Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:46, реферат
Человеческий фактор – ядро системы взаимосвязей между экономикой и социальной сферой общества. Экономическая социология изучает включенные в систему экономических отношений и взаимодействующие между собой группы, поэтому ее объектом становится экономика, рассматриваемая со специфической точки зрения, как социальный процесс.
1,Подходы к изучению экономического поведения человека.
2. Экономическое мышление как основа рационального выбора.
3. Формы проявления экономического поведения.
4. Потребности и интересы трудового поведения.
А. Смит выделяет пять главных условий, которые «компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других:
приятность или неприятность самих занятий;
легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им;
постоянство или непостоянство занятий;
большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими;
вероятность или невероятность успеха в них».
Альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег, исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономическое поведение.
Экономическое
поведение в самом общем виде
— это поведение, связанное с
перебором экономических
В общении
между собой, особенно по поводу распределения
и потребления ограниченных экономических
ресурсов, субъекты преследуют свои экономические
интересы, удовлетворяют свои насущные
потребности. Это вторая предпосылка
их экономического поведения, позволяющая
во многом его предсказывать. В обществе,
широко использующем деньги, каждый предпочитает
иметь их больше, потому что деньги
расширяют возможности
Оно оказывается также полезным, когда требуется повлиять на экономическое поведение других людей. В процессе общественного сотрудничества, действуя в собственных интересах, люди создают возможности выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия.
Динамичность
социального стереотипа, подвижное
равновесие когнитивного образа и прагматической
установки (или вхождение их в
противоречие) создают предпосылки
выбора альтернативных вариантов —
сформированные ценности глобального
порядка или сиюминутные
На самом деле люди не так уж рациональны и их выбор в реальной ситуации определяется: состоянием баланса рационального и эмоционального в экономическом мышлении; подвижностью равновесия нормативного и индивидуального в социальном стереотипе; и, наконец, более глубинными причинами (часто не зависящими от них) — их экономическими интересами.
Обращение
к экономическому образу мышления позволяет
объяснять социальные явления, включая
и изменение уровня безработицы
как следствие меняющегося
Можно допустить, что темпы роста уровня безработицы отражают не только растущую нехватку рабочих мест, но и изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски работы. Как издержки поступления на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей будут весьма различными в зависимости от таких факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, обязательства перед семьей, другие источники дохода, собственные ценностные ориентации, сложившиеся стереотипы и даже взгляды тех, чьим мнением человек дорожит.
Экономические решения основываются на ожиданиях. Люди принимают решения поступить на работу, так как они ожидают найти подходящее место. Если ожидания ищущих работу будут необоснованно высоки, это приведет к повышению уровня безработицы.
Если,
например, выпускники средних и высших
учебных заведений будут иметь
завышенные представления о ценности
своих дипломов на рынке труда, уровень
безработицы среди них
Таким
образом, уровень безработицы
4.Потребности и интересы как
детерминанты трудового
Трудовое
поведение членов общества определяется
взаимодействием различных
Формирование
этих внутренних побудительных сил
трудового поведения
Потребности
в самом общем виде можно определить
как заботу индивида об обеспечении
необходимых средств и условий
для собственного существования
и самосохранения, стремление к устойчивому
сохранению равновесия со средой обитания
(жизненной и социальной). Существует
множество классификаций
Наиболее полно и удачно иерархия потребностей разработана американским психологом А. И. Маслоу, выделившим пять уровней потребностей. [7, 116]
1. Физиологические и сексуальные потребности — это потребности в воспроизводстве, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т.д.
2. Экзистенциальные
потребности — это потребности
в безопасности своего
3. Социальные
потребности — это потребности
в привязанности,
4. Престижные
потребности — это потребности
в уважении со стороны «
5. Духовные
потребности — это потребности
в самовыражении через
Первые два уровня потребностей в своей иерархии А. Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных — вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют также принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности). А. Маслоу считал, что само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока эта потребность не удовлетворена. Кроме того, интенсивность потребности определяется ее местом в общей иерархии.
