Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление с понятием доходов, видами доходов, государственным регулированием заработной платы . Задачи: 1. Понять: что такое «доходы населения». 2. Ознакомиться с видами доходов. 3.Рассмотреть дифференциацию доходов населения. 4.Рассмотреть государственную политику доходов населения. Объектом исследования являются доходы населения. Предметом исследования служат способы получения доходов, их дифференциация. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Введение………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Виды, структура и источники доходов населения
1.1 Понятие доходов населения……………..…………………………………………………….5
1.2 Виды доходов населения………………………………………………………………………..7
1.3 Принципы формирования доходов населения……………………………………..9
Глава 2. Реальные доходы населения
2.1 Заработная плата…………………………………………….……………………………………….11
2.2 Безденежные доходы населения…………………………………………………..……….14
2.3 Доходы неформального сектора экономики…………………………………………15
2.4 Социальные поступления физических лиц……………………………………………..17
2.5 Прочие поступления физических лиц…………………………………...………………..19
Глава 3. Государственная политика доходов
3.1 Дифференциация доходов…………………………….………………………………………..21
3.2 Государственное регулирование доходов…………………………………..…………22
3.3 Уровень жизни населения……………..………………………………….…………………….24
Заключение………………………………………………………………………………………………......26
Список использованной литературы ……………………………………………………………28
Приложение…………………………………………………………………………………………………...29
Динамика изменения МРОТ в России с 2005 по 2013 год
Дата |
01.01 2005 |
01. 09. 2005 |
01. 05. 2006 |
01. 09. 2007 |
01. 01. 2009 |
01. 01. 2010 |
01. 06. 2011 |
01.01.2012 |
01.01. 2013 |
МРОТ, руб. |
720 |
800 |
1100 |
2300 |
4 330 |
4 330 |
4 611 |
4 611 |
5 205 |
И так, заработная плата многофункциональна. Все присущие ей функции представляют неразрывное единство, и лишь в совокупности позволяют правильно понять её сущность и содержание, противоречия и проблемы, возникающие в процессе совершенствования организации, оценки труда. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, максимальным размером не ограничивается.
2.2 Безденежные доходы населения
Основными источниками безденежных
доходов населения являются общественные
фонды потребления и личные подсобные
хозяйства. Общественные фонды потребления
– разновидность коллективной формы потребления.
Они образуют материальную базу для функционирования
сферы бесплатного обслуживания населения.
За счёт таких фондов содержаться больницы,
поликлиники, школы, колледжи, вузы, детские
сады, учреждения культуры. За счёт бесплатного
представления этих услуг обеспечивается
более высокий уровень потребления для
всех слоёв населения. Общественные фонды
потребления не образуют дохода в прямом
смысле этого слова для каждого человека.
Эти блага остаются объектами общественной
собственности , используются совместно.
В средствах фондов денежные выплаты составляют
половину общей суммы фондов потребления,
а не много меньше половины этих выплат
составляют расходы на предоставление
населению на бесплатных или льготных
условиях услуг по воспитанию и образованию
подрастающего поколения, профессиональной
подготовки, охране здоровья. Аналогичные
виды услуг предоставляются за счёт местного
бюджета для муниципальных учреждений
здравоохранения, просвещения, культуры.
Разнообразие безденежных вариантов доходов
зависит от экономических возможностей
региона. Самые распространённые из них
– бесплатный проезд для пенсионеров
и других групп населения, льготы на коммунальные
услуги, дотации на питание22. Значение личного подсобного
хозяйства населения в России в настоящее
время трудно переоценить. Для заметной
доли населения личное подсобное хозяйство
является фактором, определяющим его текущие
доходы и потребления. Согласно данным
официальной статистики количество семей,
имеющих преусадебные, садовые или огородные
участки в 2006 – 2009 годах оценивалось в
16, 3 млн. В России в связи с резким ростом
задолженности по оплате труда, сокращением
спроса на рабочую силу труд в личном подсобном
хозяйстве стал для определённой части
семьи источником основных доходов. Наличие
личного подсобного хозяйства приносит
значительный доход: прямой – в виде дохода
от продажи продуктов и косвенный – через
экономию денежных средств на приобретение
продуктов питания для личного потребления.
Обследование выявило, что покупки семей,
имеющих личное подсобное хозяйство и
семей, его не имеющих, разнятся довольно
существенно. Главная причина – возможность
потребления за счёт собственного производства.
