Проект по улучшению социальной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 04:10, курсовая работа

Краткое описание

Тема уровня и качества жизни привлекает внимание широкого круга исследователей, является предметом научных дискуссий, что говорит об ее несомненной актуальности. Особенно важен этот вопрос для нашей экономики, в которой уровень жизни населения существенно ниже, чем в развитых странах. Поэтому на современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Уровень и качество жизни населения………………………………5
Понятие уровня жизни и система показателей…………………………..5
Качество жизни……………………………………………………………13
Глава 2 Анализ уровня жизни населения на примере г.Уфа РБ …………..15
2.1 Анализ развития транспортной инфраструктуры…………………….15
2.2Анализ развития здравоохранения……………………………………..19
2.3 Анализ развития образования………………………………………….25
Глава 3 Проект по улучшению социальной инфраструктуры…………..32
3.1. Пути совершенствования социальной инфраструктуры ……………...32
Заключение…………………………………………………………………….42
Список литературы ……………………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

переделка эсс.docx

— 85.61 Кб (Скачать файл)

  Вывод: за период 2000-2011 годов в Республике Башкортостан отмечен небольшой спад пассажирооборота по таким видам общественного транспорта как, железнодорожного, автобусного, таксомоторного, троллейбусного, трамвайного, внутренневодного и воздушного;

резкий скачок роста можно  наблюдать в 2005 году.

 

ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

(миллионов человек)

Таблица 2.2

 

2000

2005

2006

2007

2009

2011

Транспорт – всего

718,6

810,2

784,1

772,5

788,1

666,0

железнодорожный

8,9

10,2

10,6

9,7

9,3

6,9

автобусный

387,6

530,1

553,6

567,9

590,3

497,7

таксомоторный

0,4

0,2

0,4

0,2

0,1

-

троллейбусный

184,7

173,0

149,0

132,4

127,5

108,3

трамвайный

136,5

96,1

70,3

61,3

59,8

52,0


 

     Вывод: за период 2000-2011 годов в Республике Башкортостан отмечено уменьшение перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования, в частности идёт снижение использования таких транспортов как трамвай и троллейбус.

 

 

 

2.2. Анализ развития здравоохранения

Уровень здоровья населения  г.Уфы, особенно молодого поколения, во многом обуславливается уровнем развития муниципальной системы здравоохранения.

В муниципальной системе  здравоохранения г. Уфы функционирует 61 муниципальное учреждение, общая численность медицинских работников этих учреждений в 2009 г. составила 18837 чел., в том числе 4261 врач, 7953 медицинских сестры. Анализ динамики фактических объемов медицинской помощи по отдельным ее видам в 2005–2011 гг. свидетельствует об уменьшении количества вызовов скорой помощи (в 2009 г. данный показатель был ниже аналогичного показателя в 2005 г. на 10,2%). Общее количество посещений амбулаторно-поликлинических учреждений также сокращалось (в 2011 г. данный показатель уменьшился на 18,02% по сравнению с аналогичным показателем в 2005 г.). В части оказания услуг стационарной помощи – после значительного уменьшения (на 12,18%) в результате реструктуризации коечного фонда общего количества койко-дней в 2006 г. по сравнению с 2005 г. в последующие годы наблюдалось постепенное увеличение значения этого показателя, и в 2011 г. он составил 96,31% от уровня 2005 г.

За период 2005–2011 гг. наблюдалось устойчивое повышение показателя общей заболеваемости на 100 тыс. чел.: среди взрослого населения – на 19889 случаев (177612 и 197501 в 2005 и 2011 гг., соответственно), среди подростков – на 50680 случаев (222372 и 273052 в 2005 и 2011 гг., соответственно). В то же время среди детей (0–14 лет) общая заболеваемость на 100 тыс. чел. снизилась на 9335 случаев – с 258318 в 2005 г. до 248983 в 2009 г.

В части кадрового обеспечения  муниципальной системы здравоохранения  имеет место негативная тенденция роста неукомплектованности штатов с 5,5% в 2006 г. до 9,4% в 2011 г. при снижении коэффициента совместительства с 1,9 в 2005 г. до 1,6 в 2011 г.

