного комплекса, производство кокса и нефтепродуктов, производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, текстильное и швейное производство, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство транспортных средств и оборудования. В целом по итогам 2013 года, по оценке Минэкономразвития России, рост промышленного производства замедлится до 0,7 с 2,6% в 2012 году.

В результате годовой прирост ВВП в III и IV кварталах 2013 г., увеличится до 1,9 и 2,6% соответственно после прироста на 1,6 и 1,2% в I и II кварталах. По отношению к предыдущему кварталу в III и IV кварталах ожидается прирост на 0,5 и 1,3% против прироста на 0,2 и 0,1% в I и II кварталах года. В целом за 2013 год ВВП увеличится на 1,8 процента.

 

Основные показатели развития экономики

(в % к соответствующему  периоду предыдущего года)

 

 

2012 год

2013 год

первое полугодие

второе полугодие

год

первое полугодие

второе полугодие1)

год1)

             

ВВП

104,5

102,5

103,4

101,4

102,2

101,8

Индекс потребительских цен, на конец периода

103,2

103,2

106,6

103,5

102,5

106,0

Индекс промышленного производства2)

103,1

102,2

102,6

100,1

101,2

100,7

Обрабатывающие производства3)

104,5

103,7

104,1

100,0

101,5

100,8

Индекс производства продукции сельского хозяйства

104,2

92,0

95,3

102,0

109,0

107,0

Инвестиции в основной капитал, %

112,8

103,4

106,6

98,6

104,4

102,5

Реальные располагаемые денежные доходы населения

103,1

105,4

104,4

104,4

103,1

103,4

Реальная заработная плата

110,7

106,1

108,4

105,4

105,14)

106,2

Оборот розничной торговли

107,7

105,2

106,3

103,7

104,6

104,2

Объем платных услуг населению

104,2

103,2

103,7

102,0

102,3

102,2

Экспорт товаров, млрд. долларов США

262,4

265,6

528,0

252,5

258,9

511,4

Импорт товаров, млрд. долларов США

154,1

181,6

335,7

160,9

182,6

343,5

Средняя цена на нефть марки "Urals", долларов  США за баррель

112,1

109

110,5

106,5

107,5

107


1) Оценка Минэкономразвития России.

2) Агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". С учетом поправки на неформальную деятельность.

3) С учетом поправки на неформальную деятельность.

4) На основе квартальной динамики 2012 года.

 

2. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2014 - 2016 ГОДАХ

 

Основные варианты прогноза базируются на относительно благоприятных оценках внешних условий и предполагают умеренное восстановление мировой экономики со среднегодовыми темпами 3,6 - 4% в год и стабилизацию цены на нефть Urals на уровне 100 - 101 доллара США за баррель. Варианты также предусматривают опережающее по отношению к ценам на нефть снижение стоимости экспортируемого газа в связи с усилением конкуренции на европейских газовых рынках.

Вариант 1 (базовый) можно рассматривать как вариант перебалансировки экономического роста. Он предполагает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики, в т.ч. за счет торможения роста первичных энергетических и инфраструктурных издержек и определенного перераспределения доходов в пользу перерабатывающих отраслей.

Для этого осуществляется перенос индексации регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний на 2015 год, и ограничение их роста уровнем прошлогодней потребительской инфляции. Вариант частично основан на предпосылках второго варианта (базового) сценарных условий. Начинается реализация масштабных инвестиционных проектов, в т.ч. за счет инвестирования средств Фонда национального благосостояния и значительно расширяется поддержка малого бизнеса. Предполагается последовательное улучшение делового климата, что проявляется в уменьшении оттока капитала и в восстановлении в 2016 году его притока. Денежная политика ориентируется на переход в 2015 году к таргетированию инфляции и создание условий для устойчивого роста кредитования экономики и повышения доступности кредита. При этом бюджетная политика строится в рамках текущих бюджетных правил, что ведет к снижению в реальном выражении государственного инвестиционного спроса и отсутствию реального роста оплаты труда части работников бюджетной сферы и военнослужащих.

