Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 22:24, реферат
Географическое положение Франции. Экономическая система и ее особенности. Современное развитие и место экономики страны в мировом хозяйстве. Миграция капитала. Миграция трудовых ресурсов. Вывоз национального богатства и природных ресурсов. Членство в международной организации. Стабильность валютной системы и характеристика национальной валюты.
В области внешнеэкономической политики приоритет отдается развитию экспорта импортозамещающих производств. Наряду с идеей “нового завоевания внутреннего рынка” выдвинута идея “нового завоевания западноевропейского рынка”.
3.1. Миграция капитала
В настоящее время большая
часть экспорта французских прямых
инвестиций осуществляется через каналы
французских транснациональных
корпораций. На Францию приходится
10 из 100 крупнейших ТНК, по этому показателю
она уступает лишь США, Японии и Великобритании,
которым в этом списке принадлежат
25, 16 и 12 ТНК, соответственно.
К числу крупнейших французских ТНК можно
отнести, прежде всего, одного из лидеров
глобального медиарынка компанию «Вивенди
юниверсал». Сегодня семь членов совета
директоров «Вивенди» – американцы. Остальные
– французы, представляющие крупные французские
компании: продавца одежды, дорогих напитков
и украшений «Эл Ви Эйч Эм», производителя
оборудования связи «Алкатель», банк «Би
Эн Пи Парибас» и группу по производству
цемента «Сант-Гобаин». Важно отметить,
что все эти компании, активно развивая
бизнес за рубежом, также превратились
из французских в транснациональные.
В 1990-1999 гг. объем накопленных инвестиций
французских компаний заграницей достиг
298 млрд. долларов, а доля французского
бизнеса на мировом рынке выросла до 7,8%.
Первоначально стремление французов работать
за рубежом поощрялось. В частности, именно
Жак Ширак одобрил слияние и сделки «Вивенди»
с американскими компаниями. Однако он
же в 2002 г. фактически обвинил главу «Вивенди»
Жан-Мари Мессье в насильственном насаждении
американской культуры посредством телевещания.
И сегодня уже многие, даже умеренные политики
называют предпринимателей типа Мессье
предателями, для которых «интересы иностранных
инвесторов выше интересов Франции».
Тем не менее, с экономической точки зрения
деятельность французских ТНК приносит
стране положительные результаты. Трансграничные
слияния и поглощения уменьшали уязвимость
французских приобретающих компаний и
способствовали более рентабельному ведению
операций. При этом, как правило, происходило
некоторое преобразование организационной
структуры компаний. В частности, особенностью
Франции является появившаяся в 90-х гг.
тенденция к организации промежуточных
компаний. В них работает небольшое число
высококвалифицированных специалистов-менеджеров,
которые организуют работу иностранных
подрядных предприятий. Последним ТНК
передает все функции по созданию товара,
кроме управления, т.е. головная компания
в данном случае выступает в качестве
исследовательской, дизайнерской и маркетинговой
компании, вкладывающей капитал в рекламу,
а не в производство. Подобная форма организации
и управления позволяет ТНК Франции производить
конкурентоспособную продукцию без затраты
средств на создание заводов. Промежуточные
компании получили распространение, прежде
всего, в отраслях, занятых производством
потребительских товаров, в меньшей степени
– бытовой и компьютерной техники. Причем
их создание дает французским ТНК явное
преимущество перед традиционными вертикально-интегрированными
монополиями других стран, что имеет важное
значение на фоне увеличивающейся в ЕС
конкуренции между различными ТНК.
Кроме того, именно ТНК имеют ярко выраженные
конкурентные преимущества в сфере услуг
и наукоемких отраслях промышленности
по сравнению с национальными компаниями.
Следовательно, деятельность французских
ТНК способна повысить уровень развития
в стране отраслей «новой экономики»,
что, как было указано в предыдущем пункте,
сделает инвестиционный климат во Франции
еще более привлекательным.
3.2. Миграция трудовых ресурсов
Удобное географическое расположение,
наличие множества
Действительно, многие специалисты сходятся
во мнении, что Франции нужны иммигранты.
Например, на юге страны виноделы и садоводы
жалуются, что не могут привлечь достаточно
работников, несмотря на уровень безработицы,
превышающий 9%, а статистика ООН указывает
на то, что Франции ежегодно необходимо
привлекать 1,7 млн. иммигрантов, чтобы
поддерживать демографический статус
кво. Сегодня об иммиграции говорят еще
и как о средстве борьбы со старением нации.
Тем временем иммиграционный поток во
Францию обретает всевозрастающие объемы.
