Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:24, диссертация
Целью диссертационного исследования является разработка теории и методологии развития стратегического управления на предприятиях промышленности, модели системы стратегического управления, определение составляющих её элементов, обоснование основных направлений развития, отвечающих задачам инновационно-ориентированной экономики и позволяющих повышать эффективность стратегического управления.
Среди наиболее известных
и разработанных концепций
Изменение условий бизнеса и увеличивающаяся скорость изменения внешней среды ставят новые задачи и требуют синтеза имеющихся концепций стратегического управления, которые в начале ХХI века находят свое выражение в концепции динамических способностей предприятия.
Концепция динамических способностей предприятия появилась как ответ на острую конкуренцию в высокотехнологичных отраслях и базируется на том соображении, что в условиях современных быстро меняющихся рынков устойчивого успеха добиваются те предприятия, которые способны быстро и активно реагировать на всевозможные изменения и сами постоянно инициируют продуктовые, маркетинговые и организационные инновации. Концепция динамических способностей, в определенном смысле, интегрирует два момента, центральных для обсуждавшихся выше подходов. Динамическая природа способностей компании означает возможность их адаптации к изменениям во внешней среде. Причем такая реакция обеспечивается быстрым развитием и перемещением внешних и внутренних способностей предприятий. С другой стороны, предприятиям, претендующим на лидерство, необходимо обеспечивать быстрое развитие потенциала предприятия для обеспечения непрерывного потока продуктовых и технологических инноваций. Необходимость непрерывного потока инноваций определяется очевидным сдвигом конкурентной борьбы за предпринимательский доход, который получает инноватор до тех пор, пока основные конкуренты не сумеют скопировать его инновацию.
За время, прошедшее
после появления термина «
Для стратегического управления проблема определения сущности заключается в том, что в этой системе множество взаимосвязей и точно оценить их влияние друг на друга и на систему в целом практически невозможно.
Таблица 1
Сравнительная характеристика стратегического и оперативного управления1
Тип Признаки |
Стратегический |
Оперативный |
Ориентация |
Окружающая среда и |
Предприятие: экономическая эффективность и рентабельность производства |
Цели |
Обеспечение выживаемости Проведение антикризисной полит Потенциал успеха |
Обеспечение прибыльности и ликвидности |
Главные задачи |
1. Участие в установлении |
1. Руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование) |
2. Ответственность за |
2. Определение «узких» и поиск «слабых» мест для тактического управления | |
3. Разработка альтернативных стратегий |
3. Определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями | |
4. Определение «критических» внеш |
4. Сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений | |
5. Определение «узких» и поиск «слабых» мест |
5. Анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов | |
6. Определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями |
6. Мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений | |
7.
Анализ экономической |
||
8. Анализ влияния отклонений на выполнение стратегических планов |
||
9. Мотивация и создание информаци |
||
10. Определение новых |
||
Методы и инструменты |
Анализ рынка / анализ конкурентов; жизненный цикл конкурентного преимущества фирмы; анализ кривой успеха; анализ систем решений и т. д. |
Управление по суммам покрытия (система «директ-костинг»); метод «стандарт-кост»; предельные величины; методы оценки экономической эффективности и т.д. |
Оценки, размеры |
Шансы, риск, сильные и слабые стороны |
Доход / Расход Результат / Доход |
Концептуальная схема стратегического управления (рис.1.) представляет собой совокупность системообразующих элементов стратегического управления, таких как: анализ инновационного окружения, разработка инновационной стратегии, механизмы реализации стратегии, оценка и контроль реализации. В этой схеме элементами, обеспечивающими непрерывность, воспроизводимость и эффективность функционирования стратегического управления являются стратегическое мышление, стратегическая информация и стратегическая гибкость.
Стратегическое управление отличается, прежде всего:
Стратегическое управление
можно рассматривать как
В инновационно-ориентированной модели системы стратегического управления каждый из управленческих процессов имеет свою особенность.
Рис. 1 Концептуальная схема
системы стратегического
Рис.2. Модель системы стратегического управления*
Анализ инновационного окружения включает, прежде всего, стратегический маркетинговый анализ, задачами которого являются:
- общеэкономический анализ рынка;
- анализ экономической конъюнктуры;
- специальные исследования рынка;
- разработка стратегии проникновения новшества;
- оценка издержек и доходов от маркетинга.
Помимо анализа рынков и факторов внешней среды стратегический инновационный маркетинг не только изучает сегодняшних потребителей, но и формирует потенциально возможных.
