Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:24, диссертация
Целью диссертационного исследования является разработка теории и методологии развития стратегического управления на предприятиях промышленности, модели системы стратегического управления, определение составляющих её элементов, обоснование основных направлений развития, отвечающих задачам инновационно-ориентированной экономики и позволяющих повышать эффективность стратегического управления.
Таблица 2
Оценка макроокружения предприятия*
Внешние факторы |
Перспективы развития |
Результативность усилий или действий организации |
Политико-правовые факторы:
|
Правовые нормы;
Стабилизация экономики;
Введение таможенных сборов |
Изменение правовой формы.
Поиск новых рынков |
Экономические факторы;
|
Стабилизация экономики
Регулирование цен
Развитие частного предпринимательства |
Прогнозирование инфляции
Продажа (покупка) валюты Поиск новых рынков |
Технологические факторы:
|
Изменения преобладающей технологии
Цены
Появление новых продуктов |
Поиск дешевых источников сырья, поиск технологий, создание совместных предприятий |
Социокультурные факторы:
|
Социальная реформа
Повышение доходов |
Поиск новых потребностей
Переход в новую стратегическую зону хозяйствования
Внедрение проектов |
Для достижения целей стратегического управления необходимо использовать инструмент стратегического бюджетирования посредством создания гибкого бюджета с учетом изменений внешней среды. Стратегическое бюджетирование характеризуется несколькими особенностями:
Стратегический бюджет включает в себя такие направления, как:
Организация работ по реализации стратегии использует проектно-матричную структуру, где работы по реализации стратегии имеют форму стратегических проектов развития, управляемых менеджерами проектов, в отличии от функциональных менеджеров, занимающихся оперативной деятельностью. При этом применяются разные принципы контроля и мотивации при управлении оперативными программами и стратегическими проектами.
Одним из методов преодоления разрыва между стратегией и оперативной деятельностью является внедрение сбалансированной системы показателей эффективности.
Такие показатели связывают стратегические цели с оперативными планами и бюджетами по их достижению посредством включения стратегических инициатив и проектов, экономического эффекта и затрат, связанных с ними, в бюджеты предприятия.
Использование системы показателей эффективности в рамках стратегического управления учета в диссертационной работе показано на примере предприятия химической промышленности.
В третьей части диссертационного исследования для апробации результатов и выявления предприятий, применяющих систему стратегического управления, был проведен анализ состояния и долговременных тенденций совершенствования управленческой деятельности на ряде предприятий, составляющих основу инновационного потенциала региона и соответствующей отрасли.
Прежде всего, это предприятия,
Анализ инновационного окружения предприятий (о необходимости которого говорилось в первой части работы) показал, что Волгоградская область обладает высоким инновационным потенциалом, который определяется, в первую очередь, высокой концентрацией образовательных и научно-исследовательских учреждений. Начинает формироваться инфраструктура инновационной деятельности. В частности, в области на сегодняшний день созданы:
Рис. 4. Взаимосвязь затрат со стратегией предприятия в системе
стратегического управления*
Вместе с этим, эффективность
практического использования
Основными проблемами повышения инновационной активности в регионе являются высокая стоимость и длительные сроки окупаемости нововведений, недостаток собственных денежных средств и недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, а также низкий инновационный потенциал предприятия и невосприимчивость большинства предприятий к инновациям. Большинство собственников не заинтересовано в развитии и использовании инноваций в деятельности предприятий, в поддержании активных инновационных процессов в экономике региона. В большинстве случаев новая продукция выпускается за счет приобретения предприятием иностранного оборудования, а не за счет использования собственных разработок.
В большинстве отраслей на первое место выходит инновационный потенциал, отражающий не только инновационную активность в настоящее время, но и способность к ее усилению в перспективе. Кроме того, любое стратегическое решение имеет инновационный характер и направлено на реализацию не только технологических, но и организационных, социальных инноваций.
Для анализа проблем становления ССУ использованы показатели (табл.4.), на основе которых нами были выбраны предприятия, занимающие ключевое положение в экономике региона.
Так, в производстве нефтепродуктов ведущим предприятием в регионе является ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть». Анализируемое предприятие находится в привлекательной отраслевой нише. Для стратегий этого предприятия характерно отсутствие диверсификации, за исключением вертикальной интеграции, которая служит одним из средств защиты своей позиции и обеспечения более полного контроля над всей цепочкой формирования конечного продукта. Нефтяная компания ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» является транснациональной компанией, оперирующей на мировом рынке.
