Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:35, курсовая работа
Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.
Введение
Глава 1. Значение кредитования малого бизнеса для занятости населения РК
Экономическое значение кредитования малого и среднего бизнеса
1.2 Социально-экономическое значение малого и среднего бизнеса в национальной экономике и государственные инструменты ее развития.
1.3 Особенности кредитования малого и среднего бизнеса
Глава 2. Анализ финансовой деятельности АО «Альянс Банк»
1.3 Анализ кредитования малого и среднего бизнеса в РК
2.1 Краткая характеристика АО «Альянс Банк» .
2.1.1 Финансово-экономический анализ деятельности банка
2.2 Оценка объемов кредитования малого и среднего бизнеса в АО «Альянс Банк»
Глава 3. Пути развития кредитования малого бизнеса в РК
3.1 Совершенствование механизмов кредитования предприятий малого бизнеса
3.2 Направления по улучшению качества кредитования субъектов малого и среднего бизнеса
3.3 Проблемы развития кредитования и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы
Через субсидирование частные п
При нехватке залогового обеспечения при получении кредита начинающим предпринимателям государство предоставляет гарантий до 70% суммы кредита при сумме кредита не более 20 млн. тенге, а при суммах выше этого порога – до 50%.
С 2011 года начата реализация нового четвертого направления ДКБ 2020 под названием «Усиление предпринимательского потенциала», которая нацелена на усиление предпринимательского потенциала в целях повышения компетенции предпринимателей и внедрения современных моделей управления бизнесом.
В целях повышения профессионализма субъектов МСБ и вовлечения населения в предпринимательство, Фондом «Даму» в 2009 году была разработана Программа «Бизнес-Советник», в рамках которой потенциальные и действующие предприниматели имеют возможность пройти двухдневный экспресс курс обучения основам создания и ведения бизнеса на бесплатной основе. Курсы проводятся во всех районных центрах Казахстана два раза в год. Благодаря успешным результатам ее реализации данная программа была включена в четвертое направление ДКБ 2020. С начала реализации этой Программы прошли обучение более 45 тыс. потенциальных и действующих предпринимателей.
В рамках этого направления ДКБ 2020 предусмотрено оказание сервисной поддержки ведения действующего бизнеса, которое включает предоставление широкого спектра специализированных услуг по поддержке бизнес-процессов, в том числе:
Сервисная поддержка также предоставляется бесплатно всем субъектам малого и среднего предпринимательства.
Кроме того в рамках данного направления предприниматели осуществляющие свою деятельность в приоритетных секторах экономики имеют возможность повысить свою квалификацию пройдя обучение в АО «Назарбаев университет», куда в качестве лекторов приглашаются известные профессора ведущих университетов мира.
Весьма интересным в рамках данного направления является проект «Деловые связи» направлен на оказание поддержки модернизации производств за счет установления деловых связей с иностранными партнерами при поддержке международных и зарубежных организаций. Проект состоит из двух этапов. На первом этапе под руководством квалифицированных отечественных и иностранных бизнес-тренеров и консультантов в городах Астана и Алматы проводятся бизнес-тренинги, направленные на обучение современным методам ведения бизнеса, написанию бизнес-планов, поиску деловых партнеров за рубежом, развитие навыков установления деловых контактов с зарубежными предпринимателями. Второй этап предусматривает для участников Проекта тематическую бизнес-стажировку на иностранных предприятиях аналогичного профиля с целью изучения конкретных управленческих вопросов и установления деловых связей. Бизнес-тренинги и стажировка за рубежом (в том числе перелет до страны прохождения стажировки и обратно, а также проживание) являются бесплатными, и оплачиваются за счет средств республиканского бюджета. В настоящее время партнерами в организации зарубежных стажировок являются Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ), а также Агентство США по международному развитию (USAID).
Также потенциальные и действующие предприниматели могут получать информацию и консультации по различным аспектам ведения бизнеса дистанционно – через специализированный Call-центр, работа которого была запущена в марте 2011 года. Операторы Call-центра разъясняют условия и характеристики государственных программ по финансовой и нефинансовой поддержке МСП, принимают рекламации с жалобами на неправомерные действия представителей финансовых операторов, и иных лиц, препятствующих ведению предпринимательской деятельности, выполнят иную делегированную им работу.
На примере развитых стран Фонд «Даму» ежегодно разрабатывает и выпускает Аналитическую книгу по МСБ Казахстана - «Отчет о состоянии развития малого и среднего предпринимательства в Казахстане и его регионах».
Существенными аспектами содержания Аналитической книги являются:
Издание выпускается на ежегодной основе и являться своего рода «Инвестиционным паспортом» сектора МСБ Казахстана.
Еще одним дистанционным инструментом информационно-аналитической поддержки предпринимателей является Геоинформационная система Фонда «Даму», которая представляет собой интерактивную систему предоставления всей актуальной статистической и аналитической информации о деятельности Фонда «Даму», а также о развитии малого и среднего предпринимательства, микрофинансового сектора, макро- и микроэкономических процессах республиканского и регионального уровня.
Данные интерактивной информационно-аналитической базы данных обновляются на ежемесячной основе путем свода информации из первичных источников.
