Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:09, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в определении совершенствования экономической политики регионов.
Цель курсовой работы предопределила решение следующих задач:
1. изучить теоретические основы экономической политики регионов РФ;
2. проанализировать систему экономической политики регионов РФ;
3. выявить проблемы и найти пути их решения.
Введение 3
1. Теория региональной экономической политики 4
2. Концепция региональной политики России 7
2.1 Методы проведения региональной политики 7
2.2 Разработка концепции федерального регулирования экономического развития регионов в России 10
3. Экономическая политика Республики Бурятия 17
3.1 Проблемы и пути экономического развития Республики Бурятия 17
3.2 Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия
на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов 19
Заключение 34
Список использованных источников 35
За счет наиболее высоких темпов роста (124,4 - 127,0 % к уровню 2012 года) в прогнозный период увеличится вклад деревообрабатывающей промышленности.
Оценка прогнозируемых результатов деятельности предприятий деревообрабатывающей промышленности зависит от степени реализации крупных инвестиционных проектов:
- создание лесной и
- строительство завода по
- организация производства
- строительство
Развитие инвестиционных производств может позволить в среднесрочном периоде достичь роста объемов производства на уровне 107,0 – 108,0 %.
В целлюлозно-бумажном производстве продолжится реализация инвестиционного проекта по внедрению нового оборудования и модернизации основных фондов ОАО «Селенгинский целлюлозно-бумажный комбинат». Среднегодовые темпы прироста производства составят в пределах 2,0 - 4,0 %. За прогнозный период объем отгруженной продукции увеличится в сопоставимых ценах на 35,8 – 42,1 % к уровню 2012 года.
Прогнозные показатели в сфере производства прочих неметаллических продуктов имеют положительную тенденцию роста с приростом на 1,0 - 4,0 % ежегодно. Развитие промышленности строительных материалов в среднесрочный период будет определяться реализацией проектов по модернизации действующих производств с переходом на более высокий уровень технической оснащенности и использованием энерго- и ресурсосберегающих технологий, вовлечению в производство техногенных отходов различных отраслей промышленности. За прогнозный период объем отгруженной продукции увеличится в сопоставимых ценах на 16,9 – 17,6 % к уровню 2012 года.
В металлургическом производстве в 2013 - 2014 годах ожидается снижение производства, что обусловлено сокращением объемов выпуска мостовых металлоконструкций на ЗАО «Улан-Удэстальмост» в связи с окончанием работ по крупным инфраструктурным объектам в г. Сочи и г. Владивосток. В дальнейшем выравнивание ситуации возможно за счет открытия производства типовых малых мостов для дорог местного значения и легковозводимых металлических строительных конструкций. Также на предприятии предусмотрена дальнейшая модернизация и техническое перевооружение производства, в том числе внедрение новых технологий при производстве мостовых конструкций на всех этапах производства. За прогнозный период объем отгруженной продукции увеличится в сопоставимых ценах на 11,7 - 13,1 % к уровню 2012 года.
Ежегодный рост объема производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования составит в среднем 5,8 - 6,0 %. За прогнозный период ожидается рост на 22,5 % по первому варианту и 24,8 % - по второму к уровню 2012 года.
Рост будет связан с расширением поставок авионики ОАО «Улан - Удэнское приборостроительное производственное объединение» по государственному оборонному заказу для нужд Министерства обороны России. К 2016 году объем отгруженной продукции увеличится в 1,5 раза к уровню 2012 года.
Ежегодный прирост производства в транспортном машиностроении в прогнозируемом периоде составит в среднем 7,9 - 8,1 %. За период 2013 - 2016 годы ожидается увеличение объемов производства до 135,3 – 136,5 % к уровню 2012 года.
На ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» продолжится реализация Программы технического и технологического развития до 2020 года с освоением программно-технических комплексов, направленной на увеличение выпуска вертолетов и создание предпосылок освоения новых перспективных изделий, планируется начало серийного производства вертолета Ми-171А в пассажирском и грузовом вариантах.
На Улан-Удэнском ЛВРЗ - филиале ОАО «Желдорреммаш» запланирована реализация Программы обновления и модернизации основных фондов, в том числе по замене оборудования и модернизации электромашинного производства и литейно-механического производства. Ожидается модернизация более 900 высокопроизводительных рабочих мест, наращивание объемов ремонта электровозов, расширения поставок запасных частей для ОАО «РЖД».
В энергетике в среднесрочный период прирост производства ожидается на уровне 4,0 - 11,8 % к уровню 2012 года. Выработка электроэнергии будет составлять ежегодно 4800 - 5100 млн. кВт.ч. Увеличение объема выработки электроэнергии планируется системным оператором и обусловлено вводом турбогенератора № 7 на ТЭЦ-1, энергоблока № 4 на Гусиноозерской ГРЭС.
Одним из приоритетов государственной политики является развитие малого и среднего предпринимательства, вклад которых в экономику республики с каждым годом становится более весомым. В прогнозный период продолжится реализация мероприятий по стимулированию создания малых предприятий и развитию действующих, развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства (строительство республиканского промышленного парка), массовому вовлечению молодых людей в предпринимательскую деятельность, государственной поддержке малых инновационных компаний, а также стимулированию развития малых и средних предприятий до масштабов крупного предпринимательства.
По прогнозным оценкам в 2016 году общее количество малых и средних предприятий в республике составит 11,4 - 12,4 тыс. единиц и увеличится по сравнению с 2012 годом на 10,4 - 20,4 %.
Темп роста оборота малых и средних предприятий в прогнозный период составит в среднем 104,0 %. Прирост оборота малых и средних предприятий произойдет как за счет увеличения количества малых и средних предприятий, так и за счет роста производительности труда. Более высокими темпами будет расти оборот малых предприятий в обрабатывающей промышленности, строительстве и торговле.