Согласно переписи населения 1999 г. общее
число иностранных резидентов, проживающих
во французской метрополии, включая 2,5
млн. иностранцев, получивших гражданство
Франции, составило 4,3 млн. человек, что
эквивалентно 7,4% населения. Для сравнения:
доля иностранцев в населении других развитых
стран в среднем составляет 4,5%. При этом
1,3 млн. из указанных выше 4,3 млн. человек
– это выходцы из Алжира, Марокко и Туниса.
Однако, это данные официальной статистики.
Согласно же докладу, представленному
2 года назад группой академиков и экспертов
(Высший Совет Интеграции), во Франции
проживают не менее 4-5 млн. одних только
мусульман, половина из которых имеет
французское гражданство. Причем почти
3 млн. мусульман являются выходцами из
Северной Африки (1,5 млн. – из Алжира, 1
млн. – из Марокко, остальные – из Туниса).
Среди мусульман также 350 тыс. иммигрантов
приходится на Турцию, 250 тыс. – на Южную
Африку, оставшиеся – на Ближний Восток
(в основном, это курды и иранцы). Таким
образом, каждый 12-й житель Франции является
выходцем из мусульманского государства.
Одновременно, высокий уровень налогообложения
и большое количество административных
барьеров в предпринимательской сфере
приводят к тому, что индивидуальные налогоплательщики,
которые достаточно состоятельны и активны,
покидают пределы Франции. Так, уже 300 тыс.
французов проживают в юго-восточной Англии,
где налоги значительно ниже и гораздо
проще открыть собственный бизнес. На
эмиграцию населения оказывает влияние
и ситуация с безработицей – только у
30% французов до 30 лет есть постоянная
работа. Неудивительно, что за последние
годы свыше 2 млн. молодых французов уехало
в США и Великобританию. А власти, о чем
говорят вышеприведенные цифры, чтобы
поддержать стабильную демографическую
ситуацию, компенсируют этот отток марокканцами
и алжирцами. Подобная ситуация еще более
усугубляет демографический кризис и
усиливает ощущение французами утраты
своей «национальности» на фоне постепенно
проникающей в страну американской модели
бизнеса.
3.3. Вывоз национального богатства и природных ресурсов
За последнее десятилетие
Франции удалось успешно
В 2002 г. доля внешней торговли Франции
в ВВП составила 39,7%, а экспортная квота
– 20%. Основные статьи импорта – машины
и оборудование, автомобили, энергоносители,
авиатехника, продукция электронной промышленности,
основные химические продукты, продукты
питания, ткани, одежда. Многие из этих
статей являются также и статьями экспорта,
особенно сельскохозяйственные и пищевые
продукты, автомобили и другие средства
наземного транспорта, машины и оборудование,
авиатехника, химические продукты, фармацевтические
препараты и парфюмерно-косметическая
продукция. К важным статьям экспорта
относятся также оборудование для космонавтики
и оружие. При этом Франция, не располагающая
значительными запасами углеводородного
сырья, является чистым импортером энергии.
Для сокращения энергетической зависимости
Франция проводила политику, направленную
с одной стороны на контроль над потреблением
энергии, с другой – на развитие ядерной
энергетики. Благодаря такой двоякой политике
доля импорта энергоносителей в общем
объеме импорта Франции упала с 28% в 1980
г. до 7% в начале 2000-х гг. В структуре как
экспорта, так и импорта услуг ведущая
роль отведена туризму и транспортным
услугам.
Около 78% внешней торговли Франции приходится
на страны ОЭСР, при этом в большей мере
она ориентирована на Европейский союз:
на его долю приходится 61,3% французского
экспорта и 58,6% импорта. Основными импортерами
французской продукции являются ближайшие
соседи Франции: Германия (14,7%), Великобритания
(9,8%), Испания (9,6%) и Италия (8,8%). Значительная
доля французского экспорта приходится
также и на США (8,7%). Наибольший удельный
вес во французском импорте принадлежит
Германии (16,7%), Италии (9,1%), США (8,9%), Великобритании
(7,5%) и Бельгии-Люксембургу (7%). При этом
Германия уже на протяжении многих лет
является ведущим французским торговым
партнером.
Важно отметить, что экспорт французских
товаров преимущественно в европейские
страны способствовал повышению их качества
до уровня первоклассной продукции, усилению
позиций в таких отраслях, как авиационная
промышленность, автомобилестроение,
производство напитков, фармацевтическая
промышленность, и т.д. Но одновременно,
специализация Франции не слишком четко
проявляется в области новых технологий,
применение которых, безусловно, будет
быстро расширяться как в промышленности,
так и в сфере услуг. Показательный пример:
в 1997 году Великобритания вытеснила Францию
со 2-го места в мире по экспорту услуг.
