Психологические факторы и особенности экономического поведения в сфере производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:46, реферат

Краткое описание

Человеческий фактор – ядро системы взаимосвязей между экономикой и социальной сферой общества. Экономическая социология изучает включенные в систему экономических отношений и взаимодействующие между собой группы, поэтому ее объектом становится экономика, рассматриваемая со специфической точки зрения, как социальный процесс.

Содержание

1,Подходы к изучению экономического поведения человека.
2. Экономическое мышление как основа рационального выбора.
3. Формы проявления экономического поведения.
4. Потребности и интересы трудового поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика и социология труда реферат 4 семестр.docx

— 41.97 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

1.Подходы  к изучению экономического поведения человека 3

2.Экономическое  мышление как основа рационального выбора 6

3.Формы  проявления экономического поведения 9

4.Потребности  и интересы как детерминанты  трудового поведения 15

Заключение 25

Литература 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человеческий  фактор – ядро системы взаимосвязей между экономикой и социальной сферой общества. Экономическая социология изучает включенные в систему  экономических отношений и взаимодействующие  между собой группы, поэтому ее объектом становится экономика, рассматриваемая  со специфической точки зрения, как  социальный процесс.

Характер  активности людей в экономике  зависит от их социальных качеств, которые  формируются как в экономической, так и в других сферах общественной жизни – политики, права, культуры, идеологии, семьи, а также от того положения, которое они в этих сферах занимают.

Трактовка развития экономики как социального  процесса означает, что это развитие рассматривается не изолированно от других сфер общественной жизни, а в  тесной связи с ними, причем эта  связь осуществляется через социально-экономические  группы.

В работе рассмотрена модель экономического поведения человека, являющаяся результатом  синтеза различных дисциплин (экономической  психологии, социологии труда, теории управления и др.). Особое внимание уделено  экономическому мышлению, а также  потребностям человека как факторам, определяющим его трудовое поведение.

 

 

 

 

 

 

 

1.Подходы к изучению экономического  поведения человека

Предметом изучения дисциплин, относящихся к  общественным наукам - социологии, политологии, психологии, антропологии - является человеческое поведение.

В широком  смысле можно сказать, что все  содержание экономической науки  состоит из описания человеческого  поведения. Научный подход к описанию и предсказанию человеческого поведения  требует от общественных наук его  обобщения, типизации. На практике это  проявляется в использовании  определенной поведенческой гипотезы, предполагающей упрощенное представление  о человеческой природе.

Одни  и те же явления из области человеческого  поведения могут быть рассмотрены  с использованием разных методов. Экономическая  психология анализирует хозяйственное  поведение людей — покупателей, налогоплательщиков, предпринимателей — с помощью инструментов психологической  науки. С другой стороны, к ней  примыкает психологическая, или  поведенческая, экономическая теория (behavioural economics), использующая отдельные психологические категории (уровень притязаний, когнитивный диссонанс и пр.) в рамках экономических моделей. Существуют примеры плодотворного применения к одним и тем же проблемам экономических и социологических методов анализа.

Единого, «классического», определения модели человека в современной экономической  науке не существует. В общем виде модель экономического человека обязана  содержать три группы факторов, представляющих цели человека, средства для их достижения (как вещественные, так и идеальные) и информацию (знание) о процессах, благодаря которым средства ведут  к достижению целей (наиболее важными  из таких процессов являются производство и потребление). Методологи экономической  науки применяют различные группировки и описания отдельных свойств экономического человека.

Однако  разночтения между многочисленными  определениями не всегда существенны. Представления большинства современных  исследователей можно свести к следующим: [1, 6]

1. Экономический  человек находится в ситуации, когда количество доступных ему  ресурсов является ограниченным. Он не может одновременно удовлетворить  все свои потребности и поэтому  вынужден делать выбор.

2. Факторы,  обусловливающие этот выбор, делятся  на две строго различающиеся  группы: предпочтения и ограничения.  Предпочтения характеризуют субъективные  потребности и желания индивида, ограничения — его объективные  возможности. Предпочтения экономического  человека являются всеохватывающими  и непротиворечивыми. Главными  ограничениями экономического человека  являются величина его дохода  и цены отдельных благ и услуг. В ситуациях, далеких от модели совершенной конкуренции, ограничениями являются также действия других участников рынка.

Предпочтения  экономического человека более устойчивы, чем его ограничения. Поэтому  экономическая наука рассматривает  их как постоянные, абстрагируется от процесса их формирования и изучает  реакцию индивида на изменение ограничений.

3. Экономический  человек наделен способностью  оценивать возможные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют его предпочтениям. Другими словами, альтернативы всегда должны быть сравнимы между собой.

4. Делая  выбор, экономический человек  руководствуется собственными интересами, которые могут при этом включать  и благосостояние других людей  (например, членов семьи). Важно то, что действия индивида определяются  его собственными предпочтениями, а не предпочтениями его контрагентов  по сделке и не принятыми  в обществе нормами, традициями  и т. д.

5. Находящаяся  в распоряжении экономического  человека информация, как правило,  является ограниченной — ему  известны далеко не все доступные  варианты действия, а также результаты  известных вариантов — и не  изменяется сама по себе. Приобретение  дополнительной информации требует  издержек. Один из доступных ему  вариантов выбора состоит в  том, чтобы отложить решение  на потом и заняться поиском  новой информации.

Время, в течение которого необходимо принять  решение, является наряду с доходом  одним из ресурсных ограничений, а издержки поиска — одним из ценовых ограничений.

6. Выбор  экономического человека является  рациональным в том смысле, что  из известных вариантов выбирается  тот, который, согласно его  мнению или ожиданиям, в наибольшей  степени будет отвечать его  предпочтениям, или, что то же самое, максимизировать его целевую функцию. В современной экономической теории предпосылка максимизации целевой функции означает: люди выбирают то, что они предпочитают, — она просто устанавливает связь между упорядоченными предпочтениями и актом выбора или действием. При этом мнения и ожидания, о которых идет речь, могут быть ошибочными, и субъективно рациональный выбор, с которым имеет дело экономическая теория, может казаться иррациональным более информированному внешнему наблюдателю. Экономический человек может делать ошибки, но они могут быть только случайными, а не систематическими.

2.Экономическое мышление как  основа рационального выбора

Экономическое мышление включает в себя взгляды  и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической  деятельности теми связями, в которые  они вступают в повседневной жизни. Экономическое мышление основано не на познании действия и использовании  социально-экономических законов, а  на экономической практике, поэтому  оно наполнено иным социально-экономическим  содержанием.

Экономическое сознание связано с познанием  функционирования и развития социально-экономических  законов, а экономическое мышление — с включенностью в социально-экономическую  практику. [5, 253]

Таким образом, можно рассматривать экономическое  мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации.

Экономическое мышление вовлекает в оборот не все  экономические знания, а преимущественно  те, которые непосредственно служат практике. Оно тесно связывается  с экономическими интересами людей, складывается под влиянием объективных  факторов экономического развития, состояния  экономического сознания в обществе, участия трудящихся в экономических  преобразованиях. Экономический образ  мышления выхватывает из широкого круга  возможностей лишь немногие, отбрасывая остальное. Он фиксирует внимание на том, как сделать выбор и каким  этот выбор должен быть. С проблемой  выбора связан акцент на индивиде. Первичная  характеристика экономического образа мышления — это калькуляция затрат и выгод, на которой основывается экономическое поведение. Индивиды преследуют свои собственные цели и интересы, приспосабливаются к поведению друг друга, хотя и соблюдают при этом особые «правила игры». Права собственности и другие правила игры определяют, какой выбор совершат индивиды, преследуя свои интересы.

По  мнению американского экономиста П. Хейне, сделать выбор - означает остановиться на наилучшем из имеющихся вариантов исходя из сравнительной оценки ожидаемых выгод и издержек. [5, 257] В рамках данной концепции индивиды принимают только те действия, которые, по их мнению, принесут им наибольшую чистую пользу (т.е. пользу за вычетом затрат). Чем серьезнее экономические обоснования выбора, тем больше вероятность того, что он будет рациональным.

Содержание  доминант экономического мышления можно  представить следующим образом: [5, 269]

1. Отношение  к труду как к необходимости  и условию самореализации личности  выражается в показателях развития  субъективных побудителей и практических  усилий, направленных на развитие  способностей к труду. Индикаторами  этого отношения служат мотивы, стереотипы, установки повышения  квалификации, а также факты экономического  поведения, инспирированные этими  побуждениями.

2. Отношение  к различным формам собственности  находит отражение в показателях  ее субъективного восприятия  и практического использования.  Индикаторами здесь являются  элементы мышления, характеризующие  представления об эффективном  использовании общественного богатства.

