Риски экономической безопасности, предприятия, региона, страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Система обеспечения экономической безопасности – является проблемой, значимой для любой организации. Для предприятия в условиях рыночной экономики важной задачей является повышение надежности системы экономической безопасности. В организации должно быть разработано Положение об экономической безопасности, в котором будет отражена роль экономической безопасности. Сегодня способность организации обеспечить собственную безопасность зависит, прежде всего, от устойчивых и высоких темпов развития. Благодаря этому образуются условия независимости организации и высокого уровня ее доходов.
Так, цель анализа экономического риска предприятия заключается в выборе политики экономической безопасности, позволяющей предприятию осуществлять наиболее эффективно свою деятельность при максимальной минимизации экономических рисков.

Содержание

Введение 3
1.Сущность и содержание рисков экономической безопасности (предприятия, региона, страны) 5
1.1 Сущность рисков экономической безопасности 5
1.2.Внутренние и внешние факторы риска экономической безопасности 11
1.3 Методы управления рисками 15
2.Анализ рисков экономической безопасности ОАО «Авиакомпания «Ютейр» 21
2.1.Характеристика предприятия 21
2.2.Характеристика сегментов экономической безопасности предприятия 24
3.Проблемы и пути снижения рисков экономической безопасности 28
3.1 Проблемы экономической безопасности предприятия 28
3.2 Рекомендации по снижению рисков предприятия 34
Заключение 41
Библиографический список 42

Вложенные файлы: 1 файл

РискиЭкономическойБезопасностиКурсоваяАГС2014Июнь.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

упорядочение полномочий и функций соответствующих органов исполнительной власти, в том числе на законодательном уровне, и более жесткая координация их деятельности;

создание единой системы с единым центром координации, на который было бы возложено решение вопросов формирования государственной политики в сфере правовой охраны и использования прав на объекты интеллектуальной собственности, нормативного правового регулирования в этой сфере и координации работ по правовой охране (в том числе созданию системы отбора РНТД на патентование), использования и защиты прав созданных на средства федерального бюджета результатов научно-технической деятельности, в том числе разработки и проведения инновационной политики и реализации национальных проектов в этой сфере;

разработка системы мер, обеспечивающих проведение государственной политики в данной области квалифицированными кадрами, в том числе способствующих возвращению в государственные структуры специалистов высшей квалификации, перешедших на работу в частные структуры;

комплексное и повсеместное изучение нового законодательства через семинары и курсы повышения квалификации для правоприменителей, а также развитие правосознания правообладателей и всего гражданского общества;

активизация работы контрольных и правоохранительных органов по защите прав и интересов государства снижению уровня коррупции при распределении бюджетных средств на проведение научных исследований, а также обеспечению эффективной государственной защиты правообладателей в области изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и секретов производства (ноу-хау).

Для данной организации можно предложить внедрение такого локального нормативно-правового акта, как  политика безопасности.

В данном документе будут содержаться следующая информация:

пользователи информационных ресурсов предприятия;

угрозы информационной безопасности;

источники и угрозы информационной безопасности;

внешние и внутренние источники угроз информационной безопасности, а также меры противодействия им.

Пользователями информационных ресурсов (в части их касающейся) являются:

заказчики, подрядчики и другие партнёры организации;

органы государственной власти и местного самоуправления;

налоговые органы в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;

суды и правоохранительные органы, имеющие в производстве дела, связанные с деятельностью Организации;

работники Организации;

иные лица, устанавливаемые законодательством Российской Федерации.

На объектах информатизации имеются следующие основные категории пользователей (в части их касающейся), которые должны иметь различные полномочия по доступу к информационным, программным и другим ресурсам:

лица, заинтересованные в получении сведений;

пользователи прикладного программного обеспечения и СУБД баз данных (конечные пользователи предприятий, организаций и учреждений);

ответственные лица за ведение баз данных (ввод, корректировка, удаление, архивирование, резервирование, дублирование данных БД);

администраторы серверов (файловых серверов, серверов приложений, серверов БД) и ЛВС;

системные программисты (ответственные за сопровождение общего программного обеспечения) на серверах и АРМ пользователей;

разработчики прикладного программного обеспечения;

специалисты по обслуживанию технических средств вычислительной техники;

администраторы и специалисты по защите информации (информационной безопасности);

должностные лица, осуществляющие технологические процедуры.

На всех объектах информатизации в соответствии с действующими нормативными документами должна быть разработана разрешительная система доступа.