Существует множество социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются в социологии с разных точек зрения. Определенная их часть имеет непосредственное отношение к проблеме мотивации труда, они обладают конкретными мотивационно-трудовыми значениями. Среди них можно выделить следующие:
потребность в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда ради положительного мнения о себе как о человеке и работнике);
потребность в самоутверждении (высокие количественные и качественные показатели в труде ради одобрения и авторитета, похвалы, положительного отношения к себе со стороны других);
потребность в признании (направленность трудового поведения на доказательство своей профессиональной пригодности и способностей вообще или в условиях жесткого контроля за качеством работы, аттестации рабочих мест на протяжении испытательного срока);
потребность
в социальной роли (хорошая работа
как способ «быть кем-то», доказательство
своей необходимости для
потребность в самовыражении (высокие показатели в работе на основе творческого отношения к ней; работа как способ получения каких-то идей и знаний, проявления индивидуальности);
потребность в активности (трудовая деятельность как самоцель, стремление к поддержанию здоровья через активность);
потребность в продолжении рода и самовоспроизводстве (особая ценностная ориентация на такие цели, как благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе; реализация через результаты труда сублимированного стремления к созиданию и наследованию чего-либо);
потребность в досуге и свободном времени (предпочтение работать меньше и иметь больше свободного времени, установка на работу как на ценность, но не как на основную цель жизни);
потребность в самосохранении (потребность работать меньше и в лучших условиях, даже за небольшую зарплату, в целях сохранения здоровья);
потребность
в стабильности (восприятие работы
как способа поддержания
потребность в общении (установка на трудовую деятельность как на возможность общения);
потребность в социальном статусе (четко выраженное подчинение трудовой деятельности целям карьеры с положительным или отрицательным эффектом для самой работы; карьера как решающий мотив поведения во взимоотношениях с другими);
потребность в социальной солидарности (желание «быть как все», добросовестность перед партнерами, коллегами).
Потребности играют одну из важнейших ролей в общем процессе мотивации трудового поведения. Они стимулируют поведение, но только тогда, когда осознаются работниками. В этом случае они принимают конкретную форму — форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам. Интерес — это конкретное выражение осознанных потребностей. В отличие от потребности интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника. Если потребности показывают, что нужно человеку для его нормальной жизни, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы удовлетворить данную потребность.
Таким
образом, специфической чертой интереса
выступает деятельное отношение
к использованию условий
Носителями
потребностей и интересов выступают
различные общности, общество в целом,
классы, социальные группы, регионы, трудовые
организации, а также отдельные
работники. В число субъектов
потребностей и интересов входят
все субъекты хозяйствования, имеющие
определенные функции и цели в
системе общественного
Материальные интересы — это интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей. Отсюда интересы работников к соответствующему уровню оплаты труда, размерам премирования, льготам и компенсациям за неблагоприятные условия труда, к режиму труда и удобным посменным графикам работы, к возможности получения жилья, хорошему медицинскому обслуживанию и т.д.
Любая
из потребностей может породить многообразие
различных интересов. Например, потребность
в знаниях может сформировать
у работников интерес к повышению
своего профессионального мастерства;
к поиску творческой, разнообразной
и содержательной работы, требующей
постоянного расширения своего профессионального
багажа; интерес к чтению специальной
литературы, обобщающей и освещающей передовой
опыт и т.д. Таким образом, потребности
и интересы характеризуют внутреннюю
обусловленность трудового поведения.
В различных условиях жизнедеятельности
у разных социально-демографических, профессионально-
На основе потребностей формируются ценности и ценностные ориентации, которые играют существенную роль в мотивационном процессе.
Ценности — это представления субъекта, общества, класса, социальной группы о главных и важных целях жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей. К ценностям относят все предметы и явления, которые обладают положительной значимостью в глазах общества, коллектива, личности. Мир ценностей многообразен и неисчерпаем, как многообразны и неисчерпаемы потребности и интересы общества.
Ценности
подразделяются на материальные, духовные,
социальные, политические и т.д. Они
формируются на основе потребностей
и интересов. Так, потребность в
творчестве рождает интерес к
творческому труду, который уже
воспринимается как ценность. Но, формируясь
на основе потребностей и интересов,
ценности не копируют их. Они могут
соответствовать содержанию потребностей,
интересов, но могут и не соответствовать.
Возможные совпадения, единство потребностей,
интересов и ценностей или
их противоречия связаны с тем, что
сознание обладает относительной