Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:51, курсовая работа
В условиях рыночной экономики, когда повышается экономическая эффективность, а также качество продукции, требуется полная мобилизация всех имеющихся в организации резервов. А это предполагает максимальное развитие хозяйственной инициативы трудовых коллективов предприятий.
Управление людьми имеет практически такую же древнюю историю как человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых форм человеческих организаций-племён, общин, кланов. По мере экономического развития и появления крупных организаций, управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков. В организациях были созданы специальные подразделения, состоящие из людей, обладающих такими знаниями и навыками – отделы человеческих ресурсов.
1 Особенности современного стиля руководства организацией
1.1 Понятие стиля управления
1.2 Характеристика и классификация стилей руководства
2 Оценка стилей руководства ЗАО «ВТБ-БАНК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «ВТБ-БАНК»
2.2 Анализ структуры персонала
2.3 Анализ стиля управления предприятием
3 Пути совершенствования стиля торговой организации
3.1 Разработка общих рекомендаций по совершенствованию стиля управления в ЗАО «ВТБ-БАНК»
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию стиля управления руководства ЗАО «ВТБ-БАНК» путем совершенствования функций и методов управления
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Стиль руководства, сосредоточенный на человеке способствует повышению производительности труда. Но этот стиль управления не всегда является оптимальным поведением руководителя.
Как продолжение своих исследований Лайкерт предложил четыре базовых стиля руководства (таблица 1.2.).
Таблица 1.2. Четыре базовых стиля руководства по Лайкерту
Система 1 |
Система 2 |
Система 3 |
Система 4 |
Эксплуататорско-авторитарная |
Благосклонно-авторитарная |
Консультативно-демократическая |
Основанная на участии |
Примечание: Источник: [24, с. 534]
Рассмотрим каждую систему в отдельности. Руководители, относящиеся к системе 1, имеют характеристики автократа. Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения со своими подчиненными, но они разрешают подчиненным ограниченно участвовать в принятии решений. Руководители системы 3 проявляют значительное, но неполное доверие к подчиненным. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.
Система 4 характеризуется групповым принятием решений, участием работников в разработке и выполнении решений. Руководители полностью доверяю подчиненным. Взаимоотношения носят дружеский, доверительный характер. Руководители ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу. По мнению Лайкерта, система 4 является наиболее эффективной.
Таким образом, можно сделать вывод, что стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом - в других).
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «ВТБ-БАНК»
ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) стабильно входит в десятку крупнейших банков страны и является универсальным банком, работающим на рынке Республики Беларусь с 1996 года. Принадлежность к международной финансовой группе ВТБ, которая выражается в том, что контрольный пакет акций банка (97,37%) принадлежит ОАО Банк ВТБ (Россия), позволяет Банку ВТБ (Беларусь) решать задачи любого уровня сложности.
Стратегия развития ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) предполагает осуществление масштабных проектов, предоставление широкого спектра банковских услуг, развитие розничного бизнеса, открытость для деловых кругов.
Традиционно позиции банка сильны в обслуживании, прежде всего, нефтехимической отрасли Беларуси. ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) обладает рядом конкурентных преимуществ при обслуживании корпоративных клиентов. Это принадлежность к крупнейшей международной финансовой группе ВТБ, возможность финансирования крупных проектов, индивидуальные тарифы.
ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) стремится войти в число лидеров банковского сектора, в том числе за счет развития операций с физическими лицами.
В настоящее время уставный фонд банка составляет 84,4 млрд. белорусских рублей, нормативный капитал – 680 133.2 млн. белорусских рублей.
Банк является членом Белорусской торгово-промышленной палаты, членом Ассоциации белорусских банков, членом ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» и Белорусского союза предпринимателей, уполномоченным агентом по размещению облигаций Государственного выигрышного валютного займа Министерства Финансов Республики Беларусь.
В состав банковского холдинга ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) входит помимо самого банка ООО "СНБ-Агро", ООО «СНБ-строй».
Миссия: Мы предоставляем финансовые услуги международного уровня, чтобы сделать более обеспеченным будущее наших клиентов, акционеров и общества в целом.
Организационная структура банка формируется из различных служб и подразделений, за которыми закреплены определенные обязанности.
В рамках выполнения данного исследования была проанализирована организационная структура управления ЗАО «Банк ВТБ», которая схематично представлена выше (рисунок 2.1). Проведенный анализ показал, что существующая структура управления банка является линейно-функциональной по принципу своего построения. Функциональная модель исходит из необходимости выделения структурных подразделений банка соответственно предлагаемым рынку банковским продуктам и выполняемым операциям (кредитование, депозитная деятельность, расчетные и кассовые операции, валютные операции, операции с драгоценными металлами, гарантии и поручительства, трастовые и другие операции). Адекватно данным операциям в банке создаются группы, отделы, управления, организующие соответствующий вид банковской деятельности.
Функциональная модель считается классической и наиболее распространенной моделью организации банка. Данная структура предполагает наличие в банке квалифицированных руководителей - специалистов в соответствующих направлениях деятельности.