В 2014 - 2016 гг. на фоне улучшения роста мировой экономики годовые темпы прироста ВВП могут повыситься до 3,0 - 3,3 процента.

Вариант 3 (целевой) предусматривает полномасштабную реализацию всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606. Прежде всего, это означает выход на сверхвысокую траекторию темпов роста макроэкономических показателей. В 2014 - 2016 годах среднегодовой рост ВВП должен быть не меньше 6,3%. Этот вариант основан на ускоренных структурных преобразованиях, опирающихся на значительное повышение нормы накопления частного капитала и возобновление масштабного чистого притока частного иностранного капитала. Наряду со значительным улучшением бизнес-климата вариант предполагает смягчение денежной политики, что обеспечит высокие темпы роста инвестиционного и потребительского кредита при сокращении нормы сбережения домашних хозяйств. Вариант требует также резкого расширения государственного спроса и модификацию существующих бюджетных правил.

Вариант А - дополнительный вариант ухудшения ситуации в мировой экономике, которое приводит к более сильному снижению цен на нефть. Среднегодовая цена на нефть Urals, оцениваемая в 2013 году на уровне 107 долларов США за баррель, в 2014 году понижается до 84 долларов США за баррель, в 2015 - 2016 гг. предполагается ее стабилизация на уровне 80 долларов США за баррель. Вариант также предусматривает опережающее снижение спроса на российский газ по сравнению с базовым вариантом. Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. Понизившиеся в 2014 - 2016 гг. цены на нефть станут причиной резкого ослабления обменного курса, приведут к ускорению инфляции и замедлению внутреннего спроса. В 2014 году рост экономики замедлится до 0,9%. В 2015 - 2016 гг. будет происходить восстановление роста темпами 2,2 - 2,8 процента.

Вариант С - дополнительный вариант, который характеризуется ростом цен на нефть в 2014 году до 113 долларов США за баррель с дальнейшим повышением до 120 долларов США за баррель к 2016 году. Темпы роста ВВП в 2014 - 2016 гг. за счет "фактора нефти" могут в среднем на 0,2 п.п. превышать уровень базового варианта и составлять 3,2 - 3,4 процента.

Современные условия развития, в том числе проектируемые уточненные параметры бюджета на 2014 - 2016 годы, приводят к тому, что из двух основных вариантов прогноза, предложенных ранее в сценарных условиях, наиболее реалистичным становится консервативный вариант. Поэтому в качестве базового для разработки параметров федерального бюджета на 2014 - 2016 годы предлагается рассматривать вариант 1 прогноза.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 - 2016 годы

 

 

2012 год - отчет

2013 год - оценка

2014   год

2015 год

2016 год

прогноз

 

Цена на нефть марки "Urals" (мировая), долларов США за баррель

1, 3

111

107

101

100

100

А

84

80

80

С

113

116

120

Валовой внутренний продукт, темп роста %

1

3,4

1,8

3,0

3,1

3,3

3

5,7

6,2

6,8

А

0,9

2,2

2,8

С

3,4

3,2

3,4

Промышленность, %

1

2,6

0,7

2,2

2,3

2,0

3

4,2

4,1

3,8

А

0,8

1,5

1,6

С

3,1

3,0

2,5

Инвестиции в основной капитал, %

1

6,6

2,5

3,9

5,6

6,0

3

12,3

14,7

14,8

А

-1,7

2,5

4,5

С

5,7

6,8

7,3

Реальная заработная плата, %

1

8.4

6,2

4,0

3,8

4,3

3

5,4

7,1

8,1

А

3,6

3,9

4,0

С

3,8

4,1

4,4

Оборот розничной торговли, %

1

6,3

4,2

4,0

4,4

4,7

3

6,8

8,4

8,9

А

0

2,8

3,7

С

4,5

5,1

5,1

Экспорт - всего, млрд. долл. США

1

528

511

506

507

518

3

519

531

550

А

438

417

418

С

551

575

606

Импорт - всего, млрд. долл. США

1

336

344

353

367

384

3

387

422

464

А

313

311

315

С

362

387

414


 

