Развитие налогообложения и налогового администрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:22, автореферат

Краткое описание

Система налогообложения сельского хозяйства выступает важнейшим инструментом государственной поддержки агропродовольственного сектора экономики. Состояние мирового агропродовольственного рынка характеризуется в настоящее время негативной тенденцией нарастания дисбаланса между уровнем производства и потребления продовольствия за счет роста численности населения Земли на фоне сокращения сельскохозяйственных угодий, влекущей устойчивое повышение мировых цен на продовольствие .

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие налогообложения и налогового администрирования сельскох.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

В диссертационной работе проведен анализ выгод и недостатков, присущих единому сельскохозяйственному налогу, сформулированы риски, возникающие при его применении, что позволило предложить следующие изменения существующего нормативного регулирования специальных налоговых режимов для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

1) с целью выравнивания условий деятельности в разных отраслях сельского хозяйства и учета специфики разных категорий налогоплательщиков, применяющих режим ЕСХН, целесообразно устанавливать на уровне субъектов РФ дифференцированные ставки налога;

2) для развития сельскохозяйственной кооперации расширить сферу применения патентной системы налогообложения для частных хозяйств, оказывающих услуги по выращиванию скота и иных видов продукции животноводства с применением давальческих материалов;

3) рассмотреть вопрос  о соразмерном сокращении уровня нагрузки на плательщиков ЕСХН в сравнении с налогоплательщиками, применяющими 0% ставку налога на прибыль организаций за счет: снижения земельного налога, использования в качестве налоговой базы показателя доходов с применением сниженной ставки (без учета расходов), ограничения условий признания статуса налогоплательщика при преобладании дохода от декоративного цветоводства, разведения грибов, диких животных и птиц, производства меховых изделий и меха;

4) включить в перечень  расходов, принимаемых в уменьшение налоговой базы по ЕСХН, суммы взносов работодателей по договорам добровольного страхования жизни, негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного медицинского страхования (медицинского обслуживания), софинансирования пенсий, что позволит обеспечить равенство прав работников и улучшить качество жизни в сельской местности;

5) уточнить условия  восстановления в налоговой базе  материальных расходов при выявлении фактов нерациональных расходов и потерь сверх норм естественной убыли;

6) предоставить налогоплательщикам, применяющим ЕСХН, право выбора применения НДС, что позволит снизить себестоимость реализуемой продукции и повысить ее конкурентоспособность.

Государственная программа  развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. предусматривает совершенствование системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет активизации налогового стимулирования инвестиционной и инновационной активности в сельском хозяйстве при сохранении действующей системы налоговых льгот. Учитывая, что в Российской Федерации применяются максимально льготные условия для налогообложения доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, представляется целесообразным усиление стимулирующего эффекта земельного налога для сохранения качества земельных ресурсов как неотъемлемой части агроэкологической системы, предполагающей сохранение площади сельскохозяйственных угодий и их плодородия, соблюдение целевого использования земель, поддержание устойчивости экологической среды, в том числе – за счет применения инновационных технологий. С этой точки зрения в диссертационной работе предложены следующие меры:

  • понижение ставок земельного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей, эксплуатирующих нарушенные земли (требующие рекультивации);
  • понижение ставок земельного налога на период освоения инвестиционных проектов по развитию сельскохозяйственного производства, применению новых технологий, созданию новых или модернизации существующих мелиоративных систем;
  • кратное (не менее чем в 2 раза) повышение ставок земельного налога при неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения;
  • многократное (не менее чем в 5 раз, то есть с доведением до стандартной ставки в 1,5 %) повышение ставок земельного налога при использовании не по целевому назначению участков земли, предназначенных для осуществления деятельности по сельскохозяйственному производству;
  • освобождение от земельного налога по участкам, находящимся в стадии сельскохозяйственного освоения;
  • понижение ставок налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей по земельным участкам, на которых реализуются технологии органического земледелия;
  • четкое определение состава строений сельскохозяйственного назначения, земли под которыми должны облагаться по льготной ставке 0,3%;
  • уменьшение суммы земельного налога на сумму фактически произведенных землепользователем затрат на улучшения земельных участков.