Такая организационная структура управления имеет ряд преимуществ:
1) конкретность заданий, конкретность ответственности, т.е. создаются хорошие условия для высокого уровня исполнительной дисциплины;
2) сбалансированность представленных работнику полномочий для выполнения функций с ответственностью за результат деятельности;
) простота построения.
Но в тоже время, представленная организационная структура ЗАО «Банк ВТБ» имеет свои недостатки:
1) руководитель ориентирован на получение эффекта в рамках своего подразделения, иногда в ущерб работы другого.
2) недостаточная гибкость структуры, затрудняющая её перестройку в условиях быстроменяющейся среды.
Задачи отдельного подразделения должны быть увязаны с общей целью банка. В налаживании координации важную роль играет установление полномочий подразделения при принятии решений. Для этого в ЗАО «Банк ВТБ» разрабатываются должностные инструкции, где фиксируются конкретные права и обязанности сотрудников, их полномочия. Полномочия устанавливаются через:
1) деловые цели, когда устанавливается абсолютный объем работы, выполняемой подразделением, объем работы на одного сотрудника, планируемые расходы на выполнение работ;
2) ограничение полномочий: при этом фиксируются разрешенная и неразрешенная деятельность, персональные установки в процессе выполнения операций, сужение полномочий при нарастающем рутинном характере выполняемых задач;
3) выделение определенного размера ресурсов, выделение строго определенного количества сотрудников, площади помещения.
В блок общих вопросов управления входит организация планирования, прогнозирования деятельности ЗАО «Банк ВТБ», подготовки и разработки методологии, юридическая служба и служба безопасности. Назначение данного блока состоит в том, чтобы обеспечить целенаправленное развитие банка, выполнение стоящих перед ним задач, регулировать его доходы и расходы, снабжать необходимыми ресурсами, выполнять требования Центрального банка по основным направлениям деятельности (качеству активов, достаточности капитала, ликвидности и др.). Чаще всего такие вопросы решаются в рамках планово-экономического управления. Его деятельность сконцентрирована на анализе текущей деятельности (доходы, расходы, прибыль, ликвидность), формировании уставного капитала, планировании деятельности головного подразделения банка и филиалов, методическом обеспечении. В самостоятельное управление (дирекцию) может быть выделено управление финансами.
Отчет о прибыли и убытках представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – ответ и прибыли и убытках (млн.р.)
Наименование статьи |
2012 год |
2011 год |
Процентные доходы |
695500,8 |
389744,5 |
Процентные расходы |
516046,4 |
234492,6 |
Чистые процентные доходы |
179454,4 |
155251,9 |
Комиссионные доходы |
278033,4 |
125891,7 |
Комиссионные расходы |
41192,2 |
27156,1 |
Чистые комиссионные доходы |
236841,2 |
98735,6 |
Чистый доход по операциям с ценными бумагами |
1577,2 |
(1957,7) |
Чистый доход по операциям с иностранной валютой |
20303 |
(381157,7) |
Чистый доход по операциям с производными финансовыми инструментами |
17341,1 |
438258,1 |
Чистые отчисления в резервы |
102713 |
105917,1 |
Прочие доходы |
26624 |
26567,9 |
Операционные расходы |
254983,5 |
108908,3 |
Прочие расходы |
19147,8 |
12211,8 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
105297,3 |
108660,9 |
Налог на прибыль |
2955 |
15415,3 |
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) |
102342,3 |
93 245,6 |
Базовая прибыль на простую акцию (в бел.рублях) |
363904 |
331558,77 |
Как свидетельствуют приведенные данные в таблице 2.1, ЗАО «Банк ВТБ» в 2012 году получил прибыли на 9 096,7 млн.р. больше чем в 2011 году. По другим статьям наблюдается положительная динамика, что свидетельствует о стабильной работе всего банка. Можно заметить большой убыток в 2011 году по операциям с иностранной валютой, это можно объяснить нестабильным финансовым положением в стране.
