Развитие малого бизнеса в регионе (на примере Нижегородской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие малого бизнеса……………………………………………………….5
2. Функции и роль малого бизнеса………………………………………………6
3. Анализ Нижегородской области как объекта развития малого бизнеса…...11
4. Инфраструктура поддержки и развитие малого бизнеса в регионе……….18
Заключение………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Регионтальная экономика.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

      Нижегородский Дом малого бизнеса с июня 2000 года оказывает финансовую поддержку  в виде займов для приобретения основных средств и пополнения оборотного капитала в размере от 10 до 50 тыс. рублей на срок от 3 до 6 месяцев под 40% годовых. В 2005 году было профинансировано 18 проектов на сумму 2500 тыс.руб. Нижегородское представительство “КМБ-Банк” в 2005 году выдал 1450 кредитов на общую сумму около 35,5 млн.долл., а в 2004 году -1150 кредитов на сумму 12 млн.долл. Кроме этого, в районах области через сеть домов малого бизнеса начинает работать система микрокредитования, что позволяет предпринимателям получить заем до 30 тысяч рублей под залог (личное имущество, автомобиль) или поручительство трех человек, на срок до 6 месяцев.

      Малое предпринимательство в Нижегородской  области в 2007 г.

      По  итогам  2007 года количество действующих в Нижегородской области малых предприятий  оценивается в 20714 единиц, что на 8% больше, чем в январе-декабре предыдущего года.

      Рис. 3. 2

Распределение малых предприятий по отраслям деятельности

 

      Численность занятых на малых предприятиях области, по оценке, составила 319,6 тыс. человек, что на 40,5 тыс. человек больше, чем 2006 году. Каждый третий из числа работающих на малых предприятиях трудится в сфере торговли, каждый четвертый – в строительстве. На предприятиях обрабатывающих производств занят каждый пятый из числа работающих на малых предприятиях области. Услуги в операциях, связанных с недвижимым имуществом, арендой – оказывает каждый десятый работник малых предприятий. Всего численность работающих на малых предприятиях области в 2007 году составила 24% от общего числа занятых в экономике области (без учета индивидуальных предпринимателей).

      Среднемесячная  заработная плата работников списочного состава малых предприятий за 2007 год составила 4767,4 руб. и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 28,3%.

      Оборот  малых предприятий области в январе-декабре 2007 года составил в действующих ценах 371,4 млрд. руб. или 38,2% оборота организаций области. Объем отгруженных товаров собственного производства, а также работ и услуг, выполненных собственными силами, составил 45,9 млрд. рублей, из них 29,2% отгружено предприятиями обрабатывающих производств, 33,5% - строительными организациями.       Приоритетными товарами, выпускаемыми малыми предприятиями области, являются хлеб и хлебобулочные изделия, швейные изделия, мебель и пиломатериалы, товарная пищевая рыбная продукция, вино-водочные изделия, мясные полуфабрикаты.

      Среди проданных малыми предприятиями  товаров несобственного производства основную долю (96,5%) составляет продукция, реализованная предприятиями оптовой  и розничной торговли. 

      Распределение налоговых поступлений в бюджеты  всех уровней (млн. руб.) в сравнении  с аналогичным периодом прошлого года выглядят следующим образом:

      Таблица 3. 4

      Распределение налоговых поступлений в бюджеты  всех уровней

Уровень бюджета 9 мес. 2006 г. 9 мес. 2007 г. Изменение, %
федеральный 2345,8 2524,3 151,6 %
областной 2178,8 2375,7 210,1 %
местный 2420,7 2595,8 141,6 %

 

      Как видно из таблицы, за 9 месяцев 2007 г. субъекты малого предпринимательства пополнили областной бюджет на сумму 2375,7 млн. рублей (это составляет 12,5 % от общей суммы налоговых поступлений областного бюджета). При этом следует отметить, что по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. поступления возросли более чем в 2 раза. Динамика доли субъектом малого предпринимательства в общей сумме налоговых поступлений областного бюджета отражена на Рис. 2.

      Таким образом, с каждым годом малый  бизнес наращивает свой потенциал, его  вклад в развитие региона становится более значительным.  
 

4. Инфраструктура поддержки  и развитие  малого бизнеса в регионе 

      В Нижегородской области действует 21 объект инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства. В  2006 году ими были оказаны офисные, обучающие, консультационные услуги свыше 5,5 тысячам предпринимателей.  В рамках реализации «Комплексной целевой программы развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2004-2005 годы» особое распространение получила программа льготного кредитования за счет компенсации ½ ставки Центрального Банка из областного бюджета. В настоящее время комиссией по реализации предпринимательских проектов одобрено 72 проекта на сумму 171 млн. рублей. На реализацию данной программы в бюджете Нижегородской области в 2004 году было предусмотрено 10 млн. рублей. Одним из ключевых компонентов программы является развитие инфраструктуры малого бизнеса. В 2004 году открыты Фонды поддержки предпринимательства в Бутурлинском, Вознесенском, Ковернинском, Сергачском районах, центры развития предпринимательства открыты в Арзамасе, Городецком, Княгининском, Чкаловском, Шатковском районах.

      В 2004 году в области действовали  следующие объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства:

    1. Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области,
    2. Фонды поддержки предпринимательства в г. Нижний Новгород, г. Бор,
    3. Фонд долевого участия в малых предприятиях.
    4. Нижегородская лизинговая компания.
    5. Межрегиональный лизинговый центр.
    6. Палата малого предпринимательства и ремесел (19 гильдий) и ее 3 филиала в районах области.
    7. Торгово-промышленная палата.
    8. Информационно-маркетинговый центр «Москва - Нижний Новгород».
    9. Нижегородской межрегиональный центр содействия производителям.
    10. Консалтинговый центр «ВВК».
    11. Центр поддержки предпринимательства в высшей школе.
    12. Центр инкубации наукоемких технологий.
    13. Нижегородский Дом малого бизнеса.
    14. Арзамасский Дом малого бизнеса.
    15. Лукояновский Дом малого бизнеса.
    16. Центры поддержки предпринимательства в городах: Дзержинск, Выкса, Лысково, Вознесенск, Балахна.
    17. Учебно-деловой центр «Морозовского проекта» и его 12 филиалов в районах области.
    18. Нижегородский образовательный центр «Элита».
    19. Технопарки Нижегородского государственного технического университета и Нижегородского государственного университета.
    20. 2 центра правовой и экономической безопасности.
    21. 4 выставочно-ярмарочных комплекса.
    22. Более 25 общественных организаций предпринимателей.

      В 2004 г. создан филиал Дома малого бизнеса  в г. Кулебаки.

      Сеть  элементов инфраструктуры недостаточна: созданы и действуют лишь основные базовые элементы инфраструктуры (в  основном крупных городах - Нижнем Новгороде, Дзержинске, Арзамасе, Сарове, Бору, Кстово, Выксе и др.), имеются ответственные во всех районных администрациях, однако сеть в отдаленных районах отсутствует. Недостатки -узкий спектр предоставляемых услуг в связи с недостаточным финансированием. В настоящее время продолжается формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства в районах Нижегородской области.

      Формирование  инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в соответствии со статьей 6 Федерального закона “О государственной  поддержке малого предпринимательства” является одним из приоритетных направлений государственной поддержки малого предпринимательства.

      Повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства  требует наличия ряда внешних  условий, в первую очередь таких, как:

  • стабильность условий деятельности субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки;
  • достаточное государственное финансирование инфраструктуры;
  • льготное налогообложение государственной инфраструктуры.

      Основными направлениями совершенствования деятельности государственной инфраструктуры в рамках реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002-2004 годы, а также на период до 2010 года являются:

  • совершенствование механизмов финансово кредитного обеспечения на основе сочетания различных механизмов финансово-кредитного обеспечения с участием государственных фондов и координации деятельности структур поддержки малого предпринимательства;
  • совершенствование инструментов финансового обеспечения малого предпринимательства технологий поддержки (лизинг “под ключ”, микрокредитование, государственные гарантии кредитования, компенсация процентной ставки коммерческим банкам и пр.);
  • совершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства и его инфраструктуры;
  • создание единого информационного пространства;
  • оказание помощи в продвижении товаров малых предприятий на внутренние и внешние рынки, на основе деятельности информационно-маркетинговых служб и выставочно-ярмарочной деятельности структур поддержки малого предпринимательства.

 

Заключение 

      На  сегодняшний день состояние малого бизнеса в Нижегородской области характеризуется устойчивостью. Это обусловлено несколькими факторами:

    • относительной стабилизацией экономики;
    • освоением основных ниш, не требующих больших капитальных затрат;
    • некоторым ростом промышленного производства;
    • исчерпанием, по разным причинам наиболее активного, трудового ресурса;
    • отсутствием реальной поддержки со стороны государства.

      Сегодня порядка 400 тысяч человек, а это 20% трудоспособного населения, занято в малом бизнесе. Доля налоговых  поступлений от субъектов МП по платежам в бюджет 10,35%, а в областной 13% (в 2000 г. соответственно 8, 75% и 8%).

      В то же время уровень развития малого бизнеса в области, как и в России, далек от уровня большинства развитых стран, где в малом бизнесе занято до 50 % трудового населения, а в некоторых странах достигает 85 %.

      Основная  задача в сфере малого бизнеса - создание условий, при которых вынужденно неработающие могли бы открыть собственный бизнес, а любой гражданин, желающий реализовать свои предпринимательские качества, имел возможность это сделать.

      Таким образом, в настоящее время в  Нижегородской области действует  более 100 тысяч субъектов малого бизнеса, в том числе более 17 тысяч малых предприятий со статусом юридического лица (в 2004 г - 13,5 тыс.) и около 85 тысяч предпринимателей без образования юридического лица (в 2004 г. -84,5 тыс.).

      По  экспертным оценкам в сфере малого бизнеса работает более 470 тыс. человек (в 2004 г - 400 тыс. чел.) - это примерно 25% населения, занятого в экономике области.

      В комплексной целевой программе развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2005-2006 годы предполагалось структурное смещение малого предпринимательства из сферы торговли в сферу реального производства и оказания услуг. Если в среднем по России в 2005 г. сфера торговли в структуре малого бизнеса занимала 47%, то в Нижегородской области - 34,6%, (в 2004 г соответственно в РФ - 46%, в Нижегородской области - 51,6%).

      Основные  меры поддержки и развития предпринимательства  в 2008 - 2009 году:

      1. Формирование благоприятной внешней  среды для развития предпринимательства.

      Для создания равных конкурентных условий  для предпринимателей на областном уровне выравнивание налоговой нагрузка для плательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД) в сфере реализации ГСМ.

      2. Развитие инфраструктуры поддержки  предпринимательства.

      Сеть  объектов инфраструктуры поддержки  предпринимательства недостаточна в муниципальных образованиях, удаленных от областного центра (только в 14 из 52 городов и районов созданы Центры поддержки предпринимательства). В настоящее время ведется активная работа в этом направлении.

      3. Подготовка кадров.

Информация о работе Развитие малого бизнеса в регионе (на примере Нижегородской области)