3. Отношение  к управлению проявляется в  показателях, свидетельствующих  о позиции трудящихся к возможности  влиять на решения в области  организации производства, материального  стимулирования и социального  обеспечения, а также в показателях активности участия в управлении делами в коллективе, регионе, отрасли, обществе в целом. Индикаторами выступают суждение людей об эффективности и демократичности управления, о способности руководящих кадров решать насущные задачи, активность участия работников в практических формах управления.

По  каждому из названных компонентов  экономического мышления можно выявить  уровень экономических знаний; характер социальной мотивации к действиям, способствующим или препятствующим экономическим преобразованиям; сдерживающее влияние социально-психологических  стереотипов, направленность установок, на основе которых складывается тот  или иной тип реального экономического поведения. В целом эти доминанты  экономического мышления позволяют  объяснить, что лежит в основе тех многочисленных выборов, которые  в совокупности составляют такой  феномен, как экономическое поведение  человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Формы проявления экономического  поведения

Экономическое поведение. Всякое поведение должно ориентироваться на результат, на количество и качество затраченных человеческих ресурсов. Применяя свои профессиональные способности, индивид постоянно  ориентируется на оптимальный баланс между затратами и их компенсацией. Должно существовать устойчивое равновесие в процессе обмена и в процессе производства. В противном случае, при отсутствии компенсации (товарно-денежной, натуральной, экономической, социальной), будет наблюдаться падение интереса к такого рода деятельности. Можно сформулировать следующие виды экономического поведения: «максимум, дохода ценою максимума труда», «гарантированный доход ценою минимума труда», «минимум дохода при минимуме труда» и «максимум дохода при минимуме труда». [7, 158]

Существуют  различные формы экономического поведения и в сфере распределения  и потребления.

Экономическое поведение характеризуется понятием «эффективность». Применительно к  производственной и трудовой деятельности эффективность часто определяется как соотношение между затратами  и результатом. Данную характеристику можно отнести как к производству, так и к работнику. Под экономической  эффективностью труда на рабочем  месте обычно понимают производительность труда, затраты рабочего времени, материалов, топлива, электроэнергии и т.д. Социальный эффект, получаемый в результате трудовой деятельности, выражается в характере  воспроизводства работника, в сбережении и развитии его физических и духовных сил, накоплении знаний, навыков, умений.

На  экономическое поведение в разной степени оказывает влияние ряд  факторов:

 

технический (использование новой техники и технологии);

организационный; (пути улучшения организации производства и труда), социально-экономический (влияние  условий, содержания труда, его нормирования и оплаты),

социально-психологический (сюда входят удовлетворенность трудом, морально-психологический климат в  коллективе),

личностный (образовательный и культурный уровень  работника), общественно-политический (солидарность наемных работников, деятельность профсоюза и т.д.).

Важным  фактором, детерминирующим экономическое  поведение работника, является его  отношение к форме собственности (когда работник является полным или  частичным собственником средств производства).

Формирование  рыночных отношений, их большая или  меньшая социальная направленность, существующая структура занятости  создают свои особые предпосылки  экономического поведения разных групп  в социальном сообществе. Через экономические  формы деятельности субъектом (индивидами, слоями, социальными группами) реализуется  способность соотносить свой образ  мышления, свои экономические знания и мировоззренческие установки  с реальной хозяйственной практикой  для решения социально-экономических  задач. Полнота реализации субъектом  своих сущностных сил свидетельствует  как о мере его включенности в  экономическую деятельность, так  и о возможности последней  стимулировать эту деятельность.

Многих  мыслителей (особенно с конца XVIII с.) интересовало, почему индивиды, преследуя  свои собственные интересы и обладая  крайне ограниченной информацией, умудряются тем не менее порождать не хаос, а поразительно организованное общество. Одним из самых проницательных и оказавших наибольшее влияние на развитие экономической социологии был английский экономист и философ Адам Смит. Он жил в эпоху, когда даже высокообразованные люди верили, что только благодаря вниманию государственных структур общество удерживается от состояния беспорядка и бедности. Для того чтобы опровергнуть общепринятое мнение, А. Смиту пришлось открыть и описать механизм общественной координации, действовавшей, как он полагал, независимо от поддержки государственных структур. При этом механизм оказался настолько мощным, что входящие с ним вразрез государственные мероприятия нередко сводились на нет.

Информация о работе Психологические факторы и особенности экономического поведения в сфере производства