Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 04:10, курсовая работа
Тема уровня и качества жизни привлекает внимание широкого круга исследователей, является предметом научных дискуссий, что говорит об ее несомненной актуальности. Особенно важен этот вопрос для нашей экономики, в которой уровень жизни населения существенно ниже, чем в развитых странах. Поэтому на современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 Уровень и качество жизни населения………………………………5
Понятие уровня жизни и система показателей…………………………..5
Качество жизни……………………………………………………………13
Глава 2 Анализ уровня жизни населения на примере г.Уфа РБ …………..15
2.1 Анализ развития транспортной инфраструктуры…………………….15
2.2Анализ развития здравоохранения……………………………………..19
2.3 Анализ развития образования………………………………………….25
Глава 3 Проект по улучшению социальной инфраструктуры…………..32
3.1. Пути совершенствования социальной инфраструктуры ……………...32
Заключение…………………………………………………………………….42
Список литературы ……………………………………………………………44
По данным социологического опроса, проведенного в 2010 г., уровень удовлетворенности жителей г. Уфы качеством дошкольного образования составил 78,6%.
Учреждения дополнительного образования (УДО) предоставляют уфимцам разнообразные социально востребованные образовательные программы, обеспечивающие высокий охват детей услугами дополнительного образования. В 2009–2010 учеб. г. функционируют 74 разнопрофильных учреждения с охватом 80 тыс. детей и подростков. Количественный прирост действующих УДО за последние пять лет составил 10 единиц, что позволило увеличить на 2,2% показатель охвата детей и подростков разнообразными формами организованного досуга (с 79,0% в 2006 г. до 81,2% в 2010 г. от общего количества учащихся города).
Многообразие
реализуемых образовательных
На протяжении последних пяти лет в городе функционируют 12 воскресных школ: башкирская, 2 татарские, 2 чувашские, 2 украинские, польская, армянская, еврейская, немецкая, марийская. Общий охват детей услугами воскресных школ в 2009–2010 учеб. г. составил более 1188 чел. (в 2005-2006 учеб. г. – 800 чел.). Деятельность воскресных школ направлена на приобщение детей к родному языку, литературе, истории, воспитание их на национальных обычаях и традициях – формирование национального самосознания детей, возрождение и сохранение национальных культур.
К числу факторов, оказывающих негативное влияние на развитие системы образования г. Уфы, относится низкий уровень заработной платы, отстающий от среднего по видам экономической деятельности. За последние пять лет среднемесячная номинальная заработная плата работников образования повысилась с 5421,82 в 2005 г. до 14490,0 руб. в 2010 г. Тем не менее, ее уровень остается стабильно ниже среднего по городу. Так, если в 2005 г. уровень заработной платы в образовании составлял 55,1% от среднемесячной номинальной заработной платы работников крупных и средних предприятий и организаций г. Уфы, в 2010 г. – 71,3%.
Наиболее острая проблема
с заработной платой – в сфере
дошкольного образования –
Отмечается рост показателей успеваемости учащихся. Качество знаний обучающихся по итогам 2009–2010 учеб. г. в сравнении с уровнем 2005–2006 учеб. г. повысилось с 55,6 до 59,1%, успеваемость – с 99,2 до 99,9%.
Повышение качества услуг
и эффективности
В целом, в г. Уфе сохраняется достаточно высокий уровень образованности населения. Так, число учащихся в начальных, средних и высших учебных заведениях за период 2009 г. составило 16% от общей численности населения города, что сопоставимо с уровнем 2005 г. и совпадает с общероссийской тенденцией роста.
Важным в развитии общего образования г. Уфы является формирование эффективной системы профориентации выпускников школ и механизмов взаимодействия предприятий города и учебных заведений в области формирования спроса в специалистах определенного профиля, что обусловлено несбалансированностью спроса и предложения на рынке труда города по уровням образования и направлениям подготовки выпускников.
Важной проблемой в области образования остается низкий уровень развития материально-технической базы образовательных учреждений, в особенности, ДОУ, около половины которых нуждаются в ремонте. Следует отметить динамичность процесса перевода ДОУ в статус автономных с целью совершенствования механизма их финансирования, что расширяет возможности развития и эффективности деятельности учреждений, материального стимулирования сотрудников, способствует улучшению качества услуг.
ВЫПУСК УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
Таблица 2.5
1995 |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2010 | |
Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании |
58188 |
70909 |
67408 |
50893 |
49957 |
48895 |
государственных и муниципальных дневных учреждений |
57076 |
69892 |
66356 |
50103 |
49186 |
48193 |
негосударственных дневных учреждений |
19 |
21 |
59 |
70 |
70 |
53 |
государственных и муниципальных вечерних учреждений |
1093 |
996 |
993 |
720 |
701 |
649 |
Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании |
30214 |
43240 |
43231 |
41604 |
33478 |
27793 |
государственных и муниципальных дневных учреждений |
27890 |
39862 |
39385 |
38050 |
30731 |
26164 |
негосударственных дневных учреждений |
- |
21 |
64 |
78 |
61 |
63 |
государственных и муниципальных вечерних учреждений |
2324 |
3357 |
3782 |
3476 |
2686 |
1566 |
Вывод: за период 1995-2010 годов численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, возрастает до 2000 года, в последующие годы идёт небольшой спад. В тоже время рост отмечен у негосударственных дневных учреждений .
