Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:33, курсовая работа
Целью данной работы является исследование самого явления кризиса, причин возникновения, а также его влияния на финансовый и реальный сектор экономики.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
- изложить экономическое содержание финансовых кризисов;
- изучить влияние кризиса на финансовый и реальный сектора экономики;
- изучить прогнозы экономистов о дальнейшем развитии экономической ситуации в мире;
- выявить взаимосвязь реального сектора экономики и банковской сферы в период кризиса;
- рассмотреть мероприятия, направленные на преодоление последствий кризиса.
Введение 3
1. Финансовый кризис: понятие, механизм, значение 4
1.1Понятие и причины финансового кризиса 4
1.2Механизм финансового кризиса 11
2. Пути преодоления финансового кризиса 14
2.1 Последствия кризиса и пути преодоления 14
2.2 Политика антикризисного управления финансовыми кризисами 16
2.3Механизм валютного совета или использование политики валютного управления. 18
3.Российская практика 24
Заключение 29
Источники 30
национальной валюты (девальвация), возможно также введение и усиление валютных ограничений;
биржевой (фондовый) кризис — резкое падение курсов ценных бумаг, особенно акций, уменьшение операций фондового рынка, сокращение и прекращение новых эмиссий ценных бумаг, банкротство фирм по торговле ценными бумагами.
Итак, завершая краткий обзор исследований отечественных ученых и ученых стран СНГ, можно заключить, что такой «не западный» подход к определению сущности финансового кризиса позволяет нам вывести следующую дефиницию. Финансовый кризис — это нарушение равновесия в функционировании системы финансовых отношений, проявляющееся в нестабильности финансов предприятий и кредитно-финансовых учреждений и выраженное в резком падении ВВП, которое привело к нарушению процесса формирования и распределения централизованных фондов государства. При этом финансовый кризис состоит из бюджетного, денежного обращения, банковского, биржевого и валютного.
Современные западные интерпретации финансового кризиса дают более четкие определения. Наибольшую известность получили работы Ф. Мишкина, которые дают следующую дефиницию финансового кризиса. Финансовый кризис — это процесс дезорганизации финансового рынка, при котором проблемы неблагоприятного отбора и психологического риска приводят к тому, что финансовые рынки перестают играть роль канала по передаче финансовых ресурсов субъектам с наилучшими инвестиционными возможностями. Главными характеристиками этого определения выступают неблагоприятный отбор и психологический риск. Вместе они являются каналом реализации более сложной проблемы асимметрии информации, которая нарушает равновесие в функционировании финансовой системы.
Асимметрия информации — это ситуация, когда один из участников сделки владеет частной информацией, которую он может частично по своему усмотрению раскрыть, и когда преодоление подобной асимметрии другой стороной возможно только при значительных затратах. Например, заемщик обычно обладает лучшей информацией о потенциальном доходе и риске, связанном с инвестиционным проектом получаемых сумм, нежели кредитор. Как уже отмечалось, двумя каналами реализации этой проблемы выступают неблагоприятный отбор и психологический риск.
Неблагоприятный отбор характеризует механизм ошибочного выбора контрагента или партнера, который ведет к созданию отношений, подверженных риску. Проблема неблагоприятного отбора на рынке как следствие асимметрии информации. Она возникает из-за того, что наиболее активными в поисках финансирования являются заемщики, находящиеся в трудном финансовом положении и которые будут не в состоянии погасить полученный кредит. Поскольку банк не в полной мере может оценить вероятность успешного осуществления всех проектов, он вынужден выработать условия финансирования проектов со средним уровнем риска. Таким образом, для проектов с высоким уровнем риска эти условия могут быть более выгодными по сравнению с теми проектами, уровень риска которых ниже. Предотвращению неблагоприятного отбора способствует информация, полученная кредитором о заемщике, либо опыт и используемые методы оценки риска, либо продолжительное сотрудничество с заемщиком.
Психологический риск существует в том случае, когда контрагент после заключения контракта осуществляет действия, ставящие под сомнение успешное выполнение этого контракта. Например, с точки зрения кредитора изменение условий финансируемого проекта на более рискованный может стать причиной изменения вероятности возврата кредита. Психологический риск можно минимизировать посредством мониторинга действий субъекта хозяйствования в процессе использования им заемных средств, а также оценки его финансового положения.
1.2Механизм финансового кризиса
Под долговым кризисом понимается массовое банкротство субъектов хозяйствования и дефолт по суверенным долгам государства. Валютный кризис пока определим через проявление в резких колебаниях курса денежной единицы, в крупном сокращении золотовалютных резервов, в серьезном ухудшении валютной ликвидности государства. Основными характеристиками банковского кризиса выступают: массовое изъятие вкладов из коммерческих банков, резкое сокращение банковского и коммерческого кредита, повышение ссудного процента, рост финансовых банкротств. Следовательно, сочетание всех этих трех компонентов позволяет нам говорить о полноценном финансовом кризисе. В ином случае речь будет идти лишь о частях финансовой нестабильности.