Уточнение параметров прогноза

 

Корректировка базового варианта прогноза по сравнению со сценарными условиями прежде всего связана с ограничением роста регулируемых тарифов на услуги инфраструктурных компаний (подробнее в разделе  3.2), а также ухудшением конъюнктуры на ряде мировых товарных рынков. Другие факторы уточнения прогноза связаны с понижением планируемых расходов бюджетной системы на развитие инфраструктуры, науки, образования и здравоохранения. Уменьшен планируемый рост заработной платы в бюджетном секторе.

В целом экономическая динамика стала развиваться в 2013 году по траектории не второго умеренно-оптимистичного, а консервативного первого варианта сценарных условий, который предполагал реализацию ряда внутренних рисков и не рассматривался в качестве базового при формировании федерального бюджета.

Оценка темпов роста ВВП в 2013 году понижена на 0,6 п.п. и составит 1,8% против 2,4% в сценарных условиях, что соответствует прошлогоднему консервативному варианту прогноза. Динамика ВВП в 2014 - 2016 гг. понижена на 0,7-1 процентный пункт. В 2014 году ожидается рост ВВП на уровне 3% (против 3,7% в предыдущей версии прогноза), в 2015 году - на 3,1% (4,1%) и в 2016 году - на 3,3% (4,2%). При этом по сравнению с вариантом 1 сценарных условий замедление темпов роста менее значительно и составляет в среднем 0,2 процентных пункта.

Новая оценка прироста инвестиций на 2013 год - 2,5%, что более чем на 2 п.п. ниже ожидаемых в рамках сценарных условий (4,6%,). Уточнение оценки связано с отсутствием роста инвестиций за январь-июль текущего года (инвестиции в основной капитал сократились на 0,7% по отношению к соответствующему периоду прошлого года). При этом по-прежнему ожидается ускорение их роста во второй половине 2013 года по мере исчерпания эффекта высокой базы начала прошлого года, обусловленного большими объемами инвестиций газовой отрасли и вводом в эксплуатацию второй нитки газопровода «Северный поток». Масштаб сокращения инвестиций Газпромом и компаниями сырьевых отраслей оказался больше, чем ожидалось ранее.

Среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал за 2014 - 2016 гг. составит 5,2%, что ниже апрельских оценок на 1,9 п.п., при этом прогноз прироста на 2014 год снижен на 2,7 п.п., до 3,9%, а в 2015 и 2016 годах на 1,6 п.п., до 5,6% и 6% соответственно.

Снижение динамики в основном связано с уточнением инвестиционных планов крупных компаний, связанным в том числе с ухудшением финансовых возможностей при ограничении роста регулируемых тарифов на их продукцию и услуги. Так, выпадающие доходы ОАО "Газпром" в результате изменения тарифной политики составят за 2014 - 2016 гг. 500 - 600 млрд. рублей, а инвестиционная программа будет приблизительно на 300 млрд. рублей меньше. При этом, даже без учета потенциального эффекта пересмотра тарифов инвестиционная программа ОАО "Газпром" по основному виду деятельности в 2014 - 2016 гг. из-за сдвига сроков проектов и уменьшения оценок спроса снижена почти на 40% относительно планов компании по состоянию на начало года. Снижение оценок инвестиций произошло также за счет ухудшения финансового состояния сетевых компаний в электроэнергетике, где в результате ограничения роста тарифов доходы снизятся в 2014 - 2016 гг. почти на 300 млрд. рублей. В результате инвестиции сетевых компаний скорректированы на 20% по отношению к показателям сценарных условий.

Информация о работе Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов