Проявления и особенности несовершенной конкуренции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение типов рынков в условиях несовершенной конкуренции с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и следующие задачи:
- дать характеристику несовершенной конкуренции, а именно:
1) рассмотреть понятие и сущность несовершенной конкуренции и причины её возникновения;
2) описать показатели несовершенной конкуренции;
3) охарактеризовать критерий несовершенной конкуренции;

Вложенные файлы: 1 файл

2254.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Для отрасли же, то есть для всех фирм, производящих определенный продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар. Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену (представлена в таблице 1. Приложение 1).

Первый способ определения рентабельности производства: сравнение валового дохода и валовых  издержек при каждом количестве.

 

Максимизация прибыли

Минимизация убытков

Временное закрытие предприятия

 

Второй способ определения рентабельности производства: сравнение маржинального дохода и маржинальных издержек.

Найти такое Q, при котором (Рис. 2. Приложение 2).

Применение  правила Р=МС, модифицированного случаем закрытия, показывает, что (сплошной) отрезок кривой МС фирмы, который лежит выше AVC, является кривой предложения фирмы в краткосрочном периоде.

Точнее, в точке  а при цене Р1=MR1=МС1 – временное закрытие предприятия потому что Р1 меньше минимума AVC.

В точке b при цене Р2=MR2=МС2 фирма находится в состоянии равновесия и несет убыток, равный ее постоянным издержкам – на усмотрение владельца.

В точке c при цене Р3=MR3=МС3 убытки меньше постоянных издержек - минимизация.

В точке d  при цене Р4=MR4=МС4 фирма просто возмещает свои издержки, так как цена равна АТС – нулевая прибыль.

В точке е  при цене Р5=MR5=МС5 максимизация прибыли.

Если изначально цена превышает средние валовые издержки, то возможности получения экономических прибылей будут привлекать новые фирмы в отрасль. Но это расширение отрасли будет увеличивать предложение продукции до тех пор, пока цена вновь не снизится и не сравняется со средними валовыми издержками.

Напротив, если цена первоначально меньше средних  валовых издержек, неизбежность убытков обусловит отток фирм из отрасли. Общий объем предложения продукции будет сокращаться, снова повышая цену до равенства со средними валовыми издержками.

В долговременный период (график «А») кривая предложения  отрасли с постоянными издержками является абсолютно эластичной.

В долговременный период (график «Б») кривая предложения  отрасли с переменными издержками показывает зависимость между величиной предложении и ценой этой величины.

График 1. Долговременный период, кривая предложения отрасли

 

  1. Чистая монополия

Причины изучения чистой монополии:

    • 5-6 % ВНП производится в условиях приближенных к чистой монополии
    • служит источником анализа для монополистической конкуренции и олигополии

Барьеры для  вступления в отрасль:

      1. экономия, обусловленная ростом масштабов производства
      2. естественный монополизм
      3. легальные барьеры
  1. патенты
  1. лицензии
      1. собственность на важнейшие виды сырья
      2. нечестная конкуренция

Особенности ценообразования:

      1. нет необходимости в графике предложения, т.к. график спроса (D) служит ориентиром при выборе ценовой политики
      2. фирма может увеличивать продажи, только снижая цену
      3. так как каждый объем связан с конкретной ценой, монополист выбирает цену в зависимости от объема
      4. спрос эластичен в пределах, когда уменьшение (P) цены ведет к увеличению валового дохода (TR) и не эластичен, когда уменьшение цены вызывает снижение.

Неправильные  представления о монополии:

    • Монополист назначает максимально возможную цену
    • Монополист стремится получить максимально возможную прибыль с каждой единицы продукции
    • Монополизм – это всегда прибыль.

Ценовая дискриминация  – это возможность продавать  продукцию более чем по одной  цене и ценовые различия не оправдываются разницей в издержках.

Предпосылки:

      1. продавец является монополистом или олигополистом
      2. возможность разделить покупателей на группы, с разной степенью готовности к потреблению товара
      3. невозможность перепродажи товара с выгодой для первоначального покупателя

Последствия:

  1. рост прибыли монополиста
  2. рост объемов производства

Регулирование чистой монополии:




P=MC  (общественно оптимальная цена)

P=AC   (цена «справедливой прибыли»)

 

  1. Монополистическая конкуренция.

Максимизация прибыли или минимизация убытков в кратковременный период достигается выпуском такого количества, которое диктуется формулой

MR ≈ MC


 



                                                                                                = (P-ATC)*Q1  = AC* Q1   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 2. График монополистической конкуренции

 

В долговременный период фирма будет выпускать продукцию в соответствии с формулой


P = MR = MC = min ATC

 

Модели ценообразования:

Модель №1 «Олигополия, не основанная на сговоре»

Три фирмы: A,B,C имеют по ⅓ рынка. Предположим, что первоначальная ситуация характеризуется (.) Е [P1;Q1].

Фирма А решила изменить цену в любую сторону. Возможные  варианты:

    1. Фирмы В и С следуют за ней. 

