Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:14, контрольная работа
В данной работе будет раскрыта тема развития системы внешнеэкономических связей Российской Федерации с странами Содружества Независимых Государств (СНГ). Выбранная тема чрезвычайно актуальна, так как сфера внешней торговли с странами СНГ вызывается исторически сложившейся специализацией и кооперацией , возможностью сбыта традиционной промышленной продукции средней наукоемкости .
Введение 3
1 Внешнеэкономические связи со странами СНГ 4
1.1 Дезинтеграция хозяйств СНГ 4
1.2 Интеграция стран СНГ 6
2 Торговля России со странами СНГ 9
2.1 Основные направления в торговле товарами 9
2.2 Основные направления в торговле услугами 11
2.3 Трудовая миграция 14
3 Конкуренты России в СНГ 19
4 Перспективы развития на пространствах Содружества 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Государства бывшего СССР, прежде всего, в силу исторических условий связаны между собой экономическими, политическими и социально-культурными, факторами. В рамках СНГ основными поставщиками рабочей силы являются Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдова, Армения, Азербайджан и ряд других стран Содружества, а главным рынком труда – Россия. Казахстан, как и Россия, является одновременно и принимающей и направляющей страной.
Учитывая значение и масштабы миграции, формирование согласованной миграционной политики государств-участников СНГ и её законодательное регулирование представляется важнейшим, ключевым звеном в процессе формирования общего рынка труда Содружества Независимых Государств. Набирающие силу процессы глобализации миграционных процессов диктуют необходимость согласованности усилий разных государств, унификации общих принципов, а в отдельных случаях даже некоторых ограничений.
Трудовая миграция в странах СНГ сразу же после дезинтеграции СССР стала стремительно набирать силу. В этой связи быстро возникла потребность, прежде всего, в защите прав трудовых мигрантов, так как национальное законодательство в сфере миграции населения в государствах СНГ только начало создаваться, а в некоторых странах его вообще не было.
Одним из первых было заключено 15 апреля 1994 года Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов в странах СНГ, подписанное всеми странами СНГ в Москве и ратифицированное всеми государствами кроме Узбекистана. Соглашение носило во многом общий характер, однако это был один из первых документов Содружества по проблемам миграции населения. Было бы ошибкой отрицать важность его принятия, и оно стало отправной точкой для развития партнерского процесса между странами СНГ в области трудовой миграции, основанием для разработки много- и двусторонних соглашений, их постепенного содержательного наполнения и совершенствования. Именно это Соглашение поставило на повестку дня проблемы трудовой миграции, заставило задуматься о правах мигрантов, что в общем способствовало более гуманному к ним отношению со стороны принимающих сообществ.
Программа действий по развитию СНГ, утвержденная Советом глав правительств 20 июня 2000 года, предусматривала разработку Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств–участников Содружества Независимых Государств.
Подготовка данной Конвенция продвигалась медленно, и только 14 ноября 2008 г. в Кишиневе она была подписана. Конвенция разработана в контексте соответствующих международных конвенций и охватывает значительно более широкий круг вопросов по сравнению с Соглашением 1994 года, и она может стать хорошей основой для дальнейшего межгосударственного взаимодействия.
Необходимо отметить, что в рамках Содружества принят еще ряд важных документов по вопросам миграции. Например, 5 октября 2007 г. в Душанбе принято Соглашение «Об образовании Совета руководителей миграционных органов государств–участников СНГ», которое было подписано представителями всех стран кроме Грузии, Молдавии и Туркмении; 3 апреля 2008 г. – модельный закон «О противодействии торговле людьми».
Кардинальное изменение ориентиров российской миграционной политики в отношении трудовой миграции из стран СНГ явилось результатом пересмотра стратегической позиции государства, во-первых, в оценке роли трудовой миграции в экономическом развитии России и, во-вторых, по отношению к методам борьбы с незаконной миграцией.
Эти изменения носят, по сути, революционный характер. В значительной степени сняты чрезмерные административные барьеры, что, по единодушному мнению экспертов, и являлось основной причиной масштабной незаконной миграции и нелегального трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации. Таким образом, предложена такая модель управления трудовой миграцией, которая несет в себе потенциал расширения возможностей легального трудоустройства иностранных работников как альтернативы незаконной миграции. В течение 2007-2008 годов, т.е. после того, как новые законы вступили в силу, российские миграционные службы ежегодно выдавали более 2 миллионов разрешений на работу иностранным гражданам, что вдвое больше, чем в 2006 году и втрое больше, чем в 2005 году. Существенно изменился и состав иностранной рабочей силы, официально привлекаемой на работу в России, практически в три раза сократилось количество нелегальных трудовых мигрантов.
