Роль государства по стимулированию и привлечению инвестиций в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшими условиями экономического роста, обеспечения незави-симости и безопасности Республики Беларусь являются оптимизация накоплений и активное инвестирование.
Понятие инвестиция прочно вошло в нашу общественно-экономическую жизнь. Оно используется политиками, учеными, банкирами, руководителями, специалистами предприятий и организаций. Инвестиционную деятельность и ее состояние в Республике Беларусь освещают все средства массовой информации. Интерес к проблемам инвестиций неуклонно возрастает.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1 ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС..................................5
1.1 Экономическая сущность и классификация инвестиций............................5
1.2 Факторы и роль инвестиций в достижении макроэкономического
равновесия.......................................................................................................8
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ...........................................12
2.1 Государственное регулирование и поддержка инвестиционной
деятельности..................................................................................................12
2.2 Правовое обеспечение инвестиционной деятельности.............................14
2.3 Формы привлечения и государственного регулирования
иностранных инвестиций..............................................................................16
3 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ.....................................................................................................23
3.1 Состояние и проблемы в инвестиционной сфереРеспублики
Беларусь.........................................................................................................23
3.2 Роль государства по стимулированию и привлечению
инвестиций в Республике Беларусь................................................................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................37

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиции и их роль в обеспечении макроэкономического.docx

— 365.06 Кб (Скачать файл)

• определения условий владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами;

• принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции субъектов инвестиционной деятельности;

• определения условий приватизации объектов государственной собственности, включая объекты незавершенного строительства. Опыт зарубежных стран (например, Польши, Чехии, Венгрии и др.) свидетельствует, что ускорение приватизации позволяет существенно активизировать инвестиционные процессы, особенно за счет притока иностранного капитала. При этом для иностранных инвесторов весьма важным является наличие в стране права собственности на землю;

• содействия развитию рынка ценных бумаг;

• проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики. Как показала практика, изменения в финансово-кредитных факторах воспроизводства (объем и направление бюджетных средств, налоговые и процентные ставки, нормы обязательных резервов, предоставляемые льготы и т.д.) оказывают влияние на принятие субъектами хозяйствования инвестиционных решений. Так, освобождение от налогообложения суммы прибыли, направляемой предприятием на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение банковских кредитов, полученных и использованных на эти цели, заинтересовывает в проведении технического перевооружения и модернизации производства, в строительстве жилья для работников предприятия.

Ввиду того, что использование финансовых методов стимулирования инвестиционной деятельности ограничено возможностями государственного бюджета, приоритетными на долгосрочную перспективу будут методы денежно-кредитной политики. Крайне важна эффективная валютная политика, ибо продолжающаяся утечка капитала усиливает инвестиционный голод в стране, не способствует укреплению национальной валюты.

Таким образом, для регулирования инвестиционной деятельности и ее активизации государство использует комплекс экономических и административных методов воздействия, которые тесно переплетаются между собой.

 

    1. Правовое обеспечение инвестиционной деятельности

 

 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования инвесторов, защиты их прав, привлечения в страну иностранных инвестиций. Оно предусматривает как прямое участие государства в инвестиционной деятельности, так и создание благоприятных условий для ее развития.

Законодательно установлено, что прямое участие государства в инвестиционной деятельности может осуществляться путем:

- принятия  государственных инвестиционных  программ и финансирования их за счет средств республиканского (федерального) бюджета;

- предоставления  централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования, инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;

-предоставления  гарантий правительства по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов, проведения их государственной комплексной экспертизы;

- предоставления  концессий национальным и иностранным инвесторам.

Законодательно также установлено и создание благоприятных условий для реализации инвестиционной деятельности путем:

- оказания  инвесторам государственной поддержки, защиты их интересов, создания свободных экономических зон;

- определения  условий владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водами и лесами;

- принятия  антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции, определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;

- содействия  развитию рынка ценных бумаг, проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, кредитной и другой политики;

- использование  других форм в соответствии с законодательством.

Государство гарантирует инвестору:

- право собственности  и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает их;

- равенство  прав, предоставляемых инвесторам  независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту их прав и интересов;

- стабильность  прав инвестора по осуществлению и прекращению инвестиционной деятельности.

Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности, а также распоряжаться полученной прибылью, в том числе осуществлять ее реинвестирование. Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов и других обязательных платежей беспрепятственный перевод прибыли (дохода), полученной в результате инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности.

В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право получить государственную поддержку. При этом инвестиционным проектом признается совокупность документов, характеризующих замысел о вложении и использовании инвестиций и его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени.

Государственная поддержка инвестиционных проектов может оказываться в виде предоставления: льгот по налоговым и таможенным платежам, гарантии правительства, централизованных инвестиционных ресурсов. Она может осуществляться и с применением иных ее видов, установлением дополнительных гарантий инвестору.

С целью подготовки заключения для принятия решений о государственной поддержке проектов проводится государственная комплексная экспертиза.