Угрозы информационной безопасности

В данном разделе рассматриваются и классифицируются угрозы информационной безопасности.

Источники и угрозы информационной безопасности на объектах информатизации

Основными источниками защищаемой информации на объектах информатизации (ОИ) являются субъекты информационных отношений:

пользователи (операторы), программисты, администраторы АС (ЛВС), руководители разработки и эксплуатации АС, технический (обслуживающий) персонал;

документы на твердой основе, различного характера и назначения включая электронные документы на машиночитаемых носителях информации, с защищаемой информацией;

штатные технические средства АС обработки защищаемой информации: АРМ, ЛВС, средства обеспечения производственной деятельности людей, информационные и телекоммуникационные линии связи.

Под угрозами информационной безопасности понимается потенциальная возможность нарушения её следующих основных, качественных характеристик (свойств):

конфиденциальности (разглашение, утечка) сведений, составляющих государственную, служебную или коммерческую тайну, а также персональных данных;

работоспособности (дезорганизация работы) программно-технических комплексов, блокирование информации, нарушение технологических процессов обработки информации, срыв своевременного решения выполняемых задач;

целостности и достоверности информационных, программных и других ресурсов, а также фальсификация (подделка) документов.

Источники угроз информационной безопасности, разделяются на внешние и внутренние:

К внешним источникам угроз относятся:

деятельность иностранных разведывательных и специальных служб, направленная на добывание защищаемых информационных ресурсов с ограниченным доступом, о подготавливаемых решениях и инициативах, в том числе по экономическим вопросам, а также на подрыв авторитета Организации;

действия преступных групп, формирований и связанных с ними коррумпированных лиц по добыванию защищаемой информации в целях реализации своих преступных замыслов;

использование средств опасного воздействия на информационные ресурсы, получение несанкционированного доступа к ним;

недружественная политика иностранных государств в области распространения информации и новых информационных технологий;

преступная деятельность отдельных лиц, бандитских групп и формирований или злоумышленников, конкурирующих и недобросовестных организаций, в том числе с использованием телекоммуникационных систем (прежде всего Интернет);

промышленный шпионаж со стороны иностранных представителей при проведении совместных международных проектов и работ;

диверсионные действия по отношению к объектам информатизации (поджоги, технические аварии, взрывы и т.д.);

деятельность министерств и ведомств и субъектов Российской Федерации, препятствующая или умышленно создающая трудности работе системы, совершаемая в противовес принятых законодательных актов;

стихийные бедствия, аварии, и техногенные катастрофы.

К внутренним источникам угроз относятся:

неправомерные действия должностных лиц в области формирования, распространения и использования защищаемой информации;

преднамеренные (в корыстных целях, по принуждению третьими лицами, со злым умыслом и т.п.) действия персонала, работающего на объектах информатизации;

отказы технических средств и программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах;

некомпетентные действия и ошибки, допущенные при проектировании и эксплуатации информационных систем;

халатность и недостаточно четкое исполнение служебных обязанностей при проведении мероприятий по защите информации;

нарушения пользователями (исполнителями работ) и обслуживающим персоналом установленных регламентов сбора, обработки и передачи информации, а также требований по защите информации;

отказы, неисправности и сбои средств защиты информации и средств контроля эффективности, принятых мер по защите информации;

непреднамеренные (ошибочные, случайные, необдуманные, без злого умысла и корыстных целей) нарушения установленных регламентов сбора, обработки и передачи информации, а также требований безопасности информации и другие действия персонала при эксплуатации объектов информатизации, приводящие к разглашению защищаемой информации;

некоординированность или отсутствие необходимых сил и финансовых средств, для реализации мер в организации и защите информационных ресурсов;

противозаконная деятельность коммерческих и экономических структур, имеющих позиции в среде сотрудников и пользователей;

получение криминальными структурами доступа к защищаемой информации, снижение степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.

В результате можно добиться повышения эффективности правовой охраны и защиты в сфере интеллектуальной собственности, формирования рынка интеллектуальной собственности России.

 

 

Заключение

 

Экономическая безопасность (финансовая безопасность) представляет собой состояние хозяйствующего субъекта, для которого характерно присутствие стабильного дохода, иных ресурсов, с помощью которых возможно поддержание уровня деятельности организации в настоящей и дальнейшей жизни.

Система экономической безопасности состоит из: сохранения платежеспособности, планирования будущих денежных потоков экономического субъекта, безопасность занятости.

