Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 04:10, курсовая работа
Тема уровня и качества жизни привлекает внимание широкого круга исследователей, является предметом научных дискуссий, что говорит об ее несомненной актуальности. Особенно важен этот вопрос для нашей экономики, в которой уровень жизни населения существенно ниже, чем в развитых странах. Поэтому на современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Уровень и качество жизни населения………………………………5
Понятие уровня жизни и система показателей…………………………..5
Качество жизни……………………………………………………………13
Глава 2 Анализ уровня жизни населения на примере г.Уфа РБ …………..15
2.1 Анализ развития транспортной инфраструктуры…………………….15
2.2Анализ развития здравоохранения……………………………………..19
2.3 Анализ развития образования………………………………………….25
Глава 3 Проект по улучшению социальной инфраструктуры…………..32
3.1. Пути совершенствования социальной инфраструктуры ……………...32
Заключение…………………………………………………………………….42
Список литературы ……………………………………………………………44
Вывод: за период 2000-2011 годов в Республике Башкортостан отмечен небольшой спад пассажирооборота по таким видам общественного транспорта как, железнодорожного, автобусного, таксомоторного, троллейбусного, трамвайного, внутренневодного и воздушного;
резкий скачок роста можно наблюдать в 2005 году.
ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
(миллионов человек)
Таблица 2.2
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2009 |
2011 | |
Транспорт – всего |
718,6 |
810,2 |
784,1 |
772,5 |
788,1 |
666,0 |
железнодорожный |
8,9 |
10,2 |
10,6 |
9,7 |
9,3 |
6,9 |
автобусный |
387,6 |
530,1 |
553,6 |
567,9 |
590,3 |
497,7 |
таксомоторный |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
0,2 |
0,1 |
- |
троллейбусный |
184,7 |
173,0 |
149,0 |
132,4 |
127,5 |
108,3 |
трамвайный |
136,5 |
96,1 |
70,3 |
61,3 |
59,8 |
52,0 |
Вывод: за период 2000-2011 годов в Республике Башкортостан отмечено уменьшение перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования, в частности идёт снижение использования таких транспортов как трамвай и троллейбус.
2.2. Анализ развития здравоохранения
Уровень здоровья населения г.Уфы, особенно молодого поколения, во многом обуславливается уровнем развития муниципальной системы здравоохранения.
В муниципальной системе здравоохранения г. Уфы функционирует 61 муниципальное учреждение, общая численность медицинских работников этих учреждений в 2009 г. составила 18837 чел., в том числе 4261 врач, 7953 медицинских сестры. Анализ динамики фактических объемов медицинской помощи по отдельным ее видам в 2005–2011 гг. свидетельствует об уменьшении количества вызовов скорой помощи (в 2009 г. данный показатель был ниже аналогичного показателя в 2005 г. на 10,2%). Общее количество посещений амбулаторно-поликлинических учреждений также сокращалось (в 2011 г. данный показатель уменьшился на 18,02% по сравнению с аналогичным показателем в 2005 г.). В части оказания услуг стационарной помощи – после значительного уменьшения (на 12,18%) в результате реструктуризации коечного фонда общего количества койко-дней в 2006 г. по сравнению с 2005 г. в последующие годы наблюдалось постепенное увеличение значения этого показателя, и в 2011 г. он составил 96,31% от уровня 2005 г.
За период 2005–2011 гг. наблюдалось устойчивое повышение показателя общей заболеваемости на 100 тыс. чел.: среди взрослого населения – на 19889 случаев (177612 и 197501 в 2005 и 2011 гг., соответственно), среди подростков – на 50680 случаев (222372 и 273052 в 2005 и 2011 гг., соответственно). В то же время среди детей (0–14 лет) общая заболеваемость на 100 тыс. чел. снизилась на 9335 случаев – с 258318 в 2005 г. до 248983 в 2009 г.
