Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 16:08, курсовая работа
Важнейшими условиями экономического роста, обеспечения незави-симости и безопасности Республики Беларусь являются оптимизация накоплений и активное инвестирование.
Понятие инвестиция прочно вошло в нашу общественно-экономическую жизнь. Оно используется политиками, учеными, банкирами, руководителями, специалистами предприятий и организаций. Инвестиционную деятельность и ее состояние в Республике Беларусь освещают все средства массовой информации. Интерес к проблемам инвестиций неуклонно возрастает.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1 ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС..................................5
1.1 Экономическая сущность и классификация инвестиций............................5
1.2 Факторы и роль инвестиций в достижении макроэкономического
равновесия.......................................................................................................8
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ...........................................12
2.1 Государственное регулирование и поддержка инвестиционной
деятельности..................................................................................................12
2.2 Правовое обеспечение инвестиционной деятельности.............................14
2.3 Формы привлечения и государственного регулирования
иностранных инвестиций..............................................................................16
3 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ.....................................................................................................23
3.1 Состояние и проблемы в инвестиционной сфереРеспублики
Беларусь.........................................................................................................23
3.2 Роль государства по стимулированию и привлечению
инвестиций в Республике Беларусь................................................................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................37
В условиях активного развития национальной экономики требуются новые взгляды на проведение инвестиционной политики, новые методы ее осуществления. Необходимо, прежде всего, выделить вопросы решения инвестиционной триады, включая уточнение приоритетов развития экономики Республики Беларусь, определение и отбор эффективных инвестиционных проектов, поиск и привлечение инвестиций для их реализации.
Во-первых, следует уточнить основные составляющие выделенных приоритетов в соответствующих программах развития Беларуси. Необходимо углубить и конкретизировать видение проблем приоритетности инвестирования, сформулировать и подчеркнуть важность конкретных приоритетов с учетом их взаимосвязей с общей программой развития. Эти проблемы нашли и находят свое разрешение при формировании прогнозов и стратегических направлений развития национальной экономики в 2012 и последующие годы.
Во-вторых, необходимо наполнить приоритетные направления эффективными инвестиционными проектами. Этому должны предшествовать серьезные предынвестиционные исследования, разработка технико-экономических обоснований конкретных проектов с учетом углубленных исследований рынков сырья и сбыта предлагаемой продукции и услуг, оценка реальных финансовых возможностей предприятий, отраслей и экономики в целом, а также обоснованной оценки ожидаемых результатов (выгод) от их реализации. Инвестиционные проекты необходимо подвергать строгой экспертизе с учетом апробированных в мировой практике конкретных методов и методик их оценки, адаптированных к белорусским условиям (налоговое окружение, инфляционные процессы, риски и т.п.).
В-третьих, надо осуществить направленный поиск источников финансирования и конкретных инвесторов, желающих вложить свой капитал в прибыльное производство, дело. При этом необходимо объективно показать инвестору его возможную выгоду. Успех этой работы во многом определяется благоприятным инвестиционным климатом в стране, конкретной отрасли, регионе и инвестиционной привлекательностью конкретных предприятий и предлагаемых проектов.
При определении состояния инвестиционной сферы следует учитывать структуру и характер прямых иностранных инвестиций.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — это форма международных экономических отношений, значение которых постоянно растет в финансовой сфере, особенно на протяжении последних четырех десятилетий, когда риск инвестирования за рубежом существенно снизился. В настоящее время ПИИ стали одним из основных факторов увеличения международной торговли и изменения направлений международных потоков товаров и услуг.
Расчет показателя накопленных ПИИ на душу населения свидетельствует о том, что Республика Беларусь среди 28 стран с транзитивной экономикой опережает лишь 4 страны: Молдову, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.
Такая ситуация двойственно сказывается на инвестиционном климате в республике. С одной стороны, небольшой объем ПИИ является сигналом менее благоприятной бизнес среды для иностранных инвесторов по сравнению с другими странами с транзитивной экономикой. С другой стороны, иностранные инвесторы могут рассчитывать на низкий уровень конкуренции в интересующих их отраслях, а значит, и на более высокие прибыли при приобретении возможности ведения бизнеса.
В то же время для экономики Республики Беларусь низкий уровень ПИИ свидетельствует об упущенных возможностях по привлечению иностранного капитала и развитию новых производств в пользу стран-конкурентов за инвестиционные ресурсы, то есть многие мировые бренды различных товарных групп не стали производить в республике, а по-прежнему импортируются.