Темп роста инвестиций в основной капитал в 2016 году по отношению к 2012 году прогнозируется на уровне 100,8 - 106,9 %, к уровню 2007 года – на уровне 136,5 - 144,7 % [28].
В 2013 году ожидается снижение инвестиций в основной капитал до 95,0 % к уровню 2012 года.
В 2014 - 2016 годах ожидается позитивная динамика инвестиций в основной капитал с умеренными темпами роста инвестиций на уровне 1,0 – 3,0 % по первому варианту и на 3,0 – 5,0 % – по второму.
Рост при умеренно-оптимистичном варианте рассматривается при условии улучшения инвестиционного климата, стабильности на рынке кредитных ресурсов, роста инвестиционного спроса, что будет способствовать реализации капиталоемких инвестиционных проектов в области добычи полезных ископаемых, туризма, жилищного строительства, модернизации обрабатывающих производств, транспорта и других отраслей.
В отраслевой структуре инвестиций в основной капитал наибольшую долю к 2016 году составят инвестиции в транспорт и связь (20,7 %), энергетику (17,9 %), добывающую промышленность (12,4 %, при этом за счет опережающего роста увеличится доля инвестиций в добычу нетопливных полезных ископаемых до 12,5 %, доля добычи топливно-энергетических полезных ископаемых снизится до 7,1 %), государственное управление (13,7 %), здравоохранение (8,3 %) [28].
По источникам финансирования к 2016 году возрастет доля частных инвестиций до 40 % (в 2013 году – 34 %), доля привлеченных средств постепенно будет снижаться с 66 до 60 %, в том числе за счет постепенного снижения доли бюджетных инвестиций с 35 до 30 %.
Прогнозируемая динамика инвестиций в 2013 - 2016 годах будет обеспечиваться за счет реализации следующих крупных инвестиционных проектов:
- в добывающей промышленности:
строительство предприятия по
отработке месторождений
- в агропромышленном комплексе:
в 2013 году планируется завершить
строительство современного
- в обрабатывающей
- в лесопромышленном комплексе продолжится реализация 5 крупных инвестиционных проектов:
строительство комбината по производству ориентировано-стружечных плит в Заиграевской районе республики (ООО «Лесная биржа») с годовым объемом выпуска готовой продукции 120 тыс. куб. м;
создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в Еравнинском районе республики (ОАО «Байкальская лесная компания»), направленной на увеличение производства экспортного пиломатериала, технологической щепы путем внедрения автоматизированного оборудования, расширения лесосырьевой базы;
создание лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в Северо-Байкальском районе (ООО «Форестинвест), направленной на создание мощностей по производству пиломатериала, древесно-полимерного композита, технологической щепы, организацию лесозаготовительного производства;
комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в г. Улан-Удэ (ООО ЛПК «Байкал-Нордик»);
модернизация картоноделательной машины с увеличением объемов производства. Увеличение доли собственных заготовок и создание объектов лесной инфраструктуры в районах республики (ОАО «Селенгинский целлюлозно-бумажный комбинат»);
- в производстве и
- в сфере транспорта и связи:
реконструкция железной дороги участка Заудинский - Наушки, продолжение строительства второго пути на БАМе, железнодорожных вокзалов на станциях Заиграево, Мысовая и г. Улан-Удэ, строительство транспортно-пересадочного узла в г. Улан-Удэ;
реконструкция автодороги Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан - Новый Уоян, строительство мостового перехода через р. Баргузин, моста через р. Джида в с. Хулдат в Джидинском районе, строительство подъезда к с. Копчешка в Кяхтинском районе, строительство подъезда к с. Усть-Брянь в Заиграевском районе, реконструкция моста через р. Иркут в Тункинском районе;
строительство, реконструкция, капитальный ремонт за счет средств Дорожного фонда Республики Бурятия автодорог общего пользования регионального значения, а также строительство автодорог к населенным пунктам, не обеспеченных постоянной связью по автодорогам с твердым покрытием;
строительство государственной сети цифрового эфирного вещания, продолжится дальнейшая модернизация телефонных сетей в сельской местности и реконструкция межстанционных соединительных линий для расширения сети широкополосного доступа. К 2015 году сеть цифрового эфирного телевизионного вещания должна быть введена в полном объеме с последующим отключением аналогового вещания. В районах с неразвитой наземной телекоммуникационной инфраструктурой операторы связи продолжат развитие беспроводных сетей доступа к услугам связи;
- в туристической сфере: строительство
инфраструктурных объектов, лечебно-оздоровительных,
туристско-рекреационных, гостиничных,
административно-деловых
За период 2013 - 2016 годы будет введено основных фондов на сумму 130,2 - 131,6 млрд. руб. Коэффициент обновления в 2016 году составит 6,4 %.
Доходы финансового баланса в целом на 2014 год прогнозируются в объеме 122,0 млрд. руб. с ростом 9,0 % к предыдущему году. По основным источникам формирования доходов финансового баланса прогнозируется следующая динамика:
1. Государственные финансы (консолидированный бюджет) – 51,8 млрд. руб. или 110,1 % к уровню 2012 года, в том числе:
- налоговые и неналоговые
- безвозмездные перечисления – 25,7 млрд. руб. (114,2 %).
2. Средства государственных внебюджетных фондов – 47,6 млрд. руб. с ростом к уровню 2012 года на 10 %.
3. Средства организаций – 22,6 млрд. руб. (106,0 %).
Расходы финансового баланса на 2014 год прогнозируются в объеме 124,4 млрд. руб. Затраты на государственные инвестиции составят 9,1 млрд. руб. или 7,2 % в общей сумме расходов. Дефицит финансового баланса в 2014 году прогнозируется на уровне 2,3 млрд. руб[28].