Для определения стратегии развития такой компании необходимо знать ситуацию не только на региональном рынке, но и в глобальном масштабе отрасли в целом.
Анализ внутренней среды предприятия позволяет сделать вывод о том, что организационная структура управления не отвечает требованиям инновационно ориентированной системы стратегического управления.
На предприятии используется линейная структура управления, при которой выделяются специализированные операционные подразделения и линейные менеджеры (руководители отделов) несут прямую ответственность за операции, которые их отделы ведут на конкретных рынках.
При этом каждый отдел сосредоточен на своих продуктах и рынках, а централизованная структура всего предприятия обеспечивает общие функции поддержки. Но, для реализации крупных инвестиционных проектов такая структура не эффективна, необходим матричный тип организационной структуры, когда по каждому отельному направлению бизнеса предполагается два руководителя – функциональный и линейный.
Предлагаемая нами структура управления ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» показана на рисунке 5.
Другой приоритетной отраслью промышленности в стратегии развития Волгоградской области является металлургия. Ведущее предприятие, относящееся к данному виду деятельности: ОАО «Волжский трубный завод». Стратегические преимущества данного вида деятельности связаны с благоприятной конъюнктурой общероссийского и мирового рынков на основную продукцию, что повышает экспортный потенциал предприятий, достаточно высоким уровнем диверсификации продукции, наличием производственных мощностей, развитой инфраструктурой.
Таблица 3
Волгоградской области*
Наименование показателя |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число обследованных организаций, ед. |
383 |
322 |
379 |
в том числе: инновационно активные, ед. |
66 |
51 |
54 |
инновационно неактивные, ед. |
317 |
271 |
325 |
обрабатывающие производства: |
|||
отгружавшие инновационные товары, ед. |
48 |
32 |
33 |
имели готовые инновации, единиц |
68 |
56 |
58 |
осуществляли затраты на
технологические инновации |
66 |
51 |
54 |
(общие затраты: капитальные и текущие, млн. рублей) |
2094 |
3111 |
5190 |
осуществляли затраты на технологические инновации в промышленных производствах, единиц |
60 |
47 |
50 |
(общие затраты: капитальные и текущие, млн. рублей) |
1444 |
2536 |
4435 |
осуществляли затраты, |
66 |
82,5
|
90 |
осуществляли затраты, |
34 |
17,5 |
10 |
Таблица 4
Система показателей оценки становления основ ССУ предприятия*
Показатели |
Единицы измерения |
1. Производство |
|
1.1. Объем реализации продукции |
тыс.руб. |
1.2. Товарная продукция, в том числе по видам продукции |
тыс.руб. |
1.3. Выпуск важнейших видов |
|
1.4. Коэффициент использования |
доля |
1.5. Оценка производственного |
баллы |
2. Инновации |
|
2.1. Удельный вес |
% |
2.2. Освоено производство новых видов продукции |
шт./тыс. руб. |
2.3. Уровень механизации труда |
% |
2.4. Уровень механизации работ |
% |
2.5. Механовооруженность труда - всего, в том числе рабочих, руководителей, специалистов и служащих |
руб. / чел. |
2.6. Годовой эффект от внедрения новой техники |
руб. / чел. |
2.7. Объем инвестиций в развитие материалыю-технической базы |
тыс. руб. |
2.8. Коэффициент возврата средств на инвестиции (доля инвестиций из прибыли в чистой прибыли) |
доля |
3. Маркетинг |
|
3.1. Доля продуктовых групп на рынке: • «подростки» • «звезды» • «денежные коровы» • «бедные собаки» |
в долях ед. |
3.2. Фактический запас оборотных средств в днях, в том числе готовой продукции |
|
3.3.Объем экспортных поставок, в
том числе по важнейшим продукт |
тыс. руб. |
3.4. Объем транспортных услуг,
оказываемых собственным трансп |
тыс. руб. |
5. Число дилеров |
шт. |
3.6. Число торговых точек |
шт. |
4. Персонал |
|
4.1. Среднесписочная численность работающих, в том числе рабочих |
чел. |
4.2. Коэффициент использования |
в долях ед. |
4.3. Размер социальных выплат па одного работающего |
руб. / чел. |
4.4.. Частота производственного травматизма |
% |
4.5. Текучесть персонала |
коэф. |
4.6.Средний возраст |
лет. |
Информация о работе Развитие системы стратегического управления на предприятиях промышленности