Нерешенной проблемой остается и зависимость
Франции от импорта оборудования: процент
покрытия импорта экспортом по этой товарной
группе все еще ниже, чем у однотипных
европейских стран. Дальнейшее повышение
конкурентоспособности французских изделий
на мировом рынке зависит, в основном,
от расширения деятельности национального
бизнеса в новейших отраслях и от мероприятий
государства по снижению тех издержек
производства, которые находятся в его
ведении. Следовательно, дальнейшая ориентация
экономики Франции на высокие налоги и
социальные отчисления (которые существенно
увеличивают издержки) чревата ухудшением
общей структуры экспорта Франции и его
сокращением.
Торговля Франции со странами, не входящими
в ОЭСР, составляет лишь 22% в общем объеме
внешней торговли. На одну только Германию
приходится такой же объем французского
экспорта, как на все развивающиеся страны
Азии, Африки и Латинской Америки вместе
взятые. При этом доля Франции на рынках
Азии, Латинской Америки остается в пределах
2-4% (по сравнению со средним показателем
примерно 10% на ее традиционных рынках
– в Европе и Африке). Но если в странах
Азии и Латинской Америки экономика будет
и впредь развиваться более быстрыми темпами,
чем в других странах, Франция может утратить
свои позиции, что неизбежно приведет
к сокращению ее доли на мировом рынке
(составляющей сегодня около 5%). Следовательно,
одной из существенных задач для французских
предприятий является расширение присутствия
на азиатских и латиноамериканских рынках,
которые благодаря своей специализации
обладают мощным потенциалом роста.
Рассматривая динамику внешней торговли,
необходимо отметить, что с 1993 г. сальдо
торгового баланса Франции становится
активным, в то время как в конце 80-х гг.
оно характеризовалось значительным дефицитом.
За 1993-1999 гг. активное сальдо торгового
баланса Франции значительно увеличилось,
достигнув в 1997 году рекордного уровня
в 160 млрд. франков (около 2% ВВП). В 1999 году,
несмотря на неблагоприятное стечение
обстоятельств (слабый экономический
рост в Германии, повышение цен на нефть),
положительное сальдо внешнеторгового
баланса все же оставалось на уровне 113
млрд. франков (16,5 млрд. евро). В 2000 г. вследствие
дальнейшего роста цен на нефть стоимость
импорта товаров несколько превысила
стоимость экспорта. Однако экспорт услуг
по-прежнему превышал их импорт, и баланс
текущих операций был сведен в 2000 г., как
и в 1999 г., с положительным сальдо. При этом
по сравнению с 1999 г. темпы роста экспорта
в 2000г. повысились более чем втрое, что
было связано как с введением евро, так
и с его девальвациями.
В первой половине 2001 г. экспорт французских
товаров увеличивался, несмотря на падение
темпов роста американской экономики.
Однако во второй половине 2001 г. произошло
сокращение французского экспорта товаров,
связанное с падением спроса со стороны
большинства индустриальных стран, особенно
Германии. Кроме того, в конце года наблюдалось
резкое сокращение в торговле услугами
(особенно в авиаперевозках и туризме),
вызванное последствиями событий 11 сентября.
В результате за 2001 г. экспорт французских
товаров и услуг увеличился лишь на 1% против
увеличения на 14,5% в 2000 г. Но в то же время
Франция вернулась к положительному сальдо
торгового баланса, которое составило
3,8 млрд. евро. Если к торговле товарами
добавить обмены в сфере услуг, то активное
сальдо торгового баланса Франции в 2001
г. составило 23,7 млрд. евро. При этом наблюдалось
сокращение чистого экспорта сельскохозяйственной
продукции на фоне увеличения чистого
экспорта промышленной продукции невоенного
характера. Эти тенденции говорят о сокращении
зависимости Франции от импорта оборудования,
что позволяет строить благоприятные
прогнозы относительно будущей позиции
страны в сфере мировой торговли.
С точки зрения географии французской
внешней торговли в 2001 г. наблюдалось сокращение
экспорта в страны Еврозоны, особенно
в Германию и Нидерланды. В то же время
было достигнуто высокое активное сальдо
в торговле товарами со странами-экспортерами
нефти и развивающимися странами Азии
и Африки, вызванное увеличением экспорта
в эти страны французского морского и
воздушного транспортного оборудования.
Кроме того, был сокращен дефицит в торговле
с США благодаря более быстрому падению
импорта по сравнению с падением французского
экспорта в эту страну.
В целом, Франция удержала свои доли на
рынке стран ОЭСР и сохранила уровень
своей конкурентоспособности в странах,
являющихся основными торговыми партнерами.
Она сохранила лидирующее положение по
величине активного сальдо баланса текущих
операций среди стран ЕС. Таким образом,
на фоне негативных тенденций в мировой
экономике Франция удержала свои позиции
на мировом рынке и имеет все шансы их
улучшить при дальнейшем увеличении внимания
к новейшим технологиям и рынкам, обладающим
большим потенциалом роста.
3.4. Членство в международной организации
Франция - член Организации Объединенных Наций и служит одним из постоянных членов Совета безопасности ООН с правами вето. Это - также член Всемирной торговой организации (ВТО), Секретариат Тихоокеанского Сообщества (SPC) и Комиссии Индийского океана (COI). Это - объединённый член Ассоциации карибских государств (ACS) и ведущего члена Международной Франкоязычной Организации (OIF) пятидесяти одной полностью или частично Франкоговорящей страны. Это принимает штаб OECD, ЮНЕСКО, Интерпола, Основы Союза и Международного бюро для Весов и Мер. В 1953 Франция получила запрос от Организации Объединенных Наций, чтобы выбрать герб, который представит это интернационально. Таким образом французская эмблема была принята и в настоящее время используется на паспортах.
Французская внешняя политика
была в значительной степени сформирована
членством Европейского союза, которого
это был член-учредитель. В 1960-ых,
Франция стремилась исключить британцев
из организации, стремясь построить
ее собственное положение в
Франция - член Организации Североатлантического договора, но при Президенте де Голле, это исключило себя из объединенной военной команды, чтобы избежать воображаемого доминирования его иностранного и политики безопасности американским политическим и военным влиянием. В начале 1990-ых, страна вызвала значительную критику от других наций для ее подземных ядерных испытаний во Французской Полинезии. Франция энергично выступала против 2003 вторжения в Ирак, напрягая двусторонние отношения с США и Великобританией. Франция сохраняет сильное политическое и экономическое влияние в своих прежних африканских колониях (Françafrique) и поставляла экономическую помощь и войска для миссий по поддержанию мира в Кот-д'Ивуаре и Чаде.
3.5. Стабильность
валютной системы и
Уже после второй мировой войны – в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, в который вошли 17 западноевропейских государств. Его целью стали борьба с жесточайшей нехваткой долларов и восстановление разрушенной войной валютно-финансовой системы региона.
Реальная попытка ввести единую европейскую валюту была предпринята в 1970 г. Воодушевленные первыми успехами интеграции страны Общего рынка решили, что настало время перейти к валютному союзу. Разработка программы была поручена тогдашнему премьер-министру Люксембурга Пьеру Вернеру, поэтому весь проект получил название "план Вернера". В соответствии с ним к 1980 г. участники союза должны были ввести полную взаимную обратимость валют, твердо зафиксировать обменные курсы и в конечном итоге перейти к единой валюте.
Однако почти сразу стало ясно, что задуманному не суждено сбыться. В 1971 г. доллар перестал размениваться на золото, и начался затяжной кризис международной валютной системы. Вслед за ним последовал взлет цен на нефть, спровоцировавший долговременный спад в западных экономиках. Хотя внешние потрясения стали лишь дополнительным фактором провала "плана Вернера", основная причина неудачи была внутреннего свойства. В то время страны ЕС имели очень неоднородную динамику хозяйственного развития, в том числе и разные темпы инфляции, что не позволило бы удержать их валюты в одной "упряжке", каким бы эффективным ни был механизм валютной интеграции.
В конце 70-х гг. в Западной
Европе появились признаки выхода из
стагнации, многие страны провели структурную
перестройку и уменьшили
Условная стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной корзины, включающей валюты всех 12 стран ЕС. Это следующие валюты: немецкая марка, французский франк, английский фунт, итальянская лира, голландский гульден, бельгийский франк, испанская песета, датская крона, ирландский фунт, португальский эскудо, греческая драхма и люксембургский франк.
В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный вес» валют в ЭКЮ был заморожен, однако относительный вес колеблется в зависимости от рыночного курса. Так, в октябре 1993 г. доля марки ФРГ равнялась 32,6%, французского франка – 19,9%, фунта стерлингов – 11,5%; итальянской лиры – 8,1%, датской кроны – 2,7% и т. д.
В качестве реальных резервных активов ЕВС использует золото. Во-первых, эмиссия ЭКЮ частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов стран ЕВС и Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС).
Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний.
Предел колебаний курсов валют стран ЕЭС между собой допускался от ±1,125% до ±4,5% в разные годы. В графическом изображении «змея» означала узкие пределы колебаний курсов валют 6 стран ЕЭС (Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга) между собой. Если курс валюты страны опускался ниже допускаемого предела, центральный банк должен был скупать национальную валюту на иностранную.
Информация о работе Роль и место Франции в мировом хозяйстве