Номинальная среднемесячная заработная плата работников здравоохранения в 2005-2011гг. росла, особенно в период 2008–2010 гг., что связано с реализацией национального проекта «Здоровье». Несмотря на это уровень оплаты труда остается невысоким – среднемесячная заработная плата медицинских работников в 2005 г. была на 52,38% ниже среднего уровня заработной платы по городу, в 2011 г. – на 45,3%. Низкий уровень заработной платы медицинских работников является существенной проблемой, так как приводит к падению престижности врачебной профессии, ухудшению качества обслуживания, стимулирует отток высококвалифицированных кадров в сферу частной медицины, способствует распространению неформальных платежей пациентов медицинскому персоналу.

Основными источниками финансирования муниципального здравоохранения являются средства фонда обязательного медицинского страхования, городского бюджета, средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе средства добровольного медицинского страхования. Соотношение между этими источниками было достаточно стабильным в период с 2005 по 2011гг. (37,0%, 53,0%, 10,0% – в 2005 г., 37,0%, 54,0%, 9,0% – в 2011 г.) Сравнительный анализ плановых и фактических объемов бесплатной медицинской помощи, предоставленной в рамках Программы государственных гарантий, свидетельствует об устойчивом превышении в 2006–2011 гг. фактических показателей по числу вызовов скорой помощи и посещений амбулаторно-поликлинических учреждений над плановыми при одновременном превышении значений нормативных показателей над плановыми по стационарной помощи. Это говорит о низкой эффективности системы планирования объемов медицинской помощи.

По данным социологического мониторинга 2010 г. около 75,0% горожан удовлетворены качеством медицинского обслуживания населения в г. Уфе. Неудовлетворительное мнение об уровне обслуживания чаще высказывают люди с высоким уровнем дохода и более высоким уровнем образования.

В период 2005–2010 гг. большое  внимание в г. Уфе в рамках национального проекта «Здоровье» и Национального календаря прививок системы здравоохранения уделялось развитию профилактического направления. В рамках реализации мероприятий национального проекта в сфере здравоохранения ежегодно проводится иммунизация населения против вирусного гепатита В, краснухи, гриппа и ряда других инфекционных заболеваний.

Сохранению трудового  потенциала города служит дополнительная диспансеризация работающих граждан и углубленные медицинские осмотры работников вредных производств, организуемые в рамках национального проекта «Здоровье». В 2009 г. план дополнительной диспансеризации был увеличен на 44,0%, в результате чего выявлено 11833 случаев заболеваний.

В период 2005–2010 гг. проведена  большая работа по информатизации здравоохранения. С 2009 г. машины скорой помощи оснащаются системой GPS-навигации, а в стационарах устанавливаются системы оповещения. С 2010 г. в г. Уфе внедрена единая электронная регистратура, позволяющая пациентам записаться на прием к специалисту через Интернет или по телефону. Это позволяет уменьшить время ожидания пациентов в очередях, повысить социальную эффективность муниципального здравоохранения.

Характеризуя общее состояние  здоровья жителей г. Уфы, можно сказать, что в нем находят отражение  как негативные тенденции, характерные  для здоровья населения РФ в целом, так и специфические проблемы состояния здоровья жителей мегаполиса. К первой группе проблем относятся низкая средняя продолжительность жизни, большой разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин, тенденция к старению населения. Ко второй группе проблем относятся высокий уровень заболеваемости инфекционными заболеваниями, в том числе передающимися половым путем, алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами, онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Ключевыми проблемами системы муниципального здравоохранения, требующими решения, являются:

  • состояние здоровья горожан, высокий уровень заболеваемости среди горожан;
  • низкий уровень заработной платы медицинских работников, приводящий к неукомплектованности штата, совместительству, старению кадров, оттоку высококвалифицированных кадров в сферу частной медицины;
  • несовершенство системы планирования объемов предоставления и финансирования медицинской помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО

  ПЕРСОНАЛА   ПО ОТДЕЛЬНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

  Таблица 2.3

 

Численность среднего медицинского персонала всего, человек

В расчете на 10000 населения

 

2000

2005

2007

2008

2010

2000

2005

2007

2008

2010

Численность среднего медицинского персонала

45617

45473

46137

45320

45930

110,9

111,9

113,8

111,7

113,0

фельдшеры

5842

5320

5151

5051

5074

14,2

13,1

12,7

12,4

12,5

акушерки

2722

2413

2401

2426

2414

12,5

11,1

11,1

11,2

11,1

  Медицинские сестры

29844

30579

31275

30733

31187

72,5

75,3

77,2

75,7

76,7

лаборанты

2795

2885

2870

2841

2862

6,8

7,1

7,1

7,0

7,0

рентгенолаборанты

784

840

866

875

899

1,9

2,1

2,1

2,1

2,2

зубные врачи

782

814

764

699

689

1,9

2,0

1,9

1,7

1,7


 

Вывод:   По данным министерства здравоохранения в последние годы наметился небольшой рост в численности персонала медицинских учреждений, пик которого пришелся на 2005-2007 годах.

