3.2 Государственное
регулирование доходов
Государственное регулирование
доходов представляет собой систему
мер и норм законодательного, исполнительного
и контролирующего характера, которые
осуществляются правомочными государственными
учреждениями и общественными организациями
в целях стабилизации доходов
и их роста в зависимости от
социально-экономических условий
в обществе. Оно направлено на создание
условий необходимых для нормального
воспроизводства и развития рабочей
силы. Теоретически государственная политика
доходов шире, чем государственное регулирование
доходов, так как политика может быть основана
на принципе невмешательства государства
(принцип экономического либерализма).
Этот принцип имел место в России в первые
годы реформ. Но сейчас эти понятия стали
идентичными. В современных условиях полностью
исключить вмешательство государства
в социально-экономические процессы невозможно,
так как рыночное распределение по своей
природе несправедливо. Поэтому существует
необходимость во вмешательстве государства.
Возможность государственного регулирования
возникает с достижением определённого
уровня экономического развития, концентрации
производства и капитала. Необходимость
состоит в увеличении количества трудностей,
с которыми призвано бороться государственное
регулирование доходов. В настоящее время
государственное регулирование доходов
является составной частью воспроизводства.
Оно стимулирует экономический рост, поощряет
прогрессивные сдвиги в отраслевых и региональных
структурах, поддерживает экспорт, регулирует
занятость, налогообложение, цены. Конкретные
цели, формы, масштабы государственного
регулирования доходов определяются характером
и остротой социально-экономических проблем.
Наиболее развитый механизм государственного
регулирования доходов сложился во Франции,
Германии, Нидерландах, скандинавских
странах, Японии, нескольких странах Азии
и Латинской Америки. Слабее оно развито
в США, Канаде, Австралии, где не было серьёзных
экономических потрясений, связанных
со второй мировой войной. Основными объектами
государственного регулирования доходов
являются сферы, ситуации, условия, источники
формирования доходов, где возникли или
могут возникнуть трудности, проблемы,
которые нельзя решить автоматически
или можно решить только в далёкой перспективе.
Снятие таких проблем необходимо для нормального
функционирования экономики, воспроизводства
рабочей силы, поддержания стабильной
ситуации. Объекты государственного регулирования
доходов: минимум доходов, оплаты труда;
занятость, подготовка и переподготовка
кадров; налоги, цены; социальные гарантии,
социальные отношения; правовое обеспечение.
Основной задачей государственного регулирования
доходов является перераспределение доходов
через государственный бюджет путём дифференцированного
налогообложения различных групп получателей
доходов. При этом значительная доля национального
дохода переходит от слоёв населения с
высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Повышение доходов у малоимущих создаёт
условия для нормального воспроизводства
рабочей силы, способствует ослаблению
социальной напряжённости, регулирует
занятость. Активность государства в данной
сфере измеряется объёмом социальных
расходов из федерального и местного бюджета.
Следовательно, возможности государства
в перераспределении доходов ограничиваются
бюджетными поступлениями. Наращивание
социальных расходов сверх налоговых
поступлений ведёт к превращению их в
мощный фактор роста бюджетного дефицита
и инфляции. Если это происходит, то появляется
инфляционное повышение номинальных доходов,
чрезмерный рост налогов37.
Таким образом, политика государства
в отношении доходов направлена
на постепенное, но постоянное улучшение
жизни населения.
3.3 Уровень жизни
населения
Важнейшим критерием оценки
эффективности социально - экономической
политики государства является уровень
и качество жизни населения. Понятие
«уровень жизни» трактуется по – разному.
Это понятие часто отождествляется с близкими
ему по значению категориями «народное
благосостояние», «положение населения»,
«удовлетворение материальных и духовных
запросов населения» и др. В определении
уровня жизни отправными моментами являются:
производство, потребление, доходы, стоимость
жизни, потребительские нормативы и стандарты,
а также их комбинации. Уровень жизни –
социально – экономическая категория,
характеризующая степень удовлетворения
материальных и духовных потребностей
людей. Уровень жизни выражается в количестве
и качестве потребляемых человеком благ
и услуг, оцениваемых системой показателей.
Качество жизни – субъективная оценка
степени удовлетворения материальных
и духовных потребностей людей, включающая:
качество жизнедеятельности, качество
условий проживания, качество среды обитания,
качество коммуникационного обеспечения38. Один из показателей уровня
жизни населения - прожиточный минимум.
