Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:14, контрольная работа
В данной работе будет раскрыта тема развития системы внешнеэкономических связей Российской Федерации с странами Содружества Независимых Государств (СНГ). Выбранная тема чрезвычайно актуальна, так как сфера внешней торговли с странами СНГ вызывается исторически сложившейся специализацией и кооперацией , возможностью сбыта традиционной промышленной продукции средней наукоемкости .
Введение 3
1 Внешнеэкономические связи со странами СНГ 4
1.1 Дезинтеграция хозяйств СНГ 4
1.2 Интеграция стран СНГ 6
2 Торговля России со странами СНГ 9
2.1 Основные направления в торговле товарами 9
2.2 Основные направления в торговле услугами 11
2.3 Трудовая миграция 14
3 Конкуренты России в СНГ 19
4 Перспективы развития на пространствах Содружества 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Жизнедеятельность и выживание большого числа отраслей и подотраслей обрабатывающей промышленности стран СНГ также в значительной степени зависят от возможностей сбыта продукции на российском рынке. В Россию направляется около половины всех экспортируемых из СНГ обработанных изделий, в том числе 60-65% машин, оборудования и транспортных средств, что больше, чем десять лет назад.
На российский рынок ориентирована львиная доля зарубежных поставок готовых промышленных изделий белорусского производства. В 2010 году на РФ приходилось 90% общего экспорта дорожной техники, 50% - тракторов, 70% - грузовых автомобилей, 78 %- седельных тягачей, 71% - частей и принадлежностей для автомобилей и транспорта, 86% - двигателей внутреннего сгорания, 77% - холодильников и морозильников, 92% - металлообрабатывающих станков, 93% - трансформаторов электрических, 98% - телевизоров, 73% - обуви, 56% – шин, 78% - мебели.
Важной характеристикой российского экспорта в СНГ, тесно связанной с его товарной структурой, является существенно более высокая степень диверсификации товарных поставок по сравнению с экспортом в дальнее зарубежье. Самый высокий показатель диверсификации по экспорту России в двенадцать крупнейших контрагентов был зафиксирован для Украины (195 позиций с величиной экспорта свыше 10 млн. долл. по 4-значным кодам ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности), за исключением закрытых групп – драгоценных камней и металлов, вооружений и др.). Далее следовали Белоруссия (191 позиция), Казахстан (188) и с большим отрывом – Германия, КНР, Турция, Финляндия, Нидерланды, Италия, США, Польша, Великобритания. Причем степень диверсификации экспорта в указанные три страны СНГ устойчиво растет. А если взять только продукцию машиностроения, то степень диверсификации российских поставок в Украину, Белоруссию и Казахстан разительно отличается в их пользу от ситуации с экспортом в дальнее зарубежье.
Для российских товаропроизводителей внутренние рынки стран СНГ представляют собой довольно емкий, хорошо освоенный рынок сбыта товаров, многие из которых пока неконкурентоспособны в странах дальнего зарубежья.
На государства Содружества приходится практически весь объем российского экспорта продукции сельхозяйственного машиностроения, двигателей внутреннего сгорания, электрических аккумуляторов, железнодорожных и трамвайных вагонов и других товаров. Из стран Содружества поставляются необходимые для жизнедеятельности экономики России марганцевые, хромовые, титановые и циркониевые руды, хлопковое волокно и другая продукция.
Поэтому, даже временная утрата Россией своих позиций на рынках стран СНГ негативно сказывается на развитии ее экономики.
В связи с этим потребуется согласовать со странами СНГ ограничения на ввоз из третьих стран тех видов продукции, объемы производства которых в рамках Содружества позволяют удовлетворить в ней собственную потребность, например зерноуборочные комбайны в России, трубы большого диаметра на Украине, карьерные самосвалы в Белоруссии и т.д.
Это тем более важно, что в последние годы прослеживается определенная тенденция на переориентацию отдельных стран Содружества на решение своих экономических задач вне рамок СНГ, с расчетом на возможность значительного расширения отношений со странами дальнего зарубежья.
Актуальным для России остается развитие сотрудничества со странами СНГ в оборонных отраслях промышленности, более 80% продукции которых производится в рамках кооперационных связей. Для создания самостоятельного производства этой продукции потребовались бы затраты в объеме 5 млрд. долларов.
Развитию экономики России способствует создание межгосударственных и транснациональных финансово-промышленных групп и объединений за счет концентрации ими финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов на наращивании производства и реализации конкурентоспособной на мировых рынках продукции.