Одновременное протекание валютной и банковской нестабильности носит название двойного кризиса. Недоверие населения к национальной валюте может в какой-то момент спровоцировать «набег» вкладчиков на банки с целью изъятия своих депозитов, номинированных в национальных денежных единицах. Это приводит к банковскому кризису, при котором давление на валюту неизбежно возрастает, потому, что банки могут иметь внешнюю задолженность, возврат которой окажется под вопросом, и потому, что схемы гарантий депозитов вкладчиков могут потребовать дополнительных государственных расходов, а это может повлечь новый виток инфляции и девальвации. Кроме того, при отсутствии ограничений на вывоз капитала финансовые активы, номинированные в национальной валюте, будут переводиться в иностранные валюты, так что внутригосударственный банковский кризис неизбежно приведет к валютному.
Непосредственно преобразование банковского кризиса в двойной происходит в два этапа. Первое время, обычно по причине финансовой либерализации движения капитала в страну, резко возрастает количество заемщиков, что сопровождается ростом необеспеченных займов. Отсутствие необходимого опыта банковских работников, наличие слабой системы пруденциального управления, увеличение процента левериджа (отношения заемных средств к собственным) в корпоративном секторе — все это создает видимость слабости кредитной системы государства и неспособности поддерживать обменный курс национальной валюты на определенном уровне. Как следствие наступает второй этап двойного кризиса, когда инвесторы уже психологически склонны начать спекулятивный террор на валюту страны, ожидая лишь повод, которым может стать любое событие (политическое убийство кандидата в президенты (Мексика, 1994 г.).
В другой ситуации, когда двойной кризис приобретает форму не банковско-валютного, а валютно-банковского шока, типичной причиной его возникновения является злоупотребление властями эмиссионной политикой для финансирования бюджетного дефицита при условии использования режима фиксированного обменного курса или «грязного плавания» на уровне, противоречащем другим целям монетарной политики. Аналогично предыдущему случаю, если у населения возникают сомнения в способности или желании правительства поддерживать установленный предел обменного курса, то следующим шагом станет всеобщий сброс национальной валюты через финансовых посредников (обычно банки), что порождает ажиотажный спрос и банковский кризис.
Итак, резюмируя западное направление науки в сфере финансовых потрясений, можно сделать вывод, что сущность и содержание финансового кризиса состоит в следующем. Финансовый кризис — это расстройство процесса функционирования финансового рынка, которое проявляется в обесценении национальной валюты, истощении валютных резервов, массовом банкротстве кредитно-финансовых учреждений, несостоятельности субъектов нефинансового сектора и дефолте по суверенным долгам. Финансовый кризис состоит из валютного, банковского и долгового, которым предшествует биржевой, частично вызванный падением уровня инфляции в стране.
2.1 Последствия кризиса и пути преодоления
Существуют предположения экономистов, что финансовый кризис (и мировой и российский) может сказаться на населении:
обесценятся сбережений домашних хозяйств,
сократится потребление домашних хозяйств, что способно привести к снижению их инвестиционной активности,
снизятся реальные доходы граждан при снижении покупательной способности рубля (в первую очередь работников бюджетной сферы).
Для решения данных проблем за короткий срок совещания провели все финансовые учреждения, ответственные за ситуацию на финансовом рынке России - Банк России, Минфин, ФСФР, Минэкономразвития. Свои предложения они доложили Президенту страны и премьер-министру. Представим здесь некоторые из них.
Основные действия, направленные на выход из кризисной ситуации следующие:
1. Минфин РФ: Выделение 1,12 трлн. руб. Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку;
Размещение 110 млн. руб. госкорпорации ЖКХ и АИЖК.
2. Банк России: Снижение требований по обязательным резервам на 4 процентных пункта - до 1,5-4%
Кредитование банков под меньшие залоги (предоставление им до 500 млрд. руб.).
3. Агентство по страхованию вкладов: Повышение страхового возмещения по банковским депозитам до 700 тыс. руб.
Снижение ежеквартальных отчислений банков в фонд страхования до 0,1% от размера привлеченных вкладов населения.
4. Ассоциация российских банков: Временная отмена ставок отчислений в фонд обязательного резервирования. Увеличение в 2 раза всех коэффициентов покрытия по операциям РЕПО с Банком России и размещение депозитов Минфина в коммерческих банках.
Включение банков в перечень организаций, векселя которых могут приниматься в обеспечение по кредитам ЦБ РФ.
ЦБ РФ и Мин финн рефинансируют банки в виде субординированных займов до половины капитала банка. Обсуждение возможности активизации межбанковского рынка. Обеспечение контроля за целевым использованием средств, направляемых на поддержание ликвидности банковской системы.
Создать Государственную чрезвычайную комиссию для обеспечения принятия межведомственных решений и оперативного контроля за их исполнением под руководством первого вице-премьера Правительства РФ и др.
5. Ассоциация «Россия»: Ориентация на качество активов кредитной организации при определении участников тендеров на размещение бюджетных денег. Обеспечение прозрачности использования средств, получаемых государственными банками. Увеличение сроков предоставления ЦБ РФ кредитов. Включение в ломбардный список векселя оборонных предприятий и предприятий, выполняющих государственный заказ и др.