    Рост численности  медицинского персонала произошёл  по специальностям: медсестра, лаборанты,  рентгенолабаранты, в основном численность персонала сосредоточена на специальностях: медицинские сестра, фельдшеры, акушеры, а доля остальных не значительна.

 

Стационарные  учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и  людей с ограниченными возможностями

Таблица 2.4

 

1995

2000

  2005

  2007

   2008

2010

число учреждений для взрослых

16

19

20

52

52

49

в них коек

4586

4781

5011

5992

6164

6229

проживающих

4474

4794

4975

6053

5870

6165

  число учреждений для детей

1

1

1

1

1

1

   в них коек

501

501

501

501

501

501

    проживающих

465

490

485

473

428

420


 

Вывод: За период 1995-2009 годов в Республике Башкортостан произошел рост оказания социальных услуг в сфере медицины для граждан пожилого возраста и не трудоспособного населения. В тоже время объем оказания медицинских услуг для детей не значительно уменьшался:

  1. происходит рост числа учреждений социального обслуживания для взрослого населения, а для детей остается неизменным
  2. количество коек в учреждениях для взрослых растёт, а для детей остается неизменным
  3. численность проживающих в этих учреждениях взрослых увеличивается, а детей уменьшается.

 

2.3. Анализ развития образования

Муниципальная система образования  г. Уфы включает 228 дошкольных, 141 общеобразовательных, 74 дополнительных образовательных учреждения. Кроме того, на территории города функционируют 15 начальных, 37 среднеспециальных и 27 высших профессиональных учебных заведений различных форм собственности с филиалами, что предоставляет возможность получения непрерывного образования в г. Уфе в рамках развитой и дифференцированной сети образовательных учреждений.

По состоянию на 01.01.2010 г. сеть дошкольного образования  в г. Уфе представлена 228 дошкольными  образовательными учреждениями (ДОУ), в том числе – 216 детских садов, 6 начальных школ-детских садов  и 6 ведомственных учреждений с охватом 39253 детей. Положительной характеристикой  дошкольной сети Уфы является ее дифференцированность, многофункциональная развитость, определяемая наличием учреждений различного типа, вида, режима работы и организационно-правовой формы, что делает возможным предоставление дошкольных образовательных услуг с учетом разносторонних запросов родителей, а также индивидуальных особенностей детей, уровня их развития и образовательных перспектив, состояния здоровья.

Общее количество педагогических работников в системе муниципального образования в 2010 г. составило 12852 чел. Из них, в муниципальных общеобразовательных учреждениях работают 7307 педагогических и руководящих работника, в том числе 6314 учителя, в дошкольных образовательных учреждениях – 3914 чел., в учреждениях дополнительного образования – 1631 педагог.

Одной из ключевых проблем  в сфере дошкольного образования  по-прежнему остается сложность устройства детей в ДОУ, обусловленная сохраняющимся дефицитом мест в них, и, как следствие, низким процентом охвата детей соответствующего возраста услугами дошкольного образования. На фоне сложившегося в последние годы устойчивого роста рождаемости дошкольные учреждения сверх установленной нормы посещают более 10000 детей, укомплектованность муниципальных детских садов по городу составляет 140,0 – 150,0%.

Несмотря на расширение столичной сети ДОУ с 217 до 228 ед. в 2005–2010 гг. имела место устойчивая отрицательная динамика охвата детей услугами дошкольного образования в возрасте от 1 до 6 лет в общей численности детей – от 60,7% в 2005 г. до 58,9% в 2010 г. Аналогичная ситуация отмечается и в части обеспеченности детей местами в ДОУ, снизившаяся с 500 до 424 мест на 1000 детей. Очередь в детские сады города остается высокой – около 16000 детей в возрасте до 5,5 лет.

В числе положительных  тенденций следует отметить создание и расширение сети детских садов компенсирующего вида, сети санаторных детских садов и детских садов для детей с туберкулезной интоксикацией. Отмечается рост числа групп, оказания коррекционной помощи, групп по оздоровлению часто болеющих детей. Внедрены новые формы организации дошкольных образовательных услуг в виде групп кратковременного пребывания и групп семейного воспитания детей.

Информация о работе Проект по улучшению социальной инфраструктуры