Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:18, курсовая работа
Целью данной работы является проведение анализа эффективности интеграционных процессов в СНГ и их влияние на экономическое развитие России. Реализация цели исследования обусловила постановку следующих взаимосвязанных задач, отражающих логическую структуру и последовательность предпринятого исследования:
- исследование значения экономической интеграции для России;
- исследование современного состояния интеграционных процессов России и СНГ;
- исследование перспектив экономической интеграции стран СНГ.
Введение 3
1 Экономический потенциал стран содружества независимых 5
1.1 История создания и развития СНГ 5
1.2 Особенности современного развития СНГ 7
2 Внешнеэкономические факторы развития стран СНГ 7
2.1 Анализ основных экономических проблем СНГ 9
2.2 Состояние и перспективы развития экономики стран СНГ 11
3 Перспективы развития интеграционных процессов в рамках СНГ 14
3.1 Состояние интеграционных процессов России и СНГ 14
3.2 Перспективы экономической интеграции стран СНГ 14
4 Роль России в развитии экономического сотрудничества СНГ 15
4.1 Оценка деятельности России в составе СНГ 18
4.2 Стратегия взаимодействия России со странами- участниками СНГ 21
Заключение 25
Список использованных источников 25
Содержание
Введение
Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.
В этих условиях Россия и бывшие советские республики встали перед проблемой формирования новых экономических взаимоотношений и воплощения новой схемы хозяйственного сотрудничества, которая бы не только учитывала интересы каждого из партнеров, одновременно с возможностями достижения максимальных общих результатов развития на основе взаимовыгодного разделения труда, но и позволила минимизировать издержки от развала единой союзной экономики. Этим целям должно было служить Содружество Независимых Государств (СНГ), образованное в декабре 1991 г.
Вопреки теории и международной практике интеграционного развития, предполагающих последовательное восхождение от более низких к более высоким ступеням сотрудничества, характерной чертой отношений внутри СНГ стали действия, когда попытки перескочить через этапы интеграционного развития чередуются с «откатами» в намечаемых целях.
Интеграционные процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. К сожалению, во многих случаях, обсуждение этих проблем не выходит за рамки общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная разработанность необходимой теоретико-методологической базы.
Поэтому наиболее важным является рассмотрение в курсовой работе проблемы экономической интеграции в СНГ. Этот вопрос является очень актуальным, ведь на современном этапе мирового развития невозможно представить себе деятельность какого-либо экономического субъекта в изоляции от окружающего мира. Сегодня благосостояние экономического субъекта зависит не столько от внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности его связей с другими субъектами. Решение внешнеэкономических проблем приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что обогащение субъектов происходит посредством и только посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом.
Предметом
исследования данной работы выступает
интеграционное объединение двенадцати
стран – бывших республик СССР
– Содружество Независимых
Целью данной работы является проведение анализа эффективности интеграционных процессов в СНГ и их влияние на экономическое развитие России. Реализация цели исследования обусловила постановку следующих взаимосвязанных задач, отражающих логическую структуру и последовательность предпринятого исследования:
-
исследование значения
-
исследование современного
-
исследование перспектив
Информационная база представлена законодательными актами Российской Федерации, нормативными документами Министерства финансов, официальными данными Федеральной службы государственной статистики, материалами отечественных монографических исследований, обзорно-аналитическими сведениями, опубликованными в периодической печати и глобальной сети «Internet».
1 Экономический потенциал стран содружества независимых государств
1.1 История создания и развития СНГ
Первоначальное соглашение о создании СНГ было подписано в Беловежской пуще 8 декабря 1991 председателем Верховного совета Беларуси Станиславом Шушкевичем, президентом РФ Борисом Ельциным и президентом Украины Леонидом Кравчуком. Они объявили о прекращении организованных президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым переговоров по заключению нового союзного договора, который был призван реформировать СССР. Горбачев назвал беловежское соглашение неконституционным и заявил, что распустить Советский Союз имеет право только Съезд народных депутатов. Тем не менее, 10 декабря решение о создании СНГ было ратифицировано Верховной радой Украины и Верховным советом Белоруссии, а 12 декабря – Верховным советом РФ. Договор 1922 о создании СССР был объявлен расторгнутым. 13 декабря, после двухдневных переговоров в г.Ашхабад (столица Туркмении), главы государств Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана заявили о своем желании присоединиться к создаваемому Содружеству, аналогичные намерения выразили Азербайджан и Армения.[4]
17 декабря Горбачев и Ельцин
достигли договоренности о
Первая встреча глав 11-ти государств СНГ состоялась 30 декабря 1991 в Минске. В ходе ее было подписано сог
лашение, признававшее необходимость Объединенного командования стратегическими ядерными силами и совместного контроля над оружием массового уничтожения, находившегося на вооружении бывшего СССР. Государства СНГ, бывшие сторонниками более тесного сближения, продолжали стремиться к дальнейшему взаимодействию. 29 марта 1996 президенты Беларуси, России, Казахстана и Киргизии подписали в Москве договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Он был направлен на создание более тесного объединения («Сообщества интегрированных государств»), расширение сотрудничества в экономике, науке, культуре и социальной сфере при сохранении суверенитета сторон. Предусматривалось создание механизмов координации внешней политики, общей системы безопасности и безопасности границ, а также создание межгосударственного совета (во главе с президентом Беларуси Александром Лукашенко) и паритетного межпарламентского комитета.
