Региональная экономика Ю́жного Федера́льного Округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

В настоящее время многие структуры пытаются разрабатывать различные программы социально-экономического развития регионов, основанные на региональном бюджетном финансовом планировании, программном и инвестиционном подходе при обеспечении целевых региональных и межрегиональных программ реальными источниками финансирования (в том числе и внебюджетными) и механизмами их практической реализации. Существенным минусом подобных попыток, который перечеркивает все благие начинания, является оторванность подобных программ и их разработчиков от самих регионов. Попытки абстрагироваться и предложить универсальную модель, которую с восторгом примут субъекты РФ, обречена на провал.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ………………………………………….....3
Экономико-географическое положение…………………………..…3
Инновации……………………………………………………………10
Республика Калмыкия……………………………………………………11
Экономико-географическое положение………………………….…11
Инновации………………………………………………………….…12
Республика Адыгея……………………………………………………….14
Экономико-географическое положение………………………….…14
Инновации………………………………………………………….…20
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ…………………………….21
Экономико-географическое положение………………………….…21
Инновации………………………………………………………….…27
Калининградская область………………………………………………...29
Экономико-географическое положение………………………….…29
Инновации………………………………………………………….…33
Ненецкий автономный округ………………………………………….….34
Экономико-географическое положение………………………….…34
Инновации………………………………………………………….…37
Онежский район…………………………………………………………..39
Экономико-географическое положение………………………….…39
Инновации………………………………………………………….…40
Архангельская область…………………………………………………....42
Экономико-географическое положение…………………………….42
Лесопромышленный комплекс……………………………………....45
Машиностроение……………………………………………………...46
ТЭК………………………………………………………………….…49
Инновации…………………………………………………………..…53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..56

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Региональная экономика.docx

— 207.78 Кб (Скачать файл)

Граничит с Европейским союзом — с Польшей на юге, с Литвой на севере и востоке (см. граница Калининградской области). На западе Калининградская область омывается водами Балтийского моря.

Калининградская область — самый западный регион России. Расположена в Центральной Европе. Отделена от остальной России территорией других государств, но соединена морем и является, таким образом, полуэксклавом.

Максимальная  протяжённость области с запада на восток — 205 км, с севера на юг — 108 км. Протяженность границ области, являющихся одновременно и государственной границей Российской Федерации, составляет 540 км. Из них 410 км приходится на сухопутные — примерно поровну на границу с Польшей и Литвой и 140-километровая морская граница по побережью Балтийского моря.

Экономико-географическое положение.

 

Главным природным  богатством области является янтарь. Калининградскую область называют Янтарным краем, поскольку на её территории расположено более 90 % разведанных мировых запасов этого удивительного минерала. Янтарь содержится в песчано-глинистых отложениях с примесью ярко-зелёного минерала — глауконита, придающего породе специфический оттенок, отчего янтароносные пласты называют «голубой землёй». Площадь распространения янтароносной породы охватывает значительную часть Калининградского полуострова и прилегающие участки морского шельфа, а также западную часть побережья Калининградского залива. С удалением от побережья глубина залегания породы возрастает, а мощность пласта уменьшается. Вместе с янтарём встречаются куски фосфорита. В настоящее время годовая добыча янтаря достигает нескольких сотен тонн, однако лишь небольшая её часть используется в ювелирном производстве самой Калининградской области. Добыча и вывоз янтаря из Калининградской области зачастую сопровождается правонарушениями, такими как незаконная добыча и контрабанда янтаря в страны Западной Европы.

Янтарь является одним из символов города и Калининградской области, поэтому его упоминание можно встретить во многих названиях предприятий, организаций, культурных событий, продукции Калининградских производителей.

Область располагает  несколькими малыми нефтяными месторождениями на суше и на шельфе, в том числе действующим в режиме падающей добычи Красноборским  и крупнейшим на Балтике месторождением «Кравцовское» (Д6), расположенным на шельфе Балтийского моря с геологическими запасами около 21,5 млн тонн, и извлекаемыми около 9,1 млн тонн.

На территории Калининградской области имеются  значительные запасы высококачественной каменной соли  и торфа (общие запасы около 3 млрд тонн, крупнейшие месторождения — Агильское, Нестеровское, Тарасовское, общая площадь распространения занимает более тысячи квадратных километров), запасы бурого угля (крупнейшие месторождения — Грачёвское (до 50 млн тонн) и Мамоновское). Торф используется преимущественно для нужд сельского хозяйства в качестве органического удобрения.

Область обеспечивает себя такими строительными материалами как песок, глина, гравийно-песчаные смеси, у побережья области выявлены тяжёлые пески, содержащие титан, цирконий и железо-марганцевые конкреции. Расположенные на больших глубинах минеральные воды с высокой степенью минерализации широко используются в пищевой промышленности и здравоохранении региона. На курортах области используются местные лечебные грязи.

Леса в области  вторичные — посаженные в XVIII—XIX веках после того, как широколиственные леса были вырублены. Леса чётко делятся на кварталы.