Это означает, что  существенных изменений отраслевого  спроса не произойдет. Следовательно, кривая D1D1 будет иметь крутой наклон, как и производная от нее MR1MR1

    1. Фирмы В и С не следуют.

Это означает, что  произойдут существенные изменения  отраслевого спроса. Следовательно, график D2D2, как и производный, от него MR2MR2 будет пологим.

Однако в  реальной жизни фирмы никогда  не действуют так однозначно. В  случае если фирма А будет повышать цену (влево от осевой) фирмы В и С не следуют; в случае если фирма А будет понижать цену (вправо от осевой), они вынуждены последовать. В итоге возникают новые сложные графики D2AD1  и MR2BCMR1, которые показывают:

  • график D2AD1 показывает, что любое изменение цены только ухудшает положение для изменяющего;
  • график  MR2BCMR1, что существуют такие пределы (В-С), в которых изменение издержек МС1 и МС2 не вызывает изменения объемов производства (График представлен в приложении 3).

Модель № 2 «Тайный сговор»

«Тайный сговор» - это не посредственное или молчаливое согласие о фиксации цен, разграничении рынка, ограничении конкуренции (представлен на графике 5 Приложение 4).

Все данные усреднены, а значит и количество даны грубо, приблизительно (на графике показаны все усредненные, а значит не корректные данные).

Препятствия для  сговора:

1. различия в спросе и издержках

2. число фирм

3. мошенничество

4. спад производства в условиях недовыпуска

5. возможное вступление новых членов

6. антитрестовское законодательство

Модель № 3 «Лидерство в ценах»

Изучение лидерства  показало:

поскольку изменение  цен всегда связано с некоторым  риском, что конкуренты не последуют, корректировка цен осуществляется только в исключительных случаях

о надвигающихся  изменениях цен конкурентов извещают «заблаговременно».

ценовой лидер  не обязательно избирает цену, максимизирующую  прибыль

Модель № 4 «Издержки +»

Цена определяется как себестоимость, плюс фиксированная  норма прибыли, не меняющаяся долгое время. (У «Дженерал Моторз» она равна 15% уже 25 лет)

1.4. Государственное  регулирование несовершенной конкуренции

 

Если конкуренция и перестает  доминировать на рынке, то она не устранима  в обществе, где сохраняется частная (единоличная) и общая долевая собственность. Борьба за экономическую выгоду ведется,

во-первых, внутри монополии (при распределении  условий производства и дохода),

во-вторых, между монополистическими союзами (за место в рыночном пространстве)

в-третьих, между монополиями и  аутсайдерами.

Одним из следствий конкуренции среди монополий является тенденция ко все большей централизации производства и рынка. Эта тенденция грозит появлению абсолютных монополий, которые могут стать угрозой существованию самой государственной власти.

В правовом и демократическом государстве имеются силы, которые вступают в противоборство с монополиями.

Это, во-первых, широкие массы мелких товаропроизводителей и потребителей, которые, как говорится, среди белого дня подвергаются ограблению.

Во-вторых, само государство, посредством правовых мер.

Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX в. в США. Возникший конфликт был разрешен в результате того, что государство ввело антимонопольное законодательство. В 1890 г. американский Конгресс принял Акт Шермана против трестов.

Регулирование проводится по четырем  направлениям:

Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под  монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. По сути дела, главным в 1-й статье Акта Шермана является следующее положение. Незаконным признается трест, или в другой форме сговор, направленный на ограничение торговли между несколькими штатами или иностранными государствами. Монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной (или превышающей) 60%.

Второе направление: запрещается  слияние конкурирующих компаний. В Акте Клейтона, принятом в 1914 г., такое слияние расценивалось как усиливающее монополизацию и ослабляющее конкуренцию. На этом основании ряд монополистических объединений был распущен.

Третье направление: запрещается у становление монопольных  цен (в том числе «лидерство»  фирм в повышении цен и другие виды сговора в отношении цен). За выполнением запрета следит Федеральная торговая комиссия, созданная в 1914 г. С 1914 по 1977 г. Комиссия издала более 1400 приказов, запрещающих монопольный сговор в отношении цен,

Четвертое направление: сохранение и поддержание конкуренции  в ее цивилизованных формах.

Необходимость такого рода правовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества. В арсенал этих методов вошли подделка продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей.

Во-первых, ставит под государственный контроль слияние компаний.

Во-вторых, запрещает  соглашения и сговоры фирм в отношении цен и условий торговли.

В-третьих, оно  пресекает недобросовестную конкуренцию.

В 90-х годах  в России сделаны первые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства. В новом Уголовном кодексе к преступлениям отнесены монополистические действия и ограничения конкуренции. Речь идет о монополистических действиях, которые совершены путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Уголовно наказуемым признано также ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен (УК РФ, пункт 1 статьи 178).

В 1991 г. впервые  был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Отдельные положения этого Закона в дальнейшем уточнялись и получали более конкретную форму в других нормативных актах.

Итак, антимонопольное  законодательство поставило определенные преграды монополизации рыночной экономики. Одновременно государство выступило гарантом сохранения конкуренции в ее цивилизованных формах.

Информация о работе Проявления и особенности несовершенной конкуренции в России