Тем не менее, ряд принятых в конце 2008 г. и в 2009 г решений (сокращение квот, ужесточение и увеличение контрольно-проверочных мероприятий и т.д.), может свести на нет большой положительный эффект введения новых законов и ориентиров миграционной политики России.
Какие перспективы по дальнейшему развитию интеграционных процессов в СНГ в части совершенствования миграционной политики России и стран СНГ?
В современных условиях существенно повышается значимость негосударственного сектора (частных агентств занятости, консалтинговых компаний, страховых, банковских и иных структур) в процессах трудовой миграции, а также происходит выделение этого сектора как одного из наиболее важных в деятельности объединений российских предпринимателей и работодателей. Назрела необходимость определения его места и роли, а также механизмов формирования цивилизованного рынка негосударственных услуг в сфере трудовой миграции. Необходимо в ближайшее время принятие модельного закона государств–участников СНГ «О частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства», проект которого разработан экспертной группой по поручению Секретариата Межпарламентской ассамблеи СНГ.
Необходимо также предусмотреть ряд мер по повышению роли образовательной миграции в социально-экономическом и демографическом развитии России и государств-участников СНГ.
Что касается совершенствования миграционной политики в Российской Федерации, то был принят Федеральный закон 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации», касающегося введения патента для мигрантов, работающих у физических лиц, наделения привилегиями высококвалифицированных специалистов, снижения ставки подоходного налога на трудовых мигрантов–нерезидентов в первом полугодии их работы в России и т.д.
Более 75% иностранцев, приезжающих в Россию, являются гражданами СНГ. Об этом сообщает пресс-служба ФМС России, передает "Интерфакс".
"Около 79,5% от общего количество поставленных на миграционный учет составляют граждане стран СНГ: 52,6% являются гражданами Узбекистана (1,1 млн человек), Таджикистана (491 тыс. человек) и Украины (278 тыс. человек)", - заявили в ФМС. В первой десятке лидеров по числу въехавших в Россию расположились китайцы и немцы.
Лидером по количеству въезжающих мигрантов остается Московская область, где за первые полгода прибавилось 1,9 миллиона иностранных граждан.
Всего, по данным ФМС, в первом полугодии 2013 года в Россию въехало более 11,3 млн иностранных граждан, что на 9,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По количеству иностранных работников первенствуют Центральный и Северо-Западный федеральные округа, на территории которых осуществляют трудовую деятельность 60% мигрантов. Основной приток трудовых мигрантов приходится на Москву, Санкт-Петербург, Московскую область и Краснодарский край.
Что касается сферы труда, то, как заявили в ФМС, больше всего иностранцев занято в строительстве (37,8%), сфере услуг (16,3%), обрабатывающем производстве (10,2%), оптовой и розничной торговле (7,8%).
Благодаря труду мигрантов в России создается 3-5% ВВП, тогда как, по данным статистического комитета СНГ, денежные переводы работающих за рубежом соотечественников достигают 50% ВВП Таджикистана, по 30% - Молдавии и Киргизии, около 10% - Армении.
3 КОНКУРЕНТЫ РОССИИ В СНГ
Россия до последнего времени проигрывала своим основным внерегиональным конкурентам на пространстве СНГ-ЕС, КНР и США. Вместе с тем, успешная реализация реинтеграционного проекта в СНГ требует последовательного восстановления экономических позиций России на постсоветском пространстве и в целом повышения значимости внутрирегиональных экономических связей для каждого из государств Содружества. Инициативы России в отношении СНГ должны дополняться переконфигурацией отношений с ключевыми нерегиональными игроками (табл. 1).
