Региональная экономика и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 15:48, курс лекций

Краткое описание

1. Основные понятия и определения экономики региона
2. Типы и виды экономик. Экономические системы и их сущность
3. Теории размещения регионального производства
4. Пространственная организация и специализация хозяйства
5. Методы исследований в региональной экономике
6. Основы регионального управления экономикой
7. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления
8. Основы муниципального менеджмента
9. Региональное размещение и регулирование региональных пропорций
10. Организация муниципального управления в условиях корпоративной экономики
11. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов
12. Методы управления региональной экономикой
13. Воспроизводственные процессы в регионе
14. Организация управления экономикой региона
15. Принципы управления
16. Финансовая система региона

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции - Региональная экономика и управление.doc

— 1.37 Мб (Скачать файл)

Можно выделить следующие объекты и сферы осуществления местного самоуправления:

  • общее управление и муниципальные нормы;
  • управление муниципальной собственностью;
  • назначение и сбор местных налогов;
  • обеспечение общественной безопасности и порядка, в том числе содержание муниципальной тюрьмы;
  • защита животного мира;
  • организация дорожных работ и общественного транспорта;
  • пожарная охрана;
  • здравоохранение: больницы и родильные дома, амбулатории, службы оказания первой медицинской помощи;
  • помощь в чрезвычайных обстоятельствах;
  • пищевой контроль;
  • гражданская оборона;
  • образование: дошкольное, начальное и среднее, переподготовка, повышение квалификации, в том числе для иммигрантов, инвалидов;
  • помощь на дому молодым матерям, беспомощным и старым людям;
  • организация домов отдыха, центров социальной реабилитации, домов престарелых и инвалидов;
  • социальное страхование;
  • управление занятостью;
  • городское пространственное планирование и регенерация;
  • строительство дешевого жилья и земельная политика;
  • водо-, электро- и газоснабжение, отопление;
  • уборка улиц, дворов и мусора, уход за кладбищами, колумбариями;
  • охрана окружающей среды;
  • коммерция и торговля;
  • религия;
  • массовые коммуникации: пресса, радио, телевидение;
  • культура: театры и концертные залы, музеи, галереи, библиотеки;
  • спорт и отдых: стадионы, парки, открытые пространства;
  • организация туризма.

Эффективность управления развитием МО и уровень его социально-экономического состояния, уровень качества жизни населения взаимозависимы. Поэтому особую важность имеет выбор, конструирование системы оценки деятельности системы управления МО и качества жизни населения (полученных результатов), используемые в них критерии по признакам и уровням.

Проблема синтеза интегральных оценок социально-экономического состояния МО (городов и районов) Российской Федерации не решается простым набором показателей. Более эффективна оценка значимости свойств каждого из элементов (показателей) целого. В этом случае центральной становится проблема веса каждого показателя (фактора).

Практика показывает, что факторный, регрессионный, корреляционный и другие разновидности анализа оказываются не корректны при описании, оценке состояний сложных систем. С увеличением числа анализируемых показателей (факторов) социально-экономического развития МО объем расчетов растет нелинейно, их надежность падает, а отклонения становятся существенными. Наиболее эффективными остаются модели, учитывающие три-пять показателей (факторов), а то и вовсе один-два, причем удачный выбор факторов чаще оказывается под силу не аналитическому алгоритму, а эксперту, который мыслит синтетическими образами, воспринимая объект-систему как динамичную целостность.

Отбор показателей для формирования индекса социально-экономического состояния МО (города, района) проводится по критериям их способности точно передать не только и не столько производственную активность, сколько формирование нового качества жизни.

Богатство населения зависит от количества и качества произведенных благ для потребления, а самочувствие населения — от его соматического здоровья. Установлено, что при индексе соматического здоровья населения МО, равном 2,5 единиц (по шестибалльной шкале оценок), люди могут не более четырех часов в сутки трудиться высокопроизводительно и выполнять производственные задачи любой сложности. Следовательно, произведенный объем благ будет недостаточен для удовлетворения потребностей населения даже на уровне бедности. В таком МО будет проживать нищее население, здесь будут высокий уровень политической напряженности, низкая производительность труда, многочисленные антисоциальные проявления.

Вот почему здоровье человека как характеристика потенциала (возможностей) населения (семьи, домашнего хозяйства) — это в конечном счете здоровье и экономики, и социума, важнейший показатель социально-экономического состояния МО.

Другим интегральным показателем выбирается показатель, характеризующий уровень доходов человека (семьи, домашнего хозяйства). Особенно важна та его часть, которая расходуется на продукты питания после оплаты коммунальных услуг.

Ниже приводятся показатели оценки уровней доходов и здоровья человека, характеризующие качества его жизни:

по доходам (расходам из бюджета семьи на продукты питания после оплаты коммунальных услуг), %:

Группы

населения

Голодающие,

А

Нищета,

В

Бедность,

С

Достаток,

D

Богатые,

Е

Очень

богатые, F

Затраты

на питание

 

< 80

< 50

< 10

< 1

<0,01


по состоянию здоровья (индекс соматического здоровья по шестибалльной шкале, в условных единицах):

Качественная оценка

Критическое, А

Очень плохое, В

Плохое, С

Удовлетво- 
рительное, D

Хорошее,

Е

Отличное, F

Индекс

соматического

здоровья Jсз

0,3—1,09

1,1—2,09

2,1—3,09

3,1—4,09

4,1—5,09

5,1—6,00


Главное отличие и преимущество корпоративного метода хозяйствования, по сравнению с другими, заключается в том, что при его использовании богатства одних создаются не за счет других. Бедные становятся более состоятельными, богатые — еще богаче, а относительный разрыв между ними сглаживается или даже исчезает. Это происходит не за счет фискальных мер, принимаемых, как правило, государством, а в результате договорных отношений, создающих баланс интересов участвующих субъектов.