2.2 Анализ структуры персонала банка
Обеспеченность трудовыми ресурсами банка в разрезе секторов характеризуется данными, приведенными в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Анализ обеспеченности банка трудовыми ресурсами
Категория персонала |
2010 |
2011 |
2013 |
Всего, в т.ч. |
297 |
339 |
354 |
Руководство |
3 |
3 |
3 |
Управление (отдел/сектор) бухгалтерского учета и отчетности |
39 |
40 |
42 |
Планово-экономическое управление (отдел/сектор) |
4 |
4 |
4 |
Управление (отдел/сектор) вкладов и расчетов населения |
4 |
4 |
4 |
Управление (отдел/сектор) кредитования |
7 |
7 |
7 |
Управление (отдел/сектор) кредитования частных клиентов |
5 |
5 |
5 |
Управление (отдел/сектор) ценных бумаг |
1 |
1 |
1 |
Управление (отдел/сектор) расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов |
6 |
6 |
6 |
Управление (отдел/сектор) валютных и неторговых операций |
1 |
1 |
1 |
Юридическое управление (отдел/сектор) |
3 |
3 |
3 |
Управление (отдел/сектор) внутреннего контроля |
1 |
1 |
1 |
Управление (отдел, сектор) по работе с персоналом |
2 |
2 |
2 |
Управление (отдел/сектор) банковских карт |
5 |
6 |
6 |
Управление (отдел/сектор) информатики и автоматизации банковских работ |
8 |
9 |
10 |
Управление (отдел/сектор) сопровождения и оформления банковских операций |
3 |
3 |
3 |
Отдел/сектор контроля за вкладными операциями |
4 |
4 |
4 |
Операционное управление (отдел) |
8 |
9 |
10 |
Управление (отдел/сектор) кассовых операций |
5 |
7 |
9 |
Управление (отдел/сектор) инкассации |
15 |
19 |
22 |
Управление (отдел/сектор) безопасности и защиты информации |
6 |
6 |
6 |
Административно-хозяйственное управление (отдел/сектор) |
4 |
4 |
4 |
Общий (организационный) отдел/сектор |
1 |
1 |
1 |
Дополнительный офис (операционная касса) |
132 |
160 |
160 |
Сектор кредитования дополнительного офиса |
6 |
6 |
6 |
Специалисты кредитования вне секторов дополнительного офиса |
11 |
12 |
14 |
МОП |
13 |
16 |
16 |
По данным таблицы 2.2 видно, что количество работников ЗАО «ВТБ-банк» увеличивается. Это свидетельствует о том, все работники полностью удовлетворены своей работой и заработком. Так же это говорит о том, что в банке очень хороший психологический климат, что в свою очередь говорит о хорошем стиле управления.
Квалификационный уровень работников банка во многом зависит от возраста, стажа работы, образования и т.д. В ходе анализа квалификации персонала банка проверяется и соответствие уровня образования каждого работника занимаемой должности, изучаются вопросы, связанные с подбором кадров, их подготовкой и повышением квалификации. Данные сведения представлены в таблицах 2.3, 2.4, 2.5.
Таблица 2.3 – Сведения о персонале банка по уровню образования
Категория персонала |
Численность на 01.01.12 |
Из них | |||||
имеют образование |
обучаются | ||||||
высшее |
в т.ч. по профилю работы |
среднее-профессиональное |
в т.ч. по профилю работы |
в вузах |
в средних профес. уче.заведениях | ||
Всего, в т.ч. |
354 |
194 |
159 |
99 |
49 |
12 |
- |
Руководство |
3 |
3 |
2 |
- |
- |
- |
- |
Управление (отдел/сектор) бухгалтерского учета и отчетности |
42 |
25 |
24 |
17 |
6 |
2 |
- |
Планово-экономическое управление (отдел/сектор) |
4 |
4 |
4 |
- |
- |
- |
- |
Управление (отдел/сектор) вкладов и расчетов населения |
4 |
3 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
Управление (отдел/сектор) кредитования |
7 |
7 |
7 |
- |
- |
- |
- |
Управление (отдел/сектор) кредитования частных клиентов |
5 |
5 |
5 |
- |
- |
-- |
- |
Управление (отдел/сектор) ценных бумаг |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Управление расчетно-кассового обслуживания юр.лиц и бюджетов |
6 |
6 |
5 |
- |
- |
- |
- |
Управление (отдел/сектор) валютных и неторговых операций |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Юридическое управление (отдел/сектор) |
3 |
3 |
3 |
- |
- |
- |
- |
Управление (отдел/сектор) внутреннего контроля |
1 |
5 |
5 |
1 |
1 |
- |
- |
Управление (отдел, сектор) по работе с персоналом |
2 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Управление (отдел/сектор) банковских карт |
6 |
3 |
3 |
1 |
- |
-- |
- |
Управление (отдел/сектор) информатики и автоматизации банковских работ |
10 |
5 |
1 |
4 |
2 |
1 |
- |
Управление сопровождения и оформления банковских операций |
3 |
3 |
3 |
- |
- |
- |
- |
Отдел/сектор контроля за вкладными операциями |
4 |
3 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
Операционное управление (отдел) |
10 |
6 |
6 |
3 |
3 |
- |
- |
Управление (отдел/сектор) кассовых операций |
9 |
4 |
3 |
4 |
3 |
1 |
- |
Управление (отдел/сектор) инкассации |
22 |
4 |
1 |
3 |
- |
- |
- |
Управление (сектор) безопасности и защиты информации |
6 |
6 |
3 |
- |
- |
- |
- |
Административно-хозяйственное управление (отдел/сектор) |
4 |
1 |
- |
2 |
- |
1 |
- |
Общий (организационный) отдел/сектор |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Дополнительный офис (операционная касса) |
160 |
75 |
60 |
57 |
34 |
7 |
- |
Сектор кредитования дополнительного офиса |
6 |
6 |
3 |
6 |
2 |
4 |
- |
Специалисты кредитования вне секторов дополнительного офиса |
14 |
11 |
11 |
3 |
- |
- |
- |
Младший обслуживающий персонал и др. категории |
16 |
1 |
- |
2 |
- |
- |
- |
Информация о работе Пути совершенствования стиля торговой организации