Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 19:25, лекция
Обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, и поэтому коммуникации называют связующим процессом. Руководитель осуществляет свои основные функции с тем, чтобы сформулировать и достичь целей организации, а качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей, поэтому для успеха организации необходимы эффективные коммуникации. Организации пользуется разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок.
1.Сущность коммуникации и анализ коммуникационного процесса в организации
2. Элементы и этапы процесса коммуникации
3.Структура коммуникации и коммуникационные стили
4. Информационное обеспечение менеджмента
Коммуникационный стиль — это способ, с помощью которого индивид
предпочитает строить коммуникационное
взаимодействие с другими. Существует
много различных стилей, используемых
людьми в межличностной коммуникации,
так же как и много подходов к определению
этих стилей. Знание стилей помогает определить
то, как себя вести и чего можно ожидать
от поведения, связанного с определенным
стилем.
За основу измерения межличностной коммуникации
можно взять такие две переменные, как
открытость в коммуникации и адекватностъ
обратной связи. Первое измерение включает
степень открытия или раскрытия себя в
коммуникации для других в целях получения
ответной реакции от них, особенно их реакции,
показывающей то, как они воспринимают
нас и наши действия. Второе измерение
показывает степень, с которой люди делятся
с другими своими мыслями и чувствами
о них. Построив на этой основе матрицу,
где по-вертикали будет отложено первое
измерение, а по горизонтали — второе,
можно выделить пять стилей межличностной
коммуникации.
Коммуникационный стиль индивидов
в первом квадранте может быть определен как открытие себя.
Этот стиль характеризуется высокой степенью
открытости себя другим, но низким уровнем
обратной связи со стороны индивида, использующего
этот стиль. Открытие себя в этом случае
измеряется в диапазоне от среднего до
максимального. Индивид идет на это, концентрируя
тем самым внимание на себе, чтобы вызвать
реакцию других на свое поведение. К сожалению,
данный стиль страдает тем, что реакция
других нередко остается без адекватного
ответа или обратной связи со стороны
вызывающего его индивида. Принимая реакцию
других на свое поведение близко к сердцу,
использующий данный стиль индивид может
проявлять необузданные эмоции, мало способствующие
установлению эффективных отношений между
коммуницирующими сторонами.
Коммуникационный стиль индивида
во втором квадранте определяется как реализация себя и характеризуется
как максимальной открытостью, так и максимальной
обратной связью. В идеальных условиях
этот стиль является желательным, но ситуационные
факторы (политика организации, разница
в статусе и т.п.) могут побудить индивида,
владеющего этим стилем, отказаться от
него.
Коммуникационный стиль в третьем квадранте характеризуется замыканием в себе, т.е. одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи. Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его. Этот стиль часто используют «интроверты» — люди с тенденцией больше обращать свой разум вовнутрь себя. Крайность в проявлении этого стиля связана со скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.
Коммуникационный стиль в
четвертом квадранте связан с защитой себя и, как видно из
матрицы, характеризуется низким уровнем
открытости, но высоким уровнем обратной
связи. Он широко используется для того,
чтобы лучше узнать других или более правильно
оценить их. Обычно индивиды, использующие
данный стиль, мало открыты для других,
но любят обсуждать других. Они любят слушать
о себе, но не любят обсуждать свои качества,
особенно плохие, с другими. В середине
матрицы располагаются индивиды, «продающие»
себя, если другие делают то же самое. Такой
стиль называется «торговля за себя» и
характеризуется умеренными открытостью
и обратной связью, обмениваемыми в процессе
межличностной коммуникации.
Было бы неверно думать, что какой-то один
из названных коммуникационных стилей
является наиболее желательным. Однако
практика эффективной коммуникации свидетельствует,
что стиль, при котором индивид реализует
себя, более желателен и используется
в большем количестве ситуаций. Владение
таким стилем является настоящим достоинством.
В отношении использования других стилей
важно понять проблемы эффективной обратной
связи, умение раскрыть себя и умение слушать
других.
|
Рис. 2 Межличностная коммуникационная сеть руководителя группы
в организации
Коммуникационная
сеть — это соединение
Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением.
Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи — это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Если размер группы увеличивается в арифметической прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте. Отсюда коммуникационная сеть в группе из 12 человек более разнообразная и сложная, чем в группе из трех человек. В зависимости от того, как построены коммуникационные сети, деятельность группы может отличаться большей или меньшей эффективностью.
Существуют
устоявшиеся образцы
|
Рис 3. Образцы коммуникационных сетей в группах
В сетях типа «колесо» представлена формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчиненные коммуницируют друг с другом через своего начальника. Объективной основой такой ситуации является то, что лицо, находящееся в центре «колеса», имеет больше коммуникационных связей, чем другие члены группы. Он получает больше посланий, чаще признается другими членами группы как лицо, выполняющее лидерские функции, больше оказывает социального влияния на других членов группы, обычно несет большую ответственность за передачу информации, от него больше, чем от других, ожидается окончательное решение проблемы.
Аналогичная картина наблюдается в сетях типа «Y». Такие сети называются централизованными и могут быть эффективны, если решаются простые проблемы.
Другой тип властной иерархии представляют сети типа «цепочка», в которых появляются горизонтальные связи — элемент децентрализации. «Всеканальные» сети представляют полностью децентрализованные группы. Обычно это требуется, когда необходимо участие всех в решении сложных проблем. Такой подход называют еще открытыми коммуникациями.
Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для понимания отношений власти и контроля в организации. Известно, что сокрытие или централизация информации поддерживают властные отношения.
Характер взаимозависимости работ и людей в группе или организации будет определять тип более эффективной коммуникационной сети. Простая
взаимозависимость
допускает использование
4.Информационное обеспечение менеджмента
Информационное обеспечение состоит в сборе и переработке информации, которая необходима для принятия обоснованных управленческих решений.
Передача информации о положении и деятельности фирмы на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями фирмы осуществляется на базе современной электронно-вычислительной техники и других технических средств связи.
Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются определенные требования:
Для современных условий характерно применение высокоэффективной внутрифирменной системы информации (ВСИ), основанной на использовании новейших технических средств автоматизированной обработки цифровой и текстовой информации, объединенной в единую внутрифирменную сеть посредством системы связи.
Управленческая внутрифирменная информационная система представляет собой совокупность информационных процессов для удовлетворения потребностей в информации разных уровней принятия решений.
Для определения эффективности внутрифирменной системы управления во многих фирмах в учете и отчетности стал использоваться показатель –отношение получаемой прибыли к затратам на технические средства и обеспечение функционирования ВСИ.
Примером интегрированной системы информации может служить система фирмы «Барроуз», которая включает терминальные устройства, предназначенные для обработки данных, а также терминальные устройства, которые могут выбирать из базы данных необходимую информацию и печатать письма, доклады, распоряжения, тексты контрактов и т.д.
Основные принципы и цели ВСИ:
Важными задачами ВСИ являются:
Определение потребностей каждого руководителя в необходимой ему конкретной информации – это трудная задача, и ее решение зависит от опыта и функций руководителя, а также его полномочий в принятии управленческих решений.
Автоматизированные управленческие информационные системы призваны на основе быстрой обработки информации выдавать информацию об отклонениях от запланированных показателей.
ВСИ выполняет следующие функции:
Технология информационной деятельности
Развитие материально-
1. период 1950-1960
г., который характеризуется
2. 1970 годы, которые
характеризуются созданием и
использованием
В 1980-1990 годы информационные
технологии становятся более эффективными,
все более глубоко охватывают
как управляемые производственн
Информация о работе Процесс коммуникации и эффективность управления