Факторами экономической безопасности предприятий является: активное участие представителей власти и управления в коммерческой деятельности, использование криминальных структур для воздействия на конкурентов, отсутствие законов, позволяющих в полном объеме противодействовать недобросовестной конкуренции, отсутствие в стране благоприятных условий для проведения научно-технических исследований, отсутствие подробной и объективной информации о субъектах предпринимательской деятельности и об их финансовом положении, отсутствие культуры ведения дел в предпринимательской среде,  применение оперативных и технических методов с целью получения нужной информации о конкурентах, применение методов деловой (конкурентной) разведки, применение методов промышленного шпионажа, применение оперативных и технических методов получения информации о конкурентах.

Проблема обеспечения экономической безопасности предприятий требует решения, касающееся абсолютно всех предприятий и организаций, ведущих свою деятельность в рыночных условиях. Обеспечивать экономическую безопасность необходимо от внешних и внутренних воздействий, нарушающих нормальное функционирование хозяйственной деятельности.

 

 

Библиографический список

 

    1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России: принята Государственной Думой 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
    2. УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года (в редакции от 07.03.2011).
    3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: Закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета. - 1994. - N 238-239.
    4. Аверьянова, Ю.Г. Теоретические аспекты финансовой безопасности коммерческого банка/ Ю.Г. Аверьянова // Экономические науки. 2011. -№ 77. -С. 220-225.
    5. Аракельян, К.С. Экономическая безопасность предприятия как инструмент самострахования в системе риск-менеджмента/ К.С. Аракельян // Молодой ученый. 2010.- № 6.- С. 123-127.
    6. Басалай, С.И. экономическая оценка последствий реализации угроз и управление экономической безопасностью отрасли национальной экономики /// С.И. Басалай Транспортное дело России. 2008. - № 4. - С. 13-15.
    7. Безуглая, Н.С. Экономическая безопасность предприятия. Сущность экономической безопасности предприятия / Н.С. Безуглая// Российское предпринимательство. 2013.-  № 4-1. - С. 63-67.
    8. Горбунов, А.И Сущность и содержание профессиональной компетентности экономиста в области информационной безопасности / А.И. Горбунов// Мир науки, культуры, образования. 2011.- №6.- С. 172-176.
    9. Горошко, И.В.. Мониторинг в системе экономической безопасности/ И.В. Горошко // Экономика и право № 3, 2012.-С.28-С.34.
    10. Калинина, Н.Н. Противодействие правоохранительных органов криминальным капиталам как фактор экономической безопасности регионального строительного комплекса/ Н.Н. Калинина, // Вестник МГУ. Серия право. №7, 2009.-С.57-С.61.
    11. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / М.А.Вахрушина. -  М.: Вузовский учебник, 2012. – 463с.
    12. Кустов, А.М. Теоретические основы криминалистического учения о механизме преступления: Монография./ А.М, Кустов,  М.: Инфра-М, 2010.-300 с.
    13. Ланцман, Е.Н. Концептуальные подходы к проблеме обеспечения экономической безопасности организации // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2010.-№ 1. -С. 58-62.
    14. Литвиненко, А.Н., Громов И.А. Система экономической безопасности государства в компетенции департамента экономической безопасности МВД России // Вопросы экономики и права. 2010. № 30. С. 71-75.
    15. Морозов, Н.Н. Департамент экономической безопасности МВД России как субъект обеспечения защиты национальных интересов в области экономики/ Н.Н. Морозов,// Вопросы экономики  №8, 2012.-С.15-С.19
    16. Никольская, Ю.Л. Экономическая безопасность издательства // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2009. - № 2.- С. 212-218.
    17. Путилов, А.В., Экономическая безопасность крупных корпораций: современные технологии внутреннего контроля и подготовка специалистов/ А.В. Путилов // Цветные металлы. 2012.-  № 4. - С. 10-16.
    18. Сатуев, Р.С. Технология следственного осмотра документов бухгалтерского учета по преступлениям экономической направленности // Труды Академии управления МВД России./ Р.С. Сатаев, М. МВД, 2010.- N 4. С. 80 - 84.
    19. Скуртул, А.А. Организация подразделениями экономической безопасности органов внутренних дел защиты экономических интересов государства от преступных посягательств/ А.А. Скуртул, // Труды Академии управления МВД России. М., 2011- N 3.- С. 59 - 63.

Информация о работе Риски экономической безопасности, предприятия, региона, страны