Регулирование рынка и равновесие. Производственная функция и производительность факторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 18:04, контрольная работа

Краткое описание

Изучение микроэкономики, как и любой другой науки, предполагает овладение определенной системой понятий. Базовыми являются такие термины, как «спрос», «предложение», «ресурсы», «потребности», «эластичность», «модели рынка», «рыночное равновесие», «издержки» и многие другие.
Современная микроэкономика как отрасль экономической теории является результатом её продолжительного исторического развития, начиная с античных времен. Однако наивысшего расцвета микроэкономика – уже как самостоятельная отрасль знаний – достигла к середине XX века.

Содержание

1. Введение --------------------------------------------------------------------- 2
2. Регулирование рынка и равновесие ------------------------------------ 3
- государственное регулирование рыночных процессов и его
инструменты ---------------------------------------------------------------- 3
- налог с продавцов и рыночное равновесие -------------------------- 6
- налог с покупателей и рыночное равновесие ------------------------ 6
- субсидии продавцу и субсидии покупателю ------------------------ 10
- рыночное равновесие ----------------------------------------------------- 12
- государственное регулирование цен ---------------------------------- 14
3. Производственная функция и производительность факторов ---- 15
- взаимодействие факторов и технология ------------------------------ 15
- производственная функция Кобба-Дугласа, её характеристика и
проблема агрегирования -------------------------------------------------- 17
- изокванта -------------------------------------------------------------------- 17
- карта изоквант -------------------------------------------------------------- 20
- изокоста ---------------------------------------------------------------------- 21
- графическое выражение общей, средней и предельной
производительности факторов ------------------------------------------- 22
- технологические коэффициэнты ---------------------------------------- 23
- заменяемость и дополняемость факторов производства ----------- 24
- возрастающая отдача от масштабов ------------------------------------ 25
- закон убывающей предельной производительности факторов --- 26
4. Список используемой литературы -------------------------------------- 27

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 256.68 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение --------------------------------------------------------------------- 2
  2. Регулирование рынка и равновесие ------------------------------------ 3

   - государственное  регулирование рыночных процессов  и его          

инструменты ---------------------------------------------------------------- 3

        - налог  с продавцов и рыночное равновесие --------------------------  6

        - налог с покупателей и рыночное равновесие ------------------------ 6

        - субсидии  продавцу и субсидии покупателю ------------------------ 10

        - рыночное  равновесие ----------------------------------------------------- 12

        - государственное  регулирование цен ---------------------------------- 14

     3. Производственная  функция и производительность  факторов ---- 15

        - взаимодействие  факторов и технология ------------------------------ 15

        - производственная  функция Кобба-Дугласа, её характеристика и        

          проблема агрегирования -------------------------------------------------- 17

        - изокванта -------------------------------------------------------------------- 17

        - карта  изоквант -------------------------------------------------------------- 20

        - изокоста ---------------------------------------------------------------------- 21

        - графическое  выражение общей, средней и предельной  

          производительности факторов ------------------------------------------- 22

        - технологические  коэффициэнты ---------------------------------------- 23

        - заменяемость и дополняемость факторов производства ----------- 24

        - возрастающая  отдача от масштабов ------------------------------------ 25

        - закон  убывающей предельной производительности  факторов --- 26

     4. Список используемой  литературы --------------------------------------  27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    В повседневной жизни люди сталкиваются с необходимостью покупать и продавать, получать денежные доходы и распределять их, формировать личные, семейные и государственные бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мало кого оставляют равнодушными изменение цен и инфляционные процессы. Все эти и многие другие экономические явления и процессы изучает микроэкономика – раздел экономической теории, который исследует логику и факторы динамики экономически обособленных единичных субъектов рынка (фирм, отраслей, домашних хозяйств), структуру локальных рынков и проблемы ценообразования на них, принципы эффективного взаимодействия продавцов и покупателей.

   Кроме того, микроэкономика  для студентов, интересующихся тем, как работает хозяйственный механизм, - самый подходящий и наиболее  интересный предмет. Ясное понимание  того, что такое микроэкономика, необходимо для принятия грамотных  и обоснованных управленческих  решений, а в более общем плане  – для понимания механизма  функционирования современной экономики.

   Традиционно микроэкономика  включает такие разделы, как теория  спроса и предложения, теория  потребительского поведения, теория  рыночных структур, проблемы монополии  и конкуренции, анализ рынка труда, распределение доходов.

   Микроэкономика является  неким фундаментом, базой для  современной экономики каждой  страны. В этом секторе экономики  непосредственно действует подавляющая  доля хозяйствующих субъектов.

   Знать микроэкономику  – значит знать те внутренние  механизмы, которые приводят в  движение весь рыночный механизм. Именно поэтому квалифицированный  экономист, финансист, бухгалтер должен  хорошо владеть и применять  на практике основы микроэкономических  знаний.

   Изучение курса  «Экономическая теория: микроэкономика»  поможет студентам понять, как  формируется и функционирует  рыночный механизм, как достигается  равновесие между производством  и потреблением, как эффективно  вести предпринимательство, добиваться  получения максимальной прибыли  с минимальными затратами и  многое другое.

   Говоря о связи  микроэкономики с другими науками, следует рассмотреть методы, которыми  оперирует и микроэкономика, и  все другие экономические науки: метод метафизики и метод диалектики.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменности. Такой подход к изучению экономических явлений допускается в тех случаях, когда приходится тщательно рассматривать какой-то элемент системы в отдельности или выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет какие-либо их изменения. Подобный метод применяется в микроэкономике, например, при классификации экономических явлений (типов собственности, видов рынков, функций денег, причин безработицы и т. п.) и при поиске условий стабилизации экономического равновесия (например, рыночного спроса и предложения).

   Однако практически  все экономические явления, изучаемые  микроэкономической наукой, наиболее  полно отражают действительность, если рассматриваются с помощью  диалектического метода, отражающего  все процессы и явления в  непрерывном развитии, движении  и взаимосвязи.

   Изучение микроэкономики, как и любой другой науки, предполагает  овладение определенной системой  понятий. Базовыми являются такие термины, как «спрос», «предложение», «ресурсы», «потребности», «эластичность», «модели рынка», «рыночное равновесие», «издержки» и многие другие.

   Современная микроэкономика  как отрасль экономической теории  является результатом её продолжительного  исторического развития, начиная  с античных времен. Однако наивысшего  расцвета микроэкономика – уже  как самостоятельная отрасль  знаний – достигла к середине  XX века.

 

1.Регулирование рынка и равновесие

Государственное регулирование рыночных процессов и его инструменты

Макроэкономическая теория объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка (провалов рынка), предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях:

1.     Несостоятельность конкуренции (на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества).

2.     Наличие общественных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в недостаточном количестве. Таких товаров много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3.     Внешние эффекты или экстерналии (загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам).

4.     Неполные рынки (рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных).

5.     Несовершенство информации (общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства).

6.     Безработица, инфляция, экономическое неравновесие.

7.     Излишне неравномерное распределение доходов.

8.     Наличие обязательных товаров (начальное образование), потреблять которые только государство может заставить общество, но никак не рынок.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) – процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которых реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине. При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

Методы и основные инструменты государственного регулирования

Реализация экономических функций государства возможна лишь при использовании совокупности мер, образующих механизм государственного воздействия на экономику. В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов их классификации.

 

 

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства (налоговое законодательство, юридические правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям). Прямые методы часто имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток – создание помех рыночному процессу.

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. Косвенные методы не нарушают рыночной ситуации, не вводят неожиданный дисбаланс в состояние динамического равновесия. Недостатком же является определенный временной лаг, наблюдаемый между принятием государством мер, их восприятием экономикой и полученными изменениями в хозяйственных результатах.

Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом заключается в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Их функция – обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений.

К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер. Речь может идти о методах влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

Характеризуя методы государственного воздействия, можно также подчеркнуть их организационно-институциональную форму. Экономическая политика представляет собой систему организационно-оформленных действий, традиций. Такие действия, связанные с относительно длительно существующим явлением, создают понятие «институт» («институт права», «институт собственности»). К институциональным методам госрегулирования можно отнести:

·   формирование исполнительных структур государственной власти;

·   создание и поддержание объектов государственной собственности;

·   подготовку экономических программ и экономических прогнозов;

·    поддержку исследовательских центров по экономике, институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов;

·    обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;

·    правовую, информационную поддержку предпринимательских и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия;

·    соучастие в создании форм экономической интеграции, организацию регулярных международных встреч по экономическим вопросам.[1]


 

   Система инструментов регулирования экономики:

   С точки зрения более конкретного, прагматического подхода разумно обозначить два ведущих инструмента, используемых правительством для регулирования:

 

 • воздействие с акцентом на использование государственных финансов (финансовая политика) 

• воздействие с акцентом на использование кредитно-денежных аспектов (монетарная, денежно-кредитная политика). 

Указанные варианты классификации, безусловно, связаны между собой.[2]

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

  • налоги;

  • дотации;

  • фиксированные цены.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.[3]

Налог с продавцов и рыночное равновесие. Налог                                                                                                                    с покупателей и рыночное равновесие

   В конкурентной системе равенство спроса и предложения приводит к равновесию на всех рынках. И все же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения. К числу последних воздействий относится, например, налогообложение. 
 
Налог выступает одним из экономических рычагов регулирования рынка. 
 
Смещая точку равновесной цены, налог не нарушает законов спроса и предложения. 
 
Налоги также искажают общее равновесие так, как способствуют отклонению цен от равновесных. Это влияет, с одной стороны, на производителей (снижая стимулы производства), а с другой стороны на выбор потребителей. Последние, стремясь уменьшить налоговое бремя, выбирают товары-заменители. Растущий эффект взаимозаменяемости приводит к искажениям совокупного спроса и в конечном счете к потерям эффективности. 
 
Допустим, потребление мыла облагается 25-процентным налогом, а потребление шила — не облагается. Если налог выплачивают продавцы, тогда чистая цена равна рыночной за вычетом суммы налога: 
 
где Р — чистая цена; 
 
— розничная цена с налоговой надбавкой 
 
— налоговая надбавка к цене (в %), в данном случае равна 0,25. 
 
Отсюда (Р — Р ) — величина налога с каждого куска мыла. 
 
Для покупателей 
 
Однако производители ориентируются не на розничную цену Р , а на ту цену, которую реально получают, т. е. Р . Следовательно для продавцов 
 
Но так как Р > Р ,то   Таким образом, общество несет потери эффективности; налог мешает достичь оптимума по Парето.[4]

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

  • а) налог уплачивают продавцы;

  • б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1( равновесный объем продаж - Q1 (рис. 1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р- до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP-, а взнос покупателей - Р+ACP1.

Рис. 1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога - продавцы или покупатели. Из рис. 2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рис. 2. Воздействие на рыночное равновееие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая - на продавцов (рис. 3, а). Из рис. 3, а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р+АСР1, а взнос продавцов - P1CBP-. На рис. 3, б иллюстрируется противоположное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая - на покупателей.[3]

 

Информация о работе Регулирование рынка и равновесие. Производственная функция и производительность факторов