Прожиточный минимум - стоимость набора
товаров и услуг, необходимых для удовлетворения
первоочередных потребностей человека
за год, в среднем. Величина прожиточного
минимума, представляет собой стоимостную
оценку потребительской корзины, включающей
минимальные наборы продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг,
необходимых для сохранения здоровья
человека и обеспечения его жизнедеятельности,
а также обязательные платежи и сборы. В
России утвердили минимальный размер
оплаты труда и прожиточный минимум на
2013 год. Между тем, прожиточный минимум
в России по-прежнему больше минимального
размера оплаты труда - почти на 20% - 6131
рубль. По словам экспертов, эта разница
связана с тем, что в бюджетах некоторых
регионов - не хватает денег на то, чтобы
уравнять две величины. Согласно прогнозам
аналитиков, правительству удастся решить
эту проблему в ближайшие два года. По прожиточному
минимуму сегодня в стране определяется
уровень бедности населения. Исходя из
него, власти устанавливают размеры социальных
выплат. Таких, как декретные пособия для
будущих мам или доплаты пенсионерам,
чья пенсия ниже прожиточного минимума
в регионе. Также от этого показателя зависит
минимальная потребительская корзина
- набор необходимых для жизни граждан
продуктов, товаров и услуг. Правила ее
составления в следующем году также меняются. По
данным Федеральной службы государственной
статистики, с каждым годом количество
россиян, чьи доходы ниже прожиточного
минимума, постепенно снижается. Сегодня
это порядка 19 млн человек39. Лучшая страна по уровню жизни
населения в 2012 году – Норвегия. Россия
заняла 66 место в мире, опустившись на
7 пунктов по сравнению с 2011 годом. Основными
путями повышения уровня жизни населения
в России является решение следующих задач:
создание условий, при которых каждый
человек сможет самостоятельно заработать
на достойную жизнь; поддержание занятости
в России путем содействия экономическому
росту; адресная социальная поддержка
беднейших слоев населения; повышение
уровня доходов домохозяйств и семей путем
реализации программы борьбы с бедностью;
повышение уровня здоровья населения,
совершенствование системы предоставления
бюджетных услуг и т.д40. Следует отметить, что повышение
уровня жизни населения является основной
задачей государства.
Заключение
Демократизация в экономике
и политике, реформирование отношений
собственности и системы хозяйствования
объективно повышают роль личных материальных
интересов. Формой их реализации являются
личные стимулы, к числу которых
относятся различные виды доходов
населения. Доходы населения, их уровень,
структура, источники получения и степень
дифференциации являются важнейшими показателями
экономического и социального благополучия
общества. Доходы физических лиц – главное
и злободневное направление финансовой
науки. Все стремятся улучшить своё материальное
положение, но делают это, как правило,
скрытно и не редко за счёт других. Назначение
дохода физических лиц состоит в финансировании
существования, воспроизводства и развития
человека. Именно поэтому доходы физических
лиц составляют исходное, основное и конечное
звено финансовой системы рыночного
общества. Оно реализуется через выполнение
объективных функций: распределения и
перераспределения стоимости существующих
и создаваемых жизненных ценностей. За
период становления рыночных отношений
в России произошло радикальное изменение
структуры доходов отдельных категорий
граждан. Сформировались группы населения,
которые живут исключительно на поступление
от собственности (сдачи имущества в аренду)
и другого пассивного предпринимательства. Центральная
роль в структуре доходов населения принадлежит
заработной плате. Заработная плата служит
основным стабильным источником денежных
ресурсов в условиях рыночной экономики.
Доходы мелких предпринимателей без образования
юридического лица, фермеров, объединяя
прибыль, ренту, процент, занимают незначительное
место. Доля заработной платы в ВВП представляется
одним из важнейших критериев в продуктивной
жизнедеятельности общества в мире, залог
его социально – экономического равновесия
и безопасности. Практически все рассмотренные
виды доходов населения являются не только
источников удовлетворения их потребностей,
повышение уровня жизни, но и в большей
или в меньшей степени обладают стимулирующим
потенциалом. Это выражается во взаимосвязи
их размера с результативностью труда
и производства, долей вложенного в предприятие
капитала, прибылью, другими важнейшими
показателями. На доходы физических лиц
влияет множество различных факторов,
в том числе государственные, негосударственные
и рыночные. Политика доходов и качества
жизни населения стала приоритетно –
процессной задачей региональных и местных
органов власти, а планирование бюджетного
финансирования отраслей социальной сферы
на основе минимальных социальных и финансовых
нормативов – важнейшим условием социальной
защиты населения. Социальная защита населения
– основная социальная политика любого
государства. В соответствии с Конституцией
Российской Федерации важнейшими гарантиями
социальной защиты населения являются:
охрана труда и здоровья граждан; установление
гарантированного минимального размера
труда; обеспечение государственной поддержки
материнства, отцовства и детства, инвалидов
и пожилых людей; установление государственных
пенсий и пособий. Финансовая политика
физических лиц – наиболее актуальное
и злободневное направление теории и практики
нашей экономической жизни, поэтому она
требует самого пристального внимания
и тщательного изучения. Чем глубже её
научные и практические исследования,
тем эффективнее будут функционировать
частные финансы граждан, тем выше благосостояние
общества и страны. Государство осуществляет регулирование
доходов населения для снижения социальной
напряжённости, для их стабилизации, для
их увеличения, с целью улучшения уровня
жизни населения.