Это в полной мере относится к картофелю,
овощам, в значительной степени – к продукции
животноводства. В России наличие у семей
земельного участка – чрезвычайно распространённое
явление. Так, около 80 % обследованных
семей сообщили, что они имеют преусадебный
или садовый участок23. В отношении населения к личным
подсобным хозяйствам решающую роль играют
неэкономические факторы. Факторы сдерживающие
рост личных подсобных хозяйств: - уменьшение
свободного времени членов семей, владеющих
личными подсобными хозяйствами; - непопулярность
работы на личных подсобных хозяйствах
молодёжи из – за высокой доли ручного,
физически тяжёлого труда. Росту производства
продукции в личных под собных хозяйствах
способствует:
2.3 Доходы неформального сектора экономики
Неформальный сектор экономики – это совокупность очень мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары и услуги. Они состоят в основном из независимых самостоятельно занятых производителей. Некоторые из них используют труд членов своей семьи, нескольких наёмных работников. Теневая экономика – это экономическая деятельность, которая не регистрируется официальной статистикой и не облагается налогами, т. е. неформальный сектор. Значительную часть доходов население получает «неофициально» (наличными деньгами, без оформления соответствующих документов, за счёт открытия банковских счетов, с которых работники получают проценты). Очевидно, «неофициальные» доходы повышают благосостояние их получателей, но их роль для всего населения явно негативна из – за того, что с них не платятся налоги и не формируются отчисления в социальные фонды. Чрезмерное давление теневой экономики в виде не официальных доходов резко перестраивает структуру доходов всего населения25. Некоторые оценки теневой занятости могут базироваться и на расчётах размеров вторичной занятости населения. Доля работников, имеющих дополнительную работу, оставалась стабильной с начала 90 – х годов, составляло 14 – 15 %, за последние 5 лет она увеличилась до 25 %. Основной мотив – получение дополнительных заработков. Он доминирует практически во всех профессионально должностных группах. Дополнительная работа распространена в большей степени среди более оплачиваемых категорий работников. Руководители предприятий имеют дополнительную работу в 1, 5 раза чаще, чем квалифицированный рабочий, а последние – в 1,3 раза чаще, чем малоквалифицированные работники, молодёжь до 30 лет – чаще, чем люди старше 50 лет. Естественно, чем выше уровень образования, квалификации, трудоспособности, тем выше конкурентоспособность на рынке труда. Кроме этого следует отметить и особый статус руководителей или ключевых специалистов при оценке их возможностей на получение дополнительного заработка. У занятых неполный рабочий день или находящихся в административных отпусках, уровень дополнительной занятости выше, чем в среднем по всем работающим. Сдерживающими факторами вторичной занятости являются, по оценкам самих работников, возраст, состояние здоровья, а также ограниченность спроса на рабочую силу на рынках труда. Наиболее распространенными формами вторичной занятости являются работа по совместительству и по контрактам, заказам, оказание частных услуг населению и торговле. Совместительство и работа по контрактам, частные уроки, посредническая деятельность больше распространены среди руководителей и специалистов, оказание услуг – среди квалифицированных рабочих, торговля – среди молодёжи. В среднем занятость на дополнительной работе составляет 15 часов в неделю, т. е. в 2, 6 раза меньше установленной рабочей недели (41 час), средний заработок от дополнительной работы составляет 70 % средней заработной платы от основной деятельности, что говорит о том, что один час на дополнительной работе приносит больше дохода, чем на основной. Масштабы неформальной занятости в России значительно выше, чем в большинстве развитых стран, и сопоставимы только с Италией, где до 30 процентов ВВВ производится «теневой экономикой»26. В условиях перехода к рыночной экономике формируется и быстро растёт доля так называемой неформальной заработной платы. Если в 1993 году, по данным Роскомстата, она составляла 15, 1 %, то в 2003 году – 29, 3 %, в 2005 году – 31, 8 %, что составляет значительную часть денежных доходов. Основными сферами неформальной деятельности в России, в которых формируются значительные доходы физических лиц, являются: 1) производство и реализация контрафакта; 2) производство и реализация наркотиков; 3) производство и реализация оружия; 4) сексуальные услуги; 5) услуги личного характера. Официальной статистики данных сфер в России не ведётся. Имеются лишь приблизительные оценки МВД и независимых экспертов. Обобщая их, получим цифру в 10 – 20 % ВВП страны27. Учитывая высокую склонность населения скрывать доходы, можно смело утверждать, что подавляющая часть лиц, имеющих вторичную занятость, не показывает свои доходы (по крайней мере полностью) в налоговых декларациях и в статистической отчётности. Иначе говоря, вторичная занятость способствует развитию теневой экономики и, в свою очередь, зависит от степени её распространённости.
