Рентабельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 02:57, курсовая работа

Краткое описание

Получение прибыли является результатом вложения капита-ла в активы, использование которых принесло экономическую выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для собственников, менеджмента предприятия, его пер-сонала, государства, инвесторов, кредиторов, иначе говоря, для всех возможных участников распределения и использования по-лученной прибыли важна не только ее величина, но и уровень до-ходности деятельности предприятия. При прочих равных услови-ях вложение средств или работа на более доходном предприятии даст, в конечном итоге, возможность получить более высокие ди-виденды, премии, снизить риск невозврата кредитных ресурсов, а фискальная система страны получит больше налогов.

Содержание

• ВВЕДЕНИЕ 3
• 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЁТА И АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
o 1.1. Рентабельность как один из важнейших показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия 5
o 1.2. Показатели рентабельности 9
• 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ БЕГОМЛЬСКОГО ЛЕСХОЗА 14
• 3. ПУТИ РОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 21
o 3.1. Общие факторы роста рентабельности 21
o 3.2. Совершенствование управления затратами 23
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
• СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 52.57 Кб (Скачать файл)

Найдём исходные данные для факторного анализа:

%

%

%

%

%

Таким образом, исходя из представленных выше расчётов, общее изменение рентабельности равно:

ДR = R1 - R2 = 9,5 - 15,2 = -5,7%

Рассчитаем влияние факторов:

ДRВ1=Rусл1 - R0 = 15,8 - 15,2 = 0,6%

ДRВ2=Rусл2 - Rусл1= 10,3 - 15,8 = -5,5%

ДRВ3=Rусл3 - Rусл2 = 13,1 - 10,3 = 2,8%

ДRВ3=R1 - R усл3 = 9,5 - 13,1 = -3,6%

Графически влияние факторов представлено на рис. 2.2.

Рисунок 2.2. Влияние факторов на изменение рентабельности продукции, %

Таким образом, анализ показывает, что общая величина рентабельности по сравнению с уровнем 2004 г. уменьшилась на 5,7%. Положительное влияние на изменение рентабельности оказал рост выручки, который был достигнут благодаря росту средних цен на продукцию и объёмов продукции. За счёт роста объёмов продукции на 0,3 тыс. кв. м пиломатериалов рентабельность увеличилась на 0,6%, за счёт роста цен на 92,662 млн. руб. за тыс. кв. м рентабельность увеличилась на 2,8%. За счёт уменьшения доли чистой прибыли в выручке предприятия рентабельность снизилась на 5,5%. Основным отрицательным фактором, повлиявшим на снижение рентабельности является рост себестоимости продукции на 777,1 млн. руб., из-за которого рентабельность уменьшилась на 3,6%.

3. ПУТИ РОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

3.1. Общие факторы роста рентабельности

Для правильного формирования прибыли и повышения рентабельности предприятие должно искать пути совершенствования.

Использование системы обобщающих показателей эффективности предприятия, каждый из которых отражает различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности пред-приятия, позволяет получить всестороннюю, многогранную оценку эффективности.

В системе обобщающих показателей важнейшим является рентабельность. Повышение этого показателя обеспечивается, во-первых, увеличением массы прибыли, а, во-вторых, улучше-нием использования соответствующего вида ресурсов или уменьшением затрат.

Так как рентабельность находится в прямой зависимости от величины прибыли, поиск путей роста рентабельности должен рассматриваться в синтезе с ростом прибыли. Важнейшими путями роста прибыли являются увеличение доходов от продаж продукции, а также от других видов произ-водственно-коммерческой деятельности предприятия. Однако на промышленных предприятиях основным видом доходов является выручка от реализации продукции, рост которой достига-ется за счет:

* изучения рынка продукции на  основе маркетинговых исследований  и обеспечения производства продукции  в соответ-ствии с требованиями потребителя;

* обеспечения конкурентоспособности  производимой продукции путем  повышения ее качества, снижения  себестои-мости, а также сервисного послепродажного обслуживания;

* рост цен на основе повышения  качества продукции в результате  инновационной деятельности предприятий  и созда-ния товаров рыночной новизны.

Рентабельность продукции, кроме того, зависит от себе-стоимости реализованной продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше при прочих равных условиях этот показатель.

Рентабельность производства и рентабельность капитала кроме массы прибыли зависят от эффективности использования производства. Чем выше эффективность использования, тем выше его рентабельность.