Список использованной
литературы
I. Нормативно - правовые
акты:
1. Конституция Российской Федерации
от 12. 12. 1993 г. – М.: Издательство «Омега-Л»,
2009. - 39 с. 2. Гражданский Кодекс Российской
Федерации от 30. 11. 1994 г. – Новосибирск:
Сиб. унив. изд-во, 2009. – 537 с.
3. Бюджетный Кодекс Российской
Федерации от 09. 07. 1999 г. – Новосибирск:
Сиб. унив. изд-во, 2008. – 296 с.
4. Трудовой Кодекс Российской
Федерации от 21. 12. 2001 г. - Новосибирск: Сиб.
унив. изд-во, 2010. – 189 с.
5. Налоговый
Кодекс Российской Федерации от 31. 07. 1998
г. Свод Кодексов и Законов Российской
Федерации – СПб.: ИГ «Весь», 2005. – 992 с.
6. Федеральный закон РФ от 17. 12. 2001 № 175 - ФЗ
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
7. Федеральный закон РФ от 17. 07. 1999 № 178
- ФЗ «О государственной социальной помощи».
II. Основная литература:
1. Абакумова Н. М., Подовалова
Р. Е. Политика доходов и заработной платы.
ИНФРА. М., 2008.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Изд-во «Проспект», М., 2008.
3. Булатова А. С. Экономика. Изд-во «БЕК», М., 2007.
4. Горелова Н. А. Политика доходов и качество
жизни населения. Изд-во «Питер», СПб.,
2007. 5. Грязнова
А. Г., Маркина Е. В. Финансы: Учеб. пособие.
ИНФРА. М., 2012. 6. Кушлина В. И. Государственное
регулирование рыночной экономики. РАГС.
М., 2007.
7. Савченко П. В., Погосова И. А., Жильцова
Е. Н. Экономика общественного сектора. ИНФРА. М., 2010.
8. Сажина М. А., Чепиков Г. Г. Экономическая
теория. Изд-во НГАУ М. 2008.
9. Суринов А. Е. Доходы населения. Изд-во
« Финансы и статистика», М., 2007.
10. Фетисов В. Д., Фетисова Т. В. Финансы:
Учеб. пособие. Н. Новгород. 2009.
11.Фетисова Т. В. Финансы физических лиц.
ЮНИТИ. М., 2012.
II Дополнительная
литература
1. "Российская газета".
Декабрь 2012 год.
Приложение
1.
Объем и структура
конечных доходов населения России
в 2001 – 2010 гг., млрд руб.
Показатель |
2001 |
2005 |
2009 |
2010 |
Денежные доходы, всего |
5325,8 |
13 819,0 |
28 708, 4 |
32 100,9 |
В т. ч.: доходы от предпринимательской
деятельности оплата
труда социальные выплаты доходы от
собственности другие доходы |
672,2
3439,5
808,3 304,6 101,2 |
1 580,3
8 782,1 1 755,6 1 424,6 276,4 |
2 734,7
19 310,3 4 247,7 1 847,4 568,3 |
2 986,2
20 741,2 5 711,3 2 026,9 635,2 |
Денежные доходы в процентах
к итогу, всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
В т. ч.: доходы от предпринимательской
деятельности
оплата труда социальные выплаты
доходы от собственности другие доходы |
12,6
64,6 15,2
5,7 1,9
|
11,4
63,6 12,7
10,3 2,0 |
9,5
67,3 14,8
6,4 2,0 |
9,3
64,6 17,8
6,3 2,0 |
Денежные доходы в процентах
к ВВП: всего |
59,5 |
60,8 |
63,9 |
71,4 |
Приложение
2.
Официальная и
фактическая заработная плата России
в 2002 – 2010 гг.
№ п/п |
Показатель |
2002 |
2005 |
2009 |
2010 |
1 |
Численность работников,
млн чел. |
65 124 |
68 603 |
69 285 |
69 804 |
2 |
Общая оплата труда, млрд руб. |
6 181 |
9 465 |
20 485 |
22 649 |
3 |
Официальная оплата труда
наёмных работников, млрд
руб. |
3 786 |
5 035 |
10 359 |
10 470 |
4 |
Официальная среднемесячная
оплата труда, руб. |
4 360 |
8 555 |
18 638 |
20 952 |
5 |
Фактически начисленная
среднемесячная оплата труда, руб. |
4 845 |
6 117 |
12 459 |
12 499 |
6 |
Отклонение официальной
среднемесячной оплаты труда от фактически
начисленной, руб. |
- 485 |
2 438 |
5 731 |
6 179 |
7 |
Официальная оплата труда, %
к фактически начисленной оплате
труда |
90,0 |
139,9 |
144,4 |
167,6 |