При этом, учитывая местный  характер земельного налога и его  значение как доходного источника местных бюджетов, а также в целях поощрения органов местного самоуправления к обеспечению действенного контроля за фактическим использованием земельных участков и их состоянием, следует обеспечить финансовые стимулы в виде предоставления субсидий местным бюджетам.

В третьей главе «Актуальные направления развития налогового администрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей» сформулированы три основных методических подхода к администрированию аграрного сектора как отрасли, использующей преференциальный режим налогообложения: 1) установление оснований для использования налоговых льгот и подтверждение правомерности их применения конкретным налогоплательщиком; 2) выявление и пресечение фактов перевода деятельности под формальные признаки и условия, позволяющие получать избыточные налоговые льготы; 3) участие налоговых органов как представителей государства в работе территориальных комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Специфика налогового администрирования в отношении аграрного сектора определяется практикой масштабных льгот, что обусловливает усложнение налогового законодательства, требует выработки особых методик контроля за его соблюдением, основанных на анализе факторов риска деятельности и хозяйственных связей. С другой стороны, риски воспроизводственного процесса, присущие аграрному сектору, способствуют уклонению от уплаты налогов в тех сегментах хозяйственной деятельности, на которые не распространяются налоговые льготы. Кроме того, налоговые льготы привлекают промышленный и торговый капитал, обеспечивая функционирование вертикально-интегрированных управленческих структур, осуществляющих политику максимизации доходов за счет перевода (трансферта) прибыли в низконалоговые сельскохозяйственные подразделения. Совокупность указанных факторов позволила сделать вывод о необходимости совершенствования налогового администрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, несмотря на его очевидную непродуктивность по отношению к аграрному сектору в целом.

Аграрная специализация  Ростовской области предопределяет задачи совершенствования налогового администрирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей (табл. 2).

 

Таблица 2 – Налоговые доходы от деятельности аграрного сектора

на территории Ростовской области в 2007–2011 гг., млн  руб. 7

Вид налога

2007

2008

2009

2010

2011

2011 к 2007

Поступило налогов, всего 

1 729

1 949

2 122

1 986

2 586

+857

в том числе

– налог на прибыль 

99

128

79

66

82

-17

– НДС

-72

-330

-412

-561

-273

-174

– акцизы

10

6

9

7

8

-2

– ресурсные налоги

5

4

4

4

3

-2

– единый социальный налог

273

331 

359

– налог на доходы физических лиц

769

991

1 056

1 135

1651

+882

– региональные

263

343

452

490

572

+309

– местные

204

234

233

258

239

+35

– налоги по специальным режимам

178

243

342

216

303

+125


 

Общая сумма налоговых  доходов, уплаченных в бюджетную  систему на территории Ростовской области  сельскохозяйственными товаропроизводителями, увеличилась за пять лет на 857 млн руб., или на 49,6%, составив в 2011 г. 2586 млн руб. В качестве положительной тенденции для бюджетной системы Ростовской области следует отметить рост доходов от региональных и местных налогов, налога на доходы физических лиц, а также поступлений единого сельскохозяйственного налога.

