Развитие малых предприятий агропромышленного комплекса региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Преодоление социально-экономического кризиса в агропромышленном комплексе напрямую зависит от эффективности развития малого предпринимательства, что находит свое отражение в современной экономической политике, проводимой Правительством Российской Федерации.
От степени активизации малого предпринимательства во многом зависит политическая, экономическая и социальная стабильность, поскольку предприятия малого бизнеса способствуют насыщению потребительского рынка товарами, расширению конкуренции, росту занятости, укреплению экономической базы региональных и местных органов власти, социальному развитию сел, а главное - повышению экономической эффективности агропромышленного производства.

Вложенные файлы: 1 файл

Грэ.docx

— 334.30 Кб (Скачать файл)

Государство как полноправный субъект экономических отношений - это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности. Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой и обществом (правительство, парламент, центральный банк, государственные ведомства регионального и местного уровня и другие государственные органы). Их важнейшая особенность - в том, что они в принудительном порядке устанавливают условия экономической деятельности13.

Под условиями понимаются законы, процедуры и нормы. Законы определяют требования государства к экономическим агентам. Эти требования принимают форму ограничений (запретов) и предписаний (обязательных действий экономических агентов, например, необходимость регистрации малого предприятия). Процедуры устанавливают порядок, последовательность действий, права и обязанности участников экономического или юридического взаимодействия (например, процедура регистрации малого предприятия). Нормы фиксируют обязательные экономические параметры, например, минимальную заработную плату или пропорции обмена национальной валюты на иностранную (валютный курс). В экономической теории существует множество доводов в пользу необходимости регулирования экономики со стороны государства - это относится и к сельскому хозяйству, включая малые формы производства. Условно доводы можно разделить на две группы:

  1. Специфические, отличные от других отраслей особенности сельскохозяйственного производства.
  2. Несовершенство рыночных механизмов в регулировании отдельных аспектов деятельности аграрного рынка.

К первой группе мы относятся:

1) Рисковый характер сельскохозяйственного  производства подверженного взаимодействию  множества непредсказуемых факторов, от которых нельзя полностью  застраховаться: наводнения, засухи, вредители растений, болезни;

2) Неэластичность спроса  на сельскохозяйственную продукцию. Люди не могут жить без пищи: объем спроса на некоторые продукты питания мало изменяется под воздействием цен. Поэтому низкое предложение может вызвать сильное повышение цен, а при сверх предложении может потребоваться значительное снижение цен;

3) Быстрый технический  прогресс и необходимость адаптации к нему как условие выживания;

4) Обязательность учета  возросших требований в области охраны природных ресурсов.

Под влиянием этих факторов сельхозтоваропроизводители вынуждены нести дополнительные затраты и без государственной поддержки уровень их доходов будет ниже экономически приемлемого уровня.

Ко второй группе относятся: неспособность рынка предотвратить нежелательные в целом для общества последствия сельскохозяйственного производства. К их числу относятся, в первую очередь, деградация природных ресурсов и загрязнение окружающей среды14.

Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться ни одно государство. Но для предприятий малого бизнеса надо искать нетрадиционные организаторские решения на уровне определенного региона, поскольку объем межрегиональных связей малых предприятий незначителен. Поэтому можно утверждать, что характерной тенденцией современного этапа развития малого предпринимательства в России является его региональная ориентация. Данное утверждение связано со следующими обстоятельствами:

Малый бизнес в силу ограниченности масштабов деятельности, относительно небольших рынков ресурсов и сбыта, а также иных специфических особенностей направлен в основном на удовлетворение местных потребностей в товарах и услугах. Расширение полномочий субъектов Российской Федерации приводит к увеличению роли малого предпринимательства в реструктуризации региональной экономики, повышении занятости и уровня жизни в регионах.

Таким образом, можно сделать вывод о том что:

  1. Малый бизнес — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
  2. Малые предприятия — это организации и предприятия различных отраслей экономики, имеющие численность персонала, не превышающую пределы, установленные законодательством

3. Развитие малого предпринимательства является одним из направлений эффективного функционирования отечественного АПК путем сочетания с крупными формами организации сельскохозяйственного производства.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II.  АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АПК БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

Преодоление социально-экономического кризиса в агропромышленном комплексе напрямую зависит от эффективности развития малого бизнеса. Активизация малых форм хозяйствования оказывает существенное влияние на политическую, экономическую и социальную стабильность общества, поскольку он способствует насыщению потребительского рынка товарами, расширению конкуренции, росту занятости, социальному развитию сел, а главное – преодолению разрушительных процессов и деградации сельских территорий.

В результате непоследовательно проводимой политики в отношении малого сельскохозяйственного предпринимательства, отсутствия благоприятных условий для деятельности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, предприятий, их инфраструктуры, а также недостаточной поддержки государства ситуация в сфере малого агробизнеса остается крайне неудовлетворительной.

В.В. Путин отметил, что «государство рассматривает поддержку малого бизнеса на селе, формирование многоукладности в сельской экономике как важнейшую экономическую и социальную задачу»15.

