Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 16:32, курсовая работа
Целью написания этой работы является рассмотрение такого вопроса как система платежей за природные ресурсы, а точнее рассмотрение рынка природных ресурсов, какова роль государственного регулирования. Меня заинтересовал этот вопрос, поскольку я считаю его наиболее актуальным на сегодняшний день. Я полагаю, что каждый человек обязан рационально использовать природные ресурсы, так как они небезграничны.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I…………………………………………………………………………..….4
Природные ресурсы………………………………………………………...…4
Экономическая классификация природных ресурсов………………...…..10
Экономическая оценка природных ресурсов……………………………...14
Глава II…………………………………………………………………………...25
2.1 Экономическая основа платежей за природные ресурсы………………...25
2.2 Анализ ситуации на рынке ресурсов на основе теории игр…………..….28
Глава III…………………………………………………………………………..31
Регулирование рынков природных ресурсов…………………………..….31
Проблемы совершенствования управления природными ресурсами…....32
Способность рынка самостоятельно преодолевать провалы……………..36
Заключение………………………………………………………………………38
Список используемой литературы…………………………………….…….…40
Единым объектом минерально-сырьевых ресурсов обычно служат месторождения полезных ископаемых. К месторождениям теоретически относят такие участки земной коры в которых "в результате тех или иных геологических процессов произошло накопление минерального вещества, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования" (Смирнов, 1965 г., стр.5).
Хозяйственная (промышленная) ценность каждого месторождения определяется чрезвычайно широким кругом факторов, которые, однако, в большинстве геологических и геолого-экономических работ сводятся к следующим группам или оценочным параметрам (Красников, 1965 г.):
1. Масштаб месторождения, определяемый его суммарными запасами;
2. Качество полезного ископаемого (вещественный состав и технологические свойства);
3. Продуктивность основных залежей, характеризующая степень сосредоточения в них запасов полезного ископаемого;
4. Горнотехнические условия эксплуатации месторождения;
5. Экономика района месторождения.
Кроме того, предлагается учитывать дефицитность данного вида ресурсов и его народнохозяйственное значение. По народнохозяйственному значению запасы полезных ископаемых подразделяются на две группы, подлежащие отдельному подсчету, утверждению и учету: балансовые запасы, использование которых экономически целесообразно и которые должны отвечать кондициям, устанавливаемым для подсчета запасов в недрах; забалансовые запасы, использование которых в настоящее время по технико-экономическим причинам не целесообразно, но которые в дальнейшем могут стать объектом промышленного освоения (Крейтер, 1961 г.). Кондиции, на основании которых производится подразделение на указанные группы, устанавливаются государственными органами для каждого месторождения на основании технико-экономических расчетов, исходя из условий эксплуатации месторождения, количества запасов, ценности и технологий переработки. Кондиции отражают требования промышленности, обоснованные технико-экономическими расчетами. Отнесение запасов полезных ископаемых к балансовым отражает, наряду с чисто технологическими соображениями, требования экономической эффективности использования месторождения и, следовательно, представляет собой по существу этап экономической оценки ресурсов.
Лесные ресурсы - это один из видов биологических ресурсов. Лесосырьевые ресурсы имеют огромное жизненное значение: с их использованием связаны мощные отрасли промышленности, значительная часть работающего населения.
Важной особенностью лесных ресурсов является возможность многоцелевого использования.
С точки зрения методов оценки важное свойство лесов (как и с/х ресурсов) - их ареальное, площадное распространение. С этим связаны некоторые методические особенности оценки лесных ресурсов. Во-первых, оценка может проводиться в различных территориальных масштабах - от небольших участков внутри лесных кварталов до обширных зон. Во-вторых, возможна параллельная разработка двух рядов оценок - по природным и по хозяйственным единицам. В первом случае объектом оценки выступают технологически однородные, имеющие сходную биоценотическую структуру участки леса. Во втором случае рассматриваются единицы хозяйственного лесопользования - территории предприятий лесной промышленности (или лесхоза), лесосырьевые базы, лесоэкономические районы, лесные ресурсы экономических районов и т.д.
Основными элементами оценки лесных ресурсов следует рассматривать следующие:
1. Объем - общая площадь лесов оцениваемого объекта, суммарный запас древесины;
2. Природные свойства - концентрация запасов (запас на единицу площади), качество и структура древостоев (состав по породам, бонитетам, классам возраста);
3. Природные и экономические условия освоения.
Эти элементы относятся к лесопромышленному использованию, т.е. к вырубке лесов для получения древесного сырья, поскольку данный вид использования имеет наибольшее хозяйственное значение.
Леса, в отличие от полезных ископаемых занимают определенную площадь земной поверхности и доступны для непосредственного обозрения, их можно учесть с исчерпывающей полнотой. В практике отечественного лесного хозяйства осуществляется комплекс взаимосвязанных мероприятий по инвентаризации лесов, изучение природных и экономических условий лесного хозяйства отдельных районов, выявлению технической ценности лесов, их особенностей и требований с точки зрения лесоводства, проектирование рационального режима использования и воспроизводства лесных ресурсов.
Сельскохозяйственные ресурсы, включающие сложный комплекс компонентов природного ландшафта, представляют собой специфические сочетания почв, рельефа, климата (для естественных кормовых угодий -растительности), используемые для выращивания сельскохозяйственных культур. Они принадлежат к важнейшим повсеместно распространенным природным богатствам. Сельскохозяйственные ресурсы, как и лесные, принадлежат к возобновимым, используемым при соблюдении определенных условий непрерывно. В отличие от минерально-сырьевых или лесных земельные ресурсы при наиболее экономически важном виде их использования - земледельческом - становятся средством производства. Изымаются из природы в данном случае не сами ресурсы, а лишь полученные с их помощью растительные продукты.