Для повышения эффективности работы предприятия перво-степенное значение имеет выявление резервов увеличения объе-мов производства и реализации, снижения себестоимости про-дукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения рента-бельности.

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Классификация факторов, влияющих на резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности

Примечание: Источник [11, c. 258]

К внешним факторам относятся природные условия, госу-дарственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляция и др. Эти факторы не зави-сят от деятельности предприятий, но могут оказывать значи-тельное влияние на величину прибыли и рентабельность.

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздей-ствуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ре-сурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздей-ствуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через "качественные" изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использова-ние прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, по-вышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совер-шенствование организации труда и более эффективное исполь-зование финансовых ресурсов и др. [6, с. 270].

К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, соци-альные условия труда и быта и др.

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все вышеперечисленные факторы находятся в тес-ной взаимосвязи и взаимозависимости. "Прямое" влияние на се-бестоимость продукции, а значит, на прибыль и рентабельность, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы: ведь доля материальных затрат в себе-стоимости значительна и колеблется от 60 до 90%.

3.2. Совершенствование управления затратами

Тенденции отставания отечественных производителей от конкурентов по уровню издержек начали проявляться с середины 90-х годов. По оценкам, эти показатели в республике в 2,5-3 раза выше, чем в развитых странах, при этом удельные и материальные и энергетические затраты были в 4-6 раз выше, а производительность труда в 3-4 раза ниже, чем у конкурентов в странах с разви-той рыночной экономикой.

Аналогичные данные приводят исследователи России, где удельные затраты на производство продукции в 1998 г. были в 2,8 раза выше, чем в Японии, в 2,3 раза выше, чем в Герма-нии и Франции [9, c. 64].

Причин складывающегося поло-жения с экономией затрат и ростом прибыли несколько: несовершенство концептуальных подходов, проблемы технического и технологического об-новления и совершенствования производства, его рационализации, про-блема роста производительности труда, совершенствования нормативного хозяйства, форм и методов сти-мулирования работников.

Подходы в управлении издержка-ми ориентированы на экономию отдельных видов затрат (материаль-ных, энергетических, трудовых), и формально такая постановка задачи логична и справедлива.

Вместе с тем при ее реализации возникают противоречия: как можно добиться экономии сырьевых и материальных компонентов, расхода труда на единицу производимой продукции в пищевой или легкой промышленности, машиностроении или строительстве без ущерба для качества и потребительских свойств?

Очевидно, необходима иная по-становка цели и задач экономии зат-рат.

Снижение издержек:

· во-первых, является важнейшим источником роста прибыли предприятия, а следовательно, увеличения средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции, на социальное обеспечение членов трудового коллектива и удовлетворение интересов собственника имущества предприятия;

· во-вторых, обеспечивает возможность уменьшения цен на изделие, что является важнейшим условием успешной конкурентной борьбы на рынке. При наличии конкуренции побеждает тот, кто может предложить на рынке товар лучшего качества по более низкой цене. Снижение цен позволяет предприятию привлечь большее число покупателей, занять большую долю на рынке, потеснив конкурентов, и увеличить общую массу прибыли за счет роста объема продаж;

· в-третьих, уменьшает потребность в оборотных средствах, что позволяет увеличить расходы на другие нужды предприятия

На наш взгляд, целью экономии затрат и роста прибыли должен стать опережающий по отношению к из-держкам рост выручки по группе то-варов либо предприятию в целом, ко-торый может быть достигнут как за счет увеличения объемов продаж, так и изменения ассортимента производимой продукции.

Подобный подход позволяет раскрыть смысл и содержание механизмов увеличения прибыли, увязать его с решением конкретных задач - обновлением и совершенствованием производства, ростом производительности труда, изменением ассортимента и потребительских качеств производимой продукции, использованием вторичного сырья и отходов производства, созданием полностью безотходных производств, увеличением объёмов продаж. Так как объём производства продукции исследуемого предприятия ограничен объёмами вырубки, то основным резервом в данном случае является обновление ассортимента продукции.

Своевременный пере-смотр структуры и ассортимента про-изводимой продукции, отказ от про-изводства изделий, не пользующихся спросом, применение при освоении новых видов продукции и освоении новых рынков так называемых аль-тернативных издержек, демпинга, по нашему мнению, позволит суще-ственно повысить действенность применяемых антизатратных меха-низмов.

Решение проблемы совершенствования финансирования обновле-ния и технического перевооружения производства является одной из важ-нейших в совершенствовании управ-ления прибылью.

