Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 01:26, реферат
Центральной проблемой психологии инновативности является проблема теоретического и экспериментального обоснования механизмов, форм и способов психологического раскрепощения творческого потенциала личности и обеспечения психологического комфорта для продуктивной инновационной деятельности.
Инновационная деятельность оказывается тем более успешной, чем выше потребность в новом у данного человека. По поводу сущности этой потребности имеются различные точки зрения, в том числе противоположные. Французский писатель и философ-просветитель Вольтер (1694-1788) полагал, что если бы у человека не было потребности в новом, то мы до сих пор “лазили бы по деревьям и питались бы желудями”
- фантазирующий интровертный эрудированный критик-интеллектуал;
- интеллектуально-ригидный педант-традиционалист.
Как очевидно, реальные психотипы представлены внутри этого своеобразного диапазона, но с тенденцией, конечно же, явного несимметричного смещения ближе к первому типу.
Второй блок факторов (по Кеттелу)
раскрывает эмоционально-
Примеры полярных психотипов (акмеограмм) в этом блоке:
- выдержанный, инициативный, ответственный, уверенный в себе, целенаправленный реалист;
- раздражительный, беспринципный, женственный, ранимый, недисциплинированный мечтатель-эстет.
Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия раскрывает третий блок факторов. Эти факторы напрямую коррелируют с коммуникабельностью, ответственностью и организаторскими способностями, необходимыми членам инновационной группы.
Противоположные примеры инновативных психотипов в этом блоке:
- непринужденный, экспансивный,
независимый, решительный, благожелательный,
прямолинейный авантюрист-
- замкнутый, безропотный, осторожный, завистливый, циничный конформист-пессимист.
Ключевой фигурой в инновационной
деятельности является интеллектуал-креатор,
Инновационная культура личности все больше и больше определяется сегодня (как, впрочем, и раньше) уровнем развития способностей того или иного человека к творческому (продуктивному) и критическому (оценивающему) мышлению.
Творческое мышление – это прежде всего такое мышление, результатом которого является открытие принципиально нового решения некой задачи.
Критическое же мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью, допустим, определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое выявляет их недостатки. Понятно, что для эффективного решения инновационных задач необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно (как правило, эти функции внутри инновационной команды берут на себя разные ее участники), ибо критическое мышление часто является как бы помехой для творческого мышления, и наоборот.
Если вы хотите мыслить творчески, то вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по заранее определённому руслу. Такое мышление называется свободным ассоциированием. В этой ситуации любой участник инновационной команды говорит другим участникам (да и самому себе) всё, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это не казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось (и теперь используется) в психотерапии, а сейчас все более широко применяется в таком методе группового решения инновационных задач, который в середине прошлого века получил название “мозгового штурма” (“мозговой атаки”).
Считается, что в истории научно-технических инноваций начало в использовании метода “мозгового штурма” положили американские моряки, решавшие задачу противодействия торпедным атакам японских эсминцев в Тихом океане во время второй мировой войны. Капитан одного из американских кораблей (видимо, от отчаяния) выстроил команду на палубе и предложил всем матросам и офицерам, не обращая внимания на различия и звания, высказывать свои варианты решения этой задачи. И вот один из матросов предложил следующее. Как только мы заметим японскую торпеду, - сказал он, - мы всей командой встанем вдоль того борта, к которому она плывет, и начнем дуть в сторону этой торпеды. И тогда она от нашего ветра изменит направление и пройдет мимо цели, т.е корабля. Так вот, на основе этого на первый взгляд совершенно абсурдного, дилетантского и даже идиотского предложения (допустим, одного из пятидесяти) был сконструирован силовой гидравлический аппарат, который, как брандспойт, направлял мощную струю воды в сторону приближающейся и теряющей скорость торпеды, что изменяло ее траекторию, и таким образом, позволяло избежать попадания торпеды в корабль. (Возможно, в том числе и этот опыт используют полицейские при разгоне демонстраций).
В дальнейшем технология “мозгового штурма” успешно сочеталась с синектическим методом.
Суть синектики, как отмечалось, состоит в том, чтобы сделать незнакомое - знакомым, а привычное – чуждым. Этот эффект достигается с помощью четырёх типов операций:
1) отождествления самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, например, с какой-нибудь частью механизма, деталью машины;
2) поиска сходных, похожих
явлений и процессов в
3) использования поэтических
образов и метафор для
4) фантастической аналогии,
при которой проблема мысленно
решается как в волшебной
Повышение инновационной культуры личности предполагает формирование умения и навыков преодоления всякого рода препятствий, которые могут возникнуть на пути продуктивного инновационного мышления. Среди таких препятствий нужно назвать следующие:
1) конформизм – желание
быть похожим на других людей;
человек боится высказать
2) цензура (прежде всего,
и в особенности - внутренняя, или
чересчур высокая
3) страх; боязнь неудачи также сковывает воображение и инициативу;
4) ригидность; это затруднённость
в изменении способов
5) стремление найти решение
новой задачи немедленно; но чрезмерно
высокая мотивация часто
При формировании инновационной культуры личности следует также учитывать и препятствия критического мышления:
1) опасение быть слишком
агрессивным; известно, что некоторые
из нас ещё с детства
2) боязнь возмездия; критикуя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику своих идей;
3) переоценка собственных идей – мы неохотно делимся тем, что нам нравится;
4) чрезмерная стимуляция творческой фантазии; это также снижает критичность.
Критическое мышление, для которого конечная цель носит конструктивный характер, следует отличать от критической установки (критицизма), которая деструктивна, разрушительна по самой своей сути. Стремление человека критиковать взгляды и поступки других людей единственно ради самой критики имеет скорее психоэмоциональный характер, чем собственно познавательный (эвристический). Но для большинства людей характерно рациональное гармоничное соединение преимуществ творческого (инновационного) мышления и критического мышления.
Инновационное мышление, генерирующее новые знания, напрямую зависит от уровня профессионализма инноватора, его способности к систематическому получению новой информации, психологической и деятельной направленности не на адаптацию, а на развитие, на поиск нового.
Повышение инновационной культуры личности (в том числе через систему общего и специального профессионального образования) наряду с обязательным нравственным совершенствованием человека способствует становлению подлинно гуманного общества, раскрывающего для каждого человека путь к свободному созиданию Культуры.
Информация о работе Психологические аспекты инновационной культуры