В соответствии с анализом данных по притокам и структуре ПИИ в республику, на основании информации Национального статистического комитета Республики Беларусь, величина ПИИ в экономику характеризуется тенденцией роста.
Динамика компонентов ПИИ до 2009 г. показывала, что прямые инвесторы предпочитали в основном кредитовать предприятия прямого инвестирования, чем инвестировать в основные активы и реинвестировать в расширение производства, внося свой вклад в формирование активов компаний.
Анализ ПИИ по количеству созданных предприятий прямого инвестирования показывает, что общее количество коммерческих организаций с иностранными инвестициями (КОИИ) с 2002 г. по 2008 г. увеличилось в 2,3 раза, до 4880 в 2008 г., что свидетельствует о росте привлекательности инвестиционного климата Беларуси. Однако в 2008 г. только 71 организация представляла собой филиалы ТНК, тогда как в странах—лидерах по привлеченным ПИИ на душу населения число филиалов исчисляется тысячами и десятками тысяч. Такая ситуация свидетельствует о том, что Республика Беларусь недополучает новейшие технологии с притоком ПИИ, поскольку ТНК предпочитают удерживать самые последние технологии и ноу-хау в пределах собственной глобальной сети филиалов.
Инвесторы выбирают страны с рыночной экономикой, где доминируют частная собственность и конкурентная среда. Как показали статистические данные, Республика Беларусь не стала исключением — ПИИ привлекаются в
частный сектор. Однако сравнительный анализ процесса трансформации к рыночной экономике стран с переходной экономикой по-прежнему показывает значительное отставание Республики Беларусь от остальных стран (за исключением Туркменистана) по показателям доли частной собственности в экономике и развитию конкуренции, что негативным образом сказывается на восприятии иностранными инвесторами нашей республики для размещения инвестиций и открытия новых производств.
По индексу экономической свободы, который свидетельствует о возможностях предпринимательства в условиях рыночной экономики и эффективного государственного управления, Республика Беларусь уступает всем странам с транзитивной экономикой, занимая 167-е место. Причем самые низкие рейтинги у республики по показателям:
● свобода финансов, что свидетельствует о зависимости банковской системы от государства;
● защита прав собственности, то есть экспроприация в стране возможна с высокой долей вероятности;
● свобода инвестиций, что отражает наличие барьеров при осуществлении реальных инвестиций;
● свобода от коррупции [10, с. 24].
Среди стран – непосредственных соседей Республики Беларусь по данному рейтингу довольно близки Украина (152) и Россия (146), в то время как Польша (80), Литва (30) и Латвия (45) значительно опережают, предоставляя иностранным инвесторам рыночные (естественные для частного капитала) условия экономической деятельности.
Анализ отраслевой структуры притока ПИИ показывает, что прямые иностранные инвестиции в Республике Беларусь к концу 2009 г. накопились в основном в сфере обрабатывающей промышленности и секторе услуг, значительную долю в котором занимают транспорт, а также торговля и общественное питание (таблица 1).
Таблица 1 – Распределение по сферам деятельности накопленных на конец 2009г. ПИИ и предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь, в процентах
Доля накопленных ПИИ |
Доля предприятий с иностранными инвестициями | |
Сельское хозяйство, охота, рыболовство, лесное хозяйство |
2,0 |
1,02 |
Промышленность |
33,8 |
26,86 |
Строительство |
2,9 |
4,95 |
Транспорт |
20,9 |
8,51 |
Торговля и общественное питание |
17,7 |
28,99 |
Связь |
2,2 |
0,82 |
Другие виды услуг |
20,3 |
28,86 |
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
Анализ региональной структуры поступления как иностранных инвестиций в целом, так и ПИИ в частности показывает значительную их дифференциацию по областям Беларуси. Оценивая структуру поступления иностранных инвестиций в 2008 г., необходимо отметить их высокую концентрацию в Минске и Минской области (56 и 28% соответственно). Распределение КОИИ и представительств в Республике Беларусь по регионам в 2009 г., как и в прошлые годы, показывает доминирование в этом направлении Минска (рисунок 2), в котором осуществляют свою деятельность 63% КОИИ и представительств.
Рисунок 2 – Региональное распределение компаний с иностранными инвестициями в Республике Беларусь на 01.07.2009г [10, с. 26]
Среди областей наиболее привлекательной по-прежнему остается Минская, а наименее привлекательными — Гомельская и Могилевская.