На 9-й встрече в верхах (Москва, май 1993)
главы 9-ти государств одобрили предложение
президентов Казахстана и России о создании
в будущем экономического союза по образцу
Евросоюза. Против этого выступил президент
Туркменистана С.А.Ниязов, настаивавший
на сотрудничестве на основе двусторонних
договоров. В августе того же года президенты
России (Б.Н.Ельцин), Казахстана (Н.А.Назарбаев)
и Узбекистана (И.А.Каримов) подписали
в Москве соглашение, в котором предусматривалось
образование экономического и валютного
союза, открытого для присоединения других
государств. Предполагалось сохранить
рубль в качестве общей валюты; идею создания
рублевой зоны поддержала Армения. Тем
не менее, это соглашение не было реализовано,
в ноябре Казахстан, Узбекистан и Армения
ввели собственные валюты.[13]
1.2 Особенности современного развития СНГ
Роль СНГ на мировой арене немаловажна и не в последнюю очередь определяется тем огромным людским, природным, экономическим и культурным потенциалом, которым располагают входящие в него страны. Ведь в них проживает около 300 млн. человек. (Приложение В)
Территория СНГ, простираясь на 11 часовых поясов, занимает без малого шестую часть обитаемой суши планеты, а если быть абсолютно точным, то 22229,6 тыс.кв.км, что почти в 7 раз превышает площадь всех 15 государств Европейского Союза. Чтобы пересечь территорию СНГ с севера на юг, надо проехать около 5 тысяч километров, а с запада на восток - почти вдвое больше.[3]
Здесь сосредоточено 10% - ресурсообразующих товаров. Среди них пользующиеся спросом на мировом рынке: нефть и природный газ, уголь, лес, цветные и редкие металлы, калийные соли и прочие ископаемые, а также запасы пресной воды и земельные массивы, пригодные для земледелия и строительства. Только разведанные месторождения нефти в России составляют 13% мировых, в Азербайджане - более 10, в Казахстане и Туркменистане - около 10%. В России сосредоточено около 35% мировых запасов природного газа, в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане - почти 20%. Основные запасы алмазов, бокситов, медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в России. Большие залежи железной руды, бокситов, медных руд расположены на Украине, в Казахстане.
Если
всем этим естественным ресурсам и
трудовым достижениям дать “местную
прописку”, то титул самой богатой
страны СНГ, конечно же, достанется
России, обладающей огромным производственным
и научно-техническим
Одно из ведущих мест в мире по запасам меди, серебра, золота, свинца, цинка, вольфрама, природного газа и других ископаемых занимает Узбекистан. Только разведанные запасы минеральных ресурсов оцениваются экспертами примерно в 3 триллиона долларов. А по объемам добычи золота страна занимает второе место в Содружестве (после России) и первое - в расчете на душу населения.
В пятерку крупнейших стран мира по запасам природного газа входит Туркменистан. Велики разведанные ресурсы нефти и каменного угля, открыты перспективные месторождения различных солей, серы, коалинов, озокерита, благородных металлов, в том числе золота, уникальных самоцветов - яшмы, агатов, кварцевых жеодов, мраморных ониксов и других.
