Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 15:48, курс лекций
1. Основные понятия и определения экономики региона
2. Типы и виды экономик. Экономические системы и их сущность
3. Теории размещения регионального производства
4. Пространственная организация и специализация хозяйства
5. Методы исследований в региональной экономике
6. Основы регионального управления экономикой
7. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления
8. Основы муниципального менеджмента
9. Региональное размещение и регулирование региональных пропорций
10. Организация муниципального управления в условиях корпоративной экономики
11. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов
12. Методы управления региональной экономикой
13. Воспроизводственные процессы в регионе
14. Организация управления экономикой региона
15. Принципы управления
16. Финансовая система региона
Отрасли первой группы — нефтегазовая, черная и цветная металлургия — сконцентрированы в основном на востоке России; отрасли второй группы — машиностроение, легкая и пищевая промышленность — на западе страны. Замедление темпов спада в ресурсопроизводящих отраслях было вызвано резким увеличением экспорта их продукции на мировой рынок, несмотря на продолжающийся спад производства в российской промышленности, о чем свидетельствуют статистические данные, приведенные в табл. 9.5.
Из табл. 9.5 видно, что, несмотря на спад в промышленном производстве, начиная с 1993 г. экспорт России увеличивается возрастающими темпами. В основе этого — рост экспортных поставок продукции востока России — нефтегазовой промышленности, а также продукции черной и цветной металлургии (с 1994 г.). Одновременно наблюдается резкое увеличение импорта, прежде всего продовольствия, в котором особенно остро нуждается восток России.
% к предшествующему году | ||||
1992 |
1993 |
1994 |
1995 | |
Промышленность* |
- 18,5 |
- 14,1 |
- 22,8 |
- 5 |
Экспорт** |
- 16,7 |
+4,5 |
+ 13,1 |
+25 |
Импорт** |
- 16,8 |
- 27,6 |
+5,6 |
+ 12 |
* по крупным и средним
** с дальним зарубежьем (в долларах США).
Таким образом, в 1993—1994 гг. в едином экономическом пространстве России появились новые тенденции, имеющие различную направленность в разных частях страны. В ресурсопроизводящих отраслях и соответствующих регионах востока России вследствие их переориентации на мировой рынок началось интенсивное замедление спада производства. Экспортные поставки производственных ресурсов позволили им резко увеличить импорт продовольствия, а также продукции машиностроения и легкой промышленности. Это свидетельствует о переходе ресурсопроизводящих регионов востока России к стратегии регионального фритредерства.
В свою очередь в ресурсообрабатывающих регионах российского запада уменьшились поставки им ресурсов и спрос на их продукцию со стороны востока России, что принуждает регионы запада России к стратегии региональной автаркии. Спад производства в их ведущих отраслях — машиностроении, легкой и пищевой промышленности — усилился.
Все это позволяет сделать вывод, что развитие событий в российской экономике в последние годы подтвердило правомерность гипотезы о возможности возникновения в едином экономическом пространстве России двух альтернативных стратегий поведения его составных частей: регионального фритредерства — для ресурсопроизводящего востока и региональной автаркии — для ресурсообрабатывающего запада. Разнонаправленность их развития становится, по-видимому, фактором существенного изменения характера кризиса в российской экономике. Так, в последнем десятилетии ожидалось замедление спада производства в промышленности до 8—10% (табл. 9.5), однако это не подтвердилось. За последние годы уменьшение объемов промышленного производства по сравнению с началом перестройки составило почти 23%, т.е. оказалось самым глубоким за все годы реформ и, главное, в 2,5—3 раза (!) больше, чем ожидалось. Это говорит о качественных изменениях в причинах спада производства в экономике России и прежде всего — о нарушении единства ее воспроизводственного процесса и ослаблении целостности российского экономического пространства.
Негативные тенденции в изменении макроэкономических региональных пропорций России требуют действенных способов их регулирования.
Возникновение угрозы ослабления целостности российского экономического пространства в значительной мере объективно обусловлено действием "невидимой руки" рынка, т.е. фундаментальных экономических закономерностей, свойственных рыночным отношениям. Поэтому остановить такой процесс может только система государственного регулирования рыночных отношений. Посмотрим, в какой мере она осуществляет функции по обеспечению целостности экономического пространства России в современных условиях.
Основой анализа роли этой системы послужили результаты исследований, ведущихся с 1993 г. в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Они позволили выявить следующие функции федерального и регионального государственного регулирования по обеспечению целостности российской экономики.
1. Обеспечение существования экономических районов-доноров. Уровень донорства районов изменялся, начиная с 90-х годов, следующим образом (табл. 9.6).
Экономические районы-доноры |
1987 |
1990 |
1993 |
1994 |
1995 |
Поволжский |
5,6 |
4,9 |
3,1 |
3,5 |
5,3 |
Уральский |
7,7 |
7,2 |
6,7 |
7,9 |
10,6 |
Западно-Сибирский |
18,6 |
19,0 |
27,0 |
28,5 |
29,6 |
Восточно-Сибирский |
— |
— |
— |
1,1 |
5,1 |
Северный |
— |
— |
— |
1,3 |
5,0 |
Из табл. 9.6 следует, что за это время число экономических районов-доноров возросло с трех до пяти, причем все они принадлежат ресурсопроизводящему востоку России. В течение последнего времени уровень донорства экономических регионов-доноров непрерывно увеличивался.
В табл. 9.7 представлена доля каждого района-донора в общем положительном сальдо районов-доноров. Данные свидетельствуют, что к важнейшим экономическим районам-донорам в экономике России относятся Западно-Сибирский и Уральский, общая суммарная доля которых в текущем десятилетии превышала 85%. В это время доля всех районов-доноров, за исключением Западно-Сибирского, в общем положительном сальдо районов-доноров заметно росла.
