Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:02, дипломная работа
В первой главе рассматривается правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ. Во второй главе исследуются основные направления региональной политики и методы ее проведения в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования; определяются основные задачи региональной политики на современном этапе, обосновывается необходимость применения программно-целевого метода в решении задач региональной политики.
В третьей главе показывается использование программно-целевого метода на современном этапе социально-экономического развития страны, преимущества и современные проблемы использования данного метода; освещаются особенности и условия применения программно-целевого метода; анализируется объективная основа программного управления в регионе.
В четвертой главе рассматривается практика разработки, финансирования и реализации целевых программ Нижегородской области.
В заключении на основе выводов даются конкретные предложения по совершенствованию разработки, финансирования и реализации целевых программ.
Введение 4
Глава 1. Правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ
1.1. Федеральное законодательство 7
1.2.Региональное и муниципальное законодательство 10
Глава 2.Реализация региональной политики
2.1.Основные направления региональной политики 13
2.2 .Основные задачи региональной политики 14
2.3. Методы проведения региональной политики 17
Глава 3. Федеральные программы поддержки
регионов
3.1. Использование программно-целевого метода 19 3.2. Особенности и условия применения
программно-целевого метода 20
3.3.Объективная основа программного управления
в регионах 22
3.4.Преимущества и современные проблемы
использования программно-целевого подхода
в региональной политике 25
Глава 4. Целевые программы в Нижегородской
области
4.1.Практика разработки, финансирования и
реализации целевых программ 29
4.2.Программа развития свободных
экономических зон в Нижегородской области 34
4.3. Программа поддержки малого предпринимательства
в Нижегородской области 43
Заключение 52
Список литературы 59
Приложения 62
3.Основополагающее значение
приобретает Федеральный закон
№119- Ф3 от 24 июня 1999 года “О принципах
и порядке разграничения
В состав законодательно-правовой базы разработки и реализации региональных программ следует отнести также- федеральные законы об особых экономических зонах в Калининградской и Мурманской областях, основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера, охране озера Байкал, о гарантиях прав коренных малочисленных народов и др.
1.2. Региональное
и муниципальное
Легитимность использования программного метода органами управления регионов – субъектов Федерации и муниципальных образований определена на общегосударственном уровне положениями- Закона Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» (от 5 марта 1992 года №2452, ст.45), а также Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 28 августа 1995 года №154 – ФЗ, статьи 5 и 15). Первый , из указанных выше законов, утратил силу с 19 октября 1999 года, в связи с вводом в действие нового Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184– ФЗ, где предусмотрена разработка и утверждение программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (статья 5г). На уровне регионов и муниципальных образований правовые основы использования данного метода, как правило, закрепляются в разделах законодательных актов, посвященных полномочиям органов законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня. Так в Нижегородской области закон «О местном самоуправлении» закрепляет в числе полномочий представительных органов местного самоуправления принятие программ развития муниципального образования и учреждения отчетов об их исполнении (ст.25). На уровне регионов-субъектов Федерации правовой основой для реализации программ являются, как правило, соответствующие решения законодательных органов, принимаемые по представлению губернатора области (главы Правительства, Президента республики). Ряд регионов успешно используют программной подход для решения сложных социально-экономических проблем территории. Муниципальные программы приобретают официальный статус после утверждения городским (районным) представительным органом.
Новым перспективным направлением
применения программно- целевого метода
в региональном развитии в условиях перехода
экономики страны на рыночные принципы
хозяйствования является формирование
локальных экономических зон (или особых
экономических зон, территориально-
Глава 2. Реализация региональной политики
2.1. Основные направления региональной политики
Региональная политика государства– это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и регионами, а также регионов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально– экономического развития страны. Для России, региональная политика, имеет исключительно важное значение : вследствие огромных различий природно– географических, социально– демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен. Характеризуя ситуацию в различных регионах России, можно выделить несколько региональных групп, имеющих специфические черты:
Первую группу составляют наименее стабильные регионы, где необходимы серьёзные государственные меры регулирования. Это регионы Северного Кавказа для которых характерно: весьма слабая финансовая база – по размеру подушных налогов занимает последнее место в РФ (менее 50% среднероссийского уровня), наиболее низкий уровень жизни, самая высокая концентрация беженцев, напряженная социально – психологическая обстановка, вызванная межнациональными конфликтами.
Во вторую группу входят регионы повышенного риска в социальной сфере :– центр европейской части России (Севера – Западный, Центральный, Волго – Вятский, Центрально – Черноземный, Уральский районы). Для этих регионов общим является: недостаточно приспособленная к требованиям рынка структура экономики; глубокий спад промышленности; быстрое увеличение безработицы; высокие темпы депопуляция населения, чрезмерные техногенные нагрузки на окружающую среду. Несмотря на то, что здесь наблюдается меньшая, чем в первой группе регионов, напряженность, при резком всплеске безработицы она может быть усилена, и привести к негативным последствиям для всей страны.
Третью группу представляют регионы: Крайнего Севера и Дальнего Востока, имеющие чрезвычайно острые специфические проблемы : остановка предприятий, вызванная ликвидаций или резким сокращением государственных дотаций, нарушение поставок сырья и оборудования; хронические неплатежи потребителей топлива, обострение проблем с завозом грузов, сверхвысокие цены на продукты питания и товары; резкое возрастание миграции, вызванное выше указанными обстоятельствами, а отсюда «вымывание» наиболее квалифицированных и мобильных кадров.
Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях - угроза самому существованию государства, ведущая к его распаду. Региональная политика, таким образом, призвана ослабить внутренние социальные направления, сохранить целостность и единство страны.
2.2.Основные задачи региональной политики
Задачи региональной политики, как правило, имеют инерционный, долговременный характер. Многие из них переходили из прошлого, но трансформируются с учетом новых условий, меняют свои приоритеты, требуют новых подходов к их решению. Качественно новые задачи региональной политики обусловлены следующими обстоятельствами:
-Россия стала самостоятельным
государством, это принципиально
изменило геополитическое
-изменилось соотношение центрального и региональных уровней управления.
-Федеральный договор
изменил принципы
-произошел переход от
административной системы
Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются:
-реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городах агломерации путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;
-преодоление депрессивного
состояния агропромышленных
-стабилизация социально
– экономического положения в
регионах с экстремальными
-продолжение формирования
территориально –
-стимулирования развития
экспортных и
-переспециализация новых приграничных регионов;
-развитие межрегиональных
и региональных
-преодоление чрезмерного
отставания по уровню и
Таким образом, в региональной
политике акценты переместились
с освоения новых районов на стабилизацию
в них и преодоление
-нормализация экономической ситуации;
-адаптация беженцев и
вынужденных переселенцев, создание
новых рабочих мест и
-нормализация ситуации
в регионах с критическим
-решение проблемы «
2.3. Методы проведения региональной политики
Различают прямые и косвенные
методы проведения региональной политики.
В первом случае государство активно
участвует в капиталовложениях,
направленных на совершенствование
территориальной структуры
Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными. В числе этих методов – осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы. Развитие рыночной экономики предполагает- применение методов экономического регулирования, включающих создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведение политики субвенции (централизованные средства из федерального бюджета, выделяющееся региону лишь на достижение таких целей, которые невозможно решить за счет других источников финансирования– это преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций); решение критических социальных проблем, а также на реализацию государственных региональных программ для предприятий, находящихся, в сложных социально-экономических и экологических условиях; привлечение частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйственные субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями; установление льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих, важное значение- для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства; применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагоприятных регионах.
Информация о работе Региональная политика и региональные программы социально-экономического развития