В диссертационной работе рассмотрены основные методические приемы и требования, предъявляемые  действующим законодательством  для подтверждения соответствующих условий формирования налоговой базы, апробированные в практике работы налоговых органов Ростовской области, в том числе: систематизация методических приемов налогового контроля агропромышленного комплекса; выборочность контрольных мероприятий, планируемых с использованием приемов риск-менеджмента; мониторинг финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей; целевые проверки цепочек производственных и сбытовых отношений между налогоплательщиками и их контрагентами; взаимодействие с администрацией региона и муниципальных образований. Системность применения указанных методов налогового администрирования аграрного сектора по основным стратегическим направлениям позволяет обнаружить искажения распределительного процесса, выражающиеся в отклонении уровня налоговых доходов от ожидаемого. В качестве стратегических направлений риск-ориентированного налогового администрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, требующих методического совершенствования, выделены: 1) контроль факторов риска утраты статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя; 2) установление в рамках систематического мониторинга обстоятельств, свидетельствующих о взаимной зависимости; 3) совершенствование техники проведения налоговых проверок с целью установления правильности формирования доходов и подтверждения правомерности принятия расходов по ЕСХН.

Учитывая значимость финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, в диссертации предложен комплекс мер по усилению режима правовой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и (или) их последствий, в том числе стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, которые повлекли снижение объема производства сельскохозяйственной продукции, а также сокращение барьеров на применение программ финансового оздоровления.

В заключении диссертационной работы приведены наиболее существенные теоретические и практические результаты, полученные в ходе исследования.

 

Статьи в  периодических научных изданиях,

рекомендованных ВАК Минобрнауки России

 

1. Морсков, И.Н. Сравнительный анализ налоговой нагрузки в аграрном секторе в условиях применения разных налоговых режимов [Текст] / И.Н. Морсков // Финансовые исследования. – 2010. – № 3. – 0,75 п.л.

2. Морсков, И.Н. Налоговое администрирование агропромышленного комплекса [Текст] / И.Н. Морсков // Финансовые исследования. – 2011. – № 1. – 0,75 п.л.

3. Морсков, И.Н. IT-технологии для повышения эффективности администрирования НДС [Текст] / И.Н. Морсков, В.В. Шинкарев // Налоговая политика и практика. – 2011. – № 4. – 0,9 п.л., в т.ч. авт. – 0,45 п.л.

 

Монографии

 

4. Морсков, И.Н. Налоговая политика в аграрном секторе экономики [Текст] / И.Н. Морсков / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). – Ростов н/Д, 2012. – 163 с. – 7,44 п.л.

 

Научные публикации, статьи и тезисы докладов

 

5. Морсков, И.Н. Методические подходы к налоговому администрированию в аграрном секторе [Текст] / И.Н. Морсков // Механизмы и методы обеспечения устойчивого социально-экономического развития и модернизации внешнеэкономических связей России и Армении : сб. науч. ст. по материалам международ. науч.-практ. конф. (20–24 апреля 2009 г.) / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). – Ростов н/Д, 2010. – С. 102–106. – 0,25 п.л.

6. Морсков, И.Н. Сельскохозяйственный налог в России и Украине: оценка опыта и перспективы развития [Текст] / И.Н. Морсков // Актуальные проблемы финансовой политики, права России и Украины в современных условиях : материалы IX Международ. науч.-практ. конф. молодых ученых, студентов, аспирантов, преподавателей вузов Российской Федерации и Украины (12 ноября 2010 г.) / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). – Ростов н/Д, 2010. – 248 с. – С. 93–95. – 0,13 п.л.

7. Морсков, И.Н. Совершенствование налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей [Текст] / И.Н. Морсков // Финансовая политика в условиях модернизации российской экономики : сб. науч. трудов профес.-преподават. состава, молодых ученых и студентов, посв. 80-летию РГЭУ (РИНХ) / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). – Ростов н/Д, 2011. – 400 с. – С. 381–382. – 0,1 п.л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписано к печати 06.03.2013 г. Объем 1,0 изд. л


Формат 60×841/16. Бумага офсетная. Печать цифровая.  
Гарнитура Times New Roman Cyr. Тираж 100 экз.


1 Совместное заявление по всемирной продовольственной безопасности «Аквильская инициатива по продовольственной безопасности», принятое на саммите «Группы восьми» (Италия, Аквила, 10 июля 2009 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ln.mid.ru

Информация о работе Развитие налогообложения и налогового администрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей