Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 18:04, контрольная работа
Изучение микроэкономики, как и любой другой науки, предполагает овладение определенной системой понятий. Базовыми являются такие термины, как «спрос», «предложение», «ресурсы», «потребности», «эластичность», «модели рынка», «рыночное равновесие», «издержки» и многие другие.
Современная микроэкономика как отрасль экономической теории является результатом её продолжительного исторического развития, начиная с античных времен. Однако наивысшего расцвета микроэкономика – уже как самостоятельная отрасль знаний – достигла к середине XX века.
1. Введение --------------------------------------------------------------------- 2
2. Регулирование рынка и равновесие ------------------------------------ 3
- государственное регулирование рыночных процессов и его
инструменты ---------------------------------------------------------------- 3
- налог с продавцов и рыночное равновесие -------------------------- 6
- налог с покупателей и рыночное равновесие ------------------------ 6
- субсидии продавцу и субсидии покупателю ------------------------ 10
- рыночное равновесие ----------------------------------------------------- 12
- государственное регулирование цен ---------------------------------- 14
3. Производственная функция и производительность факторов ---- 15
- взаимодействие факторов и технология ------------------------------ 15
- производственная функция Кобба-Дугласа, её характеристика и
проблема агрегирования -------------------------------------------------- 17
- изокванта -------------------------------------------------------------------- 17
- карта изоквант -------------------------------------------------------------- 20
- изокоста ---------------------------------------------------------------------- 21
- графическое выражение общей, средней и предельной
производительности факторов ------------------------------------------- 22
- технологические коэффициэнты ---------------------------------------- 23
- заменяемость и дополняемость факторов производства ----------- 24
- возрастающая отдача от масштабов ------------------------------------ 25
- закон убывающей предельной производительности факторов --- 26
4. Список используемой литературы -------------------------------------- 27
Содержание:
- государственное
регулирование рыночных
инструменты ------------------------------
- налог
с продавцов и рыночное
- налог с покупателей и рыночное равновесие ------------------------ 6
- субсидии продавцу и субсидии покупателю ------------------------ 10
- рыночное
равновесие ------------------------------
- государственное
регулирование цен ------------------------------
3. Производственная функция и производительность факторов ---- 15
- взаимодействие факторов и технология ------------------------------ 15
- производственная функция Кобба-Дугласа, её характеристика и
проблема агрегирования ------------------------------
- изокванта
------------------------------
- карта
изоквант ------------------------------
- изокоста
------------------------------
- графическое выражение общей, средней и предельной
производительности факторов ------------------------------
- технологические
коэффициэнты ------------------------------
- заменяемость и дополняемость факторов производства ----------- 24
- возрастающая
отдача от масштабов ------------------------------
- закон
убывающей предельной
4. Список используемой
литературы ------------------------------
Введение
В повседневной жизни люди сталкиваются с необходимостью покупать и продавать, получать денежные доходы и распределять их, формировать личные, семейные и государственные бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мало кого оставляют равнодушными изменение цен и инфляционные процессы. Все эти и многие другие экономические явления и процессы изучает микроэкономика – раздел экономической теории, который исследует логику и факторы динамики экономически обособленных единичных субъектов рынка (фирм, отраслей, домашних хозяйств), структуру локальных рынков и проблемы ценообразования на них, принципы эффективного взаимодействия продавцов и покупателей.
Кроме того, микроэкономика
для студентов, интересующихся тем,
как работает хозяйственный
Традиционно микроэкономика включает такие разделы, как теория спроса и предложения, теория потребительского поведения, теория рыночных структур, проблемы монополии и конкуренции, анализ рынка труда, распределение доходов.
Микроэкономика является
неким фундаментом, базой для
современной экономики каждой
страны. В этом секторе экономики
непосредственно действует
Знать микроэкономику
– значит знать те внутренние
механизмы, которые приводят в
движение весь рыночный
Изучение курса
«Экономическая теория: микроэкономика»
поможет студентам понять, как
формируется и функционирует
рыночный механизм, как достигается
равновесие между
Говоря о связи
микроэкономики с другими
Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменности. Такой подход к изучению экономических явлений допускается в тех случаях, когда приходится тщательно рассматривать какой-то элемент системы в отдельности или выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет какие-либо их изменения. Подобный метод применяется в микроэкономике, например, при классификации экономических явлений (типов собственности, видов рынков, функций денег, причин безработицы и т. п.) и при поиске условий стабилизации экономического равновесия (например, рыночного спроса и предложения).
Однако практически
все экономические явления, изучаемые
микроэкономической наукой, наиболее
полно отражают
Изучение микроэкономики,
как и любой другой науки, предполагает
овладение определенной
Современная микроэкономика
как отрасль экономической
Государственное регулирование рыночных процессов и его инструменты |
Макроэкономическая теория объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка (провалов рынка), предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях: 1. Несостоятельность конкуренции (на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества). 2. Наличие общественных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в недостаточном количестве. Таких товаров много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др. 3. Внешние эффекты или экстерналии ( 4. Неполные рынки (рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных). 5. Несовершенство информации (общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства). 6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие. 7. Излишне неравномерное распределение доходов. 8. Наличие обязательных товаров (начальное образование), потреблять которые только государство может заставить общество, но никак не рынок. Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования. Государственное регулирование экономики (госрегулирование) – процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которых реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине. При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов). |
Методы и основные инструменты государственного регулирования |
Реализация экономических функций государства возможна лишь при использовании совокупности мер, образующих механизм государственного воздействия на экономику. В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов их классификации.
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства (налоговое законодательство, юридические правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям). Прямые методы часто имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток – создание помех рыночному процессу. Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. Косвенные методы не нарушают рыночной ситуации, не вводят неожиданный дисбаланс в состояние динамического равновесия. Недостатком же является определенный временной лаг, наблюдаемый между принятием государством мер, их восприятием экономикой и полученными изменениями в хозяйственных результатах. Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Задача принимаемых мер при этом заключается в создании наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Их функция – обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений. К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий на определенные аспекты рыночного процесса характер. Речь может идти о методах влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики. Характеризуя методы государственного
воздействия, можно также подчеркнуть
их организационно- · формирование исполнительных структур государственной власти; · создание и поддержание объектов государственной собственности; · подготовку экономических программ и экономических прогнозов; · поддержку исследовательских центров по экономике, институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов; · обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики; · правовую, информационную поддержку предпринимательских и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия; · соучастие в создании форм экономической интеграции, организацию регулярных международных встреч по экономическим вопросам.[1] |
• воздействие с акцентом на использование государственных финансов (финансовая политика)
• воздействие с акцентом на использование кредитно-денежных аспектов (монетарная, денежно-кредитная политика).
Указанные варианты классификации, безусловно, связаны между собой.[2]