В части кадрового обеспечения
муниципальной системы
Номинальная среднемесячная заработная плата работников здравоохранения в 2005-2011гг. росла, особенно в период 2008–2010 гг., что связано с реализацией национального проекта «Здоровье». Несмотря на это уровень оплаты труда остается невысоким – среднемесячная заработная плата медицинских работников в 2005 г. была на 52,38% ниже среднего уровня заработной платы по городу, в 2011 г. – на 45,3%. Низкий уровень заработной платы медицинских работников является существенной проблемой, так как приводит к падению престижности врачебной профессии, ухудшению качества обслуживания, стимулирует отток высококвалифицированных кадров в сферу частной медицины, способствует распространению неформальных платежей пациентов медицинскому персоналу.
Основными источниками финансирования муниципального здравоохранения являются средства фонда обязательного медицинского страхования, городского бюджета, средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе средства добровольного медицинского страхования. Соотношение между этими источниками было достаточно стабильным в период с 2005 по 2011гг. (37,0%, 53,0%, 10,0% – в 2005 г., 37,0%, 54,0%, 9,0% – в 2011 г.) Сравнительный анализ плановых и фактических объемов бесплатной медицинской помощи, предоставленной в рамках Программы государственных гарантий, свидетельствует об устойчивом превышении в 2006–2011 гг. фактических показателей по числу вызовов скорой помощи и посещений амбулаторно-поликлинических учреждений над плановыми при одновременном превышении значений нормативных показателей над плановыми по стационарной помощи. Это говорит о низкой эффективности системы планирования объемов медицинской помощи.
По данным социологического мониторинга 2010 г. около 75,0% горожан удовлетворены качеством медицинского обслуживания населения в г. Уфе. Неудовлетворительное мнение об уровне обслуживания чаще высказывают люди с высоким уровнем дохода и более высоким уровнем образования.
В период 2005–2010 гг. большое внимание в г. Уфе в рамках национального проекта «Здоровье» и Национального календаря прививок системы здравоохранения уделялось развитию профилактического направления. В рамках реализации мероприятий национального проекта в сфере здравоохранения ежегодно проводится иммунизация населения против вирусного гепатита В, краснухи, гриппа и ряда других инфекционных заболеваний.
Сохранению трудового потенциала города служит дополнительная диспансеризация работающих граждан и углубленные медицинские осмотры работников вредных производств, организуемые в рамках национального проекта «Здоровье». В 2009 г. план дополнительной диспансеризации был увеличен на 44,0%, в результате чего выявлено 11833 случаев заболеваний.
В период 2005–2010 гг. проведена большая работа по информатизации здравоохранения. С 2009 г. машины скорой помощи оснащаются системой GPS-навигации, а в стационарах устанавливаются системы оповещения. С 2010 г. в г. Уфе внедрена единая электронная регистратура, позволяющая пациентам записаться на прием к специалисту через Интернет или по телефону. Это позволяет уменьшить время ожидания пациентов в очередях, повысить социальную эффективность муниципального здравоохранения.
Характеризуя общее состояние здоровья жителей г. Уфы, можно сказать, что в нем находят отражение как негативные тенденции, характерные для здоровья населения РФ в целом, так и специфические проблемы состояния здоровья жителей мегаполиса. К первой группе проблем относятся низкая средняя продолжительность жизни, большой разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин, тенденция к старению населения. Ко второй группе проблем относятся высокий уровень заболеваемости инфекционными заболеваниями, в том числе передающимися половым путем, алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами, онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Ключевыми проблемами системы муниципального здравоохранения, требующими решения, являются:
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО
ПЕРСОНАЛА ПО ОТДЕЛЬНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
Таблица 2.3
Численность среднего медицинского персонала всего, человек |
В расчете на 10000 населения | |||||||||
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2010 |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2010 | |
Численность среднего медицинского персонала |
45617 |
45473 |
46137 |
45320 |
45930 |
110,9 |
111,9 |
113,8 |
111,7 |
113,0 |
фельдшеры |
5842 |
5320 |
5151 |
5051 |
5074 |
14,2 |
13,1 |
12,7 |
12,4 |
12,5 |
акушерки |
2722 |
2413 |
2401 |
2426 |
2414 |
12,5 |
11,1 |
11,1 |
11,2 |
11,1 |
Медицинские сестры |
29844 |
30579 |
31275 |
30733 |
31187 |
72,5 |
75,3 |
77,2 |
75,7 |
76,7 |
лаборанты |
2795 |
2885 |
2870 |
2841 |
2862 |
6,8 |
7,1 |
7,1 |
7,0 |
7,0 |
рентгенолаборанты |
784 |
840 |
866 |
875 |
899 |
1,9 |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
2,2 |
зубные врачи |
782 |
814 |
764 |
699 |
689 |
1,9 |
2,0 |
1,9 |
1,7 |
1,7 |
Вывод: По данным министерства здравоохранения в последние годы наметился небольшой рост в численности персонала медицинских учреждений, пик которого пришелся на 2005-2007 годах.