Территория  Калининградской области относится  к зоне смешанных хвойно-широколиственных лесов. Лесистость области достигает 22 %. Наиболее облесена восточная часть области (Краснознаменский, Нестеровский, Черняховский районы).

В Нестеровском районе на приграничной с Польшей территории находится Красный лес, являющийся частью Роминтенской пущи.

Несмотря на наличие в области развитой целлюлозно-бумажной промышленности, лесозаготовка в  области практически не ведётся — леса имеют в основном природоохранное и рекреационное значение.

Также лесом  покрыта значительная часть территории Куршской и Балтийской кос. Посадка  лесов имеет там большое значение для сдерживания миграции песков.

В растительном покрове области насчитывается  более 1250 видов высших растений, из них около 1000 внедрены в культуру озеленения. Это древесные, кустарниковые и травянистые растения, завезенные с других континентов.

В области интродуцированы растения, привезенные из стран с более тёплым климатом, а также из Крыма и Кавказа. Часто встречаются хвойные деревья — ель и сосна, лиственные — берёза, бук, граб, дуб, клён, липа, ольха, ясень. Около Зеленоградска находится роща черной ольхи. Уникальный тысячелетний дуб находится в городе Ладушкин. Встречаются и буковые рощи.

На территории области насчитывается несколько  сотен болот. Их общая площадь более 1000 км². Болотистые места богаты ягодами (брусникой, голубикой, клюквой, морошкой, черникой), лекарственными травами.

Животный мир  области разнообразен. Имеются животные отрядов копытных, хищников, грызунов, насекомоядных и рукокрылых.

Крупнейший  представитель фауны области — лось. Другие представители семейства оленей в области — благородный, пятнистый олени, косули, лань.

Поголовье косуль в лесах области составляет несколько  тысяч голов, благородных оленей и лосей несколько сотен. После  войны в область завезены пятнистые  олени, которых разводят для получения пантов — ценного сырья для изготовления пантокрина. Часто встречаются кабаны (в том числе на Куршской косе).

Из хищников в области встречаются лисицы, горностаи, куницы, хори, ласки. Волки к 1970-м годам были полностью истреблёны охотниками, хотя встречаются появления волков из Польши или Литвы — на них разрешена охота.

Грызуны представлены  бобром, нутрией, ондатрой, белкой.

Над территорией  области в районе Куршской косы проходит древний миграционный путь птиц (около 150 видов) из северных районов Европы в южные районы Европы и Северную Африку.

Полезные  ископаемые. В настоящее время годовая добыча янтаря достигает нескольких сотен тонн, однако лишь небольшая её часть используется в ювелирном производстве самой Калининградской области. Добыча и вывоз янтаря из Калининградской области зачастую сопровождается правонарушениями, такими как незаконная добыча и контрабанда янтаря в страны Западной Европы.

В 2004 году была запущена морская ледостойкая стационарная платформа, осуществляющая эксплуатационное бурение на Кравцовском месторождении. Лицензия на право разработки месторождения принадлежит «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» — дочернему предприятию ЛУКОЙЛа. Однако данная отрасль производства Калининградской области вызывает неоднозначные оценки аналитиков и общественности Калининградской области, а также соседних стран (Литва, Польша). Платформа Д-6, находящаяся в Балтийском море в 22 км от уникального природного заповедника Куршская коса, занесённого в список всемирного наследия ЮНЕСКО, является предметом постоянного спора между организациями, стоящими на стороне экологической защиты и безопасности региона, с одной стороны, и промышленниками и чиновниками, с другой стороны. В 2008 году было добыто 842 тыс. тонн нефти на месторождении Д-6 и 583,2 тыс. тонн нефти на суше.[14]

Добываемая  соль покрывает потребности региона, и даже экспортируется в другие страны. Торф используется преимущественно  для нужд сельского хозяйства  в качестве органического удобрения. Также в регионе ведётся добыча бурого угля.

Промышленность В Калининградской области развиты:

  • транспортное машиностроение (Калининградский вагоностроительный завод);
  • подъёмное («Балткран» (Калининград), «Оптим-Кран» (Светлый)) машиностроение;
  • судостроение и судоремонт (судостроительный завод «Янтарь»);
  • сборочное производство автомобилей («Автотор»);
  • производство и сборка техники («Телебалт», «Дженерал Сателайт»);
  • промышленность строительных материалов (завод ЖБИ в Калининграде, «Балткерамика»);
  • пищевая промышленность («Конкордия», «Продукты питания», «ОАО Молоко», «Содружество-Соя»);
  • деревообработка и мебельная промышленность («Фабрика дверей Оптим», Фабрика мебели «Лазурит», «Дедал», «Манн Групп», «Лесобалт», «Прагматика»)

Развито промышленное рыболовство, крупные рыбные порты расположены в Калининграде и Пионерском, менее крупные — в Рыбачьем и Светлом.

По территории области проходит газопровод Россия — Беларусь — Польша с отводами на Черняховск, Зеленоградск, Гусев, Советск и Светлый. Газ используется для обеспечения работы ТЭЦ и потребностей коммунально-бытового хозяйства.

Важнейший вид  внутрирегионального транспорта — автомобильный. Развита сеть автомобильных дорог с твёрдым покрытием. Большинство дорог не соответствуют принятому в России стандарту по ширине, кроме того, они отличаются извилистостью. На большинстве дорог Калининградской области установлена максимальная скорость в 70 км/ч (вместо 90 км/ч) из-за растущих вдоль дороги деревьев, представляющих серьёзную опасность.

В августе 2008 года началось строительство автомагистрали Приморское кольцо, которая свяжет Калининград со Светлогорском, Пионерским, Зеленоградском, Балтийском, Светлым и международным аэропортом Храброво. В настоящее время магистраль уже построена до аэропорта и Зеленоградска, земляные работы идут рядом со Светлогорском.

Кроме того, по территории Калининградской области  проходит дорога, запланированный автобан «Кёнигсберг—Берлин» (среди местного населения известна как «Берлинка»). Она обходит стороной населённые пункты и упирается в польскую границу. Пограничный переход уже построен и введен в эксплуатацию 7 декабря 2010 г.

Железнодорожный транспорт используется прежде всего для грузоперевозок между Калининградской областью, соседними странами и остальной территорией России. Также важна роль пассажирских перевозок, как внутрирегиональных, так и внешних. Калининград имеет железнодорожное сообщение не только с городами России (Москвой и Санкт-Петербургом), но также и с Гдыней в Польше и Берлином в Германии.

Бо́льшая часть существовавших на территории нынешней Калининградской области до войны железных дорог была разобрана в первые послевоенные годы; часть сохранившейся сети была закрыта после распада СССР.

К настоящему времени  сохранились и используются следующие  железные дороги:

  • Калининград — Черняховск — литовская граница
  • Калининград — Мамоново — польская граница
  • Калининград — Багратионовск — польская граница
  • Калининград — Приморск — Балтийск
  • Калининград — Гурьевск — Полесск — Славск — Советск — литовская граница
  • Черняховск — Советск — литовская граница
  • Черняховск — Железнодорожный — польская граница
  • Калининград — Зеленоградск — Пионерский — Светлогорск (электрифицирована)
  • Калининград — Пионерский (электрифицирована)

Крупнейшие  железнодорожные узлы — Калининград (здесь сходятся семь железных

В Калининграде, Пионерском и Балтийске крупные незамерзающие морские порты, крупнейший из них — в Калининграде. Балтийск связан с Санкт-Петербургом паромной переправой и с Гданьском пассажирской линией (эксплуатируется польским пароходством). В г. Светлый действует нефтетерминал мощностью 6 млн т. нефти и нефтепродуктов.

В Калининграде, Советске и Черняховске[источник не указан 709 дней] есть речные порты. Судоходные реки — Преголя и Неман, они связаны между собой судоходным путём, проходящим по реке Дейме и реке Матросовке. Важнейшая речная судоходная компания — «Западное речное пароходство».

Роль речного  транспорта во внутрирегиональных грузовых перевозках незначительна, внутререгиональные пассажирские водные перевозки отсутствуют.

В 24 км от Калининграда, рядом с посёлком Храброво, расположен аэропорт международного класса.

В Калининграде есть трамвай (самая старая система в России, действует с 1895 года, узкоколейный — 1000 мм) и троллейбус (см. Калининградский троллейбус). В других городах области городской транспорт представлен только автобусами, хотя до войны в Черняховске был троллейбус, а в Советске — трамвай.

Энергетика.

Базовая электроэнергетическая компания региона — «Янтарьэнерго».

B 2005 в Калининграде введён в строй первый блок новой, самой совершенной в энергосистеме России Калининградской ТЭЦ-2 мощностью 450 МВт. В конце 2010 года был введён в эксплуатацию второй энергоблок. С его вводом Калининградская область вышла на самообеспечение электроэнергией.

В регионе имеются  достаточные для полного энергообеспечения  ресурсы в виде запасов нефти, однако по причине соседства с  крупными платёжеспособными потребителями — европейскими государствами, сырьё отправляется на экспорт. При этом природный газ по трубопроводам, как и электроэнергия доступен лишь через сопредельные государства, доставка (с перевалкой) и экологичное сжигание угля относительно дорогостоящи. Как следствие в регионе определённое развитие получила альтернативная энергетика, а в 2008 году было принято решение о строительстве Калининградской АЭС, пуск которой запланирован на 2016 год.

С 2002 года в регионе действует крупнейшая в России ветроэлектростанция Куликовская ВЭС мощностью в 5,1 МВт, среднегодовой выработкой 6 млн кВт·ч, расположена станция около посёлка Куликово Зеленоградского района. Кроме того в области действуют несколько малых гидроэлектростанций.

Информация о работе Региональная экономика Ю́жного Федера́льного Округа