Региональная экономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в определении совершенствования экономической политики регионов.
Цель курсовой работы предопределила решение следующих задач:
1. изучить теоретические основы экономической политики регионов РФ;
2. проанализировать систему экономической политики регионов РФ;
3. выявить проблемы и найти пути их решения.

Содержание

Введение 3
1. Теория региональной экономической политики 4
2. Концепция региональной политики России 7
2.1 Методы проведения региональной политики 7
2.2 Разработка концепции федерального регулирования экономического развития регионов в России 10
3. Экономическая политика Республики Бурятия 17
3.1 Проблемы и пути экономического развития Республики Бурятия 17
3.2 Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия
на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов 19
Заключение 34
Список использованных источников 35

Вложенные файлы: 1 файл

курситог.docx

— 73.85 Кб (Скачать файл)

Для решения поставленных задач необходимо обращать внимание, в первую очередь, на конкуренцию со стороны других регионов в привлечении стратегических и институциональных инвесторов, а также на конкуренцию

финансирование из федерального бюджета и необходимость привлечения молодого трудоспособного поколения к экономической деятельности.

Такими решениями могут стать молодежные предпринимательские инициативы, бизнес-инкубаторы, находящие поддержку и начальное финансирование за счет средств бюджета и потенциальных инвесторов. На сегодняшний день велика доля неработающего мужского населения в возрасте от 20 до 24 лет. Это обусловлено в первую очередь недоверием к власти, невостребованностью выпускников высших учебных заведений на рынке труда.

Одним из решений проблемы является расширение круга получателей жилищных субсидий. Таковыми могут являться молодые семьи и молодые специалисты в возрасте до 35 лет. Жилищная проблема продолжает оставаться довольно острой на сегодняшний день. Также решением может являться, широко распространенная в советские времена система молодежных жилищных кооперативов. Это создаст дополнительные рабочие места и необходимый стимул для труда молодому поколению, особенно для специалистов бюджетной сферы, где доходы остаются на низком уровне. Так, в Республике Бурятия, с 2007 года успешно реализуется программа поддержки молодых семей, занятых в государственном секторе, путем создания дачных некоммерческих товариществ. Республика является первым регионом, предложившим и успешно внедряющим данную инициативу[26]. Но проблемой остается не отлаженная система государственной поддержки в прокладке коммуникаций и развитии инфраструктуры товариществ.

Для решения проблем в аграрной сфере, считаем необходимым, создать комплекс мер, направленных на продажу сельхозпродукции напрямую покупателям от населения, избегая посредников и розничные продажи. В дальнейшем целесообразна переработки сельхозпродукции и продажи в другие регионы. Необходима гарантированная система кредитования государственных закупок продукции, стимулирующая самозанятость сельского населения. Следует тщательно разработать меры по формированию источников финансирования этих мероприятий.

Раньше наблюдалась прямая зависимость между уровнем образования и доходом. Сейчас же происходит постепенное стирание этой связи. Увеличивается число «образованных бедных». Большая доля приходится на работников государственного сектора. Это может повлечь неотвратимые изменения в сознании общества. Чтобы исключить предполагаемые изменения, необходимо поднять уровень заработной платы работников бюджетной сферы до обоснованного уровня.

Немаловажным фактором в оценке степени бедности является налоговая политика в отношении домашних хозяйств. Надо разработать меры по применению прогрессивной системы налогообложения домашних хозяйств.

Подводя итог, можно выделить три основных направления работы по снижению уровня бедности и сокращения неравенства. Это, во-первых, меры по заработной плате, прежде всего в области МРОТ, во-вторых, мероприятия на рынке труда, и, в-третьих, изменения в налоговой системе.

.Таким образом, экономический рост и улучшение условий жизни населения - два органически неразрывно связанных между собой процесса. Обеднение населения страны и негативные последствия этого процесса требуют незамедлительных действий на всех уровнях формирования социальной и экономической политики.

 

3.2 Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия

на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

 

Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов разработан на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации, с учетом тенденций социально-экономического развития Республики Бурятия в 2012 - 2013 годах и перспектив социально-экономического развития Республики Бурятия в 2014 - 2016 годах.

Показатели прогноза являются ориентирами социально-экономического развития Республики Бурятия на среднесрочный период для исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия и хозяйствующих субъектов экономики республики при принятии конкретных решений в области социально-экономической политики.

При разработке прогноза социально-экономического развития учитывались задачи, поставленные в Послании Главы Республики Бурятия к народу Республики Бурятия и Народному Хуралу Республики Бурятия, а также ориентиры и приоритеты социально-экономического развития Республики Бурятия, определенные в программе деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий и в Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года.

Основные параметры развития экономики и социальной сферы Республики Бурятия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов разработаны по двум вариантам:

- первый вариант – консервативный – предполагает сохранение инерционной динамики социально-экономического развития республики, относительную стабильность спроса на продукцию, невысокого инвестиционного спроса и роста объемов промышленного производства;

- второй вариант – умеренно-оптимистичный  – предполагает более быстрые  темпы экономического роста и  модернизацию производства, основан  на более благоприятном сочетании  внешних и внутренних факторов, улучшении инвестиционного климата, реализации значимых инфраструктурных  проектов.

Прогноз является ориентиром социально-экономического развития Республики Бурятия на прогнозируемый период для исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, хозяйствующих субъектов экономики республики.

Таблица 3.1- виды прогнозов.



 


 

   Источник[]

                        

 

 

 

 Источник:[25].

 

                             Валовой региональный продукт.

 

В 2013 году, по предварительной оценке, объем валового регионального продукта составит 183,2 млрд. руб. с темпом роста 103,5 % в сопоставимых ценах. Основной вклад в увеличение объемов внесут базовые отрасли экономики - промышленность, транспорт, торговля, строительство и сельское хозяйство. Базовыми отраслями будет произведено около 70 % ВРП на сумму 134,5 млрд. руб.

На период до 2016 года валовой региональный продукт будет расти в среднем по 2,9 – 4,7 % в год. По умеренно-оптимистичному варианту прогноза в 2016 году объем валового регионального продукта достигнет     254,4 млрд. руб., что составит 118,6 % к уровню 2012 года (в сопоставимых ценах)[27].

Экономический рост в республике в ближайшей перспективе будет в основном обеспечиваться через стимулирование внутреннего спроса (потребительского, инвестиционного), снижение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, государственную поддержку организаций, реализующих инвестиционные проекты, направленные на увеличение масштабов производства и производство конкурентоспособной продукции.

В отраслевой структуре валового регионального продукта за счет опережающих темпов развития сохранится преобладание сферы услуг, доля которой составит порядка 60 %. Наиболее высокими темпами будет увеличиваться добавленная стоимость торговли, транспорта и связи. Доля услуг транспорта в 2014 - 2016 гг. возрастет до 21,0 % против 19,8 % в 2012 году, что связано, прежде всего, с развитием топливно-энергетической промышленности. Рост потребительского спроса, связанный с повышением денежных доходов населения, приведет к увеличению доли оптовой и розничной торговли до 13,8 % в 2016 году против 12,7 % в 2012 году.

Доля добычи полезных ископаемых, в значительной мере зависящая от ценовой конъюнктуры и динамики обменного курса, может незначительно снизится с 6,0 % в 2012 году до 5,7 % - в 2016 году по первому варианту или увеличится до 6,4 % - по второму. Доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды в структуре валового регионального продукта останется стабильной на уровне 4,9 – 5,0 %.

Практически без изменения останутся доли секторов «Сельское хозяйство» и «Строительство» на уровне 5,5 и 7,0 % соответственно.

Доля добавленной стоимости в бюджетно-ориентированных секторах (государственное управление, образование, здравоохранение) в прогнозный период незначительно понизится в результате опережающего развития других секторов.

Результаты факторного анализа валового регионального продукта показывают, что в 2014 – 2016 годах основной вклад в прирост валового регионального продукта внесут обрабатывающие производства – 3,2 -      3,5 %, транспорт и связь – 2,6 - 2,8 % и торговля – 3,2 - 3,4 % [27].

 

Промышленность, малое и среднее предпринимательство

 

В промышленности – основной сфере формирования валового регионального продукта, в 2013 году рост ожидается на уровне 5,0 %. В дальнейшем среднегодовые темпы прироста промышленного производства составят в пределах 4,8 - 5,9 %. В целом за четыре года рост промышленного производства оценивается на уровне 120,4 – 126,0 % к уровню 2012 года.  Выпуск промышленной продукции к 2016 году увеличится до 128,5 -     134,4 млрд. руб. [26]

В отраслевой структуре промышленности следует отметить снижение доли добычи нетопливных полезных ископаемых (с 13,8 % в 2012 году до 9,2 % в 2016 году), при этом доля добычи топливно-энергетических полезных ископаемых будет увеличиваться с 4,1 до 8,0 %. Среди других отраслей можно отметить рост удельного веса производства транспортных средств и оборудования с 34 % в 2012 году до 42 % в 2016 году. Доли остальных отраслей промышленности останутся практически без изменений.

Из сырьевых отраслей высокий индекс роста продемонстрирует добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (2016 г. к 2012 г. -  2,6 - 3,1 раза). Объемы добычи будут увеличены всеми угледобывающими предприятиями республики: ООО «Угольный разрез», ОАО «Угольная компания «Баин-Зурхе», ООО «Бурятуголь». Наибольший рост ожидается в 2013 году (в 1,2 раза к уровню 2012 года) в связи с выходом на проектную мощность ООО «Угольный разрез» и доведением объемов добычи бурого угля на Окино-Ключевском месторождении до 1,5 млн. тонн угля в год (по второму варианту с 2014 года - до 1,9 млн. тонн).

В прогнозный период продолжится строительство предприятия по отработке месторождений Хиагдинского рудного поля методом подземного выщелачивания с выходом на проектную мощность в 2016 году до     1000 тонн урана, строительство горно-обогатительных комбинатов на базе Озерного месторождения полиметаллических руд, Жарчихинского месторождения молибдена, Инкурского и Холтосонского месторождений вольфрама.

Вместе с тем ожидается снижение по добыче рудного золота на основном золотодобывающем предприятии республики - ОАО «Бурятзолото» в связи со сравнительно низкой обеспеченностью разведанными запасами, со снижением среднего содержания золота в товарной руде и увеличением себестоимости добытого металла. Объемы добычи золота к        2016 году снизятся на 10 - 15 %.

В целом же объем добычи полезных ископаемых за период 2013 - 2016 годы возрастет в 1,2 - 1,4 раза к уровню 2012 года.

В обрабатывающей промышленности объем производства в 2016 году вырастет на 25,7 – 27,8 % к уровню 2012 года в основном за счет увеличения объемов производства авиационной промышленности, пищевой, легкой и деревообрабатывающей промышленности, удельный вес которых в промышленности составляет более 50 %[27].

Прирост производства будет обеспечен за счет реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов и модернизации действующих производств. Особое внимание будет уделяться инновационному развитию промышленности, в том числе созданию новых инновационных производств на территории зон экономического благоприятствования, промышленного парка; интеграции деятельности научно-исследовательских, образовательных организаций, промышленных предприятий в систему инновационного развития, внедрению и коммерциализации инновационных проектов; развитию кластерного подхода.

В пищевой и перерабатывающей промышленности в 2013 – 2016 годах объемы производства будут наращиваться за счет роста потребительского спроса на продовольственные товары и объемов предложения сельскохозяйственной продукции. Темп роста производства пищевых продуктов в 2016 году к 2012 году составит 114,4 - 116,8 % [27].

Увеличение объемов производства ожидается за счет открытия новых производств по первичной переработке мяса и молока, проведения модернизации действующих производств по переработке сельскохозяйственного сырья и производству продуктов питания.

В среднесрочный период планируются строительство мясоперерабатывающего комплекса «Улан-Удэнский мясокомбинат», организация производства по переработке рыбы ООО «Рыбозавод Байкал», модернизация и техническое перевооружение ОАО «Молоко Бурятии», модернизация хлебопекарного производства ОАО «Бурятхлебпром», модернизация оборудования линий по производству шоколадных конфет конфетно-карамельного цеха ЗАО «Амта».

Сдерживающим фактором развития является снижение объемов производства алкогольной продукции на ОАО «Байкалфарм» в связи с сокращением в 2,0 раза производственных мощностей и открытием филиалов в других регионах России.

В текстильном и швейном производстве, производстве обуви в прогнозируемый период ожидается постепенный рост производства трикотажных изделий, верхней одежды, спецодежды и обуви, в пределах 102 - 108 % в год на таких предприятиях как ООО «Эльф», ООО «Ажур Текс», ООО «Швейная фабрика «Наран». Объем отгруженной продукции в 2016 году вырастет в сопоставимых ценах в 1,1 - 1,4 раза к уровню 2012 года. Дальнейшее развитие легкой промышленности связано с реализацией проекта по созданию текстильного комбината для производства крашенной полушерстяной пряжи, что позволит обеспечить собственной сырьевой базой, удовлетворить потребности действующих производств и создать полный цикл от переработки шерсти до производства текстильных изделий.

Информация о работе Региональная экономическая политика