Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:18, курсовая работа
Целью данной работы является проведение анализа эффективности интеграционных процессов в СНГ и их влияние на экономическое развитие России. Реализация цели исследования обусловила постановку следующих взаимосвязанных задач, отражающих логическую структуру и последовательность предпринятого исследования:
- исследование значения экономической интеграции для России;
- исследование современного состояния интеграционных процессов России и СНГ;
- исследование перспектив экономической интеграции стран СНГ.
Введение 3
1 Экономический потенциал стран содружества независимых 5
1.1 История создания и развития СНГ 5
1.2 Особенности современного развития СНГ 7
2 Внешнеэкономические факторы развития стран СНГ 7
2.1 Анализ основных экономических проблем СНГ 9
2.2 Состояние и перспективы развития экономики стран СНГ 11
3 Перспективы развития интеграционных процессов в рамках СНГ 14
3.1 Состояние интеграционных процессов России и СНГ 14
3.2 Перспективы экономической интеграции стран СНГ 14
4 Роль России в развитии экономического сотрудничества СНГ 15
4.1 Оценка деятельности России в составе СНГ 18
4.2 Стратегия взаимодействия России со странами- участниками СНГ 21
Заключение 25
Список использованных источников 25
Следует
признать: новая Россия так и не
смогла взять на себя роль главного
интегратора постсоветского мира. Ее отношения
с постсоветскими странами лишены ярко
выраженного интеграционного характера
и переведены на уровень выстраивания
двусторонних отношений. В результате
СНГ так и осталось «содружеством на бумаге».[1]
Параллельно с ним появилось несколько
субрегиональных интеграционных группировок.
Но это не привело к реинтеграции постсоветского
пространства ни в формате двенадцати
стран СНГ, ни в рамках ЕврАзЭС, ни в
ЕЭП, «большой четверки» (Россия, Белоруссия,
Казахстан, Украина), ни в российско-белорусском
Союзном государстве. Вместе с тем роль
России велика в смысле поддержания жизнеспособности
новоиспеченных стран, которые до сих
пор так и не сформировались как самодостаточные
государства. Взять хотя бы такие факты,
так неоднократное списание много миллиардных
долгов постсоветских стран, льготные
цены на российские энергоносители, режим
свободного перемещения граждан в пределах
СНГ, в результате действия которого, по
оценке МВД РФ, из России в государства
Содружества мигрантами-гастарбайтерами
ежегодно вывозится 16-20 млрд. дол. Другими
словами Россия помогает содержать социально-
экономическую напряженность в этих странах.
При этом выгоды России от использования
рабочих – мигрантов никто не подсчитывал,
а вот потери видны невооруженным взглядом.
К примеру, именно наличие миллионов мигрантов
из стран СНГ обусловлены понижение цены
рабочей силы в России и закрепление низкого
уровня заработной платы рабочих и служащих
титульных наций. В конечном итоге это
ведет к дальнейшему усилению социального
расслоения населения и росту социально-этнического
напряжения в стране. Процессы дезинтеграции
постсоветского пространства, к сожалению,
еще не закончились.[14] Это произойдет
только тогда, когда Россия стане проводить
продуманную и целеустремленную политику,
направленную на объединению хотя бы ключевых
государств СНГ, чтобы выйти на качественно
новый уровень экономического развития
и совместно противостоять вызовам глобализации.
А странам Содружества, в свою очередь,
начнут осознавать, что в условиях глобализующегося
мира сохранить фактическую независимость
они смогут лишь организовавшись вместе
с Россией в реально действующее и эффективное
интеграционное сообщество. Период после
развала СССР четко подразделяется на
два этапа, равных по времени, но различающихся
по подходам России к постсоветской интеграции.
Первые восемь лет ( с 1991-1999года) были эпохой
первого президента РФ Б.Ельцина, которую
следует характеризовать как период безудержной
дезинтеграции и ускоренного размежевания
новых суверенных государств. Вторая восьмилетка
( 1999-2008года) связана с приходом в Кремль
В. Путина, который внес существенные коррективы
во взаимоотношения со странами СНГ в
рамках провозглашенного им нового курса
на стратегическое партнерство.
4.2 Стратегия взаимодействия России со странами- участниками СНГ
Отношения со странами СНГ являются главным приоритетом российской внешней политики. Здесь концентрируются наши интересы в сфере безопасности и экономики, отсюда исходят серьезные вызовы, включая нелегальную иммиграцию и организованную преступность:
Как показывает накопленный опыт и осознают наши зарубежные партнеры по СНГ, торгово-экономическое сотрудничество с Россией является необходимым условием устойчивого развития стран Содружества. Речь идет о важных общих ресурсах национального развития, являющихся продуктом экономической взаимодополняемости и многолетнего совместного существования в рамках единого государства. В обозримой перспективе никакие внешние партнеры или альтернативные интеграционные форматы не смогут заменить роль России как в двустороннем плане, так и в СНГ в целом и в форматах разноуровневой интеграции. Желательный конечный результат – создание экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из ее участников.