Основными критериями оценки инвестиционных проектов при проведении государственной комплексной экспертизы, установленными законодательно, являются:

- актуальность  инвестиционного проекта и его соответствие стратегии развития отрасли;

- финансовое  состояние организации-инвестора;

- техническая, технологическая, финансовая возможность  и 

целесообразность реализации проекта в намечаемых условиях осуществления инвестиционной деятельности;

- обоснованность  инвестиционных затрат по инвестиционному проекту и государственного участия в его реализации;

- научно-технический уровень привлекаемых и (или) создаваемых технологий;

- конкурентоспособность  производимой продукции (работ, услуг) и перспективность рынков сбыта, эффективность стратегии маркетинга организации-инвестора;

- сравнительные  показатели эффективности и устойчивости  проекта.

Для оказания государственной поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор. Его условия заключения регламентируются законодательно.

 

    1. Формы привлечения и государственного регулирования

иностранных инвестиций

 

 

Иностранные инвестиции, как отмечалось выше, представляют собой все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (доходов). Объектами инвестиций могут быть вновь создаваемые (модернизируемые) основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности, имущественные права и др.

Пути осуществления иностранных инвестиций:

- приобретение  предприятий, зданий, сооружений, акций, облигаций и других ценных бумаг, иного имущества, которое в соответствии с законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;

- долевое  участие в отечественных предприятиях (мероприятиях), создаваемых совместно с иностранными юридическими лицами и гражданами;

- создание  предприятий, полностью принадлежащих  иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;

- приобретение  прав пользования землей и  иными природными ресурсами, имущественными правами, а также иная деятельность по осуществлению инвестиций, не запрещенная законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав [11, c. 200].

Вложения иностранного капитала могут осуществлять: иностранные юридические лица, созданные по законодательству своей страны (компании, фирмы, ассоциации и т.п.), иностранные граждане и лица без гражданства, соотечественники, постоянно проживающие за границей и зарегистрированные для осуществления предпринимательской деятельности в стране гражданства или постоянного места жительства, иностранные государства и международные организации. Права и обязанности иностранных инвесторов регулируются соответствующим отечественным законодательством, предусматривающим нормы и правила присутствия иностранных инвестиций и направленным как на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, так и на обеспечение национальной безопасности.

Государственное регулирование иностранных инвестиций включает правовое, административное, налоговое, валютное и таможенное воздействие государства законодательными мерами на иностранных инвесторов. Приоритет здесь следует отдать правовому регулированию.

Правовое регулирование предусматривает предоставление иностранным инвесторам, как это и принято в международной практике, режима, какой имеет место в его национальных деловых кругах. Так, например, иностранные инвестиции не подлежат национализации, кроме исключительных случаев, предусмотренных законодательством. Инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, понесенных из-за неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Заключаемые с зарубежными странами соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций и гарантируют регулирование взаимоотношений заинтересованных субъектов на международном уровне. Это и межправительственные соглашения о взаимной защите и поощрении капиталовложений, присоединение к различным международным конвенциям, регламентирующим порядок расширения инвестиционных споров между государственными и частными лицами, вступление в международные организации.

Административное регулирование иностранных инвестиций определяет порядок привлечения иностранных инвестиций на государственном уровне. Это создание, регистрация, экспертиза и утверждение инвестиционных проектов, контроль за соблюдением государственных норм и стандартов и др.

Налоговое регулирование включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие инвестиционной деятельности путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения (повышения) общего уровня налогообложения, разнообразных налоговых льгот, поощряющих деловую активность иностранных инвесторов.

Валютное регулирование заключается в регламентации государством порядка международных расчетов и сделок с валютными ценностями. Осуществляется оно нормативными актами и международными валютными соглашениями, регулированием использования иностранной валюты на территории страны на основе национального законодательства.

Таможенное регулирование иностранных инвестиций представляет собой совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу. Нормативным документом, систематизированным законодательным актом, определяющим правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, является таможенный кодекс.

Иностранные инвестиции достаточно привлекательны своим конечным результатом. Используя их, можно в короткий срок получить современное производство. Однако нынешняя ситуация на мировом рынке капитала позволяет предположить, что в ближайшее время конкуренция за иностранные инвестиции существенно обострится и нужны специальные меры по укреплению позиций среди потенциальных инвесторов, такие как снятие большинства ограничений на деятельность иностранных фирм и др.

Приток иностранных инвестиций можно получить путем концессионных и компенсационных соглашений, венчурного капитала, импорта лицензий, развития инвестиционного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Одной из форм привлечения иностранных кредитов могут быть компенсационные соглашения - форма внешнеторговых сделок, связанная с возмещением кредитов и услуг на определенных условиях и в установленные сроки, когда целевые банковские кредиты выделяются на развитие предприятий с условием их возврата поставщиками продукции. Такие сделки заключаются с иностранными торговыми или промышленными предприятиями (фирмами, компаниями) и другими организационными структурами.

Иностранный партнер может предоставить стране (республике) кредит и в счет него произвести поставку лицензий, оборудования, машин и т.п., например, для строительства промышленных и других объектов, а после ввода в эксплуатацию данного объекта закупить в этой стране часть продукции, выпускаемой этим объектом, в объеме, полностью покрывающем сумму предоставленного кредита, включая проценты. Это промышленные компенсационные соглашения. Собственником компенсационного объекта является страна-заказчик, на территории которой он создан.

Информация о работе Роль государства по стимулированию и привлечению инвестиций в Республике Беларусь