С учетом реализации ДКБ 2020 в пилотном режиме с 2010 года, в 2012 году в данную программу внесены изменения и дополнения, которые существенно повышают доступ предпринимателей к тем или иным инструментам. В частности, значительно сокращены срок рассмотрения и согласования проектов по субсидированию и гарантированию, снижены требования к размерам собственного участия предпринимателей в реализации проекта и расширена информационная пропаганда ДКБ 2020.
Проводимые Фондом «Даму» ежегодные исследования мнений предпринимателей показывают, что в республике сохраняется недостаточный уровень развития инфраструктуры поддержки частного предпринимательства, низкое проникновение в регионы и районы страны качественных консультационных услуг по открытию, ведению собственного бизнеса и эффективному управлению предпринимательской деятельностью.
Существующая сеть институтов инфраструктуры поддержки предпринимательства состоит из разрозненных государственных, неправительственных, коммерческих, международных и других организаций. Предоставление такими организациями различных по качеству видов помощи и услуг предпринимателям обуславливает необходимость совершенствования и систематизации их деятельности. Целенаправленная и эффективная реализация государственной политики поддержки частного предпринимательства возможна лишь при наличии единых центров, объединяющих возможности и систематизирующих деятельность существующих и вновь создаваемых структур. К тому же, накопленный опыт работы региональных филиалов Фонда «Даму» подтверждает неоспоримые преимущества комплексного подхода к решению конкретных проблем предпринимателей.
Учитывая вышеизложенное, Фонд «Даму» приступил к созданию инфраструктуры поддержки предпринимателей на трех уровнях: 1) областном - Центры обслуживания предпринимателей, 2) моногородов - стационарные Центры поддержки предпринимательства (далее - ЦПП), и 3) районном - мобильные ЦПП.
Основной целью Центров обслуживания предпринимателей (далее - ЦОП) является создание благоприятных условий для обеспечения эффективного развития и повышения конкурентоспособности предпринимательства путем предоставления комплексной поддержки. Главной задачей ЦОП-ов является комплексная поддержка предпринимательства в режиме «одного окна». К основным направлениям деятельности ЦОП-ов относятся:
При этом основная часть услуг ЦОП-ов будет оказываться на бесплатной основе.
Основной целью мобильных и стационарных ЦПП является расширение рынков оказания консультационных услуг малому и среднему предпринимательству (далее - МСП) в населенных пунктах с низким уровнем их охвата и создание благоприятных условий для ускоренного развития МСП в регионах, особенно в районных центрах, селах и поселках республики.
Главной задачей ЦПП является оказание наиболее востребованных субъектами МСП консультационных услуг с возможностью их получения в одном месте. В перечень оказываемых ЦПП бесплатных консультационных услуг входит:
В 27 моногородах республики будут созданы стационарные ЦПП.
На районном уровне предоставление услуг будут осуществляться специалистами ЦПП путем регулярных выездов в районные центры области. Выезды будут осуществляться с помощью мобильных платформ (специально оборудованное транспортное средство для перевозки специалистов, информационно-раздаточных материалов и др.).
Мобильные ЦПП будут функционировать на базе Региональных филиалов Фонда «Даму», на которых возлагается управление деятельностью ЦПП.
Эти меры позволят существенно повысить качественные и количественные показатели малого и среднего предпринимательства на всех уровнях, что в свою очередь обязательно отразится в увеличении их роли в социально-экономическом развитии регионов республики.
1.2 Особенности кредитования малого и среднего бизнеса
В Послании Президента Республики Казахстан народу было отмечено, что «Правительство должно продолжить последовательную работу по стимулированию конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.
Надо поддержать работу микрокредитных организаций, в том числе за счет средств государства. Они оказывают поддержку сотням тысяч наших граждан в создании своего дела. Надо продумать меры по повышению доступности микрокредитования и созданию новых рабочих мест для большего количества казахстанцев».
Предприятия малого и среднего бизнеса – существенная составляющая и субъективная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент конкурентного механизма на рынке. Их предпринимательский уклад придает рыночной экономике гибкость и несет в себе антимонопольный потенциал. Развитие малого и среднего бизнеса решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства, а также обеспечивает прорыв по ряду направлений научно-технического процесса. По этим причинам становление, поддержание и развитие малого и среднего бизнеса в настоящее время входит в состав стратегических задач экономической политики Республики Казахстан [5].
В странах с развитой рыночной экономикой система малого и среднего бизнеса составляет фундамент общественных отношений. Именно, на базе малого предпринимательства идет формирование не только средних, но и крупных капиталов. В нашей республике сегмент малого бизнеса как составная часть малого предпринимательства начинает набирать обороты. В среднем на тысячу жителей Казахстана приходится примерно 10 малых предприятий, в то время, как в странах Европейского союза этот показатель равен 35-40 [6].
Результаты обследования состояния малого и среднего бизнеса в Казахстане свидетельствует о многочисленных сдерживающих факторах производственной деятельности, одним из которых является недостаток финансовых средств за счет неэффективного кредитования коммерческими банками. На основе изучения вопросов взаимодействия предпринимательского сектора и коммерческих банков можно сделать следующие рекомендации:
Информация о работе Пути развития кредитования малого бизнеса в РК