Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 11:00, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Преодоление социально-экономического кризиса в агропромышленном комплексе напрямую зависит от эффективности развития малого предпринимательства, что находит свое отражение в современной экономической политике, проводимой Правительством Российской Федерации.
От степени активизации малого предпринимательства во многом зависит политическая, экономическая и социальная стабильность, поскольку предприятия малого бизнеса способствуют насыщению потребительского рынка товарами, расширению конкуренции, росту занятости, укреплению экономической базы региональных и местных органов власти, социальному развитию сел, а главное - повышению экономической эффективности агропромышленного производства.
- поддержка внешнеэкономической
деятельности субъектов малого
бизнеса в форме
- оказание потенциальным
и начинающим предпринимателям
безвозмездной информационно-
Правительством Белгородской области оказывается целенаправленная поддержка малому бизнесу. Введены специальные налоговые режимы для малого бизнеса в форме упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, сокращающие налоговое бремя. Развивается система обслуживания предпринимателей по принципу «Одно окно». Разработаны механизмы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства области для различных категорий предпринимателей, реализуемые через действующие структуры поддержки малого предпринимательства.
В целях создания на территории Белгородской области благоприятных условий для устойчивого развития малых форм сельского хозяйства в июне 2007 года была утверждена целевая программа «Семейные фермы Белогорья», которая направлена на обеспечение социальной стабильности, развитие предпринимательства и частной собственности на селе.
Через построенную на территории области вертикаль управления «область – район – поселение – семейная ферма» оказывается содействие, и поддержка развития малых форм сельского хозяйства в части обеспечения земельными, материальными и финансовыми ресурсами, развития системы кооперации производства, переработки и реализации продукции семейных ферм.
На протяжении всего периода реализации Программы, количество ее участников увеличивалось. По итогам 2011 года в программе работали 18892 хозяйствующих субъекта, в том числе: 14961 личных подсобных хозяйств, 251 К(Ф)Х, 3241 семейных ферм, 439 инфраструктурных предприятий (Рисунок 1).
Рис. 1. Динамика роста количества участников программы «Семейные фермы Белогорья» в 2009-2011 гг.
Сопоставление показателей 2011 года с показателями 2009 года указывает на рост количества семейных ферм (достигших объема производства продукции более 500 тыс. рублей в год) на 1333 хозяйств, инфраструктурных обеспечивающих предприятий - на 73 предприятия (Рисунок 2).
Объем выручки от реализации продукции, оказанных услуг семейными фермами и инфраструктурными обеспечивающими предприятиями составил более 6000 млн. рублей, что на 3733,2 млн. рублей выше показателя 2009 года. Объем переработки сельскохозяйственной продукции возрос на 1079,9 тыс. рублей и составил более двух миллионов рублей. В среднем 1 семейной фермой произведено продукции на 1,63 млн. рублей.
Рис. 2. Динамика развития программы «Семейные фермы Белогорья» на территории Белгородской области в период с 2009 по 2011 г.
По итогам 9 месяцев 2012 года, в рамках областной целевой программы «Семейные фермы Белогорья», на территории области численность семейных ферм возросла до 4278 и 219 обеспечивающих инфраструктурных предприятий. Объем произведенной сельскохозяйственной продукции и оказанных услуг составил 7392 млн. руб. (объем производства продукции семейными фермами – 6873 млн. руб., объем оказанных услуг – 819 млн. руб.).
С целью организации и эффективного управления и практического аудита реализации программы на территории муниципальных образований области в период с апреля по сентябрь 2012 года проведены 15 выездных совещаний по вопросам экономического развития сельских территорий семи районов области.
В рамках повышения профессионального уровня координаторов программы «Семейные фермы Белогорья», производителей сельскохозяйственной продукции в сентябре 2012 года проведены обучающие семинары по вопросам субсидирования и инвестирования в сфере сельского хозяйства для представителей Шебекинского района и Старооскольского городского округа. Всего за 9 месяцев 2012 года проведены 5 лекций и 50 семинаров, в которых приняли участие представители всех районов области.
Общий объем инвестиций, привлеченных в программу в 2011 году, составил 1110,6 млн. рублей (что выше показателя 2009 года на 708,2 млн. руб.). Анализируя данные, представленные на рисунке 3, необходимо отметить, что практически по всем источникам в 2011 году прослеживается значительный рост.
Рис. 3. Динамика оказания поддержки сельскому населению Белгородской области.
Особенно показательным является то, что резко увеличилось количество собственных средств участников программы - более чем в 70 раз. Это еще раз доказывает популярность программы и растущую предпринимательскую активность сельских жителей. Реализация Программы позволит решить как экономические, так и социальные задачи развития сельских территорий, вовлечения жителей сельской местности в активную общественную жизнь.
Таким образом, проанализировав агропромышленный комплекс Белгородской области, можно сделать следующие выводы:
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АПК.