К настоящему времени в Российской Федерации зарегистрированы лишь 11 межгосударственных (МФПГ) и 5 транснациональных финансово-промышленных групп (ТФПГ) с участием предприятий и организаций стран СНГ. Рассматривается возможность создания еще более десятка подобных структур, в том числе в области систем и средств противовоздушной обороны, телекоммуникаций и связи и др.
С целью придания еще большего импульса этой работе необходимо обеспечить гармонизацию национальных законодательств в области создания таких структур, и прежде всего, с нашими крупнейшими торговыми партнерами среди стран СНГ - Казахстаном и Украиной, которые еще не создали необходимые условия по их формированию. На развитие экономических отношений со странами СНГ продолжает оказывать влияние проблема погашения ими задолженности за предоставленные им ранее Россией государственные кредиты и поставленную российскими хозяйствующими субъектами продукцию.
Из указанной задолженности значительную часть занимают долги за предоставленные государственные кредиты (свыше 5 млрд. долларов), которые в основном урегулируются путем переноса сроков их погашения на более поздний период, передачи России в полную или частичную собственность объектов недвижимости на территории стран СНГ, а также зачета платежей России за аренду отдельных объектов на их территории (Казахстан и Украина).
В общем объеме долгов за поставленную российскими хозяйствующими субъектами продукцию основная часть задолженности стран СНГ приходится на топливно-энергетические ресурсы. В основном должниками России являются предприятия Украины, Молдавии и Казахстана.
Учитывая неспособность предприятий большинства стран СНГ погасить свои долги перед российскими хозяйствующими субъектами в денежной форме, представляется целесообразным шире практиковать возможность их погашения в имущественной форме теми объектами на их территории, которые представляют интерес для России (магистральные нефтепроводы, порты и портовые сооружения, другие объекты инфраструктуры).
При этом потребуется задействовать потенциал не только двусторонних межправительственных комиссий по сотрудничеству, на которых рассматривать возникающие у России во взаимоотношениях со странами СНГ проблемы, но и встречи на высшем уровне с привлечением к участию в них российских деловых и предпринимательских кругов.
Согласно сделанным в самое последнее время российским расчетам и прогнозным оценкам взаимной торговли стран СНГ и Таможенного союза (ТС), при инерционном развитии ситуации, т.е. без учета возможного стимулирующего эффекта последовательного углубления интеграции в рамках ТС и формируемого единого экономического пространства, значимость взаимной торговли для постсоветских государств, в первую очередь для России, в лучшем случае сохранится на прежнем уровне или будет падать.
Стоимостные объемы российского импорта из СНГ восстановятся на уровне 2008 г. не ранее 2018–2019 гг. в базисном и не ранее 2017 г. в оптимистическом варианте. Физические объемы ввоза из СНГ выйдут на предкризисные показатели только к началу 2020-х гг. в обоих сценариях. Товарная структура экспорта и импорта России из СНГ в ближайшие пятнадцать лет не претерпит существенных изменений: основной статьей российского экспорта в СНГ останутся энергоносители (41–45 % в начале 2020-х гг.), импорта – машины и оборудование (29–39 %).
Оценки экспертов также показывают, что современная интенсивность торговли между Россией, Белоруссией и Казахстаном уже выше, чем средний расчетный уровень для стран, находящихся в одном таможенном союзе. Это объясняется в том числе инерцией традиционных хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, но одновременно свидетельствует о высокой степени реализованности потенциала взаимной торговли. Иными словами, для России, Белоруссии и Казахстана фактические объемы двусторонней торговли превышают не только значения, характерные для мировых торговых отношений, но и объемы торговли для стран на данном уровне развития, состоящих в одном таможенном союзе.
Дальнейший рост возможен только на пути углубления интеграционных процессов в СНГ, сопровождающихся модернизацией экономик стран-участниц. В противном случае значимость стран ТС и СНГ в целом как торговых партнеров друг для друга будет снижаться.
2.2 Основные направления в торговле услугами
Важной составляющей внешнеторгового обмена России со странами СНГ является торговля услугами.
Российский экспорт услуг в СНГ, начиная с 2003 г., развивался быстрее импорта, в том числе за счет заметного увеличения поступлений от предоставления транспортных и строительных услуг, услуг по статье «Поездки», тесно связанной с трудовой миграцией, а также различных профессиональных и технических услуг.