Рост численности
медицинского персонала
Стационарные
учреждения социального обслуживания
для граждан пожилого возраста и
людей с ограниченными
Таблица 2.4
1995 |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2010 | |
число учреждений для взрослых |
16 |
19 |
20 |
52 |
52 |
49 |
в них коек |
4586 |
4781 |
5011 |
5992 |
6164 |
6229 |
проживающих |
4474 |
4794 |
4975 |
6053 |
5870 |
6165 |
число учреждений для детей |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
в них коек |
501 |
501 |
501 |
501 |
501 |
501 |
проживающих |
465 |
490 |
485 |
473 |
428 |
420 |
Вывод: За период 1995-2009 годов в Республике Башкортостан произошел рост оказания социальных услуг в сфере медицины для граждан пожилого возраста и не трудоспособного населения. В тоже время объем оказания медицинских услуг для детей не значительно уменьшался:
2.3. Анализ развития образования
Муниципальная система образования г. Уфы включает 228 дошкольных, 141 общеобразовательных, 74 дополнительных образовательных учреждения. Кроме того, на территории города функционируют 15 начальных, 37 среднеспециальных и 27 высших профессиональных учебных заведений различных форм собственности с филиалами, что предоставляет возможность получения непрерывного образования в г. Уфе в рамках развитой и дифференцированной сети образовательных учреждений.
По состоянию на 01.01.2010 г. сеть дошкольного образования в г. Уфе представлена 228 дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ), в том числе – 216 детских садов, 6 начальных школ-детских садов и 6 ведомственных учреждений с охватом 39253 детей. Положительной характеристикой дошкольной сети Уфы является ее дифференцированность, многофункциональная развитость, определяемая наличием учреждений различного типа, вида, режима работы и организационно-правовой формы, что делает возможным предоставление дошкольных образовательных услуг с учетом разносторонних запросов родителей, а также индивидуальных особенностей детей, уровня их развития и образовательных перспектив, состояния здоровья.
Общее количество педагогических работников в системе муниципального образования в 2010 г. составило 12852 чел. Из них, в муниципальных общеобразовательных учреждениях работают 7307 педагогических и руководящих работника, в том числе 6314 учителя, в дошкольных образовательных учреждениях – 3914 чел., в учреждениях дополнительного образования – 1631 педагог.
Одной из ключевых проблем
в сфере дошкольного
Несмотря на расширение столичной сети ДОУ с 217 до 228 ед. в 2005–2010 гг. имела место устойчивая отрицательная динамика охвата детей услугами дошкольного образования в возрасте от 1 до 6 лет в общей численности детей – от 60,7% в 2005 г. до 58,9% в 2010 г. Аналогичная ситуация отмечается и в части обеспеченности детей местами в ДОУ, снизившаяся с 500 до 424 мест на 1000 детей. Очередь в детские сады города остается высокой – около 16000 детей в возрасте до 5,5 лет.
В числе положительных тенденций следует отметить создание и расширение сети детских садов компенсирующего вида, сети санаторных детских садов и детских садов для детей с туберкулезной интоксикацией. Отмечается рост числа групп, оказания коррекционной помощи, групп по оздоровлению часто болеющих детей. Внедрены новые формы организации дошкольных образовательных услуг в виде групп кратковременного пребывания и групп семейного воспитания детей.
Информация о работе Проект по улучшению социальной инфраструктуры