2.4 Социальные поступления физических лиц
Отдельную группу доходов населения составляют социальные поступления и выплаты. Они обусловлены особенностями физиологического и социально – экономического состояния отдельных членов общества, а также наличием различий в материальном обеспечении богатых и бедных. Основная часть социальных доходов физических лиц формируется из государственных средств через систему государственного социального страхования. В России к ним относятся выплаты из Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, а также адресные пособия из федерального , субъектных и местных бюджетов. Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом28. Большая часть социальных доходов поступает из Пенсионного фонда Российской Федерации. На них живут 39, 7 млн пенсионеров РФ, каждый из которых в среднем получил в 2010 г. 7476 руб. в месяц. При этом размер пенсии варьирует от минимальной пенсии до максимальной персональной в десятки раз. Уровень совокупных пенсионных выплат и средней пенсии, а также организация пенсионного страхования – предмет острых экономических и политический дискуссий, затрагивающих все слои населения, организации и органы государственной власти (см. приложение 3). Несмотря на регулярную пропаганду в отдельных средствах массовой информации «фактов» о неуклонном увеличении числа пенсионеров, идеи о неспособности государства выплачивать приличную пенсию гражданам, в действительности всё обстоит несколько иначе. Много или мало государство расходует средств на пенсионное обеспечение? Для ответа на этот вопрос сопоставим уровни пенсионных расходов России с другими странами. Среди европейских государств Россия занимала в 1996 г. последнее место по доле пенсионных расходов в ВВП, уступая большинству стран в 1, 5 – з раза. К настоящему времени ситуация не изменилась. В 2010 году на 27, 8% пенсионного населения России приходится всего 7,9 ВВВ. Такое соотношение между уровнем материальной обеспеченности пенсионеров и остальных граждан по научно обоснованным международным критериям считается нецивилизованным, более того, опасным для становления и развития демократического государства. Не удовлетворяясь государственным пенсионным обеспечением, многие граждане, особенно менеджмент крупных организаций, используют возможности негосударственного пенсионного обеспечения. В 2010 г. В негосударственной пенсионной системе участвовало 6634 тыс. человек, 1361,9 тыс. человек получили негосударственных пенсий на общую сумму 26 659,7 млн руб., что в среднем в месяц составило 1631, 3. Руб., а это одна пятая часть от средней пенсии в стране. Объём пособий и материальной помощи увеличился за 2002 – 2009 гг. в 11, 7 раза29. Государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; снижение уровня социального неравенства; повышения доходов населения30.
2.5 Прочие поступления физических лиц
Прочие доходы физических лиц осуществляются в двух социальных формах: официальной (формальной) и неформальной. Формальные доходы регистрируются органами государственной власти; неформальные не учитываются. Уровень прочих поступлений в 2002 – 2010 гг. составлял 2 % (см. приложение 1). К формальным доходам относятся: официально получаемое наследуемое имущество, благотворительные поступления, подарки, поступления от бракоразводных процессов, взятки, хищения, а также призы, находки, клады, выигрыши. Эти доходы могут поступать и в неформальном виде. Первый и наиболее формальный вид прочих доходов населения – это имущество, получаемое в порядке наследования. В состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности31. У значительной части физических лиц наследство и официальные подарки могут существенно превышать сумму доходов, получаемых ими за всю жизнь. Например, передача обычной московской трёхкомнатной квартиры в панельном доме площадью 20 кв. м в порядке наследования молодому человеку, зарабатывающему 35 тыс. руб., автоматически делает его рублёвым миллионером. Чтобы заработать такую сумму ему необходимо трудиться 25 лет. В целом стоимость ежегодно получаемого наследства в России можно оценить в 2 – 4 трлм. рублей. Важными видами прочих поступлений физических лиц являются жизненные ценности, передаваемые одними физическими лицами другим в виде благотворительности, спонсорства, подарков, подношений, милостыни. Своеобразной формой прочих доходов являются доходы от экономических правонарушений. Основные виды экономических нарушений – это уклонение от налогообложения, незаконное предпринимательство, незаконное использование и заимствование государственных и частных материальных ценностей, обман потребителей, рэкет, фальсификации, фальшивомонетничество и многие другие32. Массовое распространение получили нарушение в соблюдение налогового законодательства. « Ведь ни для кого не секрет, - отмечает В. Пансков – что укрывательство доходов от налогов в нашей стране приобрело характер национальной катастрофы»33. Используемый в нашей стране показатель собираемости налога составляет 80 %, что