Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:33, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и проанализировать регулирования внешнеторговой деятельности в регионе.
Для того чтобы достичь этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие внешнеэкономической деятельности;
- выявить необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- изучить органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и в Амурской области;
- исследовать основные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- определить эффективность регулирования внешнеэкономической деятельности в Амурской области.
Введение 4
1 Теоретические и правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности
6
1.1 Сущность внешнеэкономической деятельности 6
1.2 Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
8
1.3 Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации
10
1.4 Методы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности
12
2 Практика регулирования внешнеэкономической
деятельности в Амурской области
19
2.1 Характеристика органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в Амурской области
19
2.2 Анализ методов регулирования внешнеэкономической деятельности в Амурской области
22
2.3 Анализ эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности в Амурской области
24
3 Пути совершенствования внешнеэкономической деятельности 29
Заключение 33
Библиографический список 36
Приложение А Структура Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка
39
Немаловажное
значение имеет регулирование
Опыт
Европейского союза в области
регулирования
1.3 Органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в РФ
Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.
Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм внешнеэкономической деятельности способствуют указы Президента. В соответствии с законодательством Президент РФ выполняет следующие функции:
1) общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывает законы и издает указы по ключевым ее направлениям);
2) подписывает международные соглашения;
3) представляет Россию на соответствующих международных форумах;
4) регулирует военно-техническое сотрудничество;
5) определяет условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющих материалов.
Высшими
органами, осуществляющими
Общее
руководство
Министерство финансов РФ регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, определяет методические основы разработки платежного баланса.
Центральным
специальным государственным
1) выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами внешнеэкономической деятельности на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;
2) разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;
3)осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами внешнеэкономической деятельности законов и условий международных договоров;
4)сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования внешнеэкономической деятельности;
5) подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;
6) координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономразвития, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;
7) осуществление мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Важная
роль в регулировании
Центральный банк России определяет совместно с Министерством финансов условия и порядок финансирования внешнеэкономической деятельности, активно участвует в совершенствовании соответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курс рубля по отношению к валютам другим государств, вывоз российского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций. Центральный банк участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту.
Государственный таможенный комитет (ГТК) непосредственно подчинен Президенту РФ и выполняет следующие функции:
1) осуществляет контроль за пересечением государственной границы РФ гражданами и грузами, декларированием соответствующих грузов и имущества;
2) принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;
3) участвует в формировании доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств имущества граждан;
4) осуществляет защиту экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и т.д. из России и путем предотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов и т.д.;
5)принимает участие в валютном и экспортном контроле;
6) принимает участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ в обеспечении реализации последней.
1.4 Методы государственного регулирования внешнеэкономичесской деятельности
Государственное воздействие осуществляется посредством применения экономического и административного, тарифного и нетарифного методов регулирования внешнеэкономической деятельности. В связи с тем, что в основу классификации методов регулирования внешнеэкономической деятельности положены различные основания, один и тот же метод можно классифицировать как экономический и тарифный или как административный и нетарифный5.
Методы государственного регулирования графически изображены на рисунке 1.
Рисунок
1 – Схема методов государственного
регулирования
Экономические методы регулирования базируются на использовании экономических инструментов торговой политики – таможенных пошлин, налогов НДС, акциз и др.) и таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеэкономической деятельности и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность6.
Административные методы включают государственные правила, нормативы, запреты, с помощью которых государство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов внешнеэкономической деятельности, регламентирует различные стороны их деятельности в интересах общества7.
В мировой практике используются следующие инструменты торговой политики:
- таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);
-
патарифные или квазитарифные
инструменты (таможенные сборы
и иные таможенные платежи
неналогового характера,
-
антидемпинговые и
-
установление технических
- контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и импортных поставок определенным количеством товаров или суммарной стоимости, на установленный период времени;
- лицензирование, предполагающее выдачу компетентными органами исполнительной власти разрешений на совершение экспортных и импортных операций8.
Тарифные средства являются старейшим методом экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы9.
Таможенный
тариф — это
Ставки таможенной пошлины в значительной мере дифференцируются по своим размерам, исходя из задач таможенной и экономической политики. Среди них различают ставки ввозных и вывозных пошлин. Вывозные пошлины используются для защиты внутреннего рынка от иностранных конкурентов и решения иных экономических и торгово-политических задач. Ставки вывозных таможенных пошлин являются мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности. Им принадлежит фискальная роль10.
В зависимости от экономических целей и результатов выделяются фискальные, протекционистские и экспансионистские пошлины.
Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не производятся (тропические товары в Европе). Фискальные пошлины не могут расти безгранично, так как доход государства в данном случае определяется как произведение тарифной ставки на объем торговли данным товаром. Следовательно, всегда приходится искать оптимальную ставку пошлины.
Протекционистские пошлины устанавливаются для того, чтобы защитить национальную промышленность от более конкурентоспособной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей. Длительное применение протекционистских пошлин может привести к застою в производстве, поскольку из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.
Высокие
импортные пошлины при
Также к нетарифному регулированию относится государственный заказ, программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, субсидии в инфраструктуру, прогнозирование и индикативное планирование, приватизация и т.д.
Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера12.
Термин «нетарифные меры» охватывает большую группу административных, финансовых, кредитных, технических и других мер, затрудняющих импорт и экспорт товаров и услуг. Иными словами, он объединяет разнообразные препятствия для импорта и экспорта13.
Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности в регионе