При использовании сельскохозяйственных ресурсов наиболее ярко проявляется взаимосвязанность воздействия всех природных компонентов. Поскольку основным свойством земель, используемым в сельскохозяйственном производстве, является их плодородие, то выявление закономерных географических различий в природно обусловленном уровне продуктивности занимает центральное место.
Чрезвычайно важно с точки зрения методики экономической оценки свойством земель (в более широком плане - территории) выступает универсальность ее использования. Она является всеобщим предметом, средством труда, необходимым условием любого вида материального производства.
Другая сторона продуктивности земель - ее тесная связь со способами земледелия. Фактически всегда наблюдается экологическое плодородие земли, в котором переплетаются элементы, зависящие от природы и созданные трудом человека. Продуктивность сельскохозяйственных ресурсов может оцениваться лишь относительно, в соответствии с данным уровнем развития техники в земледелии. С точки зрения задач экономической оценки не менее важен другой аспект проблемы взаимоотношения особенностей ресурсов и применяемой техники. Речь идет о том, что определенным свойствам сельскохозяйственных ресурсов соответствует качественно специфическая техническая система их использования, которая складывается из комплекса агротехнических приемов.
Существенно то, что за каждым специфическим, т.е. наиболее полно учитывающим природные свойства данного типа земель, агротехническим комплексом стоят определенные экономические показатели, выражающиеся в величине капитальных и текущих затрат на единицу земельной площади.
Водные ресурсы имеют исключительно важное хозяйственное значение. Они считаются неисчерпаемыми, но в своем размещении они испытывают прямое и косвенное воздействие других компонентов природного комплекса, вследствие этого они отличаются большой изменчивостью неравномерностью распределения.
Своеобразие природных ресурсов определяется главным образом непрерывной подвижностью участвующей в круговороте воды. В соответствии с местом в этом круговороте воды на Земле выступают в различных формах, имеющих неодинаковую ценность с точки зрения удовлетворения человеческих потребностей, т.е. в качестве ресурсов.
Водные ресурсы отличаются большой сложностью территориальных форм. Многие особенности водных ресурсов вытекают из своеобразия способов их использования. За редкими исключениями, вода не используется непосредственно для создания каких-либо материалов с преобразованием в другое вещество и безвозвратным изъятием из природного круговорота, как это происходит с минерально-сырьевыми или лесными ресурсами. Наоборот, в ходе использования водные ресурсы либо остаются в природных каналах стока (водный транспорт, гидроэнергетика, рыбное хозяйство и т.д.), либо возвращаются в круговорот воды (орошение, все виды хозяйственного и бытового водоснабжения). Поэтому принципиально использование водных ресурсов не ведет к их истощению.
Однако на
практике дело обстоит сложнее. Использование
воды для растворения и
С неисчерпаемостью водных ресурсов и особенностями их использования связано их специфическое место в системе экономических отношений. До недавнего времени сравнительное изобилие воды, и возможность в большинстве случаев удовлетворения всех потребностей в ней исключали воду, как и воздух, из системы экономических отношений. Исключение составляли аридные районы, где дефицит воды и необходимость больших материальных и трудовых затрат на организацию водоснабжения издавна делали воду объектом сложных экономических и правовых отношений.
В связи со стремительным ростом водопотребления по мере возникновения дефицита водных ресурсов во все большем числе районов ситуация стала меняться. Возникла необходимость в механизме регулирования использования ограниченных водных ресурсов и распределения их между потребителями - экономическом или административном.
ГЛАВА II
2.1 Экономическая основа платежей за природные ресурсы1
Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки получаемых благ и приносимого вреда в сферах использования земли недр земли, воздушных и водных сред.
Если приведенные методы экономической оценки природных ресурсов позволяют оценить частичное использование ценностного курса на момент расчета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме, выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности технологии, продолжительности хранения и их добычи (например, жидкой нефти, перетекающей по закону сообщающихся сосудов)
Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют работы по сохранению и воспроизводству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы. Существуют следующие методы оценки1 природных ресурсов:
• воспроизводственный метод позволяет определять стоимость природного ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства частично потребляемого вида сырья на планируемый период;
• результативный метод позволяет вести экономическую оценку только природных ресурсов, приносящих доход, через разницу доходов и текущих затрат;
• рентный и монопольно-ведомственный методы расчёта исходят из выбора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах, ориентированных на средний уровень, с обоснованием разделения собственника ресурсов и его пользователя.
Система платежей за природные ресурсы включает: 1) плату за право пользования природными ресурсами; 2) плату за частичное их восстановление;
3) штрафные платежи за превышение минимального использования природных ресурсов.
Платежи за природные
ресурсы разделены между
• налог на пользование недрами;
• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
• водный налог;
• лесной доход;
• экологический налог.
К местным налогам относится земельный налог.
Поступления в консолидированный бюджет РФ платежей за пользование природными ресурсами характеризует табл. 1:
Таблица 1. Платежи за пользование природными ресурсами (млрд. руб.)2
Платежи |
1999 |
2000 |
2001 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
12 291 |
21 175 |
37 174 |
из них: |
|||
1. Плата за недра |
5832 |
10533 |
15692 |
2. Отчисления за воспроизводство минерально-сырьевой базы |
2250 |
3947 |
10293 |
3. Земельные налоги и арендная плата за землю |
3292 |
5262 |
9508 |
4. Прочие платежи за пользование природными ресурсами |
916 |
1 432 |
1681 |
Информация о работе Роль государства на рынке природных ресурсов