6. Меры, предложенные первым вице-президентом Ассоциации «Россия»:
Установление иерархии целей политики в интересах социально-экономического развития страны и определение монетарных инструментов для их достижения. Создание независимого Межведомственного института финансового анализа и прогнозирования. Задействование институтов развития в реализации денежно-кредитной политики на развивающемся рынке. Упрощение процедуры капитализации кредитных организаций и др.
2.2 Политика антикризисного управления финансовыми кризисами
Международные финансовые организации, созданные на одной из конференций, возложили на себя обязательства по решению этой проблемы. Однако подойдя к новому столетию, их деятельность вызывает сомнение общественности и даже опасения в том, что эти финансовые организации не только способствуют устранению нестабильности, но и усугубляют, а порой и вызывают ее. В этой связи необходимо провести институциональную реформу валютной системы.
Таким образом, построение новой финансовой архитектуры требует решения трех основных проблем: выбор валютного режима, предотвращение финансовых кризисов с помощью предупреждающих индикаторов, институциональная реформа. Важно отметить, что в рамках этой новой системы, возможно, потребуется определить локомотив дальнейшего финансового развития мирового сообщества. Проблема выбора режима обменного курса является важной не только в решении вопросов предотвращения финансовой нестабильности, но и в достижении эффективного функционированиямонетарной и экономической системы государства. Пришедшая в 1970-х гг. свобода выбора валютного режима не сократила количество случаев финансовых потрясений в мировом сообществе. Аналитики и специалисты международных финансовых организаций пытались эмпирическим путем решить проблему выбора для формирования однозначных рекомендаций о приоритетности того или иного механизма курсообразования. В условиях глобализации мирохозяйственных связей и либерализации внешнеэкономических валютно-финансовых отношений сформировалась относительная гегемония американского доллара в рамках мирового валютного пространства. Проникновение доллара во внутринациональный денежный оборот многих государств, а порой и полное вытеснение вплоть до его официального признания в качестве национальной денежной единицы заставило экономистов всего мира всерьез рассмотреть сущность данного явления с выделением его негативных и положительных сторон как для национальной экономики, так и для мирового сообщества в целом. В экономической теории существует несколько определений долларизации, каждое из которых на практике сводится к использованию иностранной валюты в качестве денежного средства и хранению резидентами страны своих активов в наличной иностранной валюте и в виде валютных вкладов в отечественных банках. Исходя из мирового опыта можно выделить две формы долларизации. Первая, в последние годы получившая особое распространение в странах с переходной экономикой, отражает большую степень вкладов и депозитов в иностранной валюте в широком показателе денежной массы, включающем эти депозиты.
2.3Механизм валютного совета или использование политики валютного управления.
Понятие механизма валютного совета характеризуется следующими основными особенностями:
жесткая фиксация курса национальной валюты к иностранной;
автоматическая конвертируемость, т.е. постоянно обеспеченная возможность в любой момент обменять местную валюту на резервную по фиксированному курсу;
наличие достаточного объема резервов иностранной валюты, который, по меньшей мере, не уступал бы стоимостной оценке денежно-кредитных обязательств для выполнения предыдущего условия (обычно 105-110% покрытия национальной денежной массы, на случай внезапных потрясений, связанных с падением цен активов, составляющих резервы);
запрет на операции центрального банка на открытом рынке, при жесткой фиксации валютного курса ограничиваются его возможности оперировать косвенными инструментами (маневрировать процентными ставками) и в целом выполнять свои регулирующие функции;
запрет центральному банку проводить кредитование правительства, банковской системы и любого другого субъекта;
достижение разумного оздоровления финансовой системы,
готовность допущения банкротства слабых банков;
принятие долгосрочного обязательства проводить указанную | политику, которое должно быть оформлено в виде закона или упомянуто в банковском кодексе для того, чтобы защитить от угрозы ; политического вмешательства.
С институциональной точки зрения механизм валютного совета представляет собой учреждение на основе Центробанка страны, которое осуществляет эмиссию национальной валюты исключительно путем покупки иностранной валюты. Прибыль совета, как правило, образуется как разница между процентами по принадлежащим ему ценным бумагам в резервной валюте и расходам на эмиссию и передается правительству в полном объеме за вычетом сумм, необходимых для покрытия издержек по эмиссии и для поддержания требуемого законом уровня резервов. Валютный совет не проводит целенаправленной монетарной политики, а объем денежного предложения, т.е. сумма банкнот и монет на руках населения и депозиты в коммерческих банках, определяется рыночной конъюнктурой. Обычно валютное правление имеет небольшое количество штатных работников, которые значительно сокращают свою работу, передавая часть инвестиционных и регистрационных функций внешним организациям (крупным коммерческим банкам). Совет директоров валютного правления (3—8 человек) руководит только деятельностью менеджеров, не оказывая влияния на проводимую политику. Персонал правления выполняет лишь две функции: конверсию национальной и резервной валют и инвестирование свободных средств в первоклассные ценные бумаги. Важным фактором долгосрочности функционирования учреждения является его политическая независимость, отсутствие которой превращает валютное правление в полноценный Центробанк.