В связи с этим большое значение приобретает анализ организационно-экономических аспектов развития форм государственной поддержки малых предприятий в новых условиях хозяйствования и проблем поддержки личных подсобных и фермерских хозяйств.

К важным отличительным особенностям малых форм хозяйствования сельскохозяйственного уклада в России следует отнести, прежде всего: принадлежность к малому сельскому предпринимательству; высокую социально-экономическую мотивацию фермеров к труду на земле; полную экономическую и юридическую ответственность за результаты своей деятельности; самостоятельность в обеспечении производственными ресурсами; ограниченное использование наемной рабочей силы.

Устойчивое развитие малых форм хозяйствования предполагает их динамичное развитие в долгосрочной перспективе на основе активизации предпринимательской деятельности и инноваций, аграрной политики, под воздействием которых становятся более рациональными комбинации между факторами производства, повышается ресурсообеспеченность, уровень конкурентоспособности, а также сохраняется способность объекта функционировать в состояниях, близких к равновесному в условиях постоянных внутренних и внешних воздействий.

Малые формы хозяйствования как особая форма экономической активности, конкретная форма обеспечения само занятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство). Суть государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:

- консультационное сопровождение  процесса создания и функционирования  новых предпринимательских организаций  на начальном этапе (1-3 года с  момента образования организации);

- оказание определенной  финансовой поддержки вновь создаваемой  структуре или предоставление  такой структуре определенных  льгот (обычно в сфере налогообложения);

- оказание технической, научно-технической  или технологической помощи маломощным  в финансовом отношении предпринимательским структурам16.

Государственная поддержка развития малых форм хозяйствования осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Каждый из этих уровней образует систему и представлен тремя блоками: концептуально-программным, организационно-ресурсным и функциональным. Концептуально-программный блок включает в себя цели, принципы, методы, концепции и программы поддержки малых предприятий. Организационно-ресурсный объединяет специализированные органы государственного управления и органы общественной поддержки малого предпринимательства, и объекты инфраструктуры, наделенные соответствующими ресурсами и кадрами. Функциональный блок охватывает основные направления деятельности: управление факторами (элементами) внешней среды развития малого предпринимательства; прямая поддержка конкретных малых предприятий; самоорганизация и совершенствование самой системы поддержки17.

Государственная поддержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве осуществляется по следующим направлениям:

– формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

– создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

– установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

– организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий18.

Развитие агропромышленного комплекса области является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики правительства области, в котором реализуются мероприятия Программы развития сельского хозяйства Белгородской области на 2008-2012 годы, областных целевых программ, направленных на создание конкурентоспособного сельскохозяйственного производства и его динамичное развитие.

В настоящее время в сфере малого предпринимательства в сельском хозяйстве функционируют 16,1 тыс. субъектов малых форм хозяйствования. Начиная с 2003 года растет удельный вес малых предприятий (юридических лиц) в общем количестве предприятий и организаций области .

Оборот малых форм хозяйствования за 2010 год составил 16796,3 тыс. рублей, что почти в 2 раза больше объема, полученного в 2005 году. Рост оборота малых предприятий способствует ежегодному увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет области.

В целях развития предпринимательской деятельности на территории области предусматриваются мероприятия по оказанию государственной поддержки субъектам малого предпринимательства, отвечающим требованиям, установленным Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации»19, и крестьянским (фермерским) хозяйствам, отвечающим требованиям Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»20.

В настоящее время финансово-кредитная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса осуществляется на конкурсной основе в следующих формах:

- выдача Белгородским  областным фондом поддержки малого  предпринимательства целевых (субсидированных  за счет средств областного  бюджета) займов размером до 300 тыс. рублей под 10% годовых сроком до  трех лет субъектам малого  предпринимательства на реализацию  инвестиционных проектов и до 200 тыс. рублей на пополнение оборотных  средств. Возврат кредитных ресурсов  коммерческим банкам обеспечивает  правительство области, предоставляя  в залог областное имущество  и государственные гарантии области;

- субсидирование части  процентной ставки за пользование  банковскими кредитами, полученными  субъектами малого предпринимательства  на реализацию социально значимых  инвестиционных проектов стоимостью  до 30 млн. рублей, а также субсидирование  части лизинговых платежей по  договорам финансовой аренды (лизинга) стоимостью до 10 млн. рублей;

- предоставление поручительств  Белгородского областного фонда  поддержки малого предпринимательства  по частично обеспеченным банковским  кредитам субъектам малого бизнеса (при наличии 50% собственного залогового  обеспечения у заемщика);

- поддержка производственных  и инновационных направлений  деятельности субъектов малого  бизнеса в форме «бизнес-инкубирования» инновационно-активных малых предприятий, предусматривающего предоставление предпринимателям на льготных условиях бизнес-инкубатора офисных и производственных площадей в аренду, оргтехники, оказание необходимых консультационных услуг, а также возмещение расходов малых инновационных предприятий на государственную регистрацию, получение и защиту патентов, сертификатов, других средств индивидуализации продукции, услуг, создание полезных моделей и образцов продукции;

Информация о работе Развитие малых предприятий агропромышленного комплекса региона