Таблица 1- Главные конкуренты России в СНГ: основные черты
ЕС |
Системный конкурент, предлагающий
привлекательную модель |
Китай |
Самый агрессивный конкурент в странах Центральной Азии, рассматривает их как свою сырьевую периферию. Стремительно наращивает экспорт и финансово-инвестиционное присутствие в СНГ. |
США |
Самый политизированный конкур |
Несмотря на определенную дезинтегрирующую роль ЕС в развитии Содружества, представляется, что в перспективе отношение Евросоюза к интеграционным процессам в рамках СНГ может измениться в позитивную сторону. Сталкиваясь с угрозой сокращения своей доли в мировой экономике, Евросоюз будет искать партнеров в конкурентной борьбе с США и Китаем. Стратегическое партнерство с Россией и СНГ в целом может сильно пригодиться ЕС для укрепления своих глобальных позиций.
При формировании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, единого экономического пространства стран-участниц и в более широком контексте СНГ, а также при определении формата долгосрочного взаимодействия с Евросоюзом важно иметь в виду необходимость совместимости этих процессов с точки зрения нормативно-правовой базы.
Россия могла бы выступить с инициативой создания постоянного формата взаимодействия СНГ-ЕС, чтобы перевести интеграционные процессы на общеевропейском пространстве из конфронтационной плоскости в плоскость поиска путей взаимовыгодного сотрудничества.
В 2000-е годы на рынках СНГ значительно укрепились экономические позиции Китая. По данным Всемирного Банка, его доля в импорте государств Содружества (без РФ) возросла с 2% в 2000 г. до 10% в 2010 г., а в абсолютном выражении китайский экспорт в СНГ (без РФ) увеличился за тот же период более чем в 30 раз - с 1 до 32 млрд. долл. 5
Китай выступает сегодня основным и самым агрессивным конкурентом России в торгово-экономическом сотрудничестве с азиатскими участниками СНГ, прежде всего, с Туркменией и Казахстаном. Он последовательно превращает бывшие советские республики Центральной Азии в свою сырьевую периферию, в источник, прежде всего, энергетических ресурсов, в рынок сбыта товаров потребительского и производственного назначения, в транзитный коридор, кредитует взаимную торговлю, предоставляет на сравнительно льготных условиях займы на важные для центральноазиатских стран проекты, оказывает финансовую поддержку своим компаниям, инвестирующим в регион (особенно в нефтегазовый сектор, транспортную инфраструктуру, гидроэнергетику), выступает инициатором усиления экономической составляющей Шанхайской организации сотрудничества.
Противостояния укреплений позиций КНР в центральноазиатском регионе России - перевод взаимоотношений с Китаем в русло новых форматов сотрудничества (Таможенный союз - КНР и, где это целесообразно, СНГ-КНР).
Аналогичный подход возможен и к отношениям с США, поскольку США и Китай являются главными и непримиримыми конкурентами за природные ресурсы стран СНГ, активно лоббируют и продвигают свои проекты в регионе.
Консолидированный формат торгово-политического диалога снизит возможности американской двусторонней экономической дипломатии в СНГ.
При невысокой значимости как торгового партнера для стран СНГ, Соединенные Штаты уже обеспечили себе лидирующие позиции в нефтегазовом секторе ключевых энергоэкспортеров Содружества — Азербайджана и Казахстана, В энергетическом секторе Азербайджана они являются самым крупным инвестором. Общий объем инвестиций США в экономику Азербайджана достиг 47 млрд. долл. к 2010 г. В Казахстане доля США в накопленных н 2010 г. прямых иностранных инвестициях в горнодобывающей промышленности достигала 48% (России – 1,1%), в портфельных инвестициях в этом же секторе - 78% .
В последнее время заметно усилилась активность США в двух других крупных энергоэкспортерах Центральной Азии - Туркмении и Узбекистане.
Важным партнером для ряда стран СНГ в процессе диверсификации ими внешнеэкономических связей стала Турция. Ее роль как торгового партнера наиболее значима для Азербайджана, Грузии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. На рынках закавказских стран СНГ Турция выступает серьезным конкурентом России, стремится закрепить позиции транзитера и реэкспортера азербайджанских нефти и газа. В дальнейшем в случае строительства транскаспийских трубопроводов Турция постарается взять на себя эту же роль применительно к казахстанской нефти и туркменскому газу.
Вызовы, с которыми сегодня сталкивается Российская Федерация на постсоветском пространстве, носят острый характер. На карту поставлено будущее России как одного из мировых экономических центров. Необходим успешный реинтеграционный проект, достаточно привлекательный для большинства государств Содружества.
4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НА ПРОСТРАНСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел «Внешнеэкономическая политика») и Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.