Эффективное развитие малых форм хозяйствования на селе сталкивается с рядом институциональных проблем, по которым целесообразно разработать механизмы и предложения, обеспечивающие рост данных форм хозяйствования.
Одна из наиболее значимых проблем для любого малого предприятия на селе – невозможность реализовать свою продукцию.
При этом основным ограничителем является не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому фермер осенью вынужден продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции и инфраструктуры хранения и транспортировки.
Другой проблемой является низкий уровень применения инноваций в совокупности с такими факторами как высокая квалификация менеджмента, применение высокопродуктивных животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.
Институциональная база крестьянской (фермерской) деятельности по многим позициям также не соответствуют современным реалиям. Институт крестьянских фермерских хозяйств (КФХ), введенный Гражданским кодексом Российской Федерации в начале 90-х годов и закрепленный Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», не стимулирует сельхозпроизводителей иметь статус крестьянского (фермерского) хозяйства. Как следствие, количество КФХ с середины 90-х годов неуклонно снижается. Многим фермерам выгоднее работать в форме личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ), чем иметь статус КФХ.
Устранение институциональных дефектов за счет совершенствования законодательства было бы выгодно и фермерам (возможность получения кредитов для развития бизнеса), и государству (устранение искажений статистики).
Для решения всех вышеназванных задач следует обратить внимание на возможность облегчения доступа малых форм хозяйствования к финансовым ресурсам. Решения такого острого вопроса позволит КФХ и МФХ приобрести высокопродуктивные породы животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.
Вышеозначенные проблемы непосредственно влияют на тенденцию сокращения малых форм хозяйствования. Данные проблемы не могут решаться без участия государства. Многие проблемы развития малого предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов, недоступностью консультаций специалистов, отсутствием соответствующих деловых услуг. В связи с этим, одним из серьезных направлений государственной поддержки является включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, в том числе дистанционного, что позволит значительно улучшить условия и эффективность их работы. Модель формирования государственной поддержки малого предпринимательства представляет собой комплекс мероприятий, состоящий из четырех разделов, направленных на формирование благоприятной информационной среды малого предпринимательства:
Среди основных направлений государственной поддержки малых форм хозяйствования, позволяющих реализовывать потенциальный эффект от развития малых форм хозяйствования следует выделить: формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;
Задачи повышения роли государственной поддержки малого бизнеса и формирования ее рациональной структуры обусловливают необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. Следует разработать четкую систему индикаторов, характеризующих вклад малых форм хозяйствования в развитие территории. Целесообразно первоначально создать систему обязательного введения административных регламентов исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в исполнительных органах государственной власти Белгородской области, которые позволят повысить качество государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Белгородской области, сделать их доступными для граждан и организаций; повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в исполнительных органах государственной власти Белгородской области.
Информационная поддержка малого
предпринимательства должна стать приоритетным
направлением развития предпринимательства.
Создание единого информационно-
Одним из основных способов обеспечения финансово-экономической устойчивости малых форм хозяйствования в АПК является сельскохозяйственное страхование. В последнее время необходимость скорейшего восстановления системы сельскохозяйственного страхования стала осознаваться законодательными и исполнительными органами России. Для объективного решения этих вопросов можно рекомендовать создание специальной комиссии при департаменте АПК Белгородской области, способной давать квалифицированное заключение о причинах низкого урожая, выполняющих функции арбитров при возникновении конфликтных ситуаций между страхователями и страховщиками.
Таким образом, проанализировав агропромышленный комплекс Белгородской области, можно сделать следующие выводы:
1. Для развития малого предпринимательства в Белгородской области предлагается методика прогнозирования, которая может использоваться как отдельными предпринимательскими структурами, так и органами власти различных уровней управления, что позволитт повысить качество принимаемых решений, получить дополнительную информацию на предварительных стадиях разработки планов и программ развития округа. Разработана методика оценки среднего уровня развития малого предпринимательства.
2. Одним из основных направлений эффективной деятельности малых форм хозяйствования является развитие и углубление кооперации в сфере производства, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, которое обеспечит благоприятные экономические условия для наращивания объемов производства, противостояние монополизму крупных заготовительных, обслуживающих и торговых организаций, даст возможность доступа к рынку сельскохозяйственной продукции и продовольствия, создаст, дополнительные рабочие места.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
.
Малое предпринимательство (малый бизнес) — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Малые предприятия наиболее динамично осваивают новые виды продукции и экономические ниши, развиваются в отраслях, менее привлекательных для крупного бизнеса, имеют высокую оборачиваемость оборотных средств, способны осуществлять активную инновационную политику. Малым предприятиям свойственны гибкость и высокая приспособляемость к изменениям рыночной конъюнктуры.
Информация о работе Развитие малых предприятий агропромышленного комплекса региона