Такая же ситуация наблюдается с численностью учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
(на конец года)
Таблица 2.6
1995 |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2010 | |
Число учреждений дополнительного образования детей Министерства образования Республики Башкортостан (без числа детско – юношеских спортивных школ, спортклубов)
в них занимающихся, тыс. человек |
200 |
175 |
194 |
195 |
199 |
184 |
182,1 |
201,6 |
248,7 |
236,1 |
241,9 |
247,4 | |
Число музыкальных школ
в них обучающихся, тыс. человек |
98 |
79 |
73 |
51 |
51 |
50 |
19,1 |
16,7 |
16,8 |
13,2 |
13,4 |
13,2 | |
Число художественных школ
в них обучающихся, тыс. человек |
21 |
20 |
19 |
19 |
19 |
19 |
3,9 |
5,0 |
5,4 |
5,6 |
5,4 |
5,5 | |
Число школ искусств
в них обучающихся, тыс. человек |
26 |
43 |
52 |
70 |
70 |
71 |
6,6 |
13,5 |
16,0 |
20,3 |
21,4 |
21,2 | |
Число самостоятельных детских библиотек
в них читателей, тыс. человек |
109 |
111 |
112 |
110 |
110 |
107 |
291,0 |
321,4 |
330,3 |
331,3 |
333,9 |
335,1 | |
Число детско-юношеских спортивных школ, спортклубов в них занимающихся, тыс. человек |
97 |
112 |
124 |
128 |
128 |
129 |
53,0 |
70,6 |
74,7 |
74,6 |
75,7 |
72,6 |
Вывод: в последние годы в Республике Башкортостан наметилась тенденция к не большому уменьшению занимающихся детей в музыкальных школах, школах искусств и в спортивных школах (спортклубы). В тоже время идёт рост читателей в детских библиотеках.
В период с 1995 по 2010 годы число учреждений дополнительного образования детей уменьшается.
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Таблица 2.7
2008 |
2011 | |
Средние специальные учебные заведения | ||
Количество персональных компьютеров, используемых в учебных целях |
6570 |
6750 |
в составе локальных |
4604 |
4989 |
имеющих доступ в Интернет |
3399 |
4128 |
Высшие учебные заведения | ||
Количество персональных компьютеров, используемых в учебных целях |
13746 |
14451 |
в составе локальных |
10902 |
12456 |
имеющих доступ в Интернет |
8572 |
10961 |
Число персональных компьютеров в расчете на 100 студентов очной формы обучения |
18,2 |
19,2 |
Вывод: за последние годы в средних специальных учебных заведениях и высших учебных заведениях количество персональных компьютеров, используемых в учебных целях, возрастает.
Глава 3. Проект по улучшению социальной инфраструктуры
3.1. Пути совершенствования социальной инфраструктуры
Транспортная инфраструктура
Целью в области развития
транспортного комплекса
1. Оптимизация
маршрутной сети городского
2. Снижение негативной
техногенной нагрузки на
3. Создание конкурентной среды в сфере автотранспорта, нацеленной на повышение качества транспортных услуг, путем стимулирования самоорганизации предприятий частной формы собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием услуг пассажирских перевозок.
4. Использование железной дороги в качестве скоростного транспорта для пассажирских перевозок в черте города, позволяющих разгрузить основные магистрали в часы «пик».
5. Создание автоматизированной
информационной системы по
Также в соответствии
с генеральным планом города
Уфы Администрацией городского
округа разработана программа
развития транспортной сети. Учитывая
географические особенности
В целях совершенствования дорожной инфраструктуры городского округа разработан перечень 28 наиболее загруженных улиц, подлежащих расширению в 2010-13годах., ориентировочной стоимостью 2,9 млрд.руб. Расширение улиц ведется комплексно, что позволит почти в 2 раза увеличить пропускную способность, качественно улучшит благоустройство, освещенность, дизайн остановок общественного транспорта, а также позволит осуществить строительство пешеходных переходов с неполным закрытием движения. Кроме того, расширение проезжей части улиц позволит организовать движение общественного транспорта по отдельно выделенным полосам, что по опыту европейских стран, является наиболее эффективной формой организации движения.
В 2010 году уже выполнено расширение наиболее загруженных участков шести улиц города, в их числе: ул.Коммунистическая, ул.Цюрупы, ул.Галле, ул.Комсомольская, ул.Лесотехникума, проспект Салавата Юлаева. (Средняя стоимость квадратного метра расширенной части составила 2750 руб. Средняя стоимость 1 п.м. расширенной части - 48890 руб.)
2)С расширением
проезжей части улиц всё
Разработан план мероприятий по проектированию и строительству пешеходных переходов, в соответствии с которым в 2011-13 годах планируется проектирование и строительство 8-ми пешеходных переходов.
В настоящее время разработана проектная документация на строительство подземного пешеходного перехода в районе остановки общественного транспорта «Юношеская библиотека» в Октябрьском районе города.
Информация о работе Проект по улучшению социальной инфраструктуры