Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:22, автореферат
Система налогообложения сельского хозяйства выступает важнейшим инструментом государственной поддержки агропродовольственного сектора экономики. Состояние мирового агропродовольственного рынка характеризуется в настоящее время негативной тенденцией нарастания дисбаланса между уровнем производства и потребления продовольствия за счет роста численности населения Земли на фоне сокращения сельскохозяйственных угодий, влекущей устойчивое повышение мировых цен на продовольствие .
3. Фактическая дифференциация условий налогообложения для разных типов сельскохозяйственных товаропроизводителей свидетельствует как о противоречивости бюджетно-налоговой политики, так и об отсутствии теоретически обоснованной концепции налогообложения сельского хозяйства, которая должна учитывать проблемы глобальной конкуренции и устранять неопределенность как фактор усиления общих рисков, присущих сельскому хозяйству, а также обеспечивать поддержку социального развития аграрных территорий. Стимулирование развития аграрного сектора требует введения моратория на изменение налоговой среды в АПК, а также освобождения от налогов бюджетных субсидий (при условии их целевого использования); снятия необоснованных ограничений на освобождение от налогообложения частных хозяйств по величине фактически используемой площади земельных участков, привлечению наемных работников; исключения из расчета налоговой базы по налогу на добавленную стоимость собственной продукции, использованной для организации питания работников, привлекаемых для проведения сезонных полевых работ, а также установления бессрочного освобождения от налога для физических лиц – бенефициаров этой льготы; сохранение в долгосрочной перспективе секторального возмещения НДС и пониженных ставок страховых взносов. Развитие единого сельскохозяйственного налога предполагает: установление дифференцированных ставок; расширение патентной системы налогообложения для выращивания продукции животноводства; включение в перечень расходов взносов работодателей по договорам добровольного страхования жизни, медицинского страхования (медицинского обслуживания), софинансирования пенсий, негосударственного пенсионного обеспечения; восстановление в налоговой базе материальных расходов при выявлении фактов нерациональных расходов и потерь сверх норм естественной убыли; предоставление возможности применения НДС.
4. Усиление стимулирующего эффекта земельного налога имеет особое значение для сохранения качества земельных ресурсов как неотъемлемой части агроэкологической системы и соблюдения целевого использования земель. С этой точки зрения предлагается понижение ставок земельного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей, эксплуатирующих нарушенные земли (требующие рекультивации), а также на период освоения инвестиционных проектов по развитию сельскохозяйственного производства, применению новых технологий, созданию новых или модернизации существующих мелиоративных систем, реализации технологий органического земледелия; кратное повышение ставок земельного налога при неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения (не менее чем в 2 раза) и при их нецелевом использовании (не менее чем в 5 раз, то есть с доведением до стандартной ставки в 1,5%); четкое определение состава строений сельскохозяйственного назначения; уменьшение суммы налога на сумму фактических затрат на улучшение земельных участков.
5. Налоговое
администрирование аграрного
6. Совершенствование финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагает усиление режима их правовой защиты в результате чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий), в том числе сохранение права на реструктуризацию при изменении доли выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, возникших вследствие утраты урожая, повторное участие в программе финансового оздоровления, увеличение срока дополнительной отсрочки, расширение реструктурируемой задолженности за счет налога на доходы физических лиц и страховых взносов. Сокращение барьеров на применение программ финансового оздоровления предполагает установление предельной величины срока для исполнения текущих обязательств в течение года с учетом фактора сезонности, сохранение права на реструктуризацию при введении процедуры наблюдения, начисление процентов в период приостановления права на реструктуризацию только в отношении просроченных платежей, закрепление права на зачет переплаты в счет погашения реструктурированной задолженности по соответствующему виду налога.
Научная новизна проведенного исследования состоит в разработке и обосновании комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по развитию регулирующего воздействия налогообложения и налогового администрирования, направленного на достижение финансовой устойчивости и конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Основные результаты,
характеризующие научную
1. Расширены теоретические
2. Систематизирован
3. Разработан комплекс
налоговых мер, направленных
4. Предложены меры по усилению стимулирующего воздействия земельного налога в целях качественного улучшения земельных ресурсов за счет: 1) понижения ставок при эксплуатации нарушенных земель при освоении инвестиционных проектов, реализации технологий органического земледелия; 2) кратного повышения ставок земельного налога при неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения (не менее чем в 2 раза) и при их нецелевом использовании (не менее чем в 5 раз, то есть с доведением до стандартной ставки в 1,5%); 3) уменьшения суммы налога на сумму фактических затрат на улучшение земельных участков, в том числе за счет применения инновационных технологий. Выработанные рекомендации позволяют реализовать комплекс налоговых стимулов к сохранению и повышению качества земельных ресурсов как неотъемлемой части агроэкологической системы, площади сельскохозяйственных угодий, их плодородия и целевого использования.
5. Раскрыта специфика
налогового администрирования
6. Определены направления совершенствования программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет: 1) усиления режима правовой защиты при возникновении налоговой недоимки в результате чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий); 2) сокращения барьеров на применение программ финансового оздоровления за счет увеличения предельного срока исполнения текущих обязательств в течение года с учетом фактора сезонности, сохранения права на реструктуризацию при введении процедуры наблюдения, начисления процентов в период приостановления права на реструктуризацию только в отношении просроченных платежей, закрепления права на зачет переплаты в счет погашения реструктурированной задолженности по соответствующему виду налога. Предложенные меры позволяют обеспечить реабилитационный эффект и возможность продолжать деятельность для сельскохозяйственных товаропроизводителей, нуждающихся в реструктуризации налоговой задолженности, однако по объективным причинам не обеспечивающим соблюдение формальных критериев.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения и налогового администрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволяющих усилить регулирующий эффект преференциального режима в аграрном секторе. В практическом плане выводы и рекомендации исследования могут быть полезны для представительных и исполнительных органов власти разных уровней при разработке изменений налогового законодательства с целью реализации программ государственной поддержки и финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также налоговым администрациям при планировании и проведении контрольных мероприятий в аграрном секторе и смежных отраслях. Теоретические и практические положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе по дисциплинам «Налоги и налогообложение», «Налоговое администрирование», в программах повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников сельскохозяйственных организаций.
Апробация результатов
исследования. Теоретические и практические
результаты диссертационного исследования
докладывались и получили одобрение на
научно-практических конференциях профессорско-
Публикации. Основные выводы диссертационной работы отражены в 7 опубликованных научных работах общим объемом 10,32 п.л., в том числе авторских – 9,87 п.л. 3 научные работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, общим объемом 2,4 п.л., в том числе авторских – 1,95 п.л.
Логическая структура и объем диссертации. Диссертационная работа изложена на 181 страницах, состоит из введения, трех глав, содержащих 7 параграфов, заключения, библиографического списка из 135 наименований, включает 30 таблиц, 7 рисунков, 6 приложений.
Диссертация имеет следующую структуру.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы налогообложения сельскохозяйственного производства