Предпочтение Беларуси в качестве страны-реципиента инвестиций, как показал 2010 год, отдают инвесторы из многих стран мира, в том числе – Россия, Австрия, Кипр, Нидерланды, Соединённое Королевство, Швейцария, Китай, Германия, Латвия и другие (рисунок 3).
Рисунок 3 – Страны-инвесторы в Республику Беларусь [16]
Таким образом, необходимыми предпосылками создания условий для роста инвестиционной активности в Республике Беларусь являются: снижение уровня инфляции и стабилизация национальной валюты; совершенствование налоговой политики; повышение уровня сбережений населения; постоянство основных законодательных и нормативных правил, регулирующих основные аспекты инвестиционной деятельности. В этих условиях одной из главных проблем является повышение роли государства в установлении оптимальных правил игры, стимулирующих предприятия, предпринимательские структуры, население к накоплению и инвестированию в производство. Государство должно активно использовать меры по стимулированию частных инвестиций, в том числе действуя через специально созданные инвестиционные и финансовые институты. Решению данных проблем будет способствовать:
- развитие системы страхования инвестиций (иностранных, отечественных) с учетом международной практики;
- разработка
и совершенствование механизма
привлечения инвестиций для
- разработка механизма привлечения капиталов негосударственных инвесторов для реализации эффективных проектов государства (в том числе в сфере производства);
- привлечение
свободных средств
- использование
венчурного капитала для
Важное место в развитии инвестиционной деятельности отводится формированию благоприятного инвестиционного климата, который является необходимым условием привлечения инвестиционных ресурсов, а также повышения активности и эффективности этой деятельности.
Государство должно также активно использовать меры по стимулированию частных инвестиций, в том числе действуя через своих агентов и специально созданные инвестиционные и финансовые институты.
Сотрудничество с международными финансовыми институтами (МВФ, ЕБРР, МБРР и др.), иностранными государствами-кредиторами, частными экономическими структурами является весьма важным и для нашей республики в целях привлечения инвестиций. Оно способствует интеграции национальной экономики в мировую, так как сопровождается производственной и научно-технической кооперацией. Конкуренция за привлечение мировых инвестиционных ресурсов не дает оснований рассчитывать на серьезные изменения сложившейся ситуации, поэтому следует констатировать, что иностранный капитал – это фактор, необходимый для ускорения национального развития, но в качестве дополняющего внутренние возможности государства.
Вместе с тем необходимо содействовать привлечению зарубежных инвестиций в расширение экспортных возможностей нашего государства, в транспорт и связь (используя новые возможности геополитического положения Республики Беларусь), привлекать новые технологии, ноу-хау, техническую помощь, особенно в вопросах подготовки кадров для рыночной экономики. При этом необходимо учитывать еще один очень важный фактор данной проблемы – подозрительность и тревогу населения в связи с проникновением иностранного капитала в экономику своего государства. Несмотря на возможный приток капитала, внедрение новых технологий и оборудования, создание дополнительных рабочих мест, настороженность по отношению к иностранным инвестициям является реальностью и должна учитываться при формировании инвестиционной политики Республики Беларусь. Причем такие настроения могут встречаться не только среди населения, но и среди руководящих кадров предприятий и государственных ведомств.
Не менее важным является освоение привлекаемого иностранного капитала и его эффективное использование для создания социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь, в том числе с помощью реализации невостребованного национального научно-технического потенциала и его дальнейшего развития.
инвестиций в Республике Беларусь
В последние годы правительство Беларуси активно проводит политику, направленную на реформирование и либерализацию экономических отношений в стране. Целью этой политики является, прежде всего, раскрепощение предпринимательской инициативы. А это в свою очередь способствует росту производства и занятости, увеличению притока инвестиций, ускорению внедрения инноваций, одним словом, успешному социально-экономическому развитию страны.
Следует отметить, что после приобретения самостоятельности экономика Беларуси развивалась в основном за счет внутренних инвестиционных ресурсов. Однако намеченная широкомасштабная модернизация производственного потенциала, поддержание стабильной конкурентоспособности производимой продукции, развитие сферы услуг требуют значительного увеличения инвестиционного капитала. В этой связи привлечение иностранных инвестиций приобретает особую актуальность, а создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение защиты интересов инвесторов является нашей важнейшей задачей.