Словом,
государства СНГ располагают
мощнейшим природным, производственным
и научно-техническим
2 Внешнеэкономические факторы развития стран СНГ
2.1 Анализ основных экономических проблем СНГ
Когда распался Советский Союз, сохранение многовековых экономических связей между новыми независимыми государствами большинству их руководителей (за исключением лидеров стран Прибалтики) представлялось задачей первостепенной важности. Для одних государств, в том числе для России, важно было сохранить традиционные рынки сбыта своих неконкурентоспособных готовых изделий, для других – как можно дольше сохранить сложившуюся в недрах командно-распределительной экономики систему донорства в пользу менее развитых союзных республик за счет более развитых. Тогда казалось, что сохранить целостность постсоветского экономического пространства не составит труда. Ведь здесь давно сложились устойчивые межреспубликанские хозяйственные связи, а между новорожденными государствами еще не было никаких торговых барьеров, на первых порах существовала единая валюта, действовали единые технические стандарты, сертификаты качества товаров и т. п.
Наконец,
все это пространство связывалось
развитой транспортной и коммуникационной
инфраструктурой, единой энергетической
системой и единым языком межнационального
общения.[15] В СНГ куда больше предпосылок
для интеграции, чем в Евросоюзе. Однако
упускались из вида два важнейших обстоятельства.
Во-первых, переход от командно-распределительной
экономики к рыночной перемещает национальные
хозяйства стран СНГ в совершенно иную
систему координат, где действуют принципиально
новые правила игры. Здесь появляются
такие неведомые бывшим союзным республикам
факторы, как национальная конкурентоспособность;
свободный выбор внешнеэкономических
партнеров не только в ближнем, но и, что
особенно важно, в дальнем зарубежье; асимметрия
национальных экономических интересов,
обусловленная разным уровнем технико-
экономического развития стран, разной
структурой их производства, и многие
другие. Во-вторых, реально интегрироваться
способны далеко не все страны. Дело в
том, что основой реального интегрирования
национальных экономик является высокий
уровень индустриализации и диверсификации
производства и обмена, когда страны взаимодополняют
друг друга в широком диапазоне самых
разнообразных товаров и услуг, когда
внутриотраслевая торговля достигает
высокого уровня, дополняя и даже вытесняя
межотраслевую торговлю. Лишь на таком
этапе технико-экономического развития
страны все теснее привязываются друг
к другу тысячами торговых, производственных,
финансовых и прочих связей и все более
превращаются в целостный экономический
организм.[11] Понятно, что такое их сращивание
достигается лишь на весьма продвинутом
этапе развития обрабатывающей промышленности
и прежде всего ее высокотехнологичных
отраслей. Эта закономерность международного
экономического интегрирования убедительно
подтверждается полувековой практикой.
Не удивительно, что, несмотря на все усилия
интеграторов и на отдельные примеры относительно
удачного хозяйственного взаимодействия
стран СНГ на двусторонней основе, экономическое
пространство Содружества неуклонно расползается
по швам. Общепризнанным показателем интенсивности
межстрановых экономических связей является
доля их взаимной торговли в общем объеме
товарооборота со всеми странами мира.
В этом показателе находит отражение и
уровень технико-экономического развития
стран- партнеров, и масштабы обмена инвестициями,
и состояние производственного кооперирования
их предприятий, и многие другие аспекты
реального сращивания их национальных
экономик. Еще важнее, с точки зрения интеграции,
процентное отношение объема взаимной
торговли (либо взаимного экспорта) стран-партнеров
к совокупному объему их ВВП. Этот показатель
характеризует степень экономической
открытости стран по отношению друг к
другу. Расчеты показывают, что такое взаимосцепление
убывает еще быстрее (Приложение А) , чем
доля взаимной торговли стран Содружества
(Приложение Е). Положение усугубляется
тем, что в товарообороте внутри СНГ доля
готовых изделий, в особенности машин
и транспортных средств неуклонно уменьшается,
а доля базовых ресурсов растет (Приложение
Д). С 2003 г. по 2006 г. удельный вес базовых
ресурсов во взаимном экспорте СНГ возрос
в 2,2 раза, в том числе топлива и сырья –
более чем вчетверо. В то же время доля
машин и транспортных средств упала в
1,7 раза, а изделий легкой промышленности
– в 2,5 раза.[3]Это происходит, прежде всего,
из-за неконкурентоспособности местных
готовых изделий по сравнению с аналогами,
импортируемыми из дальнего зарубежья.
И рядовые потребители, и инвесторы предпочитают
покупать пусть более дорогие, но зато
качественные и надежные товары, изготовленные
в развитых странах рыночной экономики,
где конкуренция вынуждает производителей
постоянно совершенствовать свою продукцию.
Импортируемые из дальнего зарубежья
товары как бы выдавливают готовые изделия
из внутри регионального товарооборота
Содружества, что ведет к возрастанию
в нем доли топливно-сырьевых ресурсов,
металлов и других базовых товаров.
Информация о работе Роль России в развитии экономического сотрудничества СНГ