Для 2000-х гг. характерна устойчивая тенденция снижения доли стран ближнего зарубежья в общем объеме внешней торговли России услугами. К 2009 г. удельный вес Содружества в этой сфере (14 %) уменьшился более чем на 7 процентных пунктов (п.п.) по сравнению с 2000 г. Основными причинами явились концентрация выездного туризма и внешнеторговых грузопотоков на странах дальнего зарубежья, невысокая конкурентоспособность, небольшое взаимное предложение наукоемких и технически сложных услуг, необходимых России и основным торговым партнерам из СНГ для модернизации экономики.
Отраслевая структура российской торговли услугами со странами СНГ слабо диверсифицирована и за последние годы мало изменилась. В российском экспорте преобладают традиционные виды услуг – «Транспорт» и «Поездки» (4/5 всех продаж). Обращают на себя внимание небольшие суммы продаж наукоемких и интеллектуальных услуг в страны СНГ (792 млн. долл. в 2008 г. и 669 млн. долл. в 2009 г.) по сравнению с общим объемом российского экспорта этих услуг (7,4 млрд. долл. и 6,7 млрд. долл. соответственно). Сохраняется общая транспортная инфраструктура государств Содружества - транспортные коридоры, сформированные на базе единых правил и стандартов еще в период существования СССР и являющиеся основными межгосударственными транспортными артериями в настоящее время. Страны СНГ заинтересованы в их беспрепятственном использовании, увеличении пропускной способности и скорости движения товаропотоков, повышении надежности и безопасности транспортных связей.
Скромная доля Содружества в экспорте наукоемких услуг из РФ (10–11 %) связана, главным образом, с меньшими объемами участия российских компаний в экономическом и производственном сотрудничестве со странами ближнего зарубежья по сравнению с дальним, включая техническое содействие в модернизации и строительстве объектов, кооперацию в информационно-коммуникационной сфере.
В структуре импорта услуг из СНГ в 2000-х гг. ощутимо выросла доля транспортных услуг, обеспечивавших растущие перевозки российских внешнеторговых грузов. Удельный вес наукоемких и интеллектуальных услуг в импорте выше, чем в экспорте, что связано с закупками Россией телекоммуникационных, а также инженерных и технических услуг. Все последние годы значительную часть импорта услуг из СНГ составляют расходы по статье «Государственные услуги» – около 9–10 % (10,5 % в 2009 г.). Суммарные платежи России в пользу СНГ по указанной статье в 2000–2009 гг. составили порядка 5 млрд. долл., в том числе накопленное отрицательное сальдо – более 4,6 млрд. долл. В данной статье учитываются расходы нашей страны на содержание Черноморского флота, военных баз, официальных представительств и организаций, аренду космического комплекса «Байконур» и др.
Возможности роста доходов от продаж услуг в СНГ во многом связаны с более полным использованием экспортного потенциала отечественного транспортного комплекса на основе повышения доли участия российских транспортных компаний в перевозках отечественных и импортных грузов, а также грузов между третьими странами. Среди основных задач: развитие транспортной инфраструктуры, в том числе общеевропейского значения (трех панъевропейских коридоров); обновление и совершенствование парка перевозочных средств, особенно торгового флота и гражданской авиации; приведение показателей функционирования транспортной системы в соответствие с мировыми требованиями по уровню сервиса, качества и стоимости перевозок; упрощение и ускорение осуществления таможенных формальностей при пересечении общих границ России и стран СНГ; гармонизация нормативно-правовой базы отечественной транспортной деятельности с соответствующими правовыми нормами стран Содружества; осуществление необходимых мер по защите и поддержке деятельности российских транспортных предприятий на внешнем рынке.
Усиление российского присутствия на рынке наукоемких
и интеллектуальных услуг СНГ, возможно,
прежде всего, за счет расширения технического
содействия в сооружении и модернизации
инфраструктурных и производственных
объектов, развития научно-технического
и производственно-
Зависимость национальных экономик от внешней торговли по-прежнему велика, в этой ситуации страны ближнего зарубежья стремятся найти наиболее привлекательных партнеров и Россия эту конкуренцию выдерживает, к сожалению, с трудом.
2.3 Трудовая миграция
Содружество Независимых Государств (СНГ) принимает активное участие в глобальных процессах перераспределения человеческого капитала в мировой экономике. Усиление конкуренции, в том числе на международных рынках труда, актуализирует в рамках СНГ вопросы совместной миграционной политики. Особого внимания заслуживает совершенствование нормативно-правовой базы государств-участников СНГ, гармонизация и сближение национальных законодательств в этой области.