Анализ макроокружения включает исследование макроэкономических факторов, имеющих отношение к стратегии инновации, а именно:
- национальную инновационную
систему и ее основные субъекты
- юридические и
Анализа инновационного окружения недостаточно для разработки стратегии развития предприятия. Необходим анализ инновационного потенциал предприятия, то есть потенциала развития предприятия путем оптимизации использования его инновационных ресурсов. Инновационные ресурсы включают:
Организация действует не в вакууме, а в окружении других организаций и более глобальном политическом, социальном, экономическом и техногенном окружении. Управление – это образ действий, а действия должны осуществляться относительно чего-то, в том числе и внешней среды. Поэтому внешняя среда не является просто фоном, на котором развивается предприятие, а активным компонентом всего стратегического управления.
Внешняя среда требует анализа факторов прямого и косвенного воздействия (рис. 3).
Кроме того, необходим анализ:
текущего состояния и развития отрасли, в которой оперируют предприятия, и смежных отраслей;
общих тенденций развития глобальных процессов, являющихся своеобразной оболочкой и во многом предопределяющих то, что происходит в отдельных отраслях.
Особенности организации
и окружающих ее условий предопределяют,
как будет разрабатываться
Большинство современных предприятий организуют свою управленческую деятельность через децентрализованные бизнес-подразделения и команды, которые находятся значительно ближе к клиенту, чем большой корпоративный штат. При этом источником конкурентного преимущества в современных условиях все более становятся неосязаемые, или нематериальные активы (информация, умения, взаимоотношения, создаваемые работниками).
Составляющая обучения и роста квалификации управленческого персонала определяет нематериальные активы, необходимые для того, чтобы система управления работала на высоком уровне. В рамках этой составляющей существуют три основных элемента поддержки системы: стратегическое мышление, стратегическая информация, стратегическая гибкость.
Стратегическое мышление является креативным, связывающим стратегическое планирование и стратегический анализ. Принятие решения строится на признании той или иной информации как значимой или нет. Стратегическое мышление должно быть в состоянии выделять существенные параметры, отвлекаясь от остальных, поскольку невозможно подвергнуть обработке все.
Используя такой элемент поддержки, как стратегическая гибкость, предприятие может эффективно конкурировать в настоящий момент, а также быть готовым реагировать на предстоящие события.
Стратегическая гибкость предусматривает использование традиционных методов построения сценариев для прогнозирования и подготовки к альтернативным вариантам развития рынка с разработкой стратегии, рассматривающей мероприятия, проведение которых будет целесообразным, вне зависимости от того, по какому сценарию будут развиваться реальные события.
Методология стратегической гибкости отличается тем, что компания учитывает не только «универсальные» варианты развития, но и вкладывает некоторые средства, активы в возможности, которые могут стать выгодными для компании только при реализации определенных сценариев. Подобного рода сценарии предусматривают возможность повышения или понижения объема принимаемых на себя обязательств. Приобретение права на последующее увеличение или отказ от инвестиций стоит дороже, но во многих случаях возросшая гибкость оправдывает дополнительные расходы. В этом заключается принцип действия методики реального опциона: подобно инвестору, владеющему финансовыми опционами, предприятие, применяющее методологию стратегической гибкости, получает право, но не обязательство приобрести право собственности в отношении какого либо проекта.
Во второй части диссертации рассматривается информационная подсистема управленческого учета в стратегическом управлении предприятиями промышленности.
Информационное обеспечение является необходимым компонентом для принятия стратегических управленческих решений, и для его реализации требуется решение трех задач:
Сбор информации может принимать самые разные формы, иметь разные результаты и названия. Но речь, по существу, должна идти о нескольких подсистемах:
Сбор информации о внутреннем состоянии компании базируется на управленческих процедурах, направленных на обеспечение текущих операций либо специально созданных для сбора конкретной информации (например, в системе стратегического управленческого учета).
Информационная функция управленческого учета в рамках стратегического управления состоит в том, чтобы доставлять всю релевантную информацию принимающим решения менеджерам определенного уровня. Однако стратегические решения, принимаемые на предприятии, могут весьма различаться, в зависимости от того, какие задачи стоят перед данным предприятием, а также от уровня, на котором в нем принимают эти решения.
Система стратегического управленческого учета должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать менеджеров информацией, удовлетворяющей именно этим специфическим условиям принятия стратегических решений, причем сами условия могут меняться по мере корректировки стратегии в связи с изменениями внешней среды.
Рис.3. Факторы прямого и косвенного влияния на ССУ*
Понимание того, как управленческий
учет принимает во внимание
эти факторы, помогает выявить
принципиальные требования, предъявляемые
к эффективно работающей
Информация о работе Развитие системы стратегического управления на предприятиях промышленности