Наиболее эффективная социальная политика перераспределения в условиях корпоратизма связана не с перераспределением доходов и богатств, а с предоставлением каждому реальных возможностей получения услуг, определяющих качество жизни (например, получение образования).

Все попытки истребить многовековые корпоративные корни русского экономического развития (община, артель) оказались безуспешными. Возрождение корпоративного социально-экономического уклада жизни в России, на наш взгляд, является обязательным условием роста качества жизни и благосостояния населения. Методы корпоративной экономики с этой точки зрения — это путь к прекращению планирования и регулирования из центра. Вопросы хозяйственной жизни следует регулировать в регионах с участием всех заинтересованных сторон. При этом тон должны задавать не только интересы капитала, администраций или центра, но в равной мере и интересы широких слоев населения, которых нельзя вовлекать в политическую или экономическую борьбу не за хозяйственные результаты, а за власть.

Подлинный корпоративный порядок, в первую очередь в отношении к собственности на средства производства, устанавливается тогда, когда распоряжение капиталом будет находиться в руках собственников: населения-акционеров и наемных работников-акционеров. Тем самым будет поставлен заслон любому безответственному растрачиванию капитала и ресурсов территории, за которые частный собственник отвечает перед самим собой, и положен конец уничтожению капитала путем захоронения в ипотеках.

Проблемы доходов, не вызывающих социальных потрясений и не приводящих к значительному полярному разделению общества на антагонистические группы (имущие и неимущие; владеющие и не владеющие; богатые и нищие), могут быть урегулированы непосредственно корпоративным методом хозяйствования.

Контрольные вопросы

  1. Как вы понимаете местное самоуправление?
  2. Какова сущность корпоративной экономики?
  3. Охарактеризуйте механизм местного самоуправления, его принципы и методы.
  4. Для чего необходимы социально-финансовые группы в муниципальных образованиях?
  5. Каковы критерии эффективности управления развитием муниципального образования?
  6. российского экономического пространства?

 

Глава 11. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов

11.1. Организационно-экономические  факторы

Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов.

1. Рыночного — взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО.

2. Конкурентного — усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции — конкуренции в области качества жизни и инноваций.

3. Производственного — постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; заменой вертикальной организации труда — горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности — соучастием индивида в производственном процессе.

Эти факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков — к диверсифицированным, а в целом — от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации.

Факторы, благоприятные сегодня для размещения на территории предприятий, завтра означают дополнительные возможности для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения других назревших региональных проблем. То есть они одновременно становятся условиями, индикаторами успешного социально-экономического развития регионов в будущем.

Необходимо учитывать, таким образом, воздействие этих изменений на конкурентоспособность и хозяйствующих субъектов, и регионов. Например, для регионов это означает, что одни развиваются как экономически наиболее сильные области, способны мобилизовать собственные ресурсы и привлечь дополнительные инвестиции. Другие остаются на периферии, третьи развиваются лишь в отдельных специфичных сферах (пример — туризм). Нужно выяснить, следовательно, какие факторы должны в первую очередь учитывать хозяйствующие субъекты, и какие факторы должны улучшать регионы для повышения своей конкурентоспособности.

Как и всякая экономическая система, регион имеет внутреннюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия.

Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:

  • производственно-ресурсный потенциал региона;
  • структуру регионального рынка;
  • кадровый потенциал региона;
  • региональный бюджет;
  • стратегию развития региона.
  • Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:
  • внешними поставщиками товаров и услуг;
  • внешними потребителями;
  • регионами-конкурентами;
  • финансовыми организациями;
  • транспортными предприятиями.

Среда косвенного воздействия на регион может включать следующие группы факторов влияния:

  • общеэкономические;
  • общеполитические;
  • научно-технические;
  • природно-экологические;
  • демографические.

11.2. Сравнительный анализ отечественных  и зарубежных факторов

Традиционно в отечественной экономической литературе выделяются следующие группы факторов размещения: природные, демографические, экономико-географические, экономические. Наиболее употребительные факторы названы в гр. 1 табл. 11.1.

Характерно, что сами названия (не говоря уже об общеизвестной практике применения) несут отпечаток эпохи построения индустриального общества первой половины XX в. с присущим ей экстенсивным способом хозяйствования при ограниченном применении рыночных регуляторов.

В зарубежной теории и практике в настоящее время принят несколько иной стандартный набор факторов. В первую очередь различают две большие группы факторов: так называемые "жесткие" и "мягкие".

Под "жесткими" понимаются количественно измеряемые факторы: а) ориентированные на производственные ресурсы (земля, рабочая сила, капитал); б) ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления); в) установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки). Наиболее часто используют факторы, показанные и гр. 2 табл.11.1.

Информация о работе Региональная экономика и управление