автоматически означает хищение одной пяти части бюджетных налоговых поступлений. Общеизвестно, что в ряде субъектов России до 30 % зарегистрированных юридических лиц не платят налогов. Почти у каждого второго налогоплательщика имеются нарушения налогового законодательства – сокрытие доходов или имущества. Значительные суммы налога на недвижимость не доплачиваются в бюджет владельцами частного жилого фонда. В условиях рыночной экономики значительный удельный вес занимают взятки. Данный вид доходов обусловлен целым комплексом объективных и субъективных факторов жизнедеятельности людей, а поэтому имеет повсеместное распространение в нашей жизни, начиная с моральной (материальной) благодарности бедной прихожанки Богу и чаевых в гардеробе до огромных взяток (откатов) на национальном и межгосударственном уровнях. Среди прочих доходов населения существенную часть составляют поступления от хищений, разбоев, фальсификации. Предметом хищений является всё, что имеет ценность: от рублёвой монеты до миллиона денежных средств, движимого и недвижимого имущества. Общая сумма прочих доходов в России составляет 10 – 19 трлн. рублей; т. е. 30 – 50 % доходов населения, или 25 – 40 % ВВП страны34. Таким образом, прочие доходы физических лиц по своему объёму не только превышают официальную оплату труда, но и могут достигать размера национального дохода страны.
Глава 3. Государственная политика доходов
3.1 Дифференциация доходов населения
Дифференциация доходов населения - реально существующие различия в уровне доходов населения, в значительной степени, предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В странах с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из важнейших конституирующих социальное положение признаков (наряду с собственностью, отношением к власти и т. д.). Неравенство доходов объясняется следующими причинами:
1) разными интеллектуальными и физическими способностями;
2) разным уровнем образования и профессиональной подготовки;
3) профессиональными вкусами и способностями к риску;
4) неравенством владения собственностью;
5) монополизмом на рынке товаров и услуг;
6) удачей, связями, несчастьями и дискриминацией.35. В современных условиях произошли существенные изменения в получаемых населением доходах – увеличилось их многообразие, усложнилась структура, явно проявилась тенденция к дифференциации. В прошлые годы наблюдалась тенденция уравнительности в оплате труда. Коэффициент дифференциации доходов практически оставался неизменным. В доходах населения зарплата была главным и преимущественным источником. На её долю в разные годы приходилось от 75 до 90 % всех доходов. Возможности зарабатывания средств существования были ограниченны. Различия в доходах имели место, но были очень незначительные. С переходом к рынку положение изменилось: усилилось дифференциация доходов. В стране появился новый общественный строй (менеджеры, предприниматели, банкиры, владельцы недвижимости и др.), действующий по законам рыночной экономики и получающий высокие доходы. В целом переход к рыночным отношениям в Росси характеризуется обеднением значительной доли населения (60%). С развитием рыночных отношений, как показывает жизнь, неравенство увеличивается. В России за чертой бедности проживает четвёртая часть населения. Эту группу, помимо традиционно малообеспеченных групп населения (неработающих пенсионеров, многодетных и неполных семей, учащихся и инвалидов), всё больше формировали работники с заработной платой ниже прожиточного минимума и безработные. Официальная статистика не может дать точных сведений о действительных доходах наиболее бедных и наиболее богатых доходных групп населения. Часть лиц, которые относятся к категории получающих низкие доходы, имеет дополнительные нерегистрируемые заработки. В первую очередь это относится к неработающим женщинам, молодым пенсионерам, проживающим в больших городах, и к жителям сельской местности и небольших городов, получающих дополнительные доходы за счёт приусадебных участков. Но в целом по стране дополнительные доходы имеют около 20% россиян, и только 6% - постоянные дополнительные доходы. Поэтому, для общей массы работающего населения дополнительные заработки не меняют принципиально картину распределения доходов. Высокий уровень дифференциации доходов, чрезмерный разрыв между самыми богатыми и самыми бедными, фактическое отсутствие у значительной части населения, имеющей доходы ниже прожиточного минимума, возможностей полноценного питания, получения качественной медицинской помощи и качественного образования предопределяют полярные ценностные ориентации и мотивы поведения различных социальных групп. Абсолютное равенство в доходах тоже не желательно. Дело в том, что уравнительная организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Определённое неравенство доходов следует признать нормальным. Более того – это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей36. Вывод. Неравенство доходов – та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий.