Реализация стратегии на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении и анализе понятия «стратегия», факторов, определяющих выбор той или иной стратегии предприятием, а также инструментария ее реализации.
Достижение цели исследования базировалось на поэтапном решении следующих основных задач:
1. характеристика стратегии как элемента стратегического планирования;
2. определение особенностей реализации стратегии предприятия;

Содержание

Введение 3
1. Стратегия как элемент стратегического планирования 5
1.1. Понятие и общее содержание стратегии 5
1.2. Уровни и виды стратегий предприятия 9
1.3. Факторы, определяющие выбор стратегии компании 12
2. Инструментарий реализации стратегии предприятия 15
2.2. SWOT-анализ как инструмент реализации стратегии предприятия 17
2.2.1. Понятие SWOT- анализа 17
2.2.2. Этапы SWOT- анализа 18
Заключение 24
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Реализация стратегии на предприятии_Экономика.docx

— 162.46 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт непрерывного образования

Отделение профессиональной подготовки в сфере экономики  и менеджмента

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

 

на тему: ««Реализация стратегии на предприятии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

  Студентка 1-го курса, 1группы Отделения профессиональной  подготовки в сфере экономики  и менеджмента ИнНО  по  направлению «Экономика»,

 Дергунова М.А.

 

 Научный руководитель:

 Генг В.А._____________

(подпись) 

 

 

 

 

 

Тверь 2013

Содержание

Введение 3

1. Стратегия как  элемент стратегического планирования 5

1.1. Понятие и  общее содержание стратегии 5

1.2. Уровни и  виды стратегий предприятия 9

1.3. Факторы, определяющие  выбор стратегии компании 12

2. Инструментарий  реализации стратегии предприятия 15

2.2. SWOT-анализ  как инструмент реализации стратегии  предприятия 17

2.2.1. Понятие SWOT- анализа 17

2.2.2. Этапы SWOT- анализа 18

Заключение 24

Список литературы 26

 

 

Введение

Для эффективного функционирования предприятия необходимо точно определить курс, которому оно будет следовать, поставить перед организацией конкретные, измеримые, уместные, стимулирующие, явные цели на определенный период времени, а также разработать четкую модель действий по их достижению. Такой моделью действий, необходимой для достижения поставленных целей является стратегия предприятия.

Проблема разработки и  реализации стратегии всегда была одной из основных для предприятия. Однако вопросами стратегического планирования начали заниматься лишь с середины XX века. Разработкой этих вопросов занимались такие ученые как А. Чандлер, К. Эндрюс, И. Ансофф, М. Портер, Г. Минцберг и другие.

В последние два десятилетия  этот вопрос стал особенно важным. Это связано как с экономическими процессами, так и с изменениями в других сферах деятельности человека. Так, для России это, прежде всего, переход к рыночной экономике, формирование новой государственной политики; это процессы интеграции и глобализации, быстрое развитие науки и техники, широкое распространением компьютерных технологий, экологизация производства и многое другое. Все это формирует новое пространство и, что самое главное, увеличивает скорость происходящих изменений и требует такого же быстрого реагирования от предприятий.

Мировой финансовый кризис 2008-2011 гг. обострил проблему реализации стратегии, так как, с одной стороны, открыл новые возможности для предприятий, а с другой – заставил столкнуться с новыми проблемами.

Таким образом, проблема реализации стратегии всегда будет оставаться актуальной в связи с быстрыми темпами изменения внешней среды организации и необходимостью адаптации к этим изменениям ее внутренней среды для достижения основных поставленных перед организацией целей.

Цель работы заключается  в изучении и анализе понятия «стратегия», факторов, определяющих выбор той или иной стратегии предприятием, а также инструментария ее реализации.

Достижение цели исследования базировалось на поэтапном решении  следующих основных  задач:

  1. характеристика стратегии как элемента стратегического планирования;
  2. определение особенностей реализации стратегии предприятия;
  3. характеристика использования моделей стратегического пранирования на предприятии.

Объектом исследования выступает  стратегия предприятия.

Предметом исследования является процесс формирования и реализации стратегии предприятия.

Исследование процесса реализации стратегии базировалось на использовании следующих методов: наблюдение, классификация, анализ.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Основные выводы и тезисы исследования иллюстрированы рисунками по тексту курсовой работы.

Первая глава служит основой  для исследования фактических данных в последующих главах. В ней  рассматриваются теоретические  аспекты данной проблемы.

Во второй главе выполняется  анализ объекта исследования по теме курсовой работы. Анализ и оценка состояния  объекта исследования выполняется  на основе собранных данных. Этот материал приводится в виде рисунков.

В третьей главе приводятся результаты проведенного SWOT-анализа конкретной организации, и рассматриваются возможные варианты стратегии.

Заключение является своеобразным итогом проведенного исследования. В  нем приводятся выводы из трех глав курсовой работы с кратким обоснованием.

Информационная основа исследования представлена учебными пособиями, монографиями, научными периодическими изданиями, материалами, размещенными в системе Интернет.

1. Стратегия как элемент стратегического планирования

1.1. Понятие и  общее содержание стратегии

Стратегия фирмы – это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.

А. Чандлер, автор одной. из первых работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия - «это определение основных долгосрочных целеий и задач предприятия и утверждение курса действий распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей»1.

Данное определение представляет собой классический взгляд на саму сущность стратегии. Прежде всего, в данном случае следует определить долгосрочные цели развития фирмы. Эти цели должны быть постоянными и не меняться до тех пор, пока внешние условия и (или) внутренние изменения не заставят руководство пересмотреть долгосрочные ориентиры развития фирмы. Не может быть ничего более деструктивного для предприятия, чем постоянное изменение целей развития или же колебания высшего руководства в определении будущеий ориентации. Частая смена целеий развития предприятия может закончиться плачевно, так как деийствия станут непонятны как внешним партнерам (поставщикам, потребителям, инвесторам), так и его работникам.

Известныий специалист в области стратегического планирования И. Ансофф определяет стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности»2.

И. Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии.3

  • Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным деийствием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиции фирмы.
  • Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы: во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
  • Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
  • В ходе формулирования стратегиий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятиий. Поэтому приходится пользоваться достаточно обобщенноий, неполноий и неточной информацией о различных альтернативах.
  • При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первичной стратегии. Следовательно, необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.

Определение стратегии, данное И. Ансоффом, несмотря на свою простоту и популярность, носит слишком общий характер. Именно поэтому И. Ансофф вынужден сразу же после первичного определения стратегии давать пояснения, вводя в оборот ряд вспомогательных терминов, таких как организационная концепция, задания, ориентиры (цели) и ряд других.

Попытку дать наиболее обобщенное определение стратегии пред- принимает  Г. Минцберг. Он рассматривает стратегию как единство «5Р»: план (plan), образец, модель, шаблон (pattern), позиционирование (position), перспектива (perspective) и проделка, отвлекающий маневр (ploy)4.

Согласно Г. Мицбергу, стратегия как план есть некоторый набор курсов действий, сформированных в соответствии с ситуацией. В стратегии как плане формулируется мысленная реализация заранее определенных намерений высшего руководства.

Стратегия как шаблон, или  образец, обращает наше внимание на тот  факт, что данное понятие должно учитывать особенности поведения высшего руководства организации. Такое понимание стратегии обеспечивает сходимость, достижение постоянства в организационном поведении.

Стратегия как позиционирование есть соотнесение организации, предприятия, к тому, что в теории управления принято называть внешней средой. В данном случае предприятие подобно организму, который ищет свою экономическую нишу, чтобы успешно бороться за выживание в мире враждебности и нестабильности.

Стратегия как перспектива  понимается Г. Минцбергом как концепция бизнеса организации. Она определяется как некая идеология развития. Данное представление стратегии очень важно для понимания того факта, что она (как понятие) не может существовать только в умах высшего руководства предприятия, а должна быть воспринята всеми его работниками. Более того, стратегия как перспектива есть реализация действия «коллективного разума», т. е. индивидуумов, объединенных единым пониманием проблем и (или) единством стереотипов поведения.

Наконец, стратегия как проделка есть некоторый специфический маневр, направленный на то, чтобы перехитрить конкурента. Суть данного представления стратегии в том, что она должна ясно выражать цели и задачи развития предприятия для всех его работников, но быть неочевидной для конкурентов. В этом смысле стратегия – это отвлекающий маневр, обеспечивающий достижение конкурентных преимуществ и получение высокой и устойчивой прибыли.

Понимание стратегии, предложенное Г. Минцбергом, носит качественныий характер, представляя стратегию как сущностную категорию экономической науки, обеспечивает управление различными социально-экономическими системами. Г. Минцберг подчеркивает многоаспектность экономической категории. Так, план не будет стратегией, если он не учитывает поведенческих характеристик высшего руководства, основанных на его ценностях, или не несет в себе идеологию социально-экономического развития. Только объединение в себе пяти указанных характеристик («5Р»), по Г. Минцбергу, позволяет стратегии выступать в качестве системной характеристики, обеспечивающей развитие предприятия (организации).

Необходимо отметить, что  определение развития предприятия, предложенное Г. Минцбергом, объединяет в себе определения этого понятия, данные А. Чанлером и И. Ансоффом. Однако «слишком теоретический характер» этого определения стратегии не позволяет использовать его при формулировании базовых моделей стратегического планирования, т. е. разработать конкретный практический инструментарий - алгоритм стратегии развития предприятия. В силу этого наиболее удобным для практической реализации является классическое определение стратегии, предложенное А. Чандлером.

Итак, под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция включает в себя несколько элементов. Прежде всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии – политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.

Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные затраты труда и времени многих людей, необходимые для создания стратегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно корректировать.

1.2. Уровни и виды стратегий предприятия

Уровни стратегии связаны с  областями применения, для которых  они вырабатываются, и образуют своего рода иерархию. Выделяют четыре уровня стратегии5:

Корпоративная (портфельная) стратегия. Формулируется высшими должностными лицами корпорации (президент, вице-президент и др.) и содержит действия, которые должны быть осуществлены для занятия желаемых позиций в бизнесе в разных отраслях, а также подходы к управлению предпринимательскими (хозяйственными) единицами индивидуально и как группы в целом. Такая стратегия связана с решениями по приобретениям в новых отраслях и постепенному выходу из нежелательных отраслей с определением приоритетов в размещении ресурсов и капитала, с укреплением одних подразделений и продажей других.

Стратегия бизнеса (деловая стратегия). Формулируется начальниками подразделений и менеджерами по видам продукции и определяет, как создать и укрепить долговременные конкурентные позиции компании на рынке. Это набор действий и подходов, способных создать существенные конкурентные преимущества, обеспечить высокую рентабельность. В частности, определяется, какие виды продукции и технологии будут разрабатываться, куда и кому сбываться и т.д.

Информация о работе Реализация стратегии на предприятии