По данным Минэкономики Республики Беларусь, в 2005 г. износ основных средств составил 56,5% против 52,4% в 2000 г., по активной части основных фондов данные показатели соответственно равны 75,2 и 74%. Физический износ основных средств в промышленности составил 63,4%, в том числе активной части - 79,9% [4, c. 341]. В ряде случаев физический и моральный из-нос основных средств, особенно на предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, достигал 95-100% (Краснобережский крахмально-паточный завод, ОАО «Лидапищеконцентраты» и др.) [2, c. 27].

Постоянное развитие производ-ственного потенциалаБегомльского лесхоза, обновление техники и технологии создаст реальные условия для более экономичного и рационального использования ресурсов, снижения на этой основе издержек производства, роста конкурентоспособности, опережающего по сравнению с затратами увеличения объёмов производства и реализации продукции.

Развертывание производственных факторов уменьшения убыточности и повышения платёжеспособности и рентабельности во многом предопределяется использованием так называемых инвестиционных факторов.

Нормативы затрат, как планка, эталон использования производ-ственных ресурсов для предприятий, на наш взгляд, должны быть не только сохранены, но и получить дальней-шее развитие. В частности, должен быть осуществлен переход от отрас-левых к индивидуальным нормативам затрат, при их разработке необходи-мо учитывать лучшие достижения кон-курентов, зарубежный опыт, с уютом которого новый импульс должно по-лучить рационализаторское движе-ние как важный рычаг снижения из-держек и увеличения прибыли.

Задания по рационализации энергопотребления, на наш взгляд, должны быть ориентированы не толь-ко и не столько на совершенствование работы вспомогательных произ-водств, как это происходит в настоя-щее время, а направляться в первую очередь на внедрение новых техни-ческих решений, совершенствование технологии основного производства.

Другим реальным направлением снижения издержек и увеличения прибыли является создание условий роста производительности труда, сокращения потерь рабочего времени (ликвидация скрытой безработицы). Неприемлемым является положение, при котором на тех работах, где у конкурентов занят работник, в отечественных занято 10-15 человек.

Выходом из подобной ситуации могло бы стать применение в качестве оценочного показателя использования трудовых ресурсов на предприятии уровня производительности труда у конкурентов.

Другими направлениями изменения сложившегося положения могли бы стать совершенствование сложившейся системы оплаты труда и материального поощрения работников. В данной связи особый интерес представляет система оплаты труда, осно-ванная на участии работников в прибылях и создании рабочей соб-ственности. Этот тип за рубежом относят к экономико-мотивационным системам. Зарубежный опыт свидетельствует, что в течение двух лет внедрение такой системы приводит к росту производи-тельности труда в среднем на 10-15 % [12, c. 81]. Это достигается за счет бо-лее тесной «привязки» работников к результатам работы фирмы, формирования чувства причастности и вовлеченности, включения резервов мотивации собственника. Участие работников в прибы-лях происходит в форме отчислений в «фонды рабочих» доли прибыли текущего года с использованием льготного налогового режима. Создание рабочей собственности осуществляется посредством снижения в производство на льготных условиях накоплений от отчислений определенной части заработной платы.

В условиях наблюдающегося на ряде предприятий и отраслей кризиса основного производства неоправданно ослаблено внимание к использованию вторичного сырья, отходов производства, внедрению полностью безотходных производств. Данный резерв повышения рентабельности особо актуален в деревообрабатывающей промышленности.

Учитывая, что любой изначаль-но успешный бизнес можно погу-бить в условиях существования не-платежеспособной среды, считали бы целесообразным меры по управ-лению издержками и прибылью до-полнить мероприятиями по совер-шенствованию управления плате-жеспособностью, которые рекомен-дуется направлять на:

1. Поиск путей осуществления  ре-структуризации задолженности организации. Большое значение данных мероприятий обуславливает отсутствие собственных оборотных средств, что ведёт у увеличению задолженности, росту платежей по процентам и т.д. При этом шаги по пересмотру условий и сроков погашения задолженности, в том числе и на общегосудар-ственном уровне (платежи в бюджет и целевые бюджетные фонды), по нашему мнению, должны осуществляться для каждого организации индивиду-ально, с учетом результатов анализа причин возникновения задолженности, подкрепляться бизнес-планом по развитию и оздоровлению производства, включая вопросы реформирова-ния собственности, инвестиций, передачу на самостоятельный баланс неэффективных объек-тов и производств.

Информация о работе Рентабельность предприятия