В дальнейшем углублении интеграционных процессов приоритетное значение приобретает формирование единого экономического пространства. Осуществляемый в этом контексте поэтапный переход в двусторонних отношениях на универсальные рыночные принципы, несмотря на все возникающие сложности, создает условия для выведения российско-белорусского взаимодействия на качественно новый уровень и будет способствовать поиску оптимальной модели строительства Союзного государства.
Состояние российско-украинских отношений проецируется на процессы на всем пространстве СНГ и на европейском континенте в целом. Россия стремится к углублению связей с Украиной на основе принципов добрососедства, прагматизма и взаимной выгоды. Уникальным механизмом реализации этой цели является Российско-Украинская межгосударственная комиссия во главе с президентами двух стран.
Заключение
Подводя итог работе, отметим, что образование Содружества Независимых Государств стало значимым событием последней четверти ХХ века. Прежде всего СНГ выполнило важнейшую историческую задачу становления суверенных независимых государств после распада СССР. В рамках СНГ новые государства впервые почувствовали себя самостоятельными в системе международных отношений.
В своем развитии СНГ уже преодолело примитивный сценарий «или интеграция, или дезинтеграция». Процессы, происходящие в Содружестве, имеют более сложный характер. Отношения на постсоветском пространстве становятся полноценными международными отношениями. Это свидетельствует о том, что оно оформляется в международный регион. СНГ при этом является фактором изначального структурирования пространства, и эта его роль пока еще не сыграна до конца. Несмотря на неравномерность экономического развития, страны Содружество смогло сформировать институты и механизмы межгосударственного взаимодействия, создать основы рыночного хозяйства, преодолеть негативные тенденции 90-х годов.
До сих пор определение «страны СНГ» подразумевало достаточный набор общих политических и экономических характеристик и общих проблем, позволяющих говорить об этих странах как о более или менее однородной группе. На самом деле это не так. Несмотря на общее советское наследие, медленные темпы рыночных реформ, наблюдаемые антидемократические тенденции и угрозу оказаться на периферии европейских и мировых интеграционных процессов, страны отличаются друг от друга.
Несомненно, Россия имеет наиболее высокие шансы стать важнейшим интегрирующим фактором на постсоветском пространстве.
С другой стороны, в будущем расхождение траекторий развития отдельных стран представляется неизбежным. Оно будет происходить как в результате разных темпов и направлений реформ экономики и государства, так и под влиянием внешних факторов.
К
сожалению, СНГ, как многосторонняя
организация и система
Дальнейшая судьба СНГ будет решаться, в первую очередь, внутри стран Содружества и зависеть от силы институтов гражданского общества, среднего класса и от приверженности общества в целом демократическим принципам. Результат этой борьбы определит не только степень гражданских свобод и демократизации, но и шансы на улучшение предпринимательского климата, которые во многом будут зависеть от влияния политического фактора.
Что
касается ближайших и более отдаленных
перспектив дальнейшего развития интеграционных
процессов в постсоветском пространстве,
то, несмотря на то, что в настоящее время
в наибольшей мере по пути интеграции
продвинулись Россия и Белоруссия, ядром
модели формирования единого экономического
и иного пространства в рамках СНГ мог
бы стать, очевидно, не «союз двух», а скорее
«союз четырех» в рамках ЕврАзЭС.
Список использованных источников
2. Концепция внешней политики : указ Президента Российской Федерации от 12.07.2008 № Пр-1440 : URL: http://archive.kremlin.ru (дата обращения: 05.05.2010).
3.Годовые данные по СНГ в целом: URL: http://www.cisstat.com (дата обращения: 29.04.2010).
4. Зазулина З.К. Мировая экономика: учебник: Юристъ, 2000. 657 с.
6.Состояние
и перспективы развития
5.Шлык
Н.Л. Мировая экономика (
6.Абалкина
А.Интеграция рынков
7.Амирбеков
Ф. Интеграция финансовых
8.Арестов
О. Интеграционные процессы в
странах СНГ в условиях
9.Внешняя торговля стран содружества независимых государств // Общество и экономика. 2008. № 10-11. С. 274-281.
10.Гвозденко Д. Состояние и перспективы интеграции стран СНГ // Экономист. 2004. №2. С. 58-66.
11.Глазьев С. Перспективы экономического развития СНГ при инерционном сценариях взаимодействия стран участниц // Российский экономический журнал. 2008. №7-8. С. 24-35.
12.Годин
Ю.Россия и СНГ:
13.Евстратьев С.Ф. Структуризация проблем развития стран в условиях глобализации мировой экономики ( на примере стран бывшего СССР) // 14.Экономическое возрождение России. 2009. №2. С. 82-86.
Информация о работе Роль России в развитии экономического сотрудничества СНГ