Регионы-доноры |
1987 |
1990 |
1993 |
1994 |
1995 |
Общее положительное сальдо регионов-доноров |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе регионы: Поволжский |
14,6 |
12,7 |
6,7 |
6,5 |
8,0 |
Уральский |
26,9 |
24,9 |
18,2 |
18,2 |
20,9 |
Западно-Сибирский |
58,5 |
62,4 |
75,1 |
73,5 |
64,3 |
Восточно-Сибирский |
— |
— |
— |
0,8 |
2,7 |
Северный |
— |
— |
— |
1,0 |
4,1 |
2. Обеспечение существования экономических районов-реципиентов. Для этих районов (получателей) уровень реципиентности изменялся в пределах, характеризуемых данными табл. 9.8.
Из данных табл. 9.10 следует, что за анализируемые годычисло районов-реципиентов уменьшилось с восьми до шести, причем пять из оставшихся шести районов образуют ресурсообрабатывающий запад России. В течение 1990—1995 гг. уровень реципиентности большинства районов-реципиентов заметно снизился, и только у двух из них — Центрального и Северо-Западного — существенно возрос (у первого — в 2,4 раза, у второго—в 1,5 раза).
Районы-реципиенты |
1987 |
1990 |
1993 |
1994 |
1995 |
Северный |
3,9 |
5,3 |
0,6 |
— |
— |
Северо-Западный |
6,4 |
6,7 |
7,7 |
9,8 |
9,9 |
Центральный |
4,4 |
4,2 |
6,1 |
9,4 |
10,2 |
Волго-Вятский |
1,2 |
0,7 |
1,3 |
1,5 |
0,1 |
Центрально-черноземный |
8,1 |
7,7 |
6,6 |
6,2 |
4,4 |
Северо-Кавказский |
7,2 |
8,0 |
7,7 |
7,8 |
7,5 |
Восточно-Сибирский |
3,7 |
4,2 |
1,2 |
— |
— |
Дальневосточный |
10,4 |
11,9 |
8,2 |
7,9 |
5,7 |
Изменение доли каждого реципиента в общем отрицательном сальдо российских экономических регионов-реципиентов за 1987—1995 гг. представлено в табл. 9.9. Как следует из этих данных, главными реципиентами России являются Центральный и Северо-Западный регионы, общая суммарная доля которых в1995 г. превышала 70%. В течение 1990—1995 гг. доля большинства районов-реципиентов в их общем отрицательном сальдо заметно снизилась и снова лишь у двух из них — Центрального и Северо-Западного — существенно возросла (у первого — в 2,3 раза, у второго — в 1,3 раза).
Районы-реципиенты |
1987 |
1990 |
1993 |
1994 |
1995 |
Общее отрицательное сальдо районов-реципиентов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Северный |
5,3 |
6,7 |
0,8 |
— |
— |
Северо-Западный |
11,5 |
6,7 |
13,5 |
14,8 |
15,0 |
Центральный |
25,8 |
23,4 |
38,2 |
49,1 |
55,1 |
Волго-Вятский |
2,0 |
1,1 |
2,3 |
2,2 |
0,1 |
Центрально-черноземный |
11,7 |
10,5 |
10,3 |
7,8 |
6,2 |
Северо-Кавказский |
17,5 |
18,8 |
18,0 |
14,7 |
15,0 |
Восточно-Сибирский |
6,8 |
7,3 |
2,3 |
— |
— |
Дальневосточный |
19,4 |
20, |
14,6 |
11,4 |
8,6 |
3. Обеспечение перераспределения ресурсов между востоком и западом России. Наличие в российской экономике регионов-доноров и регионов-реципиентов (первые — на востоке, вторые — в основном на западе России) свидетельствует о неэквивалентном перераспределении ресурсов между востоком и западом России. Это подтверждают следующие интегральные оценки (табл. 9.10).
Районы России |
1987 |
1990 |
1993 |
1994 |
1995 |
Все районы-доноры |
10,8 |
10,7 |
14,5 |
16,6 |
20,1 |
Все районы-реципиенты |
5,5 |
5,8 |
5,3 |
7,8 |
7,5 |
Из табл. 9.10 следует, что в рыночной экономике России одновременно действовали две нерыночные тенденции: с одной стороны, усиление уровня донорства востока России, с другой — усиление уровня реципиентности ее запада. Взаимодействие этих тенденций обеспечивало масштабное неэквивалентное перераспределение ресурсов востока России в пользу ее западных регионов. Так, в 1995 г. более 20% валового общественного продукта востока России было направлено на создание общего положительного сальдо страны. Однако это сальдо использовалось не только для поддержки запада России (табл. 9.11).
Из табл. 9.11 следует, что доля общего положительного сальдо востока России, идущая на поддержку российских регионов-реципиентов, т.е. используемая внутри страны для укрепления целостности ее экономики, в течение последних лет неуклонно уменьшалась и составила в 1995 г. лишь немногим более 40 %. В то же время доля чистого вывоза из России в основном в страны дальнего зарубежья за тот же период непрерывно возрастала и достигла почти 60%.
Направления использования сальдо |
1987 |
1990 |
1993 |
1994 |
1995 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
В том числе: на поддержку регионов-реципиентов |
71,6 |
77,9 |
54,0 |
54,8 |
41,5 |
на чистый вывоз из России |
28